Межнациональные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:05, контрольная работа

Краткое описание

Конфликт принимает разные формы на разных уровнях, начиная с нас самих. Внутри нас гнездятся стрессы, злость, иногда ненависть к себе и угнетающая зависимость. Мы не можем преодолеть определенные желания. Внутренний конфликт переходит с личностного уровня на конфликт между людьми. Мы обнаруживаем конфликт между мужем и женой, среди членов семьи, с соседями и друзьями, на работе и т.п. Существует очень много различного рода человеческих конфликтов. От них берут начало конфликты более высокого уровня в форме споров, конфликтов между этническими группами, с применением силы и, в конце концов, заканчивающихся войной.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Национальные общности...………...……..............................................4
Глава 2. Право на самоопределение……….……..………………………………..7
Глава 3. Национальные движения………………………………………………….8
Глава 4. Межнациональные конфликты. Причины………………………………9
Глава 5. Пути разрешения межнациональных конфликтов.……………………16
Глава 6. Национальная политика………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

КР по Политологии.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………………3 

Глава 1. Национальные общности...………...……..............................................4 

Глава 2. Право на самоопределение……….……..………………………………..7 

Глава 3. Национальные движения………………………………………………….8 

Глава 4. Межнациональные конфликты. Причины………………………………9 

Глава 5. Пути разрешения межнациональных конфликтов.……………………16 

Глава 6. Национальная политика………………………………………………….18 

Заключение………………………………………………………………………….21 

Список используемой литературы………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Конфликт - постоянная реальность в жизни человека на протяжении тысяч лет и существует по сегодняшний день и вероятнее всего, будет существовать и в будущем.

    Мы  видим, как много конфликтуют  в мире вокруг нас. Многие районы мира охвачены постоянно продолжающимися конфликтами до сих пор. Это реальность, но, что интересно, любому человеку не нравится конфликтовать, любой человек предпочтет жить в гармонии и согласии, нежели быть несчастным и втянутым в состояние конфликта. Но, конфликты, остаются частью нашей действительности.

    Конфликт принимает разные формы на разных уровнях, начиная с нас самих. Внутри нас гнездятся стрессы, злость, иногда ненависть к себе и угнетающая зависимость. Мы не можем преодолеть определенные желания. Внутренний конфликт переходит с личностного уровня на конфликт между людьми. Мы обнаруживаем конфликт между мужем и женой, среди членов семьи, с соседями и друзьями, на работе и т.п. Существует очень много различного рода человеческих конфликтов. От них берут начало конфликты более высокого уровня в форме споров, конфликтов между этническими группами, с применением силы и, в конце концов, заканчивающихся войной.

    Конфликт  всегда существовал и всегда будет  существовать. Для возникновения  подобных мыслей есть достаточно оснований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Национальные общности 

    Рассматривая  проблему социально-территориальных  общностей, следует иметь в виду и такой важный ее аспект, как размещение в их пределах различных национальных (этнических) общностей, главными из которых являются нации. Наличие определенной территории является непременным атрибутом (признаком) нации. На это указывал в частности П. Сорокин. «Не вдаваясь в подробный анализ, — писал он, — можно определить нацию как солидарную, организованную, полузакрытую социально-культурную группу с многочисленными (многофункциональными) связями, которая, по крайней мере, отчасти, сознает свое единство и существование. Эта группа состоит из индивидуалистов, которые 1) являются гражданами одного государства, 2) имеют общий или сходный язык и ряд культурных ценностей, впрочем, и то и другое является результатом прошлой истории их предков и этих людей, и 3) которые занимают общую площадь, рассматриваемую как их территория, на которой жили их предки и на которой живут они».

    Наличие своей территории дает возможность сохранить известную самобытность национальной культуры, общение на родном языке, сохранение обычаев и традиций. Отношения между нациями (этносами) весьма подвижны: от сотрудничества до кровопролитных конфликтов. В процессе межнационального взаимодействия имеет место «территориальное перемещение» наций (этнических групп), осуществляется фактическая интернационализация населения. Основными факторами, обусловливающими последнюю, являются урбанизация, научно-техническая революция, миграционные процессы. На характер взаимоотношений наций влияют и те изменения, которые происходят в структуре национальных общностей. Постепенное выравнивание социально-культурного положения различных наций, сближение их социальных структур и статуса, общность территориальных интересов создают необходимые условия и предпосылки для сотрудничества.

    Применительно к современной России, находящейся  на этапе утверждения рыночных отношений, связанных с конкуренцией, борьбой «всех против всех», явной политизацией этничности следует отметить такую особенность, как возникновение факторов напряженности в межнациональных отношениях. И здесь главную роль играет именно политизация этничности, под которой понимается самоидентификация личности с нацией-государством, использование этничности в политических целях. Политизация этничности играет двоякую роль. В условиях политически стабильного государства она способствует усилению стабильности. В государствах, переживающих кризис, она выступает как дестабилизирующий фактор, влияющий в первую очередь на национальное самосознание людей. Именно в национальном самосознании, представляющем определенную систему теоретических взглядов, обыденных представлений, установок и стереотипов, ценностных ориентации и норм, формируется образ собственного народа и образы других народов, восприятие

собственного  статуса и своих национальных интересов.

    Для исследования природы национального  самосознания и его роли в жизни национальной (этнической) группы, принципиально важным является выдвинутое Б. Ф. Поршневым положение о том, что ядром любой формы самосознания (в том числе и национального) является осознание на индивидуальном и коллективном уровнях некой единой общности, сформированной представлением некоего «мы». «Материал не только из истории первобытного общества, но и из истории разных эпох иллюстрирует, что может вовсе отсутствовать сознание «мы» при ясно выраженном, что есть «они». «Они» - это не мы, и, наоборот, «мы» - это не они».

    Каждая  национальная (этническая) общность обладает определенной суммой представлений о своем происхождении, своей исторической судьбе, важнейших событиях в ней и выдающихся деятелях. Причем эти знания и представления подвержены изменениям не только в результате появления новой информации, но и под давлением обстоятельств, политической конъюнктуры и т. д. Новая интерпретация «старых истин» вызывает, как правило, неоднозначную реакцию внутри национальных общностей: поддержку одной части и неприятие другой. В подобной ситуации может происходить некоторое изменение социальной базы формирования национального сознания. Однако с течением времени внутри национальной общности достигается консенсус в оценке тех или иных событий, идей, лидеров.

    Следует выделить такой ее важный компонент, как национальный интерес. Говоря о его содержании, следует указать на то, что в нем получают отражение как объективные связи и отношения, в которые вступают национальные (этнические) общности друг с другом, так и субъективные представления и побуждения к деятельности (установки, мотивы, ценностные ориентации и т. д.). При рассмотрении вопроса о классификации национальных интересов выделяется, как правило, несколько наиболее важных оснований. Интересы различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по своей направленности (экономические, политические, духовные); по характеру субъекта, по степени осознанности, по возможности их осуществления. Национальные интересы, получив соответствующую интерпретацию, становятся программой деятельности национальных движений, партий, организаций, входят в содержание национальной идеологии (национальной идеи). Последняя представляет собой важный (теоретический) уровень национального самосознания. Национальное самосознание играет определенную роль в консолидации национальных (этнических общностей). Такого рода консолидация не означает обязательного отрицательного противопоставления (а тем более вражды) другим национальным общностям. В стабильно развивающемся политическом социуме формируется, как правило, благоприятная среда межнационального взаимодействия (сотрудничества). В этих условиях осознание своей принадлежности к той или иной национальной общности никак не связано с какой бы то ни было неприязнью к лицам других национальностей. В кризисных ситуациях все складывается по-другому: переживаемые трудности и лишения сравниваются с действиями других национальных общностей, в представителях которых видят если не врагов, то конкурентов. А политизация этничности становится инструментом борьбы за власть. Национальные элиты, используя недовольство широких масс, вызванное ухудшением экономического положения, стремится направить его в соответствующее русло, придав ему национальную (а нередко и националистическую) окраску. И на этой волне недовольства укрепить свои властные позиции, добиться либо изменения статуса своей национальной группы, либо соответствующих льгот и привилегий у центральной власти.

    Особую  роль следует отвести в межнациональном взаимодействии роль исторической памяти. Любое ухудшение ситуации взаимодействия национальных общностей актуализирует прошлую вражду и прошлые несправедливости, реанимирует отжившие негативные стереотипы и предрассудки. В подобных условиях ставка на «национальную идею», ее усиленная пропаганда способна привести к негативным результатам, стимулировать процесс межнациональной дезинтеграции. Причем, как показывают результаты социологических исследований, давление национальной среды на личность может быть в кризисной ситуации большим, чем социальной (социально-классовой, профессиональной). Более того, возможно обострение противоречия между системой социальных и национальных (этнических) ценностей, доходящее до конфликта. В стремлении его разрешить личность ориентируется главным образом на легитимные политические методы (что не исключает и некоторые другие). При этом преимущество собственно национальных ценностей и ориентации над социальными объясняется большим постоянством первых и соответственно большей подвижностью вторых.

    В течение жизненного цикла индивида социальные приоритеты меняются значительно чаще по сравнению с национальными. Индивид в процессе социализации находит для себя новые ценности и ориентиры, его жизненные цели и установки меняются, в то время как в процессе постижения национальных ценностей происходит их более глубокое усвоение, они приобретают более постоянный характер, определяют поведение и жизнедеятельность индивида.

    Влияние национальных отношений на все стороны  жизни современного общества имеет явную тенденцию к усилению, более того, процесс образования национальных государств на всех континентах продолжается, являясь в известном смысле следствием национальных и националистических движений. Обострением противоречий между национальными регионами (республиками) и центром, отсутствие действенных способов для их разрешения привели к стихийной консолидации людей по национальному признаку. Именно в национальной группе они увидели средство, способное оказать влияние на государственную систему с целью обеспечения более справедливого распределения общественного богатства и создания возможностей осуществлять власть на основе утверждения и пропаганды национальных ценностей, абсолютизация и гиперболизация которых с неизбежностью приводит к национализму. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Право на самоопределение 

    Самоопределение - право населения той или иной страны самостоятельно определять свою политическую и экономическую системы.

    Самоопределение является деятельным отношением к ситуации, бескорыстным и даже связанным с  риском, поскольку оно направлено на защиту этических ценностей от того, что им угрожает.

    Право народов на самоопределение - в конституционном  и международном праве - право  народов (наций) определять форму своего государственного существования в  составе другого государства  или в виде отдельного государства. Кроме отделения подразумевается значительное количество возможностей самоопределения от полного отказа от каких-то особенных прав до самоуправления, автономии или различных форм культурного обособления. В общем смысле, это право той или иной группы людей (не обязательно объединённых по этническому принципу) на коллективный выбор своей общей судьбы.

    Право наций на самоопределение закреплено в Декларации Генеральной ассамблеи  ООН о предоставлении независимости  колониальным странам и народам  от 14 декабря 1960, а также в международном Пакте о гражданских и политических правах и международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятых Генеральной ассамблеей ООН в 1966. В то же время в официальных документах ООН признается и право на территориальную целостность существующих стран. Данное противоречие фактически оставляет за полиэтническими странами право самостоятельно решать данную проблему, при этом позиция международного сообщества зависит от политических интересов в возникающих конфликтах наиболее влиятельных государств.

    Новейшая  политическая история показывает, что  процесс реализации права наций  на самоопределение достаточно болезненный  - мирным путем данные проблемы разрешались крайне редко. Примером последнего может служить распад Чехословацкой федеративной республики, в результате которого с начала 1993 страна распалась на две части — Чехию и Словакию. Для России проблема реализации права наций на самоопределение также стоит достаточно остро и нередко проявляется в виде претензий на выход национальных республик из состава федерации. Например, Чеченская республика.

    Существует  определённое противоречие между проведением  в жизнь права народов на самоопределение  и принципом территориальной  целостности государства, гласящим, что территория государства не может быть изменена без его согласия. Неспособность сторон найти мирное решение такого противоречия приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в военное противостояние. При этом представители центральной государственной власти обычно приводят в качестве аргумента в защиту своей позиции утверждение о приоритете принципа территориальной целостности по отношению к праву на национальное самоопределение. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Межнациональные конфликты