Межнациональные конфликты в СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако, психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простого объекта - не изолированный акт, а часть сложного процесса. Оно зависит прежде всего от той системы, в которой предмет рассматривается, а также от предшествующего опыта, интересов и практических целей субъекта.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.72 Кб (Скачать)

Согласно ряду заявлений сотрудников администрации  США, созданная национальная система  информационной безопасности, оказалась  слишком тяжеловесной и неповоротливой. В ряде случаев процесс доведения  информации тормозился в силу бюрократических  проволочек, что приводило к неприятным последствиям.

Во многих случаях  при появлении нового вида компьютерных вирусов противоядие не было своевременно найдено ни сотрудниками CERT, ни JTF-CND.

Существенным  препятствием в достижении поставленных целей остается нехватка квалифицированного персонала для работы в сфере  обеспечения информационной безопасности, о чем свидетельствуют попытки  привлечения студентов-компьютерщиков на работу в федеральные ведомства  по контрактам в обмен на оплату их  обучения в институтах.

Китайская народная республика

Китай уже давно  включил термин "информационная война" в лексикон своих военных  специалистов. Сегодня он неуклонно  движется к формированию единой доктрины информационной войны. Фактически, если революция в военном деле  определяется как существенное изменение в технологии, дающее преимущество в военном обучении, организации, стратегии и тактике военных действий, то, возможно Китай из всех стран сегодня испытывает истинную революцию в киберпространстве.

Китайская концепция  информационной войны включает уникальные китайские представления о войне  вообще, основанные на современной  концепции "народной войны", 36 стратегем великого Сун Цзы, а также местных представлениях о том, как воевать на стратегическом, оперативном и тактическом уровне. Многое из его подхода имеет отношение к акценту на обмане, войне знаний и поиске асимметричных преимуществ над противником. Информационная война определена как "переход от механизированной войны индустриального возраста к... войне решений и стиля управления, войне за знания и войне интеллекта".

Китай развивает  концепцию Сетевых сил (воинские подразделения численностью до батальона), которые состояли бы из высококлассных компьютерных экспертов, обученных  в множестве государственных университетов, академий и учебных центров. Основной акцент делается на привлечение активной молодежи.

На сегодняшний  момент было проведено уже несколько  крупномасштабных учений этих сил по отработке концепции информационной войны.

Великобритания

Британское представление  об информационной войне подобно  таковому в Соединенных Штатах. Это  определение информационной войны  как действий, воздействующих на информационные системы противника, при одновременной  защите собственных систем. Кроме  того, Великобритания использует юридическую  структуру, основанную на существующих законах, которая в значительной степени может применяться к  действиям в киберпространстве - Regulation of Investigatory Powers Act (RIP), принятый в 2000 году. Он предлагает, что нападения на информационные системы может рассматриваться как обычное уголовное преступление со всеми вытекающими последствиями. Данный акт позволяет британскому правительству перехватывать и читать электронную почту, а также требовать расшифровки личных файлов по требованию государственных чиновников.

Германия

Главным образом  немецкое представление информационной войны совпадает с таковым  в США и Великобритании. Оно  включает ведение наступательной и  оборонительной информационной войны  для достижения национальных целей. Вместе с тем Германия имеет тенденцию  быть несколько более систематичной, чем Соединенные Штаты, что свойственно немецкой педантичности. При определении угроз и возможных ответов, иностранные государства рассматриваются отдельно от негосударственных объединений (типа политических партий, международных организаций и средств массовой информации), преступные сообщества (организованное преступные группы, хакеры и т.д.), и индивидуумы (включая религиозных фанатиков и др.).

В двух случаях, однако, немецкое представление об информационной войне может отличиться от американского. Германия включает управление средствами массовой информации как элемент информационной войны. Кроме того, Германия отдельно вводит определение для экономической информационной войны, подобной французам (см. ниже). Это является следствием двух причин: Германия оценила потенциал возможного экономического ущерба, который может быть нанесен немецкому бизнесу и экономике; Германия, возможно, испытала существенные экономические потери от Франции в операциях индустриального шпионаж в киберпространстве; также Германия может искать пути смягчения последствий потенциальных вторжений.

НАТО

По сообщениям существует секретное натовское  определение информационной войны, но оно не доступно в открытой печати. На проведенной объединенным штабом НАТО в начале 200 года конференции  по проблемам информационной войны  все участники пользовались определениями, разработанными в их странах. Вместе с тем известно, что натовское  определение во многом схоже с  аналогичным американским определением.

Франция

Французы рассматривают  концепцию информационной войны, состоящей  из двух главных элементов: военной  и экономической (или гражданской). Военная концепция предполагает несколько ограниченную роль информационных операций. Их военная концепция видит  место информационным действиям, имеющим  место в значительной степени  в контексте конфликтов малой  интенсивности или в миротворческих операциях. В этом контексте, союзники не рассматриваются противниками.

Напротив, экономическая  или гражданская концепция включает более широкий диапазон потенциального применения информационных операций. Французское представление принимает  намного более широкое и более  глубокое представление для конфликта  в экономической сфере. В этом случае французы не видят себя связанными рамками НАТО, ООН или согласием  США. Их подход к экономическому конфликту  учитывает тот, чтобы быть и союзником  и противником одновременно. Французы даже имеют экономическую школу  для информационной войны.

Франция активно  формирует структуры по контролю ее граждан в киберпространстве. Есть информация о том, что французы создали собственную версию системы "Эшелон" (по сообщениям американской прессы система направлена на перехват фактически всех частных глобальных коммуникаций). Frenchelon, так некоторые назвали эту систему, по сообщениям используется для контроля и анализа французских коммуникаций особенно в районе Парижа.

Что делать?

Анализ показал, что многие страны мира сейчас создают  у себя системы защиты от информационной агрессии и американской культурной экспансии. В той же Франции, к примеру, по телевидению разрешается показывать не более 50% иностранных фильмов, абсолютное большинство которых, как известно, американские. Наше государство пока не приняло никаких существенных мер по защите своих граждан.

Учитывая сложность  и специфичность информационного  воздействия, для обеспечения безопасности Российской Федерации стране жизненно необходим специальный координационный управляющий орган по контролю за созданием и применением информационного оружия. Необходимо также создание межведомственного Аналитического центра по разработке новейших информационно-психологических технологий на базе Академии ФСБ, МИ МВД при возможном патронаже Совета Безопасности РФ.

Следует задуматься о формировании мощного государственного холдинга масс-медиа, работающего в тесном контакте со специалистами из Аналитического центра.

Для решения  встающих проблем требуется объединение  усилий в научных исследованиях  проблем информационной войны, обеспечения  информационной безопасности, а также  подготовке кадров как исследователей, так и журналистов "нового типа".

К сожалению, и  это надо признать, Россия пока остается, практически единственной страной, которая последовательно добивается на международном уровне подобной постановки вопроса. Уже проделана определенная работа, подготовлены и доложены материалы  по вопросам информационной безопасности на 53 и 55 сессиях Генеральной ассамблеи ООН. Однако этого явно недостаточно. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы в XXI веке достижения в области информационных технологий служили исключительно на благо человечества. Упустив момент сегодня, завтра мы рискуем встать на порог очередного витка гонки вооружений. В этом случае опасность развязывания глобальной информационной войны, объектом воздействия в которой станет самое тонкое достижение эволюции - сознание человека, станет реальностью.

Провоцируют ли СМИ межнациональные  конфликты в России?

 

Социологические опросы | 12 апреля 2006 года

Автор: Исследовательский центр портала Superjob.ru 

В какой степени  сохранение в России гражданского мира зависит от деятельности средств  массовой информации? Узнайте мнения россиян о влиянии СМИ на межнациональные  конфликты в результатах нашего опроса.

 

Общий объём  выборки: 1600 респондентов.

Время проведения опроса: 10 и 11 апреля 2006 года.

Исследуемая совокупность: население России в возрасте от 18 лет и старше.

Вопрос: Согласны ли Вы с мнением, что средства массовой информации провоцируют межнациональные конфликты в России?

Мнения респондентов разделились следующим образом:

Согласен 38,99%
Не  согласен 45,23%
Затрудняюсь ответить 15,78%

 
Согласно результатам опроса, проведённого ЦМиСИ Кадрового Дома «СуперДжоб» (www.superjob.ru) с 10 по 11 апреля 2006 года, большинство россиян (45%) считают неверным утверждение о том, что средства массовой информации провоцируют межнациональные конфликты: 
 
«Причины межнациональных конфликтов совсем в другом. Вышеприведённое утверждение, возможно, справедливо для каких-то единичных частных эпизодов, но никак не является одной из основных причин».  
 
«Межнациональные конфликты обусловлены множеством факторов, в первую очередь, снижением материального, культурного, образовательного уровней населения. СМИ виноваты лишь в том, что крайне поверхностно и не всегда компетентно подходят к вопросам межнациональных отношений». 
 
«На мой взгляд, предпосылки межнациональных конфликтов складываются на базе более сложных разногласий - этнического, политического, экономического и другого характера. Взваливать всю вину на СМИ - значит уходить от ответственности». 
 
«Мне кажется, что средства массовой информации сейчас просто констатируют факты происходящих межнациональных конфликтов. И спасибо им за то, что они бьют в колокола о проблеме межнациональных конфликтов, заставляя тем самым простых обывателей хотя бы задуматься о том, что происходит».  
 
«Старая тема! У этой проблемы более глубокие исторические корни. Было бы слишком просто обвинить СМИ, но они виноваты настолько же, насколько дореволюционные издательства России, печатавшие листовки, виноваты в Октябрьской революции». 
 
«…так просто кажется, потому что СМИ неотделимы от общества и того, что в нем происходит».  
 
Тем не менее, процент жителей России, придерживающихся противоположного мнения, тоже достаточно высок: 39% россиян считают, что СМИ всё же оказывают своё негативное влияние на разжигание межнациональной розни: 
 
«Свобода слова - это не вседозволенность. СМИ должны понимать всю полноту ответственности за каждое свое высказывание и делать их не в погоне за сенсацией, а взвешивая все возможные последствия… Но это доступно только профессионалам своего дела». 
 
«…некоторым программам надо быть особенно аккуратными в выражениях и преподнесении информации людям. Рассказывать о проблемах межнациональных и межрелигиозных отношений следует осторожно, чтобы не провоцировать конфликты на этой почве». 
 
«Не все журналисты имеют достаточно высокую квалификацию, чтобы деликатно, умело, аргументировано и убедительно писать на темы межнациональных отношений». 
 
«Сообщая о всех отрицательных фактах в межнациональных отношениях, СМИ почему-то ничего или крайне мало говорят о положительном в этих отношениях». 
 
«Вопросы межнациональных и межрелигиозных конфликтов очень сложны и требуют тщательного анализа специалистов. Стремление СМИ любой ценой преподнести «жареное» вряд ли является причиной столь серьёзных проблем». 
 
Затруднились дать ответ на вопрос ЦМиСИ Кадрового Дома «СуперДжоб» 16% жителей РФ. 

 

                    

 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий. - М., 1999.
  2. Гассер Г.-П. Защита журналистов в опасных командировках. Моду А. Международное гуманитарное право и деятельность журналистов. - МККК, 1994.
  3. Ерохова Н.С. Средства массовой информации в международных конфликтах // Вестник Московского университета. Серия Журналистика, 2001, № 2.
  4. Засурский Я.Н. Постсоциалистические СМИ в глобальном, региональном и национальном контекстах. К вопросу о переходном периоде // Вестник Московского университета. Серия Журналистика, 2001, № 4.
  5. Павликова М.М. Современная журналистика: профессия в условиях гражданского и информационного общества // Вестник Московского университета. Серия Журналистика, 2001, № 1.
  6. Петрова Н.В. Социальная ответственность медиамонополиста на примере шведского концерна Бонньеров // Вестник Московского университета. Серия Журналистика, 2001, № 4.
  7. Байгузин Р.Н., Илларионов С.И., Рукосуев Г.Н. Информационная война. - М., 2000.
  8. Вачнадзе Г., Кашлев Ю. Международный обмен информацией. - Тбилиси, 1980.
  9. Герасименко В.А. Безопасность информации: В 2-х т. - М., 1993.
  10. Герасименко В.А. Основы информационной грамоты. - М., 1996.
  11. Засурский Я.Н. Международный обмен информацией и новое политическое мышление // Вестник Московского университета. Серия Журналистика, 1989, № 6.
  12. Защита персональных данных. Опыт правового регулирования. - М., 2001.
  13. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникавистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и
 

                                                              Оглавление

 

Введение1

СМИ и межнациональные  конфликты. 4

Причины и стадии развития конфликтов в России 4

Национальная  политика и СМИ : проблемы взаимовлияния8

Задачи СМИ  в формировании национальной политики. 10

Задачи СМИ  в области социально-культурной и духовной сфер развития и сотворчества народов 12

Информация о работе Межнациональные конфликты в СМИ