Межнациональные конфликты в СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако, психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простого объекта - не изолированный акт, а часть сложного процесса. Оно зависит прежде всего от той системы, в которой предмет рассматривается, а также от предшествующего опыта, интересов и практических целей субъекта.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.72 Кб (Скачать)

      Этнопсихологический фактор предполагает угрозу насильственного  разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры, традиционных норм и ценностей. Все это вызывает разные реакции в обществе, но все, безусловно, негативные, т. к. признание  превосходства ценностей доминирующего  этноса порождает чувство второсортности.

      Конфликты на почве социокультурных различий возникают, как правило, вследствие принудительной языковой ассимиляции, разрушения культуры и норм религиозного свойства.

      Значимость  социально-экономического фактора  в разных конфликтах различна: он может  играть определяющую роль, быть одной  из причин или отражать экономические  интересы узких групп.

Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, они формируются в течении длительного времени. Причины весьма разнообразны. Возникновение конфликта тесно связано с уровнем национального самосознания. Завышенное или заниженное самосознание ведет к проявлению этноцентрических устремлений. В случае, если в обществе наличиствует масса проблем, давящих на стороны национального бытия, и если эта масса становится "критической", это также ведет к конфликту. А если в стране есть политические силы , способные использовать самосознание в борьбе за власть, это неизбежно приведет к конфликту.

      Межэтнические конфликты возникают, как правило, вследствие нескольких аспектов: этнопсихологического, социокультурного, социально-экономического.

      Этнопсихологический фактор предполагает угрозу насильственного  разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры, традиционных норм и ценностей. Все это вызывает разные реакции в обществе, но все, безусловно, негативные, т. к. признание  превосходства ценностей доминирующего  этноса порождает чувство второсортности.

      Конфликты на почве социокультурных различий возникают, как правило, вследствие принудительной языковой ассимиляции, разрушения культуры и норм религиозного свойства.

      Значимость  социально-экономического фактора  в разных конфликтах различна: он может  играть определяющую роль, быть одной  из причин или отражать экономические  интересы узких групп.

Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, они формируются в течении длительного времени. Причины весьма разнообразны. Возникновение конфликта тесно связано с уровнем национального самосознания. Завышенное или заниженное самосознание ведет к проявлению этноцентрических устремлений. В случае, если в обществе наличиствует масса проблем, давящих на стороны национального бытия, и если эта масса становится "критической", это также ведет к конфликту. А если в стране есть политические силы , способные использовать самосознание в борьбе за власть, это неизбежно приведет к конфликту.

      Межэтнические конфликты возникают, как правило, вследствие нескольких аспектов: этнопсихологического, социокультурного, социально-экономического.

      Этнопсихологический фактор предполагает угрозу насильственного  разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры, традиционных норм и ценностей. Все это вызывает разные реакции в обществе, но все, безусловно, негативные, т. к. признание превосходства ценностей доминирующего этноса порождает чувство второсортности.

      Конфликты на почве социокультурных различий возникают, как правило, вследствие принудительной языковой ассимиляции, разрушения культуры и норм религиозного свойства.

      Значимость  социально-экономического фактора  в разных конфликтах различна: он может  играть определяющую роль, быть одной  из причин или отражать экономические  интересы узких групп.

Многие из таких  конфликтов имеют глубокие корни, многолетнюю  историю затухания и обострения; они подвержены сильному влиянию  религии; они затрагивают бессознательное человека

 

Национальная  политика и СМИ : проблемы взаимовлияния 
 
   В формировании политических и духовно-нравственных ценностей современного российского общества решающую роль играют средства массовой информации. Их морально-психологическое воздействие на население носит двойственный характер. С одной стороны, они оказывают на него положительное влияние, с другой - становятся катализатором межнационального противостояния, этнополитической напряженности. Говоря о первом, следует отметить, что содержательные выступления средств массовой информации по вопросам исторического прошлого нашей Родины способствовали исчезновению ряда «белых пятен» в истории России, росту национального самосознания этносов, народов.Если коснуться второй стороны, то даже такое, казалось бы, дело, как пропаганда в средствах массовой информации таких понятий, как «демократия», «гражданское общество», «плюрализм», «консенсус», «правовое государство», «национальная политика», «федерализм» и других, без раскрытия их содержания, превращается в антипропаганду. Если эта тенденция станет настойчивой, то она может породить новые стереотипы и схемы, вырванные от реального содержания, от жизненных потребностей людей.Впрочем, и сами СМИ, при всем многообразии их функционально-технических возможностей, находятся в сложном положении. Начать с того, что им явно не хватает положительных примеров строительства экономики нового демократического общества, на которых можно было бы создавать и развивать гражданскую культуру. Так целесообразно разработать и активно претворять в жизнь антикризисную программу, содержащую ситуационный анализ, раскрывающую цели, пути и средства проведения реформ, их этапы, «технологию» проведения и т. п. В таких сложных условиях роль средств массовой информации заключается в том, чтобы своей деятельностью они способствовали созданию благоприятной обстановки творческого поиска решения сложнейших общественных проблем, и знакомили широкие круги населения с различными конструктивными точками зрения, концепциями нашего дальнейшего развития, даже если они будут отличаться от официально принятых правительством. Односторонняя ориентация СМИ на одну какую-либо политическую позицию несовместима с процессом демократизации России. В этой связи особо остро стоит проблема формирования СМИ культуры межнациональных отношений в рамках всеобъемлющего процесса демократизации общества и государства. Освещение СМИ этой проблемы, всестороннее разъяснение целей и задач государственной национальной политики - верный признак стабилизации общества и вместе с тем обновления государственного строительства. Профессор Абдулатипов Р. Г., будучи заместителем Председателя Совета Федерации в ответ на послание президента РФ Б.Н.Ельцина направил ему свое послание "О федеративной и национальной политике", в котором он резко критиковал позицию руководства страны в этом вопросе, сформулировал общие тенденции в межнациональных отношениях, процессы, протекающие в обществе, а также обоснование функции Министерства по делам национальностей. Но что интересно: ни в Послании Президента, ни в ответном послании заместителя Председателя Совета Федерации фактически не упоминаются средства массовой информации, не говорится о путях их активного вовлечения в процесс строительства новой российской государственности. Серьезной причиной возникновения межнациональных конфликтов, а то и насильственных действий в их разрешении является навязывание массовому сознанию через СМИ (особенно местные) стереотипов и предрассудков, неприязни к соседним народам. В этом смысле характерны результаты крупномасштабного социологического исследования, проведенного среди примерно 4 тыс. человек, представляющих занятое население Москвы, Ставропольского края, Северной Осетии, Кемерова, Оренбургской и Псковской областей. Хотя оно было проведено в 1991 году, результаты его как и в предыдущем случае, отражают и сегодняшнюю реальную картину в этой сфере. На вопрос «Есть ли национальности, к которым Вы испытываете неприязненное чувство?» положительно ответили в Ставропольском крае 33 процента опрошенных, в Оренбурге - 21 процент, в Кемерово - 27 процентов, в Москве - более 20 процентов. Среди причин неприязни на первое место респондентами выдвигался личный опыт общения в быту и на производстве, на второе место сложившиеся представления о виновниках межнациональных конфликтов. На вопрос «Приходилось ли Вам в повседневной жизни сталкиваться с такими явлениями, как недружелюбие, критические высказывания о людях других национальностей?» положительно ответили в Пскове - 43 процента, Ставрополье - 33 процента, в Москве - 35 процентов. Значительная доля респондентов отрицательно относится к приезду в свой город (район) беженцев из других регионов: 22 процента опрошенных в Ставрополье, 30 процентов - в Москве, 23 процента - в Кемерове, 14 процентов - в Оренбурге (при этом вопрос задавался именно о русскоязычных беженцах.Чувство изолированности и разногласие между социальными группами усугубляется фактическим отсутствием общенациональных (общегосударственных) печатных средств массовой информации - нельзя же всерьез считать таковыми разнузданный, хотя и многотиражный, "Московский комсомолец". Из некогда центральных газет свой статус сохранили разве что газета "Труд", "Комсомольская правда", да, быть может, "Рабочая трибуна". Но вчитайтесь в их публикации: часто ли вы встретите на их страницах материалы, противостоящие обострению межнациональных отношений? Констатация таких обострений - да. Осуждение властных структур (как в случае с Чечней) - да. Оправдание развала, как спонтанного процесса, подготовленного историей русской империи, историей последних семидесяти лет, - да. Какие аргументы выдвигаются для обоснования данной точки зрения? Вот наиболее типичный пример: «коммунисты, насильственно удерживая и подавляя национальный, государственный и экономический суверенитеты, подготовили противостояние республик. Как только допустили экономический и национальный суверенитеты, тут же взорвался союз, поскольку союзный суверенитет исключал и тот, и другой суверенитеты».Формирование культуры межнациональных отношений, как уже отмечалось дело не только государственных органов, но и средств массовой информации, общественных организаций и движений, интеллигенции, всех, кто имеет влияние на духовно-нравственную сферу общественного сознания и стремится укрепить свое государство. Не последнюю роль здесь играют наука, постоянное изучение общественного мнения, умение с помощью научных методов анализа и прогнозирования предвидеть направления развития межнациональных отношений, предлагать механизмы их корреляции. 
 
       Задачи СМИ в формировании национальной политики.  
 
  
В современных условиях задачи и главное предназначение средств массовой информации - стать центром общественного и гражданского согласия, способствовать сформированию у граждан России необходимого для современного цивилизованного общества уровня культуры. Как уже отмечалось, в идеале они могли бы консолидировать позиции различных партий и движений, не только отражая и знакомя население с их воззрениями, но и регулярно проводя диалоги между ними по вопросам, волнующим современное общество. В обобщающих комментариях им следовало бы выделять из всех дискуссий, предложений то, что будет направлено на улучшение жизни людей, изменение негативной ситуации в различных областях нашей жизнедеятельности. При этом исходить они должны из понимания высокой моральной ответственности тех, кто работает в структурах «четвертой власти», быть не просто «транслятором» информации, не просто высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу, но и обосновывать его.Последнее особенно важно для расстановки верных акцентов в национальной политике, исходя из реально формирующейся новой культуры межнациональных отношений. Данное требование должно быть в поле зрения СМИ повседневно. Представляется, что, имело бы смысл создание в СМИ специальных отделов для освещения вопросов межнациональных отношений в контексте государственной национальной политики. 
 
  Россия нуждается, как подчеркивает Р.Абдулатипов, «в немедленном восстановлении в своих правах национальной политики в качестве важнейшего самостоятельного направления деятельности Российского государства, а не вынужденной меры в работе с нацменьшинствами, которые «мешают» развитию государства  В демократическом государстве национальная политика строится на основе тщательного и своевременного учета национально-специфических интересов конкретных народов, их согласования друг с другом, а также с общенациональными, общегосударственными интересами развития всего сообщества народов России и страны в целом. Соответственно,национальной политике присущи определенные основополагающие ценности (принципы), которые должны быть проведены на всех уровнях ее формирования и осуществления в системе органов государственной власти. Высшая цель национальной политики, а значит и задача СМИ - в формировании такого общества, где бы своевременно и максимально полно удовлетворялись национальные потребности как отдельного человека, так и конкретного этноса или всех проживающих в стране народов, причем так, чтобы это не ущемляло законных интересов других лиц или этносов, не сопровождалось напряженностью и конфликтами. Достижение этой цели предполагает создание соответствующих условий и механизмов воспроизводства национально-этнической жизни каждого народа во всем ее богатстве при сохранении и углублении традиций равноправного развития сотрудничества народов всей страны.Свободное национальное развитие того или иного народа в сотрудничестве с другими народами не только не исключает, а, напротив, усиливает его национальную консолидацию на основе общности культурно-исторического прошлого, национальных ценностей и интересов. Как для национального развития конкретного этноса, так и для межнационального сотворчества вредны противопоставление одного народа другому или другим, проявление агрессивного национализма и шовинизма, культивирование психологии национальной исключительности и предвзятости.Экономическое и культурное обособление наносит огромный ущерб экономике и культуре каждого народа, региона и всей стране в целом. Преодоление кризисных явлений в жизни конкретного народа и всего государства, движение к все более высоким ступеням материального и духовного прогресса возможны только на пути всемерного развития рациональной экономической и культурной интеграции.Настоящее и будущее российских народов, межнациональных отношений в России в решающей мере зависит от социально-экономического положения и национального самочувствия русского народа. Поэтому первоочередными являются задачи решения накопившихся в течение десятилетий социально-экономических и этнокультурных проблем русской нации ее подлинного национального возрождения и расцвета. 
 
Задачи СМИ в области социально-культурной и духовной сфер развития и сотворчества народов: 
 
·         противостояние (сдерживание) процесса направления высвобождающейся национальной энергии в разрушительное русло. Отсюда необходимость подъема национальной культуры, которая повсеместно находится в тяжелейшем положении. Кризис культуры, особенно ее инфраструктурной базы, затронул все народы, проявляется во всех областях социокультурной деятельности. В этих условиях от государства требуется принятие специальных практических мер, обеспечивающих преемственность развития и выживаемость национальных культур; 
 
·         публикация материалов, раскрывающих основополагающие принципы национально-культурного развития каждого народа и всего сообщества российских народов в условиях демократии. Свобода творческой деятельности человека, осознание каждым народом уникальности своего многовекового культурного наследия и необходимости реализации его потенциала на благо всего Отечества, сохранение и оздоровление социокультурной и экологической среды обитания этноса и человека, свобода выбора каждым народом своего самобытного пути в цивилизационно- культурном процессе, ориентация на культурное сотворчество народов, воспитание граждан страны в духе уважения других культур мира, в духе сотрудничества и созидания - эти и другие принципы должны быть учтены в политике национально-культурного развития и межнационального сотворчества культур; 
 
·         ключевое значение для духовного развития многонационального российского народа, формирования духовного облика россиянина имеет русская культура. Исторически сложилось так, что невозможно говорить о духовном возрождении любого народа России, всего Отечества в отрыве от возрождения, сохранения и развития русской культуры; 
 
·         поддержка СМИ требуется также для сохранения и развития культурных ценностей малочисленных народов. Состояние финансирования учреждений культуры и искусства, издательств, средств массовой информации на языках малочисленных народов ныне таково, что сохранение их культуры в современных условиях находится под вопросом.  
 
·         ориентация на создание четких правовых гарантий защиты и развития этнокультурной самобытности народов, сдерживание этнокультурного нигилизма, питаемого безнациональной массовой культурой, которая распространяется по всему миру. Проведение в жизнь идеи создания условий для сохранения и развития своей культуры в такой общественно-политической среде, которая благоприятствует духовному сотворчеству народов. 
 
  Таким образом, культура межнациональных отношений - это явление, в котором органически сливаются политические и правовые, нравственные и эстетические и иные ценности, создающие единую базу для реального воплощения в жизнь гражданских прав и обязанностей свободных индивидов, осознания ими их органического сочетания. От нее во многом зависят нравственное отношение граждан к властвованию одних людей над другими, правосознание, социокультурные ориентиры, эстетические взгляды и др.Для воспитания будущих граждан на принципах демократии, межнационального согласия и гуманизма нужно, чтобы семейное воспитание было направлено, прежде всего, на формирование таких нравственных качеств, как забота о ближнем, трудолюбие, уважение к людям независимо от их образования, национальности, социального и материального положения.

Участившиеся  межнациональные  конфликты по-прежнему остаются «запретной темой» для СМИ  Казахстана

 

Накануне  дня Независимости Казахстана, отмечавшегося 16 декабря, поселок «Дружба», прилегающий  к Алма-Ате, был взбудоражен неизвестно откуда появившимися слухами о возможных  погромах, которые должны затронуть  компактно проживающих в этом поселке уйгуров. И хотя пока там  все спокойно, люди опасаются повторения столкновений, которые произошли  недавно в городке Шелек, что в ста километрах от бывшей столицы Казахстана.

О том, что в конце ноября в Шелеке произошли столкновения на межэтнической почве, осмелилась сообщить только одна казахстанская газета. Остальные масс-медиа решили не трогать «скользкую» тему, бьющую по одному из основных показателей стабильности в стране - межнациональному согласию.

«19 ноября, на второй день после массовой драки, в разных концах Шелека можно было увидеть большие скопления людей. Группы казахской молодежи учинили побоища в трех кафе, где обычно собирается молодежь (уйгурской национальности – прим. авторас Гайдучьего хутора. Часть казахских ребят совершили рейд по Октябрьской улице, избивая всех, кто попадался им на пути… Самое крупное столкновение произошло на пересечении улиц Жибек Жолы и Исмаила Таирова, где с обеих сторон участвовало более трехсот человек. Полицейским было явно не под силу справиться с разъяренной толпой. Только благодаря вмешательству старейшин обеих диаспор удалось остановить кровопролитие. Но были раненые, которых увезли по домам», пишет газета «Свобода слова».

Однако  автор этой публикации обвинил в  случившемся уйгурскую молодежь. Он описывает, как молодые уйгуры неоднократно провоцировали конфликты  в кафе, толпой избивая казахских  ребят. «Самым отвратительным моментом этого побоища стал финал, когда оставшиеся на месте драки уйгуры рассекли ухо казахскому парню и стали мочиться на бесчувственное тело». Название статьи тоже достаточно красноречиво - «Уйгуры Шелека: «государство ваше – земля наша».

По мнению автора статьи в «Свободе слова», семя национализма постоянно зрело среди  местных уйгуров, которые в отличие  от других диаспор многонационального Шелека жили обособленно. «Гайдуки (так называет себя уйгурская молодежь, проживающая на хуторе) зашевелились, а с ними стали возрождаться дремавшие во времена экономической нестабильности идеи. Вполне возможно, что не обошлось без влияния извне. Как известно, семя произрастает на благодатной почве».

После событий в Шелеке несколько дней действовал аналог комендантского часа. «По вечерам весь городок вымирал, лишь полицейские патрули следили за редкими прохожими», – рассказывает свидетель событий. А в городской мэрии ежедневно проходили заседания с участием госслужащих, силовых структур и старейших жителей населенного пункта. Возможно, все введенные меры оказали вкупе свой эффект - обещанное «генеральное сражение» не состоялось.

Все это  очень напоминает начало развития событий  в российском городе Кондопога: проживание двух этносов, отношения между которыми далеки от братских; кафе, где зародился  конфликт; отсутствие виноватых; местные  власти так же старательно замалчивают  случившееся.

Съемочная группа «31 канала», отправившаяся в  населенный пункт по следам событий, показала в эфире две картинки. На официальной местные власти рапортуют  о дружбе народов, проводимых мероприятиях, крепящих согласие и стараются свести все на уровень обыкновенной бытовой драки. Однако жители городка, пряча свои лица, не скрывают, что в основе побоища лежат этнические мотивы.

Можно, конечно, обвинить автора статьи в газете «Свобода слова» в разжигании межнациональной  нетерпимости, ведь слишком уж однозначно трактует он события. Однако информационный вакуум рождает массу слухов, грозящих более страшными последствиями. Поэтому этот газетный материал заставил казахстанских парламентариев выразить свою обеспокоенность и обратиться к руководителям силовых ведомств с официальным запросом о произошедшем.

Стоит отметить, что этот год стал для  Казахстана рекордным по количеству политических, социальных и межнациональных  конфликтов. С последней разновидностью казахстанцы не сталкивались на протяжении последних десяти лет. Но только в текущем году случился кавказский погром в Атырау, масштабная драка (далеко не единственная, надо сказать) между казахскими и турецкими рабочими на нефтяном месторождении близ Актау, и под конец года – Шелек.

Реакция властей во всех случаях практически  идентична. Поскольку межнациональные  проблемы для Казахстана – табу, то и поводы для возникновения  конфликтов могут быть самыми разными, но только не теми, каковыми они явились  на самом деле. В Атырау в разжигании беспорядков обвинили… журналистов  «31 канала». В Актау все попытались свести к производственным неурядицам, хотя столкновения произошли из-за очереди в рабочей столовой. В  Шелеке оказалась виноватой «горячая кровь» молодежи. Правда, среди всех версий никогда не возникает той, что на самом деле государство давно не занимается вопросами межнационального согласия, прикрываясь ширмой театрализованных постановок и «дней дружбы народов».

Казахстан пытается преподнести себя мировому сообществу в образе этакого островка стабильности в Центральной Азии. Но все чаще за последнее время  эта стабильность дает сбои. Убийства оппозиционных политиков, целенаправленное уничтожение поселения кришнаитов и принятие жестких поправок к  закону о религии, столкновения в  алма-атинских микрорайонах Шаныраке и Бакае говорят о том, что в сфере политической, религиозной и социальной терпимости Казахстан свои позиции растерял. Цепляться оставалось лишь за межнациональное согласие...

В конечном итоге все это может сказаться  на эмиграционных процессах некоренного, в первую очередь - русскоязычного населения, о котором в последнее время  тоже подзабыли. Такие непопулярные решения президента, как возможность  перевода казахского языка на латиницу и запрет на использование автомобилей  с правым рулем, достаточно резко  усилили миграционные настроения. Кроме  того, в стране начался новый передел  собственности: государственные чиновники, уже фактически установившие контроль над крупным бизнесом, стали захватывать  средние предприятия, многие из которых  принадлежат представителям некоренной национальности.

Говорят, что на севере страны местные органы власти даже предлагают существенную помощь «отъезжантам» - тем, кто откликнется на призыв Владимира Путина вернуться на историческую родину. Правда, все это на уровне слухов, которые никак не подтверждаются. Но и не опровергаются.

Неоднозначная статья «Уйгуры Шелека» заканчивается такими размышлениями автора: «События в Шелеке показали, насколько все зыбко в громогласно декларируемых и пропагандируемых принципах межнационального согласия. Одна небольшая искорка послужила началом для вполне внушительного пожара. Почему так произошло? Думается, есть в нашем обществе некие нездоровые явления. А если они имеют место, значит, не в полной мере работают те, кто обязан заниматься этим по долгу службы».

И с  этим нельзя не согласиться. Однако, к  несчастью, проблемы межнациональных  отношений являются для СМИ Казахстана практически закрытыми. Поэтому  надеяться на широкий и гласный  диалог общества и власти по этой теме пока не приходится.

Информационная  война: история, день сегодняшний и  перспектива

Гриняев С.Н.

Немного истории

Сегодня много  говорится об "информационной войне". Однако вряд ли кто сможет точно  ответить, что это такое. Более  того, даже специалисты не смогут ответить на вопрос о том, когда же все-таки родилось само словосочетание "информационная война", когда впервые был поставлен  вопрос о том, чтобы рассматривать  информацию в качестве оружия? Далее, если выяснить эту информацию и дать ответы на поставленные вопросы, то, несомненно, сразу встанет целый ряд подобных вопросов, например, что есть информационная война? Какими средствами она ведется  и, что ставится целью этой войны? Считать ли нападения хакеров  военными действиями, если да, то какие  средства ответа будут адекватными? Ниже мы попробуем дать ответы на эти  и, возможно, другие вопросы по затронутой теме. Итак.

Информация о работе Межнациональные конфликты в СМИ