Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:33, курсовая работа
Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако, психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простого объекта - не изолированный акт, а часть сложного процесса. Оно зависит прежде всего от той системы, в которой предмет рассматривается, а также от предшествующего опыта, интересов и практических целей субъекта.
Введение
Люди
обыкновенно думают, что их восприятия
и представления о вещах
Установки
такого рода существуют и в общественной
психологии, в сфере человеческих
взаимоотношений. Сталкиваясь с
человеком, принадлежащим определенному
классу, науки, профессии, возрастной группе,
мы заранее ожидаем от него определенного
поведения и оцениваем
Стереотип - это мнение о свойствах людей и явлений, выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий, это мнение не основано на свежей оценке каждого явления. Однако стереотип не сводится к раздаче ярлыков, стереотип - это упрощенная формула или образ сложных индивидуальных явлений, и этот образ характеризует (правильно или ложно) предметы и явления.
Стереотипы - неотъемлимый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии творчески реагировать на все встречающиеся в жизни ситуации. Стереотип, по сути, коллективный опыт, внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими. Стереотип может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению.
Такого рода стереотипы существуют и в национальной психологии. Каждая этническая группа обладает своим самосознанием, которое фиксирует ее специфические черты. Любая нация интуитивно ассоциируется с тем или иным образом.
При национальной вражде противоборствующие нации находят друг у друга самые плохие, на их взгляд, черты. Однако, у народов, как и у отдельных индивидуумов, недостатки - суть продолжение достоинств. Это также сильные качества, только взятые в иной пропорции или в другом отношении.
Зачастую
в любых межнациональных
В общественной психологии существует механизм вымещения, когда у народа, общества возникают какие-то трудности. Это создает состояние напряжения, раздражения - фрустрации. Фрустрация ищет како-то разрядки и часто находит ее в какой-то агрессии. Недаром, как свидетельствует история, проблемы, связанные с национальным меньшинством, особенно обостряются, когда общество переживает кризис.
Однако теория вымещения весьма односторонняя. Фрустрация не всегда ведет к агрессии, она может также вызвать состояние подавленности или борьбу с действительным источником трудностей.
По Фрейду, в психике индивидуума существуют бессознательные импульсы и стремления ("оно"), которые противоречат его сознательному "Я" и усвоенным или моральным нормам ("сверх-Я"). Конфликт между "оно", "Я" и "сверх-Я" создает напряженность, беспокойство в человеческой психике, для ослабления которых существуют несколько бессознательных защитных механизмов, при помощи которых нежелательная информация вытесняется из сознания. Одним из таких механизмов и является проекция: свои собственные стремления и импульсы, противоречащие его самосознанию и моральным установкам, индивид бессознательно проецирует, приписывает другим.
Можно ли использовать этот механизм для объяснения этнических предубеждений? Американский социологи и психоаналитики констатируют, что враждебные этнические стереотипы в США распадаются на две группы. Один стереотип включает такие черты, как хитрость, честолюбие, корыстолюбие, агрессивность, групповой дух. Другой стереотип подчеркивает такие качества, как суеверие, лень, беззаботность, невежество, нечистоплотность, безответственность и сексуальную невоздержанность. В первом случае символизируются те качества, которые присущи сознательному "Я" американца, но осуждаются его моральным сознанием. Во втором случае символизируются его бессознательные стремления, его "оно". Проецируя одни свои грехи на еврея, другие - на негра, "чистокровный " американец обретает желанное душевное равновесие.
Однако, подобно теории вымещения, теория проекции ограничивается выяснением того, какую роль играет предубеждение в балансе психических механизмов личности.
Как
ни существенны индивидуально-
Осознать
специфику своей собственной
этнической группы люди могли только
через сопоставление и
Но хотя любой этнической группе на заре цивилизации было свойственно ставить себя выше других, отношения между разными народностями были неодинаковы, и это отражалось в различных стереотипах. Образ чужой этнической группы в сознании народа определяется прежде всего характером его собственных исторических взаимоотношений с этой группой. Там, где между двумя этническими группами складывались отношения сотрудничества и кооперации, они вырабатывали в основном положительную установку друг к другу, предполагающую терпимое отношение к существующим различиям. Там, где отношения между группами были далекими, не затрагивающими жизненных интересов, люди склонны относиться друг к другу без враждебности, но и без особой симпатии. Их установка окрашивается, главным образом, чувством любопытства: смотри, мол, какие интересные (в смысле "непохожие на нас") люди бывают! Враждебности здесь нет. Иное дело там, где этнические группы долгое время находились в состоянии конфликта и вражды
СМИ и межнациональные конфликты.
Межэтнический конфликт — конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком-либо государстве. Так как «национальность» в русском языке обычно означает то же, что и «этническая принадлежность», то его иногда называют межнациональным конфликтом
Этноконфликт — конфликт между группами людей, принадлежащих к различным этносам. Это особая форма социального или политического конфликта, обладающего некоторыми особенностями:
Причины и стадии развития конфликтов в России
Хотя в основе
большинства межэтнических
Конфликт русских с другими народами может развиваться по нескольким сценариям:
«Дела совсем плохие, — писала одна из русских жительниц Чечни своей родственнице в Россию, — приезжают чеченцы, творят что только вздумается, бьют русских, режут, убивают, ночью поджигают дома. Народ в панике. Многие уехали, а остальные собираются»
Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, они формируются в течении длительного времени. Причины весьма разнообразны. Возникновение конфликта тесно связано с уровнем национального самосознания. Завышенное или заниженное самосознание ведет к проявлению этноцентрических устремлений. В случае, если в обществе наличиствует масса проблем, давящих на стороны национального бытия, и если эта масса становится "критической", это также ведет к конфликту. А если в стране есть политические силы , способные использовать самосознание в борьбе за власть, это неизбежно приведет к конфликту.
Межэтнические конфликты возникают, как правило, вследствие нескольких аспектов: этнопсихологического, социокультурного, социально-экономического.