Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:19, реферат
В последние  годы — годы НТП - одной из ведущих  отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей  уровня развития страны.
Несмотря  на то, что это отрасль очень  молодая, темпы ее развития очень  высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование  космического пространства ныне немыслимы  без широкого и разностороннего  сотрудничества государств.
1.Введение: 
а) рост значения космоса в жизни человечества, 
б) почему требуется регулировать деятельность в космосе, 
в) как такое регулирование возможно, г) как оно привело к образованию МКП. 
2.Понятие и сущность: 
а) международные правоотношения, возникающие в результате космической деятельности, 
б) соотношение МП и МКП и основные принципы МКП, 
3. Источники МКП. 
4. Особенности МКП и космической деятельности. 
5. Субьекты МКП: 
а) государства и организации(первичные и вторичные) , 
б) права субъектов. 
6. Объекты МКП: 
а) общие положения, 
б) понятие конкретных видов объектов. 
7. Формы сотрудничества: 
а) юридическое содержание принципа сотрудничества как основополагающего принципа МКП, 
б) в рамках ООН, 
в) в рамках межправительственных организаций, 
г) в рамках неправительственных организаций. 
8. Ответственность государств в МКП. 
9. Перспективы развития МКП. 
10. Вывод.
Международное космическое право. Основные положения
ПЛАН
1.Введение:
а) рост значения космоса в жизни человечества,
б) почему требуется регулировать деятельность в космосе,
в) как такое регулирование возможно, г) как оно привело к образованию МКП.
2.Понятие и сущность:
а) международные правоотношения, возникающие в результате космической деятельности,
б) соотношение МП и МКП и основные принципы МКП,
3. Источники МКП.
4. Особенности 
МКП и космической 
5. Субьекты МКП:
а) государства 
и организации(первичные и 
б) права субъектов.
6. Объекты МКП:
а) общие положения,
б) понятие конкретных видов объектов.
7. Формы сотрудничества:
а) юридическое содержание принципа сотрудничества как основополагающего принципа МКП,
б) в рамках ООН,
в) в рамках межправительственных организаций,
г) в рамках 
неправительственных 
8. Ответственность государств в МКП.
9. Перспективы развития МКП.
10. Вывод.
ВВЕДЕНИЕ.
В последние годы — годы НТП - одной из ведущих отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны.
Несмотря на то, что это отрасль очень молодая, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.
Почему 
же необходимо законодательное регулирование 
деятельности по освоению космоса. Во-первых, 
глобальный характер подобной деятельности 
и ее последствий, во-вторых, чтобы 
обеспечить наиболее благоприятные 
условия делового сотрудничества государств 
и, в-третьих, чтобы отрегулировать 
конкретные отношения между государствами, 
возникающие при проведении ими 
совместной - научно-технической 
Решение проблем деятельности государств в космосе возможно лишь в результате международного сотрудничества, и, вот, именно подобное сотрудничество государств в освоение космического пространства привело к образованию особой отрасли международного права - международного космического права (МКП) .
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ.
С самого 
начала космической деятельности оказалось, 
что любой из ее видов может 
затрагивать интересы одного или 
нескольких иностранных государств, 
а большинство видов 
В этой резолюции "Вопрос об использовании космического пространства в мирных целях" говорится как о правовом статусе космического пространства, так и о характере космической деятельности (стремление использовать космическое пространство только в мирных целях, необходимость международного сотрудничества в новой области) .
Поэтому 
Договор по космосу 1967 года устанавливает 
не только режим космического пространства, 
но и в то же время определяет 
права и обязанности государств 
в процессе деятельности не только 
собственно в космосе, но и в других 
средах, если их деятельность там связана 
с исследованием и 
Не подлежит 
сомнению, что между правом и внешней 
политикой существует неразрывная 
связь. Тесно связано с вопросами 
внешней политики и освоение космоса. 
Руководящим началом в 
Особое значение такие принципы имели для космической деятельности в тот период, когда МКП находилось в начальной стадии своего формирования. Отсутствие специальных принципов должно было компенсироваться применением общих принципов.
С самого начала зарождения науки МКП большая часть юристов исходила из того, что основные принципы и нормы международного права распространяются и на космическую деятельность. А что касается ее специфики, то она подлежит учету в специальных нормах, которые, могут составить новую отрасль международного права, но отнюдь не самостоятельную правовую систему.
Днем рождения МКП можно считать дату вступления в силу Договора по космосу - 10 октября 1967 года, когда была окончательно признана применимость принципов международного права к МКП.
Одним из основных принципов является принцип равноправия государств. Применительно к космической деятельности этот принцип означает равенство прав всех государств как в осуществлении (и космической деятельности, так и в решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с ее осуществлением. Принцип равноправия нашел отражение в Договоре по космосу, в преамбуле которого говорится о том, что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического и научного развития, а в самом договоре устанавливается, что космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.
Принцип 
запрещения применения силы и угрозы 
силой в международных 
Итак, общность принципов МКП и международного права позволяет утверждать, что первое является составной частью второго как единого целого. Специфичность принципов и норм МКП не дает возможности отождествлять его с другими отраслями международного права. Этим и определяется роль и место МКП в общей системе международного права.
Цели, метод регулирования и источники МКП и общего международного права идентичны. Целью МКП является обеспечение и поддержание международного мира, безопасности и сотрудничества государств, защита суверенных прав государств и интересов всего человечества путем регламентации взаимоотношений субъектов международного права в космической области.
ИСТОЧНИКИ.
Метод правового 
регулирования един для МКП и 
международного права. Этим методом 
является согласование воль государств 
относительно содержания конкретного 
правила поведения и признания 
его юридически обязательным. Отсюда 
следует идентичность источников МКП 
и международного права. Ими являются 
международный договор и 
Процесс нормообразования в МКП имеет две особенности. Первой особенностью является то, что он протекает в основном в рамках ООН. Вторая характерная особенность заключается в том, что в большинстве случаев принятие норм либо предшествует практике, либо происходит одновременно с ней, а не следует за практикой, как это имеет место в других отраслях международного права.
Основная 
роль в процессе образования норм 
МКП принадлежит международному 
договору. В Договоре по космосу 1967 
года нашли свое закрепление лишь 
главные, основные принципы и нормы 
МКП. По м %ре развития космической науки 
и дальнейшего проникновения 
в космос отдельные положения 
космического права конкретизировались 
в специальных соглашениях, в 
частности, в Соглашении о спасании 
космонавтов, возвращении космонавтов 
и возвращении объектов, запущенных 
в космическое пространство и 
Конвенции о международной 
Также к договорным источникам МКП относятся различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Эти соглашения специального характера основываются на общих для МКП принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных соглашениях общего характера.
Другой вид источников - обычай. Международный обычай - это правило поведения, которое в результате постоянного систематического применения признается юридически обязательным субъекта, и международного общения.
Несмотря на сравнительно молодой возраст космического права, в нем есть уже правовые принципы, сформировавшиеся в качестве обычая. Это 2 основополагающих принципа свободы исследования использования космического пространства и небесных тел. Эти принципы сформировались на основе практики космической деятельности и в результате всеобщего признания со стороны международного сообщества. То обстоятельство, что впоследствии оба эти принципа были закреплены в качестве договорных норм в Договоре по космосу, не меняет сути дела, т.к. они продолжают являться юридически обязательными для всех участников международного общения в качестве международно-правового обычая.
Резолюции 
Генеральной Ассамблеи ООН 
Статут 
Международного Суда ООН относит 
к вспомогательным источникам международного 
права судебные решения и доктрины 
наиболее квалифицированных 
Вторым вспомогательным источником являются труды наиболее квалифицированных юристов, специалистов в области международного публичного права, и в первую очередь МКП.
ОСОБЕННОСТИ.
Как отдельная 
отрасль международного права МКП 
имеет ряд характерных 
К группе 
особенностей, касающихся космической 
деятельности относятся: 1) использование 
космоса в военных целях 
И, наконец, что касается особенностей непосредственно правовых норм. Две из них, касающиеся процесса нормообразования я уже упоминала, кроме того, четко просматривается тенденция к регулированию всех вопросов МКП в отдельных конвенциях и соглашениях, каждая из которых имеет свою область регулирования. Правовые вопросы решаются преимущественно через Комитет ООН по космосу, тогда как в морском праве - на конференциях. Несмотря на очень тесную связь космического права с экологией, правотворчество здесь значительно отстает от других отраслей международного права.
Подобная специфичность норм и принципов космического права обосновывается особенностями самого космического пространства как новой сферы деятельности человека, а также особенностями (космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области.
СУБЪЕКТЫ.
Осуществление всякой деятельности, затрагивающей интересы других государств, неизбежно приводит к возникновению международных правоотношений и носителями соответствующих прав и обязанностей в таких случаях субъекты международного права.
Итак, под субъектом МКП понимается участник, в т.ч. потенциальный, международно-правового отношения по поводу деятельности в космическом пространстве или использовании космической технологии. В МКП существует 2 вида субъектов. Основными субъектами являются суверенные государства как носители международных прав и обязанностей. При этом международная правосубъектность государства не зависит от какого-либо акта или волеизъявления других участников международных отношений.
Вторичными 
производными - субъектами являются созданные 
государствами и правомерно действующие 
международные организации. Объем 
правосубъектности таких 
Итак, существенной разницей между субъектами является то, что суверенные государства ipso facto являются субъектами МКП, а международные организации являются лишь производными субъектами. Существуют 4 условия, которые должны соблюсти межправительственные организации, чтобы субъектом по основным Соглашениям и Конвенциям в области МКП: 1) организация должна официальна официально заявить о принятии ею прав и обязанностей по соответствующему соглашению, 2) большинство государств-членов этой организации должны являться участниками соответствующего соглашения, 3) большинство государств-членов этой организации должны быть участниками Договора по космосу 1967 года, 4) организация должна осуществлять космическую деятельность. Однако и этого может быть недостаточно: по Конвенции об ответственности, по Конвенции о регистрации и Соглашению о Луне права и обязанности организаций существенно (либо несущественно) ограничены.