Межнациональные конфликты в СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако, психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простого объекта - не изолированный акт, а часть сложного процесса. Оно зависит прежде всего от той системы, в которой предмет рассматривается, а также от предшествующего опыта, интересов и практических целей субъекта.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.72 Кб (Скачать)

Введение

Люди  обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако, психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простого объекта - не изолированный акт, а часть сложного процесса. Оно зависит прежде всего от той системы, в которой предмет рассматривается, а также от предшествующего опыта, интересов и практических целей субъекта. Любому акту познания, общения и труда предшествует то, что психологи называют установкой - состояние готовности, направленность личности, тенденция к определенной деятельности, способной удовлетворить какие-то потребности человека. В отличие от мотива, сознательного побуждения, установка непроизвольна и не осознается самим субъектом. Но именно установка определяет отношение субъекта к объекту и способ его восприятия. В системе установок незаметно для самого человека накапливается его предшествующий жизненный опыт, настроения его социальной среды.

      Установки такого рода существуют и в общественной психологии, в сфере человеческих взаимоотношений. Сталкиваясь с  человеком, принадлежащим определенному  классу, науки, профессии, возрастной группе, мы заранее ожидаем от него определенного  поведения и оцениваем конкретного  человека по тому, насколько он соответствует (или не соответствует) этому эталону.

      Стереотип - это мнение о свойствах людей  и явлений, выведенное из стандартизированных  суждений и ожиданий, это мнение не основано на свежей оценке каждого  явления. Однако стереотип не сводится к раздаче ярлыков, стереотип - это  упрощенная формула или образ  сложных индивидуальных явлений, и  этот образ характеризует (правильно  или ложно) предметы и явления.

      Стереотипы - неотъемлимый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии творчески реагировать на все встречающиеся в жизни ситуации. Стереотип, по сути, коллективный опыт, внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими. Стереотип может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению.

      Такого  рода стереотипы существуют и в национальной психологии. Каждая этническая  группа обладает своим самосознанием, которое  фиксирует ее специфические черты. Любая нация интуитивно ассоциируется с тем или иным образом.

      При национальной вражде противоборствующие нации находят друг у друга  самые плохие, на их взгляд, черты. Однако, у народов, как и у отдельных  индивидуумов, недостатки - суть продолжение  достоинств. Это также сильные  качества, только взятые в иной пропорции  или в другом отношении.

      Зачастую  в любых межнациональных отношениях присутствует этноцентризм. Это склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа сквозь призму культурных традиций и ценностей своего собственного народа. Но этноцентризм это еще далеко не межнациональная рознь, такая проблема возникает тогда, когда действующие или воображаемые различия возводятся  в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку по отношению к какой-то этнической группе, установку, которая разобщает народы и психологически, а затем и теоретически обосновывает политику дискриминации.

      В общественной психологии существует механизм вымещения, когда у народа, общества возникают какие-то трудности. Это  создает состояние напряжения, раздражения - фрустрации. Фрустрация ищет како-то разрядки и часто находит ее в какой-то агрессии. Недаром, как свидетельствует история, проблемы, связанные с национальным меньшинством, особенно обостряются, когда общество переживает кризис.

      Однако  теория вымещения весьма односторонняя. Фрустрация не всегда ведет к агрессии, она может также вызвать состояние подавленности или борьбу с действительным источником трудностей.

      По  Фрейду, в психике индивидуума  существуют бессознательные импульсы и стремления ("оно"), которые  противоречат его сознательному "Я" и усвоенным или моральным  нормам ("сверх-Я"). Конфликт между "оно", "Я" и "сверх-Я" создает напряженность, беспокойство в человеческой психике, для ослабления которых существуют несколько бессознательных защитных механизмов, при помощи которых нежелательная информация вытесняется из сознания. Одним из таких механизмов и является проекция: свои собственные стремления и импульсы, противоречащие его самосознанию и моральным установкам, индивид бессознательно проецирует, приписывает другим.

      Можно ли использовать этот механизм для  объяснения этнических предубеждений? Американский социологи и психоаналитики констатируют, что враждебные этнические стереотипы в США распадаются на две группы. Один стереотип включает такие черты, как хитрость, честолюбие, корыстолюбие, агрессивность, групповой дух. Другой стереотип подчеркивает такие качества, как суеверие, лень, беззаботность, невежество, нечистоплотность, безответственность и сексуальную невоздержанность. В первом случае символизируются те качества, которые присущи сознательному "Я" американца, но осуждаются его моральным сознанием. Во втором случае символизируются его бессознательные стремления, его "оно". Проецируя одни свои грехи на еврея, другие - на негра, "чистокровный " американец обретает желанное душевное равновесие.

      Однако, подобно теории вымещения, теория проекции ограничивается выяснением того, какую  роль играет предубеждение в балансе  психических механизмов личности.

      Как ни существенны индивидуально-психологические  механизмы, ключ к пониманию этнических предубеждений лежит не в них, а в истории общества и структуре  общественного сознания. Человек  не может сформировать свое собственное "Я" иначе, как через отношение  к другим людям, в процессе общения  с ними. Это верно и для группового самосознания, содержание которого целиком  определяется практикой общения, природой общественных отношений.

      Осознать  специфику своей собственной  этнической группы люди могли только через сопоставление и противопоставление ее другим. Это было не созерцательное сопоставление качеств, а живой  процесс общения, напряженный и  конфликтный. Групповое самосознание закрепляло и цементировало единство племени, племенного союза, позже - народности, перед лицом всех окружающих. Этноцентризм как чувство принадлежности к определенной человеческой группе с самого начала содержал в себе сознание превосходства своей группы над остальными.

      Но  хотя любой этнической группе на заре цивилизации  было свойственно ставить  себя выше других, отношения между  разными народностями были неодинаковы, и это отражалось в различных  стереотипах. Образ чужой этнической группы в сознании народа определяется прежде всего характером его собственных исторических взаимоотношений с этой группой. Там, где между двумя этническими группами складывались отношения сотрудничества и кооперации, они вырабатывали в основном положительную установку друг к другу, предполагающую терпимое отношение к существующим различиям. Там, где отношения между группами были далекими, не затрагивающими жизненных интересов, люди склонны относиться друг к другу без враждебности, но и без особой симпатии. Их  установка окрашивается, главным образом, чувством любопытства: смотри, мол, какие интересные (в смысле "непохожие на нас") люди бывают! Враждебности здесь нет. Иное дело там, где этнические группы долгое время находились в состоянии конфликта и вражды

 

                    СМИ и межнациональные  конфликты.

 

Межэтнический конфликт — конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком-либо государстве. Так как «национальность» в русском языке обычно означает то же, что и «этническая принадлежность», то его иногда называют межнациональным конфликтом

 

Этноконфликт — конфликт между группами людей, принадлежащих к различным этносам. Это особая форма социального или политического конфликта, обладающего некоторыми особенностями:

  1. в конфликтующих группах усматривается разделение по этническому признаку;
  2. стороны ищут поддержки в этнически родственной или этнически дружественной среде;
  3. в отдельных видах этноконфликтов этнический фактор стремится к политизации;
  4. новые участники солидаризируются с одной из сторон конфликта исходя из общей этнической идентичности, даже если эта позиция им не близка;
  5. этноконфликты чаще всего не являются ценностными и происходят вокруг тех или иных объектов и интересов групп.
 

Причины и стадии развития конфликтов в России

Хотя в основе большинства межэтнических конфликтов лежат вполне рациональные причины, основой для их возникновения  являются сами понятия этноса, этнической культуры и этнической идентичности, деление на «своих и чужих» по национальному признаку. Для этого не требуется непосредственного контакта между представителями тех или иных национальностей — мнение о тех или иных этносах может формироваться заочно (через средства массовой информации и др.). В России следует разделять конфликты между основным этносом (русскими) и остальными народами и конфликты между местными народами (например, некоторые конфликты чеченцев и ингушей).

Конфликт русских  с другими народами может развиваться  по нескольким сценариям:

  • «Местное население против русских». В бывшем СССР и России такие конфликты возникали (возникают), как правило, в населенных пунктах, где русское население является иммигрировавшим этническим и культурным меньшинством (в бывших южных республиках СССР, на Кавказе). В качестве примера можно рассмотреть «Русский бунт» в Грозном в 1958 году , во время которого русское население Грозного подвергалась нападением и притеснениям со стороны чеченцев, вернувшихся из ссылки из Казахстана (с самого начала процесс возвращения вышел из-под контроля Москвы). Чеченская молодежь вдохновлялась идеями тейповых авторитетов и националистических лидеров об «оккупации русскими чеченской земли». О масштабах чеченского произвола лучше всего скажут цифры: в первой половине 1958 (в сравнении с первой половиной 1957 года) в целом по ЧИ АССР количество убийств увеличилось в 2 раза, случаев разбоя и хулиганства (с тяжкими телесными повреждениями) в 3 раза. Стали нормальными конфликты из-за домов и приусадебных участков, скандалы и драки с применением разных видов оружия. Вот как оценивали русские сложившуюся ситуацию:

    «Дела совсем плохие, — писала одна из русских жительниц Чечни своей родственнице в Россию, — приезжают чеченцы, творят что только вздумается, бьют русских, режут, убивают, ночью поджигают дома. Народ в панике. Многие уехали, а остальные собираются»

  • «Русские против иммигрантов». Такие конфликты, как правило, возникают в крупных русских городах России (Москва, Санкт-Петербург и т. п.), имеющих большие национальные диаспоры, и их инициаторами порой являются радикально настроенные местные жители. Объектом их претензий, выражаемых силой, становятся члены национальных групп (таджиков, узбеков, чеченцев, азербайжданцев), оказывающие негативное влияние на быт, культуру и уклад жизни местного русского этнического и культурологического большинства. В качестве примера можно рассмотреть конфликт в Кондопоге в 2006 году
  • «Иммигранты против русских». Такие конфликты, как правило, являются провокацией русского населения отдельными «нацменами» в расчéте на ответную агрессию по отношению к остальным представителями национальных меньшинств. Типичный пример — чечено-ингушский автопробег в Москве 25 апреля 2009 года . Сюда же можно отнести т. н. «танцы» кавказской молодежи и подростков в местах массового скопления русского населения (в частности, в Московском метро), акции публичного сожжения т. н. «Имперского флага» на Манежной площади в Москве и другие провокационные действия навроде демонстративного разгуливания в футболках с вызывающими надписями этношовинистического содержания.
 

Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, они формируются в течении длительного времени. Причины весьма разнообразны. Возникновение конфликта тесно связано с уровнем национального самосознания. Завышенное или заниженное самосознание ведет к проявлению этноцентрических устремлений. В случае, если в обществе наличиствует масса проблем, давящих на стороны национального бытия, и если эта масса становится "критической", это также ведет к конфликту. А если в стране есть политические силы , способные использовать самосознание в борьбе за власть, это неизбежно приведет к конфликту.

      Межэтнические конфликты возникают, как правило, вследствие нескольких аспектов: этнопсихологического, социокультурного, социально-экономического.

Информация о работе Межнациональные конфликты в СМИ