Понятия и принципы международного космического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:27, дипломная работа

Краткое описание

Эту сверхновую отрасль международного права изучали и разрабатывали многие ученые (В. С. Верещетин, Г. П. Жуков, Е. П. Каменецкая., Ф. Н. Ковалёв, Ю. М. Колосов, И. И. Чепров и другие). Всё же, множество вопросов данной темы являются нерешёнными и дискуссионными в теории и практике до сих пор. Так, например, с 1966 года в Комитете ООН по космосу рассматривается вопрос о делимитации воздушного и космического пространств, и согласия в отношении того, как следует урегулировать эту проблему, достичь пока не удается. Р

Оглавление

Введение
3-4
Глава 1.
Понятие и особенности международного космического права.
5
1.
Понятие международного космического права и его место в системе современного международного права.
5-8
2.
История формирования международного космического права как отрасли международного права.
8-17
Глава 2.
Принципы международного космического права.
18
1.
Понятие принципов международного права.
18-24
2.
Виды и особенности принципов международного космического права.
24-54
Глава 3.
Содержание отраслевых принципов международного космического права.
55-62

Заключение.
63-64

Список использованной

Файлы: 1 файл

космическое.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

Добросовестное выполнение обязательств основано на взаимности. Нарушающий норму не должен претендовать и на пользование вытекающими из неё правами. Вспомним, что лишение возможности пользоваться правами, вытекающими из нормы, является основным видом репрессалий.

Содержание рассматриваемого принципа в значительной мере определяется его взаимосвязью с другими основными принципами. Последние определяют характерные черты процесса выполнения обязательств. Он должен протекать без угрозы силой или её применения, когда это несовместимо с Уставом ООН. Споры решаются мирными средствами. Осуществление норм происходит путем сотрудничества на основе суверенного равенства. В соответствии с принципом ответственности невыполнение обязательств влечет ответственность.

Договор налагает на государства ряд  обязательств:

  • содействовать международному сотрудничеству в научных исследованиях космоса;
  • осуществлять деятельность по исследованию и использованию космоса в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира  и  безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания;
  • оказывать космонавтам других государств помощь в случае бедствия и вынужденной посадки (в любом месте за пределами запускающего государства) и незамедлительно возвращать их запустившему государству;
  • незамедлительно информировать другие государства или Генерального секретаря ООН об установленных космических явлениях, которые могли бы представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов;
  • нести международную ответственность за деятельность в космосе своих правительственных органов и неправительственных юридических лиц;
  • нести международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами;
  • возвращать запустившему государству по его просьбе  космические объекты, обнаруженные где-либо за пределами запускающего государства;
  • учитывать соответствующие интересы других государств при исследовании космоса;
  • принимать меры для избежания вредного загрязнения космоса и неблагоприятных изменений земной среды;
  • проводить международные консультации перед проведением эксперимента, чреватого вредными последствиями;
  • на равных основаниях рассматривать просьбы других государств о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом космических объектов (т.е. о размещении станций наблюдения);
  • в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря ООН, общественность и международное научное сообщество о характере, месте, ходе и результатах своей космической деятельности;
  • открывать на основе взаимности для космонавтов других государств все станции, установки и космические корабли на небесных телах.

Договор запрещает:

  • провозглашать суверенитет на космическое пространство и небесные тела и осуществлять их национальное присвоение или оккупацию;
  • выводить на орбиту (размещать в космосе) и устанавливать на небесных телах любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового поражения;
  • использовать Луну и другие небесные тела в немирных целях;
  • присваивать космические объекты других государств вне зависимости от места их обнаружения.

Как можно видеть, права и обязанности вытекают из Договора как для государств, осуществляющих запуск космических объектов, так и для других государств.

 

Принцип международно-правовой ответственности.

 

 Ответственность международных организаций возникает из нарушения ими международных обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права. Вопрос об ответственности международных организаций получил отражение в некоторых международных договорах. Так, в договорах об исследовании и использовании космического пространства, устанавливается ответственность международных организаций, осуществляющих космическую деятельность, за ущерб, причиненный этой деятельностью (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года).

Международно-правовая ответственность  -  сложное, многогранное явление, что  прежде всего это принцип международного права (хотя он и не закреплён в Уставе ООН), в соответствии с которым всякое противоправное деяние влечёт за собой ответственность виновного субъекта по международному праву, и который обязан ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права. Комиссия международного права ООН констатировала, что ответственность "является одним из принципов, подтверждённых в наибольшем числе случаев практикой государств и судебной практикой, наиболее утвердившимся в юридической литературе"50.

Ответственность порождается международно-противоправным деянием, элементами которого являются:

  • субъективный элемент  -  наличие вины данного субъекта как такового (не тех или иных лиц, а именно государства в целом);
  • объективный элемент  - нарушение субъектом своих международно-правовых обязательств51.

Цели принципа ответственности  состоят в следующем:

  • сдерживать потенциального правонарушителя;
  • побудить правонарушителя выполнить надлежащим образом свои обязанности;
  • предоставить потерпевшему компенсацию за причинённый ему материальный или моральный ущерб;
  • повлиять на будущее поведение сторон в интересах добросовестного выполнения ими своих обязательств.

Ответственность лежит на государстве  в целом. Оно несёт ответственность  не только за действия своих органов и должностных лиц, но и за деятельность физических и юридических лиц под его юрисдикцией. Обязанность государства обеспечить реализацию норм международного права всеми его органами является общепризнанной. 

По понятным причинам международное космическое право уделяет особое внимание ответственности за космическую деятельность. Договор о космосе 1967 года установил общее правило, что ответственность за нарушение норм международного космического права несут государства, независимо от того, кто осуществляет космическую деятельность - правительственные органы или неправительственные юридические лица государства. Оно должно обеспечить соответствие этой деятельности международному праву. Даже в случае осуществления деятельности в космосе международной организацией, ответственность несут совместно (солидарно) как сама организация, так и участвующие в ней государства.

Вопросам ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами, посвящена Конвенция о международной  ответственности за ущерб причиненный космическими объектами 1972 года. Она установила абсолютную ответственность запускающего государства за ущерб, причинённый его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полёте (ст. 2)52. Следовательно, государство несёт ответственность за ущерб независимо от наличия его вины. Это один из примеров международной ответственности за источник повышенной опасности. Особенность этой Конвенции в том, что она предоставляет пострадавшей стороне возможность выбора: обратиться с иском в национальный суд или предъявить претензию непосредственно соответствующему государству.

На этом основании Канада в 1978 году предъявила претензию СССР за ущерб, причиненный ей падением советского спутника. Интересно, что Канадское  правительство не только ссылалось на Конвенцию 1972 года, но и заявило, что «принцип абсолютной ответственности применяется в областях деятельности повышенной опасности» и «рассматривается как общий принцип международного права». Советское правительство выплатило компенсацию.53 

Если ущерб причинен не на поверхности  Земли, а в космическом или  воздушном пространстве, космическому объекту одного государства таким  же объектом другого, то последнее несёт  ответственность лишь при наличии  вины. Когда в запуске участвует  несколько государств, все они несут солидарную ответственность. Конвенция не относится к случаям ответственности за ущерб гражданам запускающего государства, а также иностранцам, участвующим в запуске.

Вопросы ответственности решаются на межгосударственном уровне даже в том случае, если ущерб причинён физическим и юридическим лицам. Претензия о возмещении ущерба передаётся по дипломатическим каналам, а в случае недостижения урегулирования  передаётся в Комиссию по рассмотрению претензий. Каждая из сторон назначает по одному члену, которые избирают третьего. Комиссия выносит определение рекомендательного характера, если стороны не договорились об ином.

Вопросы ответственности за ущерб, причинённый деятельностью в  космосе, имеет большое значение. Эта деятельность способна оказать воздействие на окружающую среду, привести к потерям жизни и собственности.

 

 Принцип охраны окружающей среды.

 

Международно-правовая охрана окружающей среды - это совокупность принципов  и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государства) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

Понятие "окружающая среда" охватывает широкий круг элементов, связанных  с условиями существования человека. Они распределяются по трём основным объектам:

  • объекты естественной (живой) среды (флора, фауны);
  • объекты неживой среды (морские и пресноводные бассейны - гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера), почва (литосфера),  космическое пространство;
  • объекты "искусственной" среды, созданной человеком в процессе его взаимодействия с природой.

Новой концепцией, которая предлагает изменения традиционных подходов к охране окружающей среды, стала концепция экологической безопасности, которая призвана содействовать устойчивому и безопасному развитию всех государств. Она не может быть достигнута в одностороннем порядке и требует сотрудничества между государствами.

Экологическая безопасность - это  сложная, взаимосвязанная и взаимозависимая  система экологических составляющих планеты, а также сохранения и  поддержания существующего естественного  природного баланса между ними.

Юридическое содержание принципа экологической безопасности состоит в обязанности государств осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы исключить усиливающееся воздействие экологических стрессов на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях. Любая деятельность должна осуществляться таким образом, чтобы исключить нанесение ущерба не только другим государствам, но и всему международному сообществу в целом.   

По Соглашению о Луне 1979 года Луна и её природные ресурсы являются общим наследием человечества. Участники этого соглашения обязались установить международный режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда возможность такой эксплуатации станет реальностью.

Всё более активная деятельность в  космосе растущего числа государств и международных организаций  оказывает влияние на космическую среду. Наибольшее внимание в этой связи привлекает к себе в последние годы проблема космического мусора. Суть её заключается в том, что в результате запуска и функционирования различных объектов в космосе оказывается и накапливается большое количество бесполезных предметов:

  • отработанных маневровых ступеней и двигателей;
  • различных защитных оболочек;
  • отслоившихся частиц краски и других.

Следует учитывать, что, во-первых, в  силу законов орбитальной механики такие предметы, вращающиеся вокруг Земли на достаточно высоких космических орбитах, будут находиться на них многие годы, перед тем как войти в плотные слои атмосферы, и, во-вторых, огромные скорости перемещения объектов в космосе превращают даже самый мелкий предмет в "пулю", столкновение с которой функционирующего космического объекта чревато для него фатальными последствиями.

По мнению многих учёных, космический  мусор начинает представлять растущую опасность для космических объектов, включая пилотируемые. Вопрос о космическом мусоре включён в повестку дня Научно-технического подкомитета Комитета по космосу, с тем чтобы, изучив научно-технические аспекты этой проблемы, разработать соответствующие правовые меры, которые бы дополнили и конкретизировали общее обязательство избегать вредного загрязнения космического пространства, установленное Договором по космосу.

В Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах, в  ст.7 сказано, что: " В исследовании использовании Луны стороны должны принимать меры к предотвращению разрушения существующего баланса окружающей среды. Стороны также принимать меры, чтобы избегать пагубного воздействия на окружающую среду Земли. Стороны должны заранее уведомлять Генерального Секретаря Организации Объединённых Наций обо всех размещённых ими радиоактивных материалах на Луне  и о целях таких размещений."

 

 

 

 

 

                          

 

 

Глава 3. Отраслевые принципы международного космического права.

 

Несмотря на сравнительно молодой  возраст международного космического права, в нём уже есть правовые (отраслевые) принципы, сформировавшиеся в качестве обычая.

Свобода космоса для научных  исследований.

Использование космоса на благо  всего человечества.

Эти принципы сформировались на основе практики космической деятельности и в результате всеобщего признания со стороны международного сообщества. То обстоятельство, что впоследствии оба эти принципа были закреплены в качестве договорных норм в Договоре по космосу, не меняет сути дела, так как они продолжаются являться юридически обязательными для всех участников международного общения в качестве международно-правового обычая.

В основании этих принципов в  соответствии с Договором о космосе 1967 года лежат следующие права  государств:

Информация о работе Понятия и принципы международного космического права