Гражданские самолеты конструктора С.В. Ильюшина

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:04, реферат

Краткое описание

В октябре 1921 г. С.В.Ильюшин начал учиться в Институте (с 1922 г. – Академии) воздушного флота. Во время учебы увлекся конструированием планеров и в 1923 г. на базе кружка молодых энтузиастов авиации в мастерских тяжелой и осадной артиллерии построил свой первый планер. В 1924 г. им был создан второй, а в 1925 г. – третий планер. Последний аппарат принимал учатие в соревнованиях, которые проводились в Германии. В июне 1926 г. С.В.Ильюшин окончил Академию и получил звание военного инженера-механика воздушного флота.

Оглавление

Ведение
1 История и современная деятельность ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»
2 Гражданские самолеты С. В. Ильюшина
2.1 Пассажирские самолеты
2.2 Грузовые самолеты
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

реферат история га.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

  Противообледенительная  система во время полета защищает  от обледенения носки крыла  и оперения, воздухозаборники, коки  двигателей, передние стекла кабины  экипажа и форточки. Эта система  защищает также заборники воздушных  радиаторов кондиционирования в корневой части крыла. При этом противообледенительные устройства крыла, оперения, воздухозаборников и коков двигателей - воздушно-тепловые, а передние стекла кабины экипажа и форточки защищены от обледенения электрообогревом.

  Основные  источники электроэнергии - четыре генератора переменного тока. Система постоянного тока получает питание от основной системы через выпрямительные блоки. Установлены также вспомогательные силовые агрегаты с двумя генераторами - один постоянного, другой переменного тока. Запуск двигателей производится сжатым воздухом от бортового турбоагрегата ТА-6, который расположен в фюзеляже. При нахождении самолета на земле ТА-6 вырабатывает электроэнергию для питания бортовой сети и для подачи свежего воздуха в кабину экипажа После успешных госиспытаний в 1967 году на Ил-62 начали выполнять пассажирские перевозки по маршрутам Москва-Хабаровск и Москва-Монреаль. Это практически был первый случай, когда регулярную эксплуатацию нового типа самолета одновременно начали на внутренних и международных линиях. Это можно расценивать как полную уверенность в абсолютной надежности нового скоростного лайнера, ставшего флагманом "Аэрофлота". Труднее всего было получить разрешение на полеты в США, особенно из-за ограничений по уровню шума. Но Ил-62 вполне отвечал всем нормам международных полетов. Ряд компаний, не раздумывая, приобрели этот превосходный лайнер. А "Эйр Франс", "КЛМ", "Джал" на длительный срок арендовали самолеты для эксплуатации.

    За  все годы выпущено около 250 самолетов  Ил-62 и Ил-62М. 80 из них служили в авиакомпаниях Венгрии, Польши, Анголы, Китая, КНДР, Кубы, Чехословакии, Румынии и других стран.

 В 1977 году  на самолете установлено 5 мировых  рекордов по скорости и дальности  полета.

 

 
Ил-62М

 


 

 

 

  Работы по  модификации дальнего магистрального пассажирского самолета Ил-62 были начаты в 1969 году. На самолете установлены более экономичные турбореактивные двигатели конструкции П.А.Соловьева. Двигатели помещались в гондолы с улучшенными аэродинамическими формами. В киле устанавливался дополнительный топливный бак, что увеличило дальность полета самолета. У Ил-62М была увеличена крейсерская скорость полета, а установка более эффективных двухщелевых закрылков позволила уменьшить посадочную скорость.

  На модифицированном  самолете была введена механизированная загрузка багажника, установлено модифицированное управление стабилизатором, установлены новые штурвалы управления самолетом (для улучшения обзора пилотам и обеспечения стандартного расположения приборов на доске пилотов), установлена усовершенствованная вспомогательная силовая установка для запуска двигателей и кондиционирования кабины. 
      8 января 1974 года Ил-62М начал регулярные пассажирские перевозки и продолжает их до сегодняшнего дня. 
Ил-62М имеет Аттестат о годности к эксплуатации.

 

 

Ил-86

 

 


 

   К концу 1960-х гг. быстрый рост объема  пассажирских авиаперевозок привел  к перегрузке главных аэропортов  мира. Для прибывающих самолетов  резко увеличилось время ожидания  в воздушной зоне аэропорта: соответственно  сократились интервалы между взлетами и посадками, а также значительно уменьшилась свободная площадь аэропортов из-за большого скопления самолетов и наземной обслуживающей техники. Эти проблемы и необходимость обеспечения дальнейшего роста объема пассажирских перевозок заставили авиационных конструкторов и эксплуатационников искать новые пути при создании перспективных пассажирских самолетов

  В сентябре 1969 года ОКБ С.В. Ильюшина было  поручено начать работы по  разработке самолета большой  пассажировместимости с предъявлением требований, обеспечивающих его эксплуатацию с использованием существующих наземных технических баз, взлетно-посадочных полос и аэропортов. Таким самолетом стал новый широкофюзеляжный самолет Ил-86.

  Основной  особенностью этого варианта  компоновки является наличие на нижней багажно-грузовой палубе трех отсеков со стеллажами. Имеются три встроенных в конструкцию самолета трапа, ширина и угол наклона которых обеспечивают пассажирам возможность входа в самолет с багажом, который затем размещается на стеллажах багажно-грузовых отсеков. С верхней пассажирской палубой эти отсеки связаны внутренними однопролетными лестницами, ширина которых обеспечивает двухрядное движение пассажиров. Таким образом, главной особенностью пассажирской кабины самолета Ил-86 является ее условное разделение (лестницами, блоками буфетных стоек и поперечными проходами к аварийным выходам) на три отдельных пассажирских салона, равномерно расположенных по длине фюзеляжа. Благодаря этому все пассажиры самолета оказались сгруппированными в относительно небольшие, легко обслуживаемые, а в случае необходимости быстро организуемые к аварийной эвакуации группы. Наличие двух продольных проходов ускоряет раздачу питания пассажирам и обеспечивает свободное перемещение обслуживающего персонала и пассажиров из любой точки кабины к креслам, туалетам или аварийным выходам. В пассажирской кабине самолета имеется по четыре аварийных выхода на каждом борту, которые оснащены надувными двухдорожными трапами, обеспечивающими аварийную эвакуацию пассажиров в два потока.

  Принятая  компоновка пассажирской кабины  и багажно-грузовых отсеков самолета  Ил-86 с использованием системы  «багаж при себе плюс контейнеры»  обеспечила самолету Ил-86 определенные  эксплуатационные преимущества. В  частности, стало возможным начать регулярную эксплуатацию самолета Ил-86 без реконструкции существующих зданий аэропортов для увеличения их пропускной способности и без внедрения специальных автоматизированных систем сортировки и транспортировки большого количества багажа к местам их погрузки в контейнеры и выдачи пассажирам после полета. Кроме того, система «багаж при себе плюс контейнеры» значительно сократила время, затрачиваемое на оформление и погрузку багажа пассажиров в самолет и его получение после полета, при этом более чем в два раза уменьшились трудозатраты на обслуживание пассажиров и сократилась численность обслуживающего персонала. В процессе выбора схемы самолета на основе сравнительного анализа и опыта, которым располагало конструкторское бюро, для Ил-86 была выбрана схема низкоплана со стреловидным крылом и четырьмя двигателями НК-86 с умеренной степенью двухконтурности на пилонах под крылом.

  Выбор аэродинамической  компоновки самолета Ил-86 производился  на основе комплекса теоретических  и экспериментальных исследований, направленных на получение высокого аэродинамического качества, потребных несущих свойств крыла для расчетных условий базирования и нормируемых характеристик устойчивости и управляемости во всех ожидаемых условиях эксплуатации.

  С декабря 1980 года самолет находится в эксплуатации на внутренних и международных линиях с наиболее интенсивными пассажиропотоками.

  Рейсом Москва - Ташкент 26 декабря 1980 г. открылась  регулярная эксплуатация самолета  на воздушных линиях страны. В  истории самолета Ил-86 начался новый этап, который, без сомнения, стал и качественно новой вехой в развитии советской гражданской авиации. В течение 1981 г. самолеты Ил-86 были внедрены в эксплуатацию сразу на нескольких внутренних и международных воздушных линиях. Высокие летно-технические данные самолета Ил-86 получили и международное признание. В  1981 г. на серийном самолете Ил-86 экипаж заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Г. Волохова установил 18 мировых рекордов: с коммерческим грузом 35, 40, 50, 60 и 65 т самолет развил среднюю скорость 971 км/ч на замкнутом маршруте протяженностью 2000 км, а с коммерческим грузом от 35 до 80 т самолет летел со скоростью около 956 км/ч по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км. 
Ил-86 является первенцем отечественной сертификации. 
Сертификат летной годности № 10-86, выдан Госавиарегистром СССР.

 

 

Ил-96-300

 

 


 

 

 

   В первой  половине 1970-х гг., одновременно е  созданием первого отечественного  широкофюзеляжного самолета большой  пассажировместимости Ил-86, в ОКБ  имени С. В. Ильюшина развернулись проектно-исследовательские работы по широкофюзеляжному дальнему магистральному пассажирскому самолету.

  Именно в  это время в процессе проектирования  пассажирских самолетов, помимо  общепринятого тогда критерия  оценки эффективности эксплуатации пассажирского самолета как транспортного средства по себестоимости пассажирокилометра, вводится и такой критерий оценки, как показатель топливной эффективности вновь проектируемого самолета - расход топлива на перевозку одного пассажира на дальность в один километр, определенный при полете самолета с рассматриваемой пассажировместимостью на соответствующую этой пассажировместимости техническую дальность полета. Оценка уровня технического совершенства вновь создаваемого пассажирского самолета по критерию топливной эффективности становится одной из главных.

  По своему  внешнему виду Ил-96-300 напоминает  Ил-86, однако в его параметры, конструкцию  планера, функциональные системы, бортовое  оборудование внесены принципиальные  нововведения, реализованы новейшие научно-технические достижения. Это обеспечивает значительно большую дальность полета самолета Ил-96-300 по сравнению с другими дальними самолетами, созданными в ОКБ имени С. В. Ильюшина, и качественно новые характеристики эффективности самолета - минимальный расход топлива на пассажиро-километр у Ил-96-300 в два раза меньше, чем у дальнего самолета Ил-62М. Максимальная взлетная масса самолета Ил-96-300 практически одинакова с массой серийных самолетов Ил-86 и равна 216 т, а поднимаемая им максимальная коммерческая нагрузка достигает 40 т.

  На самолете ИЛ-96-300 устанавливается модернизированный  цифровой комплекс авионики российского  производства с шестью жидкокристаллическими  цветными многофункциональными  дисплеями. Применяется электродистанционная система управления, инерциальная навигационная система, система предупреждения столкновения в воздухе (в т.ч. с режимом “S”) и средства спутниковой навигации. 
Также установлена аппаратура, обеспечивающая УКВ связь с сеткой частот 8,33/25 кГц и аппаратура, позволяющая выполнять полеты в условиях RVSM. Использование авионики российского производства позволяет управлять самолетом экипажу из 3 человек. Авионика отвечает современным требованиям на международных маршрутах в Европе и Северной Америке (RNP-1), позволяет осуществлять навигацию и посадку по III А категории ИКАО

  На самолете устанавливается  современный интерьер пассажирских  салонов с центральной багажной  полкой. Отделка интерьера выполняется  в соответствии с дизайн-проектом  и цвето-фактурной картой, представляемыми Заказчиком.

  Уровень безопасности, комфорта и обслуживания пассажиров  повышается за счет установки  нового интерьера и оборудования  пассажирской кабины, включающих:

• системы видеонаблюдения пассажирского салона (оцпионально); 
     • отечественные пассажирские кресла, сертифицированные на горизонтальную                    перегрузку 16g; 
      • современное буфетно-кухонное оборудование на верхней палубе; 
      • туалеты, оборудованные водовакуумной системой удаления отходов

• одновременную трансляцию на каждое пассажирское место не менее 8-ми стереопрограмм и звукового сопровождения видеопрограмм с возможностью их индивидуального выбора; 
     • пассажирам всех классов просмотр на верхних экранах (или мониторах) видеоканалов, а пассажирам бизнес класса просмотр 6-ти видеоканалов на индивидуальных мониторах, встроенных в подлокотники кресел; 
      • телефонную связь с каждого кресла бизнес класса с наземными абонентами с оплатой времени разговора при помощи платежной карты; 
      • демонстрацию режимов полета, карту маршрута следования во всех салонах и изображение с внешней видеокамеры; 
      • двухклассная компоновка на 257, 262 и 269 мест; 
      • одноклассная компоновка на 289 мест.

      Конечно, Ил-96 - продукт советской  эпохи, со всеми плюсами и минусами высокотехнологичных изделий, созданных в годы "развитого социализма. 
Исполнение первых машин оставляло желать много лучшего. Были нарекания к "недружелюбному" салону с некомфортабельными креслами и внутренней отделке из допотопных материалов. Когда новый "Ил" поставили на линии в 1993 г., пассажиры и не заметили, что пересели в самолет "следующего поколения". Сравнение с иностранными аналогами наводило на грустные мысли. Никакую конкурентную угрозу Ил-96-300 им не представлял. Обычно "аэрофлотовцы" сравнивали его с имеющимся в их парке Boeing 767-200ER - более легким (179 т против 235 т) двухмоторным самолетом меньшей вместимости, отчего и потребляющим меньше топлива (4,9 т в час вместо 7,3 т). Более корректно сравнение с Airbus А340-200, весьма похожим на "Ил" внешне. 
Постепенно в конструкцию и бортовое оборудование вносились многочисленные улучшения. В салоне появились новые, более удобные кресла фирмы "АККО", несравнимо преобразившие салоны экономического и бизнес-классов. Установили систему предотвращения столкновений в воздухе CAS-81A, УКВ радиостанцию с лучшей избирательностью "Орлан-85СТД". Экипаж стал пользоваться спутниковой связью посредством систем "Аэро Мини М" или "Аэро I". Благодаря кубинскому заказу на Ил-96-300, в типовую конструкцию самолета были внесены дополнительные улучшения. Появилась англоязычная кабина, разработан быстро конвертируемый (из обычного рейсового в VIP вариант) пассажирский салон высокого качества. В составе оборудования появилась интегрированная навигационная система НСИ-2000МТ производства отечественной фирмы "Лазекс", новый твердотельный накопитель РЗБН-1, устройство локализации и подавления энергии взрыва бомбы "Фонтан-3М".  
Максимальный взлетный вес подняли до 250 т, что позволило увеличить дальности полета с типовой нагрузкой из 262 пассажиров до 11 000 км.

  Ил-96 остается  единственным в мире четырехмоторным  магистральным самолетом, ни один  экземпляр которого не был  потерян в летных происшествиях (при том что Ил-96-300 летает на  регулярных линиях с 1993 г.). Между тем при выполнении коммерческих рейсов неоднократно бились Boeing 707 и 747. Высокую безопасность "Ила" отмечают и иностранные компании. За создание Ил-96-300 и ввод его в регулярную эксплуатацию большая группа работников ОАО «Ил» была удостоена Государственной премии РФ. Сертификат типа № 22-96-300 АР МАК получен в декабре 1992 года.

    В 2005 году  произошел ряд инцидентов, вследствие  которых эксплуатация этих самолетов  была временно прекращена  с 22.08.05 г.

 

 

 

 

Ил – 114

 

 


 

   В первой половине 1980-х в связи с ростом воздушных перевозок на местных и средних линиях, осуществляемых на самолетах с турбовинтовыми двигателями, начались исследования проектов более вместительных машин, рассчитанных на 60-70 пассажиров. В нашей стране к началу 1980-х Ан-24, широко использовавшийся на местных воздушных линиях (МВЛ), устарел, а парк самолетов стал постепенно сокращаться из-за списания машин в связи с выработкой назначенного ресурса.

  На основе  развития перспектив пассажирских  самолетов, обобщения более чем тридцатилетнего опыта эксплуатации различных вариантов Ил-14, изучения летной службы Ан-24 и зарубежных самолетов МВЛ, ОКБ С.В.Ильюшина, возглавляемое его учеником, генеральным конструктором, дважды Героем Социалистического труда академиком Г.В.Новожиловым, в начале 1982-го выступило с инициативой создания нового пассажирского самолета для МВЛ Ил-114.

  Требования  к Ил-114 имели ряд особенностей, которые отличали их от тех, что предъявлялись к его зарубежным  аналогам. Прежде всего, Ил-114 должен эксплуатироваться с относительно небольших аэродромов, имеющих как бетонированные, так и грунтовые ВПП, что значительно расширяет географию его использования в различных регионах страны.

  Для эксплуатации  в арктических и антарктических  районах Ил-114 должен обеспечивать перевозку 1500 кг коммерческой нагрузки на практическую дальность 4800 км. Эти параметры давали возможность создать на базе самолета такие модификации, как патрульный, океанский разведчик рыбы, ледовой разведки, а также административный комфортабельный вариант малой пассажировместимости.

  Ил-114 имеет традиционную  компоновку: прямое крыло с двумя  двигателями, прикрепленное к фюзеляжу  по схеме низкоплан, высокий киль. Каждый двигатель вращает шестилопастный  малошумный винт, а трехопорное шасси с носовым колесом спроектировано с учетом эксплуатации самолета с неровных, неподготовленных площадок.

Информация о работе Гражданские самолеты конструктора С.В. Ильюшина