Преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:24, курсовая работа

Краткое описание

Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России происходило бурный развитие предпринимательства. Предпринимательство - это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки:
- основной мотив этой деятельности - получение прибыли;
- свобода и автономность принятия решений предпринимателем;

Оглавление

Ведение
1. Понятие предпринимательства ……………………………………. 1
2. Индивидуальные предприниматели ………………………………. 3
3. Преимущества и недостатки ИП …………………………………... 7
4. Состояние и проблемы предпринимательства в
Свердловской области ………………………………………………. 10
5. Плюсы и минуса государственной политики
в сфере предпринимательства ……………………………………… 12
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

ип.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

          Лицензирование предприятий вынуждает пройти от 20 – 30 инстанций и получить лицензию, отнюдь не бесплатно, 50 – 90 согласований.

Интервью с Ириной Хакамадой по вопросам экономики предпринимательства.    «…Следующей статьей идет принуждение предпринимателя к добровольным тратам. Вам как бы ничего не приказывают, но если вы в регионе не профинансируете праздник в честь Губернатора и не вложите туда кучу денег, то на следующий день к вам придет налоговая милиция, или полиция, или еще не знаю что, но в любом случае предприятие будет терпеть огромные убытки. И, наконец, подношения лично чиновникам, разного уровня, в первую очередь, при получении в аренду недвижимости и получении земельных участков. Это самая коррумпированная сфера, в которую, несмотря на федеральные законы, доступа никакого нет, ни одного открытого конкурса, ни в одной губернии не проводится. Большая часть собственности в руках региональных и местных властей. По последним оценкам эти подношения составляют 33 млрд. долларов в год. Весь федеральный бюджет составляет 60-65 млрд. при высоких ценах, а при низких ценах, как было в 1998 году, 35-40 млрд. Т.е. при конечной оценке получается, что почти весь федеральный бюджет, второй бюджет страны, через взяточничество и беспредельную коррупцию лежит в карманах чиновников. Как можно говорить о спецпрограммах после таких цифр?  Конечно это благое дело, как в Америке. Я знаю, там есть специальные агентства и там оказывается огромная помощь государства. То же самое в Японии и т.д. У нас все превращается в чиновничий беспредел. Это, конечно, можно сделать, но это будет третье, наверное, дело или четвертое. А главное, убрать излишнюю власть с рынка и прекратить вот это мздоимство и упростить, действительно, систему отчетности, налогов и т.д. и дать доступ к кредитным ресурсам. А потом уже спецпрограммы.

    Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Вводится упрощение лицензирования. 27% считают, что закон положение ухудшил, 76% - не изменил. Что это означает? Сократили виды деятельности, подлежащие, обязательному лицензированию до 104 и сделали список закрытым. Никто не имеет право вводить новые виды лицензирования, потому что это закрыто Федеральным законом. Что делается на местах? Под видом проверок, выписывания новых, других документов ведомства фактически занимаются квази - лицензированием. Изменения арендных ставок на государственную недвижимость. Доступа к недвижимости нет - это вторая проблема. Значит, первая проблема для бизнеса - это вышеуказанная, а второе - отсутствие доступа к основным фондам. Ну, не может предприятие работать, если у него нет здания. Так, фермер не может ничего выращивать, если у него нет земли. Так, даже экспертная группа ученых, которые решили консалтингом заняться, не может даже маленькое дело начать, все равно помещение им нужно. И последнее - отсутствие кредитных ресурсов. У нас нет альтернативных институтов получения кредитов. Бьюсь 10 лет, никак не получается решить этот вопрос. Я имею в виду создание кредитных союзов юридических лиц, страховых союзов юридических лиц, когда их функции не облагаются страховым налогом внутри этой кассы взаимопомощи и при этом не нужно получать банковскую лицензию. Министерство финансов и ЦБ РФ против. Они считают, что это отмывание капитала. Это не правильно, потому что отмывание капитала происходит и так в оффшорах благополучно. 50% экономики находится в серой экономике, т.е. у меня такое впечатление, что государство упорно не хочет легализовать существующие финансовые капиталы в России. Я уверена, что в России мы просто купаемся за деньги. Вы не представляете, как много денег в стране, своих, отечественный денег. И они все находятся в серой экономике или находятся в карманах чиновников.

Что мешает малому бизнесу (отношения «чиновник – предприниматель»)  ПРИЧИНА               КОЛИЧЕСТ-ВО ОТЗЫВОВ               % ОТНОШЕНИЯ

Система согласований слишком громоздка               175               29,5

Постоянные изменения требований и условий получения документов               135               22,7

Незаинтересованность чиновников в оперативном получении документации               124               20,9

Умышленное «торможение» процесса получения документов               85               14,5

Отсутствие навыков в получении документов у сотрудников предприятий               46               7,7

Объективные причины, не зависящие от структур, выдающих документы               27               4,5

Не испытывают проблем в получении документов               2               0,4

 

Под документами подразумевается лицензии, свидетельства и др. документы, при организовании  предприятия.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

«Сегодняшние новости, как правило, слишком правдивы, чтобы быть хорошими»

Неизвестный журналист

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития индивидуального предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:

1.     более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

2.     большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

3.     гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

4.     относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;

5.     большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

6.     более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;

7.     относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала;

8.     упрощенное ведение учета хозяйственной деятельности предприятия;

9.     сосредоточение всего размера получаемой прибыли в одних руках – у хозяина предприятия и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.    В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

1.     более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

2.     зависимость от крупных компаний;

3.     недостатки в управлении делом;

4.     слабая компетентность руководителей;

5.     повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

6.     трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

7.     неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов)

8.     имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя, включая личное (дом, машина, дача и др.). Наиболее значимый недостаток, по мнению владельцев.  И др.

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников частых фирм.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев.

Американская статистика показывает, что женщины - владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого предпринимательства.

Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

¨     формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

¨     расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

¨     приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

¨     содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

¨     привлечение личных средств населения на развитие производства.

¨     создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

¨     способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;

¨     вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

¨     формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

¨     активизация научно-технического прогресса;

¨     освоение и использование местных источников сырья 11 отходов крупных производств;

¨     содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

¨     освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЕРДЛОВСОЙ ОБЛАСТИ

Малое предпринимательство играет существенную роль в народнохозяйственном комплексе Свердловской области, представляя собой по количественным и качественным характеристикам сложное социально-экономическое явление. С 1991 – 2001г.г число малых предприятий в области возросло в 4,6 раза и составило 21,6 тыс. единиц. Численность персонала в сфере малого предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей достигла 262 тыс. человек или 15,7% от занятого населения в отраслях народного хозяйства. Субъекты малого предпринимательства (137 тыс. единиц) функционируют практически во всех отраслях экономики, повсеместно осваивая небольшие рыночные сегменты. Из общей численности занятых в сфере малого бизнеса 44% - индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и 30% - работающие на малых предприятиях с численностью персонала до десяти человек. В экономике области на долю малых предприятии (без учета индивидуальных предпринимателей) приходится 8,4% объема выпуска продукции, работ, услуг и более 8% от общего поступления налогов. Большинству субъектов малого предпринимательства Свердловской области присущи гибкость, высокая приспособляемость к неблагоприятным условиям, значительная интенсивность труда. В 2000 – 2001г.г. малые предприятия области демонстрируют высокие темпы роста производства продукции, работ и услуг (ежегодно в 1,5 раза). Развитие малого предпринимательства происходит неравномерно в отраслевом и территориальном размерах, свыше половины предпринимателей предпочитают заниматься торговлей и оказанием услуг, более 80% субъектов малого предпринимательства сосредоточено в городах Екатеринбурге, Нижний Тагил, Каменске-Уральском, Первоуральске. В ряде отраслей экономики области (оптовая торговля, бытовое обслуживание) малый бизнес является доминирующим, обеспечивая свыше 2/3 от общего объема товаров и услуг, в других отраслях (строительство, розничная торговля) - весомым, где его доля соответственно 31% и 44%. Туристско-экскурсионные, фотографические услуги, ремонт жилья, ремонт и изготовление мебели, одежды и обуви, вязка трикотажных изделий и ряд других услуг на 70-99% предоставляются населению субъектами малого предпринимательства. Однако незначительна еще роль малого бизнеса в объемах производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, объемах услуг пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, санаторно-оздоровительных организаций (1-3 %).

По данным исследования Свердловского областного комитета государственной статистики 35% малых предприятий работают менее 2 лет, 27% - от 2 до 5 лет, 38% более 5 лет, в том числе 16% более 8 лет и только 0,5% осуществляют свою деятельность свыше 10 лет.

В Свердловской области за последние десять лет созданы определенная правовая база, специализированная инфраструктура содействия, малому бизнесу, разработан и осуществляется ряд государственных механизмов финансового, имущественного, информационного, обучающего и иного содействия в развитии субъектов малого предпринимательства.

Наиболее значимыми проблемами, сдерживающими во все годы развитие малого бизнеса, по данным многочисленных социологических исследований и опросов предпринимателей являлись несовершенство налогообложения, законодательства и финансово-кредитных механизмов. Отсюда неуверенность в будущем и невозможность работать с учетом долгосрочной перспективы. На пути малого бизнеса продолжают существовать неоправданные административные барьеры, особенно при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли.

У малого предпринимательства слаба производственно-техническая и ресурсная база, в этой сфере находится только 3% от всех основных фондов хозяйственного комплекса области. Поскольку малый бизнес осуществляет свою деятельность в основном на арендуемых площадях, то проблему нежилых помещений отмечают 25-30% субъектов малого предпринимательства. Сдерживает развитие предпринимательской деятельности высокие цены на энергоресурсы и коммунальные услуги. Социологические исследования показывают, что каждый 10 предприниматель сталкивается с нечестной конкуренцией. Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность - существенная проблема, негативно сказывающаяся на развитии малого предпринимательства. Часть населения по-прежнему негативно относятся к малому бизнесу, считая, что его доходы часто связаны с уклонением от установленных законом норм и правил ведения бизнеса.

После бурного роста в Свердловской области числа субъектов малого предпринимательства в I половине 90-х годов его развитие в последующем затормозилось. Происходит отток численности работающих из малых предприятий в индивидуальные предприниматели, что ведет к формированию менее эффективной структуры рабочих мест.

Исследование, проведенное в 2001г. по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в 6 субъектах Российской Федерации, в том числе и в Свердловской области, показало, что 58% опрошенных предпринимателей Свердловской области поставили среднюю оценку эффективности государственной поддержки малого бизнеса, 29% - низкую оценку, и никто не дал высокой оценки.

Информация о работе Преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства