Межнациональные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:05, контрольная работа

Краткое описание

Конфликт принимает разные формы на разных уровнях, начиная с нас самих. Внутри нас гнездятся стрессы, злость, иногда ненависть к себе и угнетающая зависимость. Мы не можем преодолеть определенные желания. Внутренний конфликт переходит с личностного уровня на конфликт между людьми. Мы обнаруживаем конфликт между мужем и женой, среди членов семьи, с соседями и друзьями, на работе и т.п. Существует очень много различного рода человеческих конфликтов. От них берут начало конфликты более высокого уровня в форме споров, конфликтов между этническими группами, с применением силы и, в конце концов, заканчивающихся войной.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Национальные общности...………...……..............................................4
Глава 2. Право на самоопределение……….……..………………………………..7
Глава 3. Национальные движения………………………………………………….8
Глава 4. Межнациональные конфликты. Причины………………………………9
Глава 5. Пути разрешения межнациональных конфликтов.……………………16
Глава 6. Национальная политика………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

КР по Политологии.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

    В теории и на практике нужно учитывать, что национальная политика, социальная политика, экономическая политика, демографическая политика и другие виды политической деятельности тесно взаимосвязанные между собой. В разных системах связи они соотносятся как общее и особое, целое и часть. Социальные, экономические, языковые, демографические аспекты национальной политики превращают ее в составную часть этих видов политики. Вместе с тем национальная политика как система является концентрированным выражением социальной, экономической, языковой, демографической политики.

    В национальной политике нужно различать  стратегические и текущие задачи. Стратегические задачи в сфере национальных отношений являются общими для всех наций и народностей любого государства и рассчитанные на определенный исторический период. Что касается политики текущего момента, то она определяет цели и задача, которые вытекают из сегодняшней ситуации.

    Важной  функцией национальной политики есть разработка эффективных образов и методов решения межнациональных конфликтов, их прогнозирование и предотвращение таких. В национальной политике важно не только своевременно «снять» уже существующие разногласия, а и их предусмотреть.

    Национальная  политика в сложных современных  условиях основывается на следующих  научно обоснованных принципах.

    Первый  принцип. Национальная политика должны базироваться на научном анализе и творческом осмыслении передового в этой области опыта как отечественного, так и мирового. За отправные точки для такого подхода надо брать равноправие народов и их взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение к интересам и общественным ценностям всех народов, непримиримость к национализму в любых его формах.

    Вторым  принципом является принцип стабильности территориальных границ суверенных государств. Политическая практика убедительно свидетельствует, что территориальные претензии ныне все больше становятся взрывоопасным фактором и без того напряженного современного жизни. Территориальные претензии приводят не только к обострению межгосударственных отношений, а даже и к войнам. Таких примеров в современном мире много — довольно указать на вражеские отношения между Ираном и Ираком, Индией и Пакистаном.

    Третьим принципом можно назвать принцип органического единства национальной, экономической, социальной, политической и духовной сфер развития общества. Национальную политику можно рассматривать как концентрированное выражение экономической, социальной, духовно-культурной та других видов политики. Вместе с тем национальная политика относительно самостоятельна и активно влияет на экономику и социальную жизнь общества. А потому недооценка как зависимости национальной политики от других направлений политики, так и относительной ее самостоятельности приводит к значительным просчетам в решении национальных проблем.

    Четвертый принцип - целостность национальной политики, учет взаимосвязи всех ее компонентов. Разрабатывая государственную национальную политику, необходимо учитывать географические факторы, демографические процессы, исторические особенности формирования данной наций, народности и других этнических групп, особенности формирования национальной государственности, национальный состав населения, соотношение коренного и некоренного населения, религиозность населения и наличие разных конфессий и религиозных групп, особенности национальной психологии народа, его национальные традиции и обычаи, взаимоотношения данного государства со своими соседями.

    Пятый принцип - осуществление специальной программы по развитию и предоставления соответствующей помощи национальным меньшинствам, представители которых проживают на территории государства, для развития их национальной культуры, образования, языки, традиций, обычаев и т.п.

    Шестой  принцип - формирование этики межнациональных отношений, возражение и осуждение любых проявлений несправедливости и насилия. Как свидетельствует исторический опыт, вражда и недоверие в сфере межнациональных отношений исчезнет только тогда, когда каждый гражданин любой национальности будет с одинаковым уважением относиться как к своим национальным, так и к инонациональным ценностям. Развитая с учетом этих принципов национальная политика может содействовать консолидации наций и народностей и осуществить их истинную гармонизацию.

    Рассматривая  взаимосвязь политики и национальных отношений, нужно остановиться на вопросе  о влиянии национального характера  на политические отношения. В понятии «национальный характер» аккумулируют своеобразные исторические пути наций, ее хозяйственной деятельности, социального, культурного развития и географической среды. Все это оставляет след в психике ее представителей, выражается в поведении, вкусах, привычках, особенностях мышления и восприятии окружающего мира. Черты национального характера, национальной психологии меняются вместе с изменениями условий существования наций. Вот почему в практической политике нельзя игнорировать национально-психологических особенностей того или другого народа.

    Национальный  характер оказывает влияние на политическое поведение людей, а следовательно (хоть и опосредованно), на политическое устройство. Он в значительной мере определяет поведение наций в кризисных ситуациях. Политик должен учитывать национальный характер народа, учитывать его в своих действиях. Действия, которые не отвечают стойким чертам национального характера, приводят политиков к поражениям.

    Итак, конечная цель последовательно демократической  национальной политики состоит в  согласовании национальных и межнациональных  отношений. Исходя из этого, можно сделать вывод, что гармонизация межнациональных отношений возможна, если,

    - во-первых, процесс единения, сближение, а потом и интеграции наций происходит естественно, когда постепенно вызревают для этого процесса объективные и субъективные предпосылки.

    - во-вторых, гармонизация межнациональных отношений может состояться, если правильно выбрано политические формы объединения народов (федерация, конфедерация, содружество, ассоциация и т.п.) и гарантированно свободный выход из объединения.

    - в-третьих, если интегративные процессы обеспечивают реальные положительные результаты для всех участников такого объединения.

    - в-четвертых, если субъекты сообщества будут оставаться равными в своих правах и обязанностях, а определенное ограничение сферы реализации их суверенитета (что почти всегда неизбежно) будет добровольным самоограничением, а не следствием давки более.

    - в-пятых, если процесс интеграции будет нацелено не на нивелирование этнонациональных отличий, а на максимальное развитие этнонациональной самобытности народов.

    - в-шестых, если национальная политика будет гибкой, способной быстро приспосабливаться к вечно сменным условиям жизни и развития народов и наций.

    Главным фактором гармонизации национальных и межнациональных отношений есть создания правового демократического государства. Практика свидетельствует, что из-за тоталитарных и авторитарных режимов неизбежно возникает дисгармония в межнациональных отношениях, которая приводит к этнополитичних конфликтов, хаоса и насилия в обществе.

    Все это дает возможность приходить  к общему выводу, что гармонизация межнациональных отношений - не состояние, а беспрерывный процесс. Управление этим процессом со стороны государства хоть и очень сложная, но абсолютно реальная вещь.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    В основе любого конфликта лежат как  объективные, так и субъективные противоречия, также ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какой-либо проблеме, либо противоположные  цели, методы или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов оппонентов.

    По  мнению одного из основоположников общей  теории конфликта Р. Дарендорфа  концепция общества свободного, открытого  и демократического вовсе не решает  всех проблем и противоречий развития. От них не застрахованы не только развивающиеся страны, но и те, где имеется устоявшаяся демократия. Межнациональные конфликты - это специфическое, конкретно этническое выражение общесоциальных противоречий. Большинство политологов связывают их прежде всего с противоречиями, складывающимися в сфере материального производства. Последние нередко разрешаются путем революций, принимая вместе с тем различные побочные формы - как совокупность коллизий, как коллизии между различными классами, как идейная борьба, политическая борьба и т. д. В то же время характер этих конфликтов, в которых отчетливо просматриваются противоречия между национальными меньшинствами и "коренным" населением, весьма типичен.

    Существуют  две точки зрения на конфликт. Одни исследователи считают, что социальные конфликты несут угрозу, опасность распада общества. У других ученых иная точка зрения, что конфликты незаменимы как фактор всеобщего процесса социального изменения.

    Все же межнациональный конфликт - это  нежелательное явление в жизни  общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных национальностей. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы, затухать, затем разгораться с новой силой. Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями.

    Сейчас  мыслители, прогрессивные  политики  ведут  напряжённый  поиск  путей  выхода  из  многочисленных  современных  этнических  кризисов. Передовой  частью  мирового   сообщества   осознана  и  признана   ценность  гуманистического  подхода к этническим   проблемам. Суть  его состоит, в добровольном  поиске  согласия, в отказе  от национального насилия во  всех  его видах и формах, а во-вторых, в последовательном  развитии  демократии. Правовых  начал  в  жизни  общества. Обеспечение  прав  и   свобод  личности, независимо  от  национальной  принадлежности, есть  условие  свободы  любого  народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Ачкасов В.А., Гуторов В.А. Политология: Учебник. – М.: Юрайт, 2006. – 692 с.
  2. Лимонов В.А., Уколова И.П. Словарь основных терминов по политологии: Справочное пособие. – СПб: СПбГИЭУ, 2005. – 98 с.
  3. Политология: Учебник / Под ред. В.К.Мокшина. -  М.: Академический проект, 2008. – 608 с.
  4. Политология. Учебник для вузов / Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В.Д. Перевалов – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001. - 392 с.
  5. Чуланов Ю.Г. Политология: Учебник. – СПб.: Бизнес-пресса, 2008. – 455 с.

Информация о работе Межнациональные конфликты