Понятия и принципы международного космического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:27, дипломная работа

Краткое описание

Эту сверхновую отрасль международного права изучали и разрабатывали многие ученые (В. С. Верещетин, Г. П. Жуков, Е. П. Каменецкая., Ф. Н. Ковалёв, Ю. М. Колосов, И. И. Чепров и другие). Всё же, множество вопросов данной темы являются нерешёнными и дискуссионными в теории и практике до сих пор. Так, например, с 1966 года в Комитете ООН по космосу рассматривается вопрос о делимитации воздушного и космического пространств, и согласия в отношении того, как следует урегулировать эту проблему, достичь пока не удается. Р

Оглавление

Введение
3-4
Глава 1.
Понятие и особенности международного космического права.
5
1.
Понятие международного космического права и его место в системе современного международного права.
5-8
2.
История формирования международного космического права как отрасли международного права.
8-17
Глава 2.
Принципы международного космического права.
18
1.
Понятие принципов международного права.
18-24
2.
Виды и особенности принципов международного космического права.
24-54
Глава 3.
Содержание отраслевых принципов международного космического права.
55-62

Заключение.
63-64

Список использованной

Файлы: 1 файл

космическое.doc

— 283.50 Кб (Скачать)
  • осуществлять исследование и использование космического пространства и небесных тел без какой-либо дискриминации на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел;
  • свободно осуществлять в космическом пространстве и на небесных телах научные исследования;
  • использовать любое оборудование ил средства и военный персонал для научных исследований небесных тел или каких-либо иных мирных целей;
  • сохранять юрисдикцию и контроль за запущенными космическими объектами и их экипажами, а также право собственности в отношении космических объектов вне зависимости от их местонахождения;
  • запрашивать проведение консультаций с государством, планирующим деятельность или эксперимент в космосе, когда есть основания полагать, что они создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному использованию и исследованию космоса;
  • обращаться с просьбами о предоставлении возможности для наблюдения за полетом своих космических объектов (с целью заключения соглашений о размещении на территориях других государств станций слежения);
  • право посещать (на основе взаимности и после заблаговременного уведомления) все станции, установки и космические корабли на небесных телах54.

Эти принципы обеспечивают возможность  государствам использовать результаты космических исследований в области  изучения физических свойств космического пространства, космической метеорологии, космической биологии и медицины, космической связи, изучение природной среды с помощью космических средств  в различных отраслей народного хозяйства.

Будучи подкрепленной этими  принципами, космическая деятельность вносит значительный вклад в продвижение взаимовыгодного многостороннего сотрудничества в области науки и техники, предоставляя неограниченные возможности для кооперации усилий государств путем обмена результатами исследований, проведения совместных работ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

Великие перспективы, открывающиеся  перед человечеством в результате проникновения человека в космос, в сочетании со всеобщей заинтересованностью  в процессе исследования и использования космического пространства делает такое сотрудничество важным инструментом развития взаимопонимания и укрепления дружественных отношений между государствами.

В большинстве случаев отраслевые принципы , так же как и основные принципы международного космического права являются договорными.

 

Принцип помощи.

 

Согласно Договору о космосе 1967 года космонавты рассматриваются как  «посланцы человечества в космосе». По мнению большинства юристов это  положение носит скорее торжественно-декларативный, а не конкретно-юридический  характер и не должно толковаться как предоставляющее космонавту наднациональный статус некоего «гражданина мира»55.

Конкретные характеристики правового  статуса космонавтов и космических  объектов (имеются в виду объекты  искусственного происхождения)  зафиксированы в международных договорах.

Существует такой принцип, как  оказание космонавтам всемерной  помощи в случае аварии, бедствия, вынужденной  или непреднамеренной посадки на иностранной территории либо в открытом море. В этих ситуациях космонавты должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль. При осуществлении деятельности в космосе, включая небесные тела, космонавты различных государств должны оказывать друг другу возможную помощь.

Государства обязаны срочно информировать  об установленных  ими явлениях в  космическом пространстве, которые  могли бы представлять опасность  для жизни или здоровья космонавтов. Экипаж космического корабля во время  нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле, остается под юрисдикцией и контролем государства, в регистр которого занесен этот космический корабль.

Права собственности на космические  объекты и их составные части  остаются незатронутыми во время  их нахождения в космическом пространстве, на небесном теле или по возвращении на Землю. Космические объекты, обнаруженные вне пределов территории запустившего их государства, должны быть ему возвращены. Однако, если вышеупомянутое обязательство возвращать космонавтов запустившему государству космический корабль является безусловным, и это государство не обязано возмещать расходы, понесенные при проведении операции по поиску и спасению его космонавтов, то обязательство возвращать космические объекты или их составные части запустившему государству не является безусловным: для возвращения космических объектов или их составных частей запустившему государству необходимо, чтобы данное государство, во-первых, попросило об этом и, во-вторых, представило по требованию опознавательные данные. Расходы, понесенные при проведении операции по обнаружению и возвращению космического объекта или его составных частей запустившему государству, покрываются этим государством.

 

Принцип регистрации.

 

По Конвенции 1975 года о регистрации объектов,  запускаемых в космическое пространство, каждый запускаемый объект подлежит регистрации путем занесения в национальный регистр. Генеральный секретарь ООН ведет Реестр космических  объектов, в который заносятся  данные, представляемые запускающими государствами в отношении каждого космического объекта.

Когда космический объект запускается  на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, запускающее  государство регистрирует этот космический  объект. Если в отношении любого такого объекта имеется  два или более запускающих государств, то они совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект. Содержание каждого регистра и условия его ведения определяются соответствующим государством.

Каждое государство регистрации  представляет Генеральному секретарю ООН в ближайший ощутимый срок следующую информацию о каждом объекте, занесенным в регистр:

название запускающего государства  или запускающих государств;

соответствующее обозначение космического объекта или его регистрационный  номер;

дату и территорию или место  запуска;

основные параметры орбиты, включая:

    • период обращения,
    • наклонение,
    • апогей,
    • перигей,
    • общее назначение космического объекта.

Если применение положений этой Конвенции 1975 года не позволило государству-участнику  опознать космический объект, который причинил ущерб ему или любому его физическому или юридическому лицу либо который может иметь опасный или вредоносный характер, другие государства-участники, включая, в частности, государства, располагающие средствами наблюдения за космическими объектами и их сопровождения, отвечают в максимально возможной степени на поступающую от этого государства-участника или представленную от его имени через Генерального секретаря просьбу о помощи в идентификации объекта, оказываемой на справедливых и разумных условиях. Государство-участник, обращающееся с такой просьбой, представляет в максимально возможной степени информацию о времени, характере и обстоятельствах событий, послуживших основанием для этой просьбы. Условия оказания помощи является предметом соглашения между заинтересованными сторонами56.

 

Принципы в  прикладных видах  космической деятельности.

 

Прикладной космической деятельностью  принято называть те ее виды, которые  имеют непосредственно практическое значение на Земле. Необходимость их международно-правового регулирования предопределяется глобальным характером последствий этих видов деятельности.

Согласно резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН 1721 (16) от 20 декабря 1961 года, связь с помощью спутников  должна стать доступной всем государствам на всемирной основе, исключающей дискриминацию.

Координация эксплуатации всех систем спутниковой электросвязи с целью  предотвращения взаимных помех и  эффективного функционирования осуществляется в рамках Международного союза электросвязи (МСЭ).

В ст. 44 Устава Международного союза  электросвязи 1992 года установлено, что  при использовании полос частот для радиосвязи члены МСЭ учитывают, что частоты и орбита геостационарных  спутников является ограниченными  естественными ресурсами, которые  надлежит эффективно и экономно использовать, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите и этим частотам с учетом особых потребностей развивающихся стран и географического положения некоторых стран. 

Создание техники, позволяющей  изучать со спутника связи сигнал, который может быть принят непосредственно на индивидуальные телевизионные приемники, привело к необходимости правового регулирования деятельности по осуществлению международного непосредственного телевизионного вещания (МНТВ).

В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания. Согласно этому документу, служба МНТВ может быть  создана только на основе соглашений или договоренностей между государством приема передач МНТВ. В дальнейшей практике признается допустимость МНТВ без специальных соглашений57.

Возможность фотографирования из космоса  земной поверхности и получения  данных о земной поверхности с  помощью обработки отражаемых ею лучей, которые принимаются спутниковой аппаратурой, вызвала к жизни необходимость международно-правового регулирования деятельности по дистанционному зондированию Земли (ДЗЗ) и использовании данных ДЗЗ. С помощью ДЗЗ можно определить состояние элементов суши, океана и атмосферы Земли, изучать природные ресурсы Земли, антропогенные объекты и образования. Разновидностью ДЗЗ является и космический контроль за соблюдением договоров об ограничении вооружений и разоружении.

В 1986 году Генеральная Ассамблея  ООН приняла Принципы, касающиеся ДЗЗ из космического пространства. Согласно этим принципам, зондирование иностранных территорий из космоса правомерно и государства должны содействовать развитию международного сотрудничества в данной области.  Зондирующие государства должны предоставлять зондируемым государствам первичные данные и обработанную информацию, относящиеся к территориям последних. Зондирующие государства должны вступать в консультации с государствами, территория которых зондируется, по просьбе последних.

В 1992 году Генеральная Ассамблея  ООН приняла Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве. Этот документ исходит из практической целесообразности использования ядерных  источников энергии на борту космических объектов. При этом государства должны прилагать усилия для защиты людей и биосферы от радиологических опасностей. Ядерные источники энергии могут использоваться в ходе межпланетных полетов и на достаточно высоких орбитах, а на низких околоземных орбитах - при условии хранения отработавших объектов на достаточно высоких орбитах.  Предусмотрено проведение экспертной оценки безопасности ядерных источников энергии до их запуска в космос. Результаты оценки до запуска должны быть опубликованы и сообщены Генеральному секретарю ООН. Информация предоставляется также в случае возникновения опасности возвращения радиоактивных материалов на Землю.

Государства несут международную  ответственность за всю национальную деятельность с использованием ядерных  источников энергии в космосе. Государства также несут материальную ответственность за ущерб. При этом в понятие ущерба включаются обоснованные расходы на проведение операций по поиску, эвакуации и расчистке зараженных территорий58.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В международной жизни недопустимо высок уровень стихийности. Взаимосвязанный, единый мир складывается как бы на ощупь. Как и в прошлом, значительная часть проблем решается методом проб и ошибок, что чревато серьезной опасностью.

Одним из основных и необходимых  инструментов управления международными отношениями служит международное право. Необходимость надежного международного правопорядка определяется тем, что произвол угрожает миру и препятствует сотрудничеству. Никто не может обладать монополией на принятие решений. Государства имеют равное право на участие в решении международных проблем, затрагивающих их интересы.

Международное космическое  право в этом смысле не является исключением из общего правила. Неуклонное соблюдение всеми государствами  принципов международного космического права - важнейшее условие дальнейшего успешного развития отношений в деле исследования и использования космоса.

По прежнему оставаясь  малоизученной областью человеческого  познания, космос, тем не менее, являет собой грандиозное поле деятельности. Трудно переоценить исключительную важность космической деятельности для человечества, ведь даже самые смелые  прогнозы и ожидания, связанные с космосом, не в состоянии даже в самой малой степени дать представление о том, какие выгоды может принести деятельность человека  в космосе. Подкрепленная и обеспеченная правовыми нормами, эта деятельность будет служить обеспечению жизненно важных интересов человека, народа, государства и всего международного сообщества, способствуя укреплению культурных, политических, экономических и иных связей между странами и народа

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Нормативный материал
  1. Международное право.

1.1.1.

Декларация о принципах международного права, касающихся, дружественных отношений  и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. М. БЕК. 1996.

1.1.2.

Заключительный акт СБСЕ от 1 августа 1975 года. - Международное публичное  право. Сборник документов. Т. 1. М. БЕК. 1996.

1.1.3.

Устав ООН от 26 июня 1945 года. - Международное  публичное право. Сборник документов. Т. 1. М. БЕК. 1996.

 

 

  1. Международное космическое право.

1.2.1.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию  космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 1967 г.

1.2.2.

Закон РФ о космической деятельности 1993 г. С изменениями и дополнениями 1996 г.

 

Конвенция о международной организации  морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) от 3 сентября 1976 года.

1.2.3.

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. 1977 г.

1.2.4.

Конвенция о международной ответственности  за ущерб, причиненный космическими объектами. 1972 г.

1.2.5.

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. 1975 г.

1.2.6.

Принципы, касающиеся использования  ядерных источников энергии в  космическом пространстве от 14 декабря 1992 года.

1.2.7.

Резолюция Генеральной Ассамблеи  ООН 1962 г. (XVIII) "Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства . 1963 г.

1.2.8.

Резолюция Генеральной Ассамблеи  ООН 37/92 "принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания. 1982 г.

1.2.9.

Соглашение между Правительством  РФ и Правительством Японии о сотрудничестве в области исследования и использования  космического пространства в мирных целях. 1993 г.

1.2.10.

Соглашение между Правительством СССР и Европейским космическим  агентством о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. 1990 г.

1.2.11.

Соглашение между СССР и США  о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. 1977 г.

1.2.12.

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. 1979 г.

1.2.13.

Соглашение о сотрудничестве в  исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. 1977 г.

1.2.14.

Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. 1968 г.

 

II. Специальная литература

2.1.

Броунли Я. Международное право. В 2 т. М., 1977

2.2.

Верещетин В.С. Международное сотрудничество в космосе: правовые вопросы. - М., 1977

2.3.

Действующее международное право. В 3-х т. - т.3. - М., 1997. -            разд. XXII.

2.4.

Жуков Г.П. Космос и мир. М., 1985

2.5.

Колосов Ю.М. Сташевский С.Г. Борьба за мирный космос. Правовые вопросы. - М., 1984

2.6.

Курс международного права. В 7 т. М., Наука. 1989-1993

2.7.

Лукашук И.И. Международное право. В 2 т. - М.,: БЕК, 1997

2.8.

Международное космическое право. Под ред. Пирадова А.С. - М., 1985

2.9.

Международное право. Под  ред. Тучкина  Г.И. М., Юридическая литература, 1994

2.10.

Международное право. Под ред. Игнатенко Г.В. М., Высшая школа, 1995

2.11.

Международное право. Под ред. Колосова Ю.М. М., Международные отношения, 1995

2.12.

Международное право. Под ред. Колосова Ю.М. М., Международные отношения, 1998

2.13.

Постышев В.М. Освоение космоса и развивающиеся страны (международно-правовые проблемы) - М., 1990

2.14.

Словарь международного космического права. - М, 1992

2.15.

Энциклопедический юридический словарь. - М.,: ИНФРА - М, 1997

Информация о работе Понятия и принципы международного космического права