История создания и краткая характеристика ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 01:54, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе попробуем очертить круг основных проблем вступления России в ВТО, понять так ли уж необходимо присоединение нашей страны к этой организации и попытаемся спрогнозировать, что произойдет с национальной экономикой после присоединения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
История создания и краткая характеристика ВТО……………………...4
Структура ВТО……………………………………………………………7
Основные цели и принципы ВТО………………………………………..8
Основные цели и задачи вступления России в ВТО…………………..11
Процесс вступления России в ВТО…………………………………….13
Требования, предъявляемые России на переговорах по системным вопросам присоединения………………………………………………………14
Оценка степени приемлемости предлагаемых России условий присоединения и их соответствия нормам и практике ВТО………………...21
О балансе вероятных «плюсов» и «минусов» вступления России 26 в ВТО на предлагаемых системных условиях и задачах придания процессу присоединения конструктивной направленности…………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

Менеджмент кр.docx

— 68.54 Кб (Скачать)

     Разумеется, переговоры по вопросам доступа нерезидентов на рынки товаров и услуг тоже крайне значимы. Либерализация доступа  иностранных фирм на рынок услуг, в первую очередь финансовых (а  также строительных, туристических, торговых), приведет к существенным потерям для соответствующих  российских предприятий. Нельзя забывать о том, что при всех своих недостатках  финансовая система – это не только продуцент услуг, но и важнейший  регулятор экономики, а значит, экономическая  безопасность России может серьезно пострадать, если наши платежно-расчетная  и кредитная сферы в значительной мере попадут под управление мощных зарубежных «игроков».

     Несмотря  на то, что в последнее время  налицо некоторая активизация консультаций с представителями предпринимательский  кругов по вопросам присоединения к  ВТО, участие в этом процессе в  значительной степени носит характер приложения разнонаправленных лоббистских  усилий, масштабы которых к тому же зависят главным образом от субъективных факторов – осведомленности  конкретных корпоративных менеджеров о сути проблем и от наличия  у них возможности попадать в  начальственные кабинеты, «работать» с депутатами, и т.п.

     В связи со всем этим главными задачами становятся объективная оценка возможных  отрицательных и положительных  последствий присоединения России к ВТО, подведение баланса «плюсов» и «минусов», разработка мер по минимизации  неизбежных негативов. В данном контексте  приходится констатировать, что развернувшаяся в последнее время аналитическая  работа по выявлению последствий  присоединения для отдельных  отраслей отечественной промышленности, как правило, ограничивается изучением  влияния динамики импортных тарифов; возможные же изменения общих  условий хозяйствования и механизмов господдержки остаются фактически в  стороне. Между тем без учета  влияния этих изменений, в первую очередь – на цены инвестиционных товаров и услуг, невозможно спрогнозировать  даже динамику ценовой конкурентоспособности  производимой продукции. При этом следует  иметь в виду, что резкое повышение  степени открытости внутреннего  рынка вкупе с подтягиванием  цен на продукцию и услуги естественных монополий к уровню мировых исключает  реализацию в нашей стране стратегий  развития, основанных на импортозамещении и на росте высокотехнологичного экспорта.

     Крайне  важно провести самый тщательный анализ соответствия мер поддержки развития отечественных отраслей экономики нормам и правилам ВТО, заблаговременно подготовиться к обсуждению и отстаиванию этих мер на переговорах. Ни в коем случае нельзя допустить «размена» важнейших позиций на заключительном этапе подготовки Доклада Рабочей группы. Кроме того, необходимо наладить мониторинг достигнутых договоренностей в отношении доступа на рынки товаров и услуг с целью гибких корректировок переговорной линии, динамичного согласования спорных моментов с представителями бизнеса, уточнения прогнозов последствий присоединения для отраслей и секторов экономики.

     В заключении хотелось бы сформулировать следующие вытекающие из вышеизложенного  рекомендации относительно направления  процесса присоединения России к  ВТО в конструктивное русло.

  1. Окончательное решение о присоединении к ВТО может быть принято исключительно на основе всесторонне аргументированного вывода о готовности к этому российских товаропроизводителей и механизмов государственного регулирования экономики. Для этого необходимо в кратчайшие сроки наладить работу по прогнозированию последствий вступления в ВТО для различных секторов экономики с учетом возможных комплексов системных условий присоединения.
  2. Принятие в ходе переговоров о присоединении к ВТО каких-либо конкретны обязательств, в первую очередь по системным вопросам, допустимо только после всесторонней оценки их последствий и получения обоснованного заключения об их приемлемости для России.
  3. Присоединению к ВТО должно предшествовать осуществления комплекса мер по повышению конкурентоспособности отечественных предприятий на основе обновления их технического и технологического потенциалов. Предстоит активизировать государственную поддержку научно-технических разработок и их внедрения в производство. Эти меры следует тесно сопрягать с определением приоритетов промышленной политики разработкой реализующих их механизмов господдержки, в максимальной степени обеспечивающих защиту национальных интересов и не противоречащих правилам ВТО
  4. В целях налаживания четкого контроля за ходом переговоров и обеспечения эффективного руководства процессом подготовки экономики к присоединению к ВТО представляется целесообразным создать при Президенте РФ соответствующий постоянно действующий совет, в котором по возможности должны быть представлены все отрасли российской экономики и лучшие научные силы. В его рамках желательно образовать экспертную группу, способную отслеживать и анализировать ход этой подготовки и осуществлять комплексную оценку возможных последствий принятия Россией обязательств.
  5. Помимо всех вышперечисленных факторов, касаемых непосредственно внутреннего анализа вступления РФ в ВТО, стоит заметить недавние публикации и типичные заблуждения относительно ВТО как организации, стремящейся улучшить экономическую стабильность и мобильность стран-участниц. К самым ярким аргументам, критикующим ВТО можно отнести следующие:

    - “ВТО диктует государственную политику правительствам стран-членов”

    - “Членство в ВТО ведет к потере суверенитета участников”

    - “Участие в ВТО – это полная либерализация доступа на рынок и свободная торговля любой ценой”

    - “Преследование коммерческих интересов в ВТО становится более приоритетной задачей, чем развитие”

    - “Коммерческие интересы в ВТО более приоритетны, чем защита окружающей среды”

    - “Коммерческие интересы преобладают над вопросами здоровья и безопасности человека”

    - “ВТО лишает людей работы и увеличивает разрыв между богатыми и бедными”

    -  “Маленькие страны в ВТО бессильны”

    -  “ВТО – это инструмент мощного лоббирования”

    -  “У более слабых стран нет выбора, они вынуждены присоединяться к ВТО”

    - “ВТО – недемократичная организация”

     Таким образом, членство России в ВТО не является самоцелью и не может  быть достигнуто любой ценой. Оно  должно отвечать задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в мировую экономику и торговлю.

 

     Заключение 

     Присоединение России к ВТО – сложный и  длительный переговорный процесс. Его  результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой  торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование  экономического сотрудничества России со странами мира.

     Таким образом, во главу угла должно быть поставлено не вступление как таковое, а вступление в ВТО на таких  условиях, которые позволят России повысить производительность труда  как минимум в 3-4 раза. Российская промышленность должна стать более  конкурентоспособной на рынках готовой  продукции, для которых, собственно, и имеют смысл все процедуры  ВТО. Для этого необходимо:

     - чтобы промышленная политика  была направлена на изменение  структуры экспорта России (поддержка  высокотехнологичного экспорта);

     - улучшению инвестиционного климата,  который не стимулирует в достаточной мере инвестиции внутрии страны, а, наоборот, подталкивает к вывозу капитала;

     - нормативно-правовое совершенствование  законодательной базы.

     Россия  должна иметь равные со странами ВТО  возможности по защите своих торгово-экономических  интересов в рамках многостороннего  механизма разрешения торговых споров.

     Встает  вопрос о завершении выработки консолидированной  переговорной позиции нашей страны по всей проблематике ВТО. Речь идет как  о разумном учете запросов наших  партнеров по переговорам, так и  об урегулировании имеющихся проблем  в доступе российских товаров  и услуг на рынки членов ВТО.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения – М: Аспект Пресс, 2000. – 254с.;
  2. Андрианов А. Проблемы и перспективы вступления России к ВТО// Маркетинг, 2004, №2. С.3-16;
  3. Брагина Е.А, Гутник В.П., Дмитриев С.С. ВТО и национальные экономические интересы. - Москва, 2003. – 326с.;
  4. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для вузов. М.: Международные отношения. - 2001. – 427с.: ил.;
  5. Кокшаров А. Против экспортных субсидий // Эксперт. 2004 №18. с. 17-23;
  6. Колесов В.П., Осьмова М.Н.. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. М.: Вагриус. 2000 . – 544 с.;
  7. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. Учебник для вузов: Пер. с англ. / под ред. В.П. Колесова. М.: Экономический факультет МГУ. ЮНИТИ. 1997. – 473 с.;
  8. Кузяев К. Вступление в ВТО// Общество и экономика, 2006, №2. с. 136-143;
  9. Ливенцев Н.Н. Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: Приор. 2002. – 287с.;
  10. Оболенский В. Присоединение России к ВТО и ее участие в интеграции // МЭ и МО. 2004. №3.;
  11. Плисецкий Д.Е. Вступление России в ВТО.// Банковское дело, 2004, №1. с. 15-19;
  12. Полуэктов А. «Важнейший шаг на пути к мировому рынку»// Внешняя торговля. 1995. № 7 . с. 8.;
  13. Пугель Т.А., Линдерт П.Х. Международная экономика: Учебник: Пер. с англ. М.: Дело и сервис. 2003. – 264с.;
  14. Россия и международная торговая система / под ред. Э. Вандузера, С.Ф. Сутырина, В.И. Капусткина. СПб.: Изд-во «Петрополис».2000. – 359 с.;
  15. Становление рынка в постсоветской России: Институциональный анализ под ред. Р.М. Нуреева. – М: Аспект Пресс, 2002. – 382с.;
  16. Татаркин А. Региональные последствия вступления России в ВТО. // Эксперт.2007. №5. с. 19-22;
  17. Хорошев С. Узелок проблем// Финансовый контроль, 2005, №5. С. 30-34;
  18. Шевченко И.В. Возможные последствия вхождения России в ВТО для малого бизнеса // Финансы и кредит. 2004. №27. с.27-33;
  19. Шумилов В.М. ВТО: право и система.- М.: Велби, 2005. – 407 с.
  20. www.wto.ru

Информация о работе История создания и краткая характеристика ВТО