Понятия и принципы международного космического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:27, дипломная работа

Краткое описание

Эту сверхновую отрасль международного права изучали и разрабатывали многие ученые (В. С. Верещетин, Г. П. Жуков, Е. П. Каменецкая., Ф. Н. Ковалёв, Ю. М. Колосов, И. И. Чепров и другие). Всё же, множество вопросов данной темы являются нерешёнными и дискуссионными в теории и практике до сих пор. Так, например, с 1966 года в Комитете ООН по космосу рассматривается вопрос о делимитации воздушного и космического пространств, и согласия в отношении того, как следует урегулировать эту проблему, достичь пока не удается. Р

Оглавление

Введение
3-4
Глава 1.
Понятие и особенности международного космического права.
5
1.
Понятие международного космического права и его место в системе современного международного права.
5-8
2.
История формирования международного космического права как отрасли международного права.
8-17
Глава 2.
Принципы международного космического права.
18
1.
Понятие принципов международного права.
18-24
2.
Виды и особенности принципов международного космического права.
24-54
Глава 3.
Содержание отраслевых принципов международного космического права.
55-62

Заключение.
63-64

Список использованной

Файлы: 1 файл

космическое.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

В ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах говорится, что «Луна и её природные ресурсы являются общим наследием человечества.» и поэтому «не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на нее суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.» В п. 3 этой же статьи сказано, что «Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции, неразрывно связанные с ее поверхностью или недрами, не создает право собственности на поверхность или недра Луны или их участки." Также "стороны имеют право на исследование и использование Луны и других небесных тел без дискриминации любого вида, на основе равенства и в соответствии с международным правом и условиями этого Соглашения"28.

 

Принцип неприменения силы и угрозы силой.

 

Проблема соотношения силы и  права является центральной для  любой правовой системы. В национальных системах легальное применение силы централизованно, монополизировано государством. В международной жизни ввиду отсутствия надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих субъектов. В таких условиях единственный выход - установление правовых рамок применения силы.

Обязанность неприменения силой и  угрозы силой распространяется на все  государства, поскольку поддержание  международного мира и безопасности требует, чтобы все государства  придерживались указанного принципа.

Согласно Уставу ООН, запрещается не только применения вооружённой силой, но и не вооружённое насилие, которое носит характер противоправного применения силы. Следует признать, что применение вооружённой силы представляет собой наибольшую опасность для дела мира.

Показательно, что это понимали уже те, в чьих умах родилась идея международного права. Ф. де Виттория и Б. Айала в шестнадцатом веке и Г. Гроций в семнадцатом веке считали, что война может использоваться лишь в порядке самообороны или как крайнее средство защиты права29.

Однако государства не были готовы к принятию этого положения. Своим  суверенным правом они считали неограниченное право на войну (jus ad bellum). Такой подход был явно несовместим с международным правом.

За признание этой истины человечество заплатило высокую цену. Несмотря на жертвы, понесённые в ходе Первой мировой войны, и массовые требования запретить агрессивную войну, Статут Лиги Наций этого не сделал, введя лишь некоторые ограничения. Начало исправлению ситуации было положено в 1928 году Парижским пактом об отказе от войны как орудия национальной политики (Пакт Бриана-Келлоги)30. Это был важный шаг в становлении принципа неприменения силы в качестве обычной нормы общего международного права. Однако для его окончательного утверждения человечеству пришлось принести жертвы Второй мировой войны.

В качестве главной цели Устав ООН  установил: избавить грядущие поколения  от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооружённые  силы применяются не иначе как  в общих интересах. Устав запретил применение не только вооруженной силы, но и силы вообще.

Анализ международных норм и  практики даёт основания считать, что  под силой понимается прежде всего вооружённая сила. Использование иных средств может быть квалифицированно в качестве применения силы в плане рассматриваемого принципа, если по своему влиянию и результатам они подобны военным мерам. Об этом, в частности, свидетельствует запрещение репрессалий, связанных с применением силы.

Теперь о понятии "угроза силой" в плане принципа неприменения силы. В первую очередь под этим понимается угроза применения вооружённой силы. Что же касается иных мер, то запрещаются акции такого масштаба, которые способны нанести  непоправимый ущерб. Разумеется, это положение не означает легализации угрозы силой, запрещённой иными нормами международного права. Пока угроза силой не снята с вооружения дипломатии. В заявлении государственного секретаря США в подкомитете Сената говорилось, что "американское лидерство требует, чтобы мы были готовы поддержать нашу дипломатию реальной угрозой применения силы"31.

Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в международных  отношениях также распространяется на космическую деятельность государств и возникающих в связи с  этим взаимоотношения между ними. Вся деятельность в космосе должна осуществляться в интересах поддержания мира и безопасности. Запрещён вывод на орбиту любых объектов с ядерным оружием массового уничтожения (химическим, бактериологическим, радиологическим и другим), также запрещено устанавливать такое оружие на небесных телах и размещать такое оружие в космическом пространстве. Луна и другие небесные тела используются исключительно в мирных целях. Запрещено создание на них военных сооружений, испытание оружия и проведения военных маневров.  Между тем, в США всё ещё жива программа создания противоракетных систем космического базирования вопреки Договору с СССР 1972 года об ограничении систем противоракетной обороны, запрещающего испытание и развёртывание подобных систем32.

Принцип неприменения силы и угрозы силой также нашёл отражение в Соглашении о Луне 1979 года. Луна используется всеми государствами-участниками исключительно в мирных целях. На Луне запрещается угроза силой или применение силы или любые другие враждебные действия или угроза совершения любых враждебных действий. Запрещается также и использование Луны для совершения любых подобных действий или применения любых подобных угроз в отношении Земли, Луны, космических кораблей, персонала космических кораблей или искусственных космических объектов. А  использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования и использования Луны.33

Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года обязывает его участников запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в космическом пространстве.

По Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года запрещается прибегать к такого рода воздействию в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда другому государству, в том числе для изменения космического пространства, путём преднамеренного управления природными процессами.

Таким образом, можно говорить о  полной демилитаризации Луны и других небесных тел и о частичной  демилитаризации космического пространства (международное право не запрещает размещения в космосе объектов с обычным оружием на борту, а также пролёт через космос объектов с ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения, если такой пролёт не квалифицируется как размещение объекта в космосе).

В доктрине международного права отмечается, что не запрещается использование  космоса в военных неагрессивных  целях (например, для отражения агрессии и в целях поддержания международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН).

Чрезвычайная опасность превращения космоса в театр военных действий побудила в своё время правительство СССР выступить с инициативой полной демилитаризации и нейтрализации космоса. В 1981 года оно внесло в ООН предложение о заключении Договора о запрещении размещения в космическом пространстве оружия любого рода, а в 1983 году - проект Договора о запрещении применении силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли. Эти проекты были переданы на обсуждение Конференции по разоружению.  С 1985 года в Женеве ведутся также советско-американские (а ныне российско-американские) переговоры по ядерным и космическим вооружениям.

Для ограничения военного использования  космоса большое значение имеют  советско-американские соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), включающих межконтинентальные баллистические ракеты, траектория которых проходит через космос, и Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.

 

  Принцип мирного разрешения международных споров.

 

Понятие "международный спор" обычно используется для обозначения  взаимных претензий между государствами.

В основе международных споров лежит  целый ряд факторов, социально-политического, идеологического, военного, международно-правового  характера. В самом общем виде международный спор можно рассматривать в качестве специфического политико-правового отношения, возникающего между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающего противоречия, существующие в рамках этого отношения.

С момента возникновения спора и в течение всего периода его развития и существования, должен действовать принцип мирного разрешения международных споров как общепризнанный императивный принцип  международного права.

Согласно  п. 3 ст. 2 Устава ООН, "все Члены Организации Объединённых Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность"34. Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международного права и справедливости. Данное требование предполагает применение в процессе разрешения споров основных принципов международного права, соответствующих норм договорного и обычного права. Согласно ст. 38 Статуса Международного Суда ООН, урегулирование споров на основе международного права означает применение:

 Международных конвенций, как  общих, так и специальных, устанавливающих  правила, определённо признанные  спорящими государствами.

Международных обычаев как доказательства всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

 Общих принципов права, признанных  цивилизованными нациями.

Судебных решений и доктрин  наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм35. Статья 38 также устанавливает, что обязанность Суда принимать решения по спорам на основе международного права не ограничивает его права разрешать дела ex aequo et bono (по справедливости и доброй совести), если стороны с этим согласны.

Общее международное право прежде лишь побуждало государства обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре. Статья 2 Гаагской конвенции 1907 года о мирном разрешении международных столкновений не запрещала обращение к войне ("прежде чем прибегнуть к оружию"), не обязывала обращаться к мирным средствам ("обращаться, насколько позволяют обстоятельства") и рекомендовала весьма узкий круг мирных средств (добрые услуги и посредничество)36.

Эволюция принципа мирного разрешения международных споров отмечена серией международных договоров и соглашений, которые, по мере того, как они ограничивали право обращаться к войне, постепенно развивали средства мирного разрешения международных споров и устанавливали юридическую обязанность государств использовать такие средства.

Государства - члены ООН приняли  на себя обязательство "проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира"37 (п. 1 ст. 1 Устава ООН).

Механизм  реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в  виде системы международно-правовых средств такого регулирования. В  соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, "должны прежде всего стараться разрешить спор путём переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам, или соглашениями, или иными мирными средствами по своему выбору"38.

В соответствии с современными концепциями международного права государства обязаны разрешать свои споры только мирными средствами. На международных конференциях представители некоторых стран иногда прибегают к произвольному толкованию Устава ООН с целью не допустить включения слова "только" в формулировку принципа. При этом утверждают, что Устав не столько закрепляет то положение, что споры должны разрешаться мирными средствами, сколько требует, чтобы при разрешении международных споров не создавалась угроза миру и безопасности государств.

Однако положения Устава говорят  об обратном. Общее положение п. 3 ст. 2 распространяется на все споры, включая те, продолжение которых  может и не угрожать международному миру. Согласно п. 1 ст. 1 Устава, международные  споры должны разрешаться в соответствии с принципами "справедливости и международного права". В приведённой статье названы почти все известные на сегодняшний день средства мирного разрешения споров.

Однако, в ней не упоминается  столь действенное средство, как "консультации сторон". Как средство мирного урегулирования споров они стали применяться после Второй мировой войны, получив международно-правовое закрепление в большом числе двусторонних и многосторонних соглашений. Консультирующиеся стороны могут заранее устанавливать периодичность встреч, создавать консультативные комиссии. Указанные особенности консультаций способствуют поиску компромиссных решений спорящими сторонами, непрерывности контактов между ними, а также реализации достигнутых договоренностей в целях предупреждения возникновения новых споров и кризисных ситуаций. Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами договоренности о применении других средств урегулирования.

Применительно к космической деятельности это средство мирного урегулирования споров нашло свое отражение во многих нормативных документах. Например, в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года сказано, что при исследовании и использовании космического пространства  практические вопросы, которые могут возникнуть в связи с осуществлением деятельности международными межправительственными организациями, решаются государствами-участниками, либо с соответствующей международной организацией, либо с одним или несколькими государствами-членами этой международной организации. Если какое-либо государство-участник Договора о космосе 1967 года имеет основания полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим государством могут создать потенциально вредные помехи деятельности других государств-участников, то оно должно провести соответствующие международные консультации39.

Информация о работе Понятия и принципы международного космического права