Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:05, контрольная работа
Конфликт принимает разные формы на разных уровнях, начиная с нас самих. Внутри нас гнездятся стрессы, злость, иногда ненависть к себе и угнетающая зависимость. Мы не можем преодолеть определенные желания. Внутренний конфликт переходит с личностного уровня на конфликт между людьми. Мы обнаруживаем конфликт между мужем и женой, среди членов семьи, с соседями и друзьями, на работе и т.п. Существует очень много различного рода человеческих конфликтов. От них берут начало конфликты более высокого уровня в форме споров, конфликтов между этническими группами, с применением силы и, в конце концов, заканчивающихся войной.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Национальные общности...………...……..............................................4
Глава 2. Право на самоопределение……….……..………………………………..7
Глава 3. Национальные движения………………………………………………….8
Глава 4. Межнациональные конфликты. Причины………………………………9
Глава 5. Пути разрешения межнациональных конфликтов.……………………16
Глава 6. Национальная политика………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………….22
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Национальные общности...………...……...........
Глава
2. Право на самоопределение……….……..…………………
Глава
3. Национальные движения………………………………………………….8
Глава
4. Межнациональные конфликты. Причины………………………………9
Глава
5. Пути разрешения межнациональных конфликтов.……………………16
Глава
6. Национальная политика………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………….
Введение
Конфликт - постоянная реальность в жизни человека на протяжении тысяч лет и существует по сегодняшний день и вероятнее всего, будет существовать и в будущем.
Мы видим, как много конфликтуют в мире вокруг нас. Многие районы мира охвачены постоянно продолжающимися конфликтами до сих пор. Это реальность, но, что интересно, любому человеку не нравится конфликтовать, любой человек предпочтет жить в гармонии и согласии, нежели быть несчастным и втянутым в состояние конфликта. Но, конфликты, остаются частью нашей действительности.
Конфликт принимает разные формы на разных уровнях, начиная с нас самих. Внутри нас гнездятся стрессы, злость, иногда ненависть к себе и угнетающая зависимость. Мы не можем преодолеть определенные желания. Внутренний конфликт переходит с личностного уровня на конфликт между людьми. Мы обнаруживаем конфликт между мужем и женой, среди членов семьи, с соседями и друзьями, на работе и т.п. Существует очень много различного рода человеческих конфликтов. От них берут начало конфликты более высокого уровня в форме споров, конфликтов между этническими группами, с применением силы и, в конце концов, заканчивающихся войной.
Конфликт
всегда существовал и всегда будет
существовать. Для возникновения
подобных мыслей есть достаточно оснований.
Глава
1. Национальные общности
Рассматривая проблему социально-территориальных общностей, следует иметь в виду и такой важный ее аспект, как размещение в их пределах различных национальных (этнических) общностей, главными из которых являются нации. Наличие определенной территории является непременным атрибутом (признаком) нации. На это указывал в частности П. Сорокин. «Не вдаваясь в подробный анализ, — писал он, — можно определить нацию как солидарную, организованную, полузакрытую социально-культурную группу с многочисленными (многофункциональными) связями, которая, по крайней мере, отчасти, сознает свое единство и существование. Эта группа состоит из индивидуалистов, которые 1) являются гражданами одного государства, 2) имеют общий или сходный язык и ряд культурных ценностей, впрочем, и то и другое является результатом прошлой истории их предков и этих людей, и 3) которые занимают общую площадь, рассматриваемую как их территория, на которой жили их предки и на которой живут они».
Наличие своей территории дает возможность сохранить известную самобытность национальной культуры, общение на родном языке, сохранение обычаев и традиций. Отношения между нациями (этносами) весьма подвижны: от сотрудничества до кровопролитных конфликтов. В процессе межнационального взаимодействия имеет место «территориальное перемещение» наций (этнических групп), осуществляется фактическая интернационализация населения. Основными факторами, обусловливающими последнюю, являются урбанизация, научно-техническая революция, миграционные процессы. На характер взаимоотношений наций влияют и те изменения, которые происходят в структуре национальных общностей. Постепенное выравнивание социально-культурного положения различных наций, сближение их социальных структур и статуса, общность территориальных интересов создают необходимые условия и предпосылки для сотрудничества.
Применительно к современной России, находящейся на этапе утверждения рыночных отношений, связанных с конкуренцией, борьбой «всех против всех», явной политизацией этничности следует отметить такую особенность, как возникновение факторов напряженности в межнациональных отношениях. И здесь главную роль играет именно политизация этничности, под которой понимается самоидентификация личности с нацией-государством, использование этничности в политических целях. Политизация этничности играет двоякую роль. В условиях политически стабильного государства она способствует усилению стабильности. В государствах, переживающих кризис, она выступает как дестабилизирующий фактор, влияющий в первую очередь на национальное самосознание людей. Именно в национальном самосознании, представляющем определенную систему теоретических взглядов, обыденных представлений, установок и стереотипов, ценностных ориентации и норм, формируется образ собственного народа и образы других народов, восприятие
собственного статуса и своих национальных интересов.
Для исследования природы национального самосознания и его роли в жизни национальной (этнической) группы, принципиально важным является выдвинутое Б. Ф. Поршневым положение о том, что ядром любой формы самосознания (в том числе и национального) является осознание на индивидуальном и коллективном уровнях некой единой общности, сформированной представлением некоего «мы». «Материал не только из истории первобытного общества, но и из истории разных эпох иллюстрирует, что может вовсе отсутствовать сознание «мы» при ясно выраженном, что есть «они». «Они» - это не мы, и, наоборот, «мы» - это не они».
Каждая национальная (этническая) общность обладает определенной суммой представлений о своем происхождении, своей исторической судьбе, важнейших событиях в ней и выдающихся деятелях. Причем эти знания и представления подвержены изменениям не только в результате появления новой информации, но и под давлением обстоятельств, политической конъюнктуры и т. д. Новая интерпретация «старых истин» вызывает, как правило, неоднозначную реакцию внутри национальных общностей: поддержку одной части и неприятие другой. В подобной ситуации может происходить некоторое изменение социальной базы формирования национального сознания. Однако с течением времени внутри национальной общности достигается консенсус в оценке тех или иных событий, идей, лидеров.
Следует выделить такой ее важный компонент, как национальный интерес. Говоря о его содержании, следует указать на то, что в нем получают отражение как объективные связи и отношения, в которые вступают национальные (этнические) общности друг с другом, так и субъективные представления и побуждения к деятельности (установки, мотивы, ценностные ориентации и т. д.). При рассмотрении вопроса о классификации национальных интересов выделяется, как правило, несколько наиболее важных оснований. Интересы различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по своей направленности (экономические, политические, духовные); по характеру субъекта, по степени осознанности, по возможности их осуществления. Национальные интересы, получив соответствующую интерпретацию, становятся программой деятельности национальных движений, партий, организаций, входят в содержание национальной идеологии (национальной идеи). Последняя представляет собой важный (теоретический) уровень национального самосознания. Национальное самосознание играет определенную роль в консолидации национальных (этнических общностей). Такого рода консолидация не означает обязательного отрицательного противопоставления (а тем более вражды) другим национальным общностям. В стабильно развивающемся политическом социуме формируется, как правило, благоприятная среда межнационального взаимодействия (сотрудничества). В этих условиях осознание своей принадлежности к той или иной национальной общности никак не связано с какой бы то ни было неприязнью к лицам других национальностей. В кризисных ситуациях все складывается по-другому: переживаемые трудности и лишения сравниваются с действиями других национальных общностей, в представителях которых видят если не врагов, то конкурентов. А политизация этничности становится инструментом борьбы за власть. Национальные элиты, используя недовольство широких масс, вызванное ухудшением экономического положения, стремится направить его в соответствующее русло, придав ему национальную (а нередко и националистическую) окраску. И на этой волне недовольства укрепить свои властные позиции, добиться либо изменения статуса своей национальной группы, либо соответствующих льгот и привилегий у центральной власти.
Особую роль следует отвести в межнациональном взаимодействии роль исторической памяти. Любое ухудшение ситуации взаимодействия национальных общностей актуализирует прошлую вражду и прошлые несправедливости, реанимирует отжившие негативные стереотипы и предрассудки. В подобных условиях ставка на «национальную идею», ее усиленная пропаганда способна привести к негативным результатам, стимулировать процесс межнациональной дезинтеграции. Причем, как показывают результаты социологических исследований, давление национальной среды на личность может быть в кризисной ситуации большим, чем социальной (социально-классовой, профессиональной). Более того, возможно обострение противоречия между системой социальных и национальных (этнических) ценностей, доходящее до конфликта. В стремлении его разрешить личность ориентируется главным образом на легитимные политические методы (что не исключает и некоторые другие). При этом преимущество собственно национальных ценностей и ориентации над социальными объясняется большим постоянством первых и соответственно большей подвижностью вторых.
В течение жизненного цикла индивида социальные приоритеты меняются значительно чаще по сравнению с национальными. Индивид в процессе социализации находит для себя новые ценности и ориентиры, его жизненные цели и установки меняются, в то время как в процессе постижения национальных ценностей происходит их более глубокое усвоение, они приобретают более постоянный характер, определяют поведение и жизнедеятельность индивида.
Влияние
национальных отношений на все стороны
жизни современного общества имеет явную
тенденцию к усилению, более того, процесс
образования национальных государств
на всех континентах продолжается, являясь
в известном смысле следствием национальных
и националистических движений. Обострением
противоречий между национальными регионами
(республиками) и центром, отсутствие действенных
способов для их разрешения привели к
стихийной консолидации людей по национальному
признаку. Именно в национальной группе
они увидели средство, способное оказать
влияние на государственную систему с
целью обеспечения более справедливого
распределения общественного богатства
и создания возможностей осуществлять
власть на основе утверждения и пропаганды
национальных ценностей, абсолютизация
и гиперболизация которых с неизбежностью
приводит к национализму.
Глава
2. Право на самоопределение
Самоопределение - право населения той или иной страны самостоятельно определять свою политическую и экономическую системы.
Самоопределение является деятельным отношением к ситуации, бескорыстным и даже связанным с риском, поскольку оно направлено на защиту этических ценностей от того, что им угрожает.
Право народов на самоопределение - в конституционном и международном праве - право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. Кроме отделения подразумевается значительное количество возможностей самоопределения от полного отказа от каких-то особенных прав до самоуправления, автономии или различных форм культурного обособления. В общем смысле, это право той или иной группы людей (не обязательно объединённых по этническому принципу) на коллективный выбор своей общей судьбы.
Право наций на самоопределение закреплено в Декларации Генеральной ассамблеи ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960, а также в международном Пакте о гражданских и политических правах и международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятых Генеральной ассамблеей ООН в 1966. В то же время в официальных документах ООН признается и право на территориальную целостность существующих стран. Данное противоречие фактически оставляет за полиэтническими странами право самостоятельно решать данную проблему, при этом позиция международного сообщества зависит от политических интересов в возникающих конфликтах наиболее влиятельных государств.
Новейшая политическая история показывает, что процесс реализации права наций на самоопределение достаточно болезненный - мирным путем данные проблемы разрешались крайне редко. Примером последнего может служить распад Чехословацкой федеративной республики, в результате которого с начала 1993 страна распалась на две части — Чехию и Словакию. Для России проблема реализации права наций на самоопределение также стоит достаточно остро и нередко проявляется в виде претензий на выход национальных республик из состава федерации. Например, Чеченская республика.
Существует
определённое противоречие между проведением
в жизнь права народов на самоопределение
и принципом территориальной
целостности государства, гласящим,
что территория государства не может
быть изменена без его согласия. Неспособность
сторон найти мирное решение такого противоречия
приводит к усугублению национальных
конфликтов, зачастую перерастающих в
военное противостояние. При этом представители
центральной государственной власти обычно
приводят в качестве аргумента в защиту
своей позиции утверждение о приоритете
принципа территориальной целостности
по отношению к праву на национальное
самоопределение.