История создания и краткая характеристика ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 01:54, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе попробуем очертить круг основных проблем вступления России в ВТО, понять так ли уж необходимо присоединение нашей страны к этой организации и попытаемся спрогнозировать, что произойдет с национальной экономикой после присоединения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
История создания и краткая характеристика ВТО……………………...4
Структура ВТО……………………………………………………………7
Основные цели и принципы ВТО………………………………………..8
Основные цели и задачи вступления России в ВТО…………………..11
Процесс вступления России в ВТО…………………………………….13
Требования, предъявляемые России на переговорах по системным вопросам присоединения………………………………………………………14
Оценка степени приемлемости предлагаемых России условий присоединения и их соответствия нормам и практике ВТО………………...21
О балансе вероятных «плюсов» и «минусов» вступления России 26 в ВТО на предлагаемых системных условиях и задачах придания процессу присоединения конструктивной направленности…………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

Менеджмент кр.docx

— 68.54 Кб (Скачать)

     - деятельность на основе принципа  наибольшего благоприятствования,  т.е. торговля без дискриминации,  которая обеспечивается взаимным  предоставлением, с одной стороны,  режима наибольшего благоприятствования  в отношении экспортных, импортных  и транзитных операций и связанных  с ними таможенных пошлин и  сборов, а с другой - национального  режима, т.е. равного подхода к  импортным и отечественным товарам  в отношении внутренних налогов  и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

     - прогрессивное снижение таможенных  тарифов в ходе периодически  проводимых раундов многосторонних  торговых переговоров (МТП) и  их юридически оформляемое закрепление  на согласованном уровне;

     - взаимность в предоставлении  торгово-политических уступок;

     - прозрачность торговой политики;

     - разрешение торговых споров путем  проведения консультаций и переговоров,  а в случае невозможности достижения  согласия - путем рассмотрения споров  в специально создаваемых органах  и др.

     Важнейшими  функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями и др.

     На  основании действующих принципах  и правилах общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать  следующим образом:

     1. создание более благоприятных  условий доступа на мировые  рынки товаров и услуг на  основе предсказуемости и стабильности  развития торговых отношений  со странами-членами ВТО;

     2. доступ к механизму ВТО по  разрешению споров, обеспечивающему  защиту национальных интересов,  если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение  дискриминации;

     3. возможность реализации своих  текущих и стратегических торгово-экономических  интересов путем эффективного  участия в МТП при выработке  новых правил международной торговле.

 

     2. Основные цели  и задачи вступления  России в ВТО 

     Россию  в переговорах о присоединении  представляет Министерство экономического развития и торговли, которое и  сформулировало свое видение целей  присоединения. В результате, как  считают специалисты и эксперты министерства, должны быть достигнуты следующие конкретные цели:

  1. Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки;
  2. Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  3. Создание более благоприятного климата для инвестиций в результате приведения законодательства в соответствие с нормами международного права;
  4. Расширение возможностей для российских инвестиций в странах-участницах ВТО, в частности, за счет улучшения положения в банковской сфере;
  5. Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на внутренний рынок;
  6. Участие в разработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  7. Улучшение имиджа России в мире как надежного и полноправного участника международной торговли.

     Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот. То есть все это должно помочь устранить препятствия на пути российского экспорта на мировые рынки, главным образом, западные.

 

     3. Процесс вступления России в ВТО  

     В 1993 году Россия обратилась с официальной  заявкой о присоединении к  ГАТТ. В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая  группа по присоединению России к  ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. ВТО в Рабочую группу (РГ) по присоединению РФ к ВТО. РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО. Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО. После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО. [9; с.79-81] На современном этапе переговоры ведутся по тарифным вопросам, по доступу на рынок услуг и др. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении. Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров.

 

      4. Требования, предъявляемые  России на переговорах  по системным вопросам  присоединения 

     Ход переговоров по присоединению России наглядно свидетельствует о том, что участники Рабочей группы предъявляют нам весьма жесткие требования. Заявления о политической поддержке присоединения России к ВТО, сделанные ведущими членами этой организации, никоим образом не свидетельствуют об их отказе от стремления добиться значительных преимуществ для собственных производителей и экспортеров, резко расширить свое присутствие на российском рыночном пространстве. Их основные задачи – получение свободного доступа к дешевым сырьевым ресурсам России и продвижение своих товаров и услуг на ее потенциально емкий рынок.

     Согласно  принятому ВТО регламенту, переговоры о присоединении нашей страны ведутся по четырем направлениям. Это:

  1. тарифные переговоры, т. е. доступ на рынок товаров;
  2. доступ на рынок услуг;
  3. государственная поддержка сельского хозяйства;
  4. системные вопросы присоединения.

     При этом следует подчеркнуть, что российская сторона до сих пор была озабочена  главным образом приведением  отечественного законодательства в  соответствие с нормами и правилами  ВТО, тогда как основополагающие системные вопросы, связанные с  поддержкой российских производителей и превышением конкурентоспособности продукции, с общими условиями хозяйствования, а также с запрашиваемыми нашими партнерами в этих областях односторонними уступками, практически не рассматривались, хотя их значение для экономики страны трудно переоценить.

     Имеющаяся информация о ходе переговоров по системным вопросам присоединения  России к ВТО позволяет выстроить  следующий перечень основных требований наших партнеров по переговорам, структурировав эти требования с использованием соответствующих принятых в этой организации категорий.

     Применительно к общим обязательствам члена  ВТО партнеры по переговорам требуют  привести российское законодательство и правоприменительную практику в соответствие с нормами организации. Конкретно они предлагаю России принять на себя обязательства, которые  можно классифицировать так.

  1. «Стандартные» обязательства общего порядка, вытекающие из Соглашения об учреждении ВТО и основанных положений ГАТТ-94. Они содержат, во-первых, тот императив, что положения соглашений ВТО (в том числе Протокол о присоединении) применяются единообразно на всей таможенной территории РФ, включая регионы приграничной торговли, свободные экономические зоны и другие районы со специальным режимом налогообложения, регулирования и тарифов.

     Во-вторых, Россия должна обеспечить участникам внешнеэкономической деятельности право апеллировать к независимым  трибуналам и органам (в соответствии со статьей Х ГАТТ-94).

     В-третьих, в плане обеспечения транспарентности Россия обязана оперативно публиковать все законы и меры регулирования, описанные в статье Х ГАТТ-94, а также предоставить все предусмотренные нормами ВТО первоначальные нотификации к моменту присоединения.

     В-четвертых, с этого момента необходимо отменить меры нетарифного регулирования  импорта (как противоречащие требованиям  ВТО).

     В-пятых, с момента присоединения надлежит предоставить нерезидентам национальный налоговый режим (в соответствии со статьей № ГАТТ-94):

  1. акцизы на импорт и экспорт из стран СНГ должны быть эквивалентны акцизам на экспорт и импорт других стран;
  2. принцип взимания НДС в стране назначения должен распространяться и на страны СНГ, включая Белоруссию, в том числе в отношении экспорта газа и нефти.
  3. «Стандартные» обязательства по обеспечению выполнения норм многосторонних соглашений ВТО. По большинству последних – о технических барьерах в торговле, о санитарных и фитосанитарных мерах, по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), и др. – от России требуют выполнения с момента присоединения вытекающих из них обязательств в полном объеме и без предоставления какого-либо переходного периода. Равным образом от нас требуют привести в соответствие с нормами ВТО методы оценки таможенной стоимости.
  4. «Специфические» обязательства, направленные на приведение торгово-экономического режима в соответствие с нормами многосторонних соглашений ВТО. Во-первых, с момента присоединения Россия не должна применять нынешние и вводить новые меры господдержки, являющиеся, согласно третьей статье Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, (ССКМ), субсидиями, в том числе запрещенными (речь идет об отмене не только федеральных, но и региональных субсидий).

     Во-вторых, в случае введения режима пред отгрузочной  инспекции данная мера должна носить временный характер; Россия обязана  гарантировать, что этот режим будет  соответствовать нормам ВТО (в частности, соглашениям по пред отгрузочной  инспекции, импортному лицензированию, таможенной оценке, техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам).

     В-третьих, в области таможенного регулирования  и таможенных процедур от нас требуют:

  1. с момента присоединения не применять к импортируемым товарам какие-либо сборы и пошлины, кроме обычных таможенных, а также фиксировать все сборы за таможенное оформление и обработку грузов;
  2. обеспечить соответствие правил таможенной оценки требованиям Соглашения по таможенной оценке, а также решениям ВТО по учету процентных ставок в таможенной оценке программных носителей для оборудования по обработке информации.

     В-четвертых, Россия обязывается применять законы и нормативные акты, регулирующие деятельность государственных торговых и иных предприятий, наделенных специальными или эксклюзивными привилегиями (связанными с госзаказом, закупками  для федеральных госнужд, с выполнением межправительственных соглашений по поставкам, и т. п.), в соответствии с требованиями ВТО (включая статью 17 ГАТТ-94).

     В-пятых, России придется предложить другим сторонам либо привести «соглашения о добровольном ограничении экспорта» в соответствие с требованиями ВТО, либо прекратить их действие с момента присоединения.

     В-шестых, с этого момента наша страна должна следовать нормам ВТО (включая требования статьи 24 ГАТТ-94) в отношении своего участия в торговых соглашениях, зонах свободной торговли и таможенных союзах.

     В-седьмых, нам предстоит отменить норму  о локальном компоненте в законодательстве, касающемся соглашений о разделе  продукции (как противоречащую требованиям  статьи 3 ГАТТ-94).

     В-восьмых, нужно будет привести порядок  лицензирования алкоголя и фармацевтической продукции в соответствие с положениями  Соглашения по импорту лицензированию.

     Что касается «льгот» по общим обязательствам ВТО (выполнение которых для присоединяющейся страны может быть отложено, т. е. осуществлено в течение переходного периода  или обусловлено определенными  требованиями), то Россия может попытаться добиться согласия на введение переходного  периода по каким-либо многосторонним соглашениям ВТО или на определенные изъятия из их требований на этот период. При этом важно иметь в виду: из запросов наших вопросов на данном этапе переговоров следует, что по собственной воле никаких льгот нам предоставлять никто не собирается.

     Применительно к дополнительным обязательствам (т. е. выходящим за рамки общих обязательств ВТО, вытекающих из текстов многосторонних соглашений) наши партнеры по переговорам  выдвигают к России следующие  основные требования:

Информация о работе История создания и краткая характеристика ВТО