Международное космическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:19, реферат

Краткое описание

В последние годы — годы НТП - одной из ведущих отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны.
Несмотря на то, что это отрасль очень молодая, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.

Оглавление

1.Введение:
а) рост значения космоса в жизни человечества,
б) почему требуется регулировать деятельность в космосе,
в) как такое регулирование возможно, г) как оно привело к образованию МКП.
2.Понятие и сущность:
а) международные правоотношения, возникающие в результате космической деятельности,
б) соотношение МП и МКП и основные принципы МКП,
3. Источники МКП.
4. Особенности МКП и космической деятельности.
5. Субьекты МКП:
а) государства и организации(первичные и вторичные) ,
б) права субъектов.
6. Объекты МКП:
а) общие положения,
б) понятие конкретных видов объектов.
7. Формы сотрудничества:
а) юридическое содержание принципа сотрудничества как основополагающего принципа МКП,
б) в рамках ООН,
в) в рамках межправительственных организаций,
г) в рамках неправительственных организаций.
8. Ответственность государств в МКП.
9. Перспективы развития МКП.
10. Вывод.

Файлы: 1 файл

Международное космическое прав2.docx

— 37.68 Кб (Скачать)

Международное космическое право. Основные положения   

 

ПЛАН 

1.Введение:

а) рост значения космоса в жизни человечества,

б) почему требуется регулировать деятельность в космосе,

в) как  такое регулирование возможно, г) как оно привело к образованию  МКП.

2.Понятие  и сущность:

а) международные  правоотношения, возникающие в результате космической деятельности,

б) соотношение  МП и МКП и основные принципы МКП,

3. Источники  МКП. 

4. Особенности  МКП и космической деятельности.

5. Субьекты  МКП: 

а) государства  и организации(первичные и вторичные) ,

б) права  субъектов.

6. Объекты  МКП: 

а) общие  положения,

б) понятие  конкретных видов объектов.

7. Формы  сотрудничества:

а) юридическое  содержание принципа сотрудничества как  основополагающего принципа МКП,

б) в рамках ООН,

в) в рамках межправительственных организаций,

г) в рамках неправительственных организаций.

8. Ответственность  государств в МКП. 

9. Перспективы  развития МКП. 

10. Вывод.   

 

ВВЕДЕНИЕ.

В последние  годы — годы НТП - одной из ведущих  отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей  уровня развития страны.

Несмотря  на то, что это отрасль очень  молодая, темпы ее развития очень  высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование  космического пространства ныне немыслимы  без широкого и разностороннего  сотрудничества государств.

Почему  же необходимо законодательное регулирование  деятельности по освоению космоса. Во-первых, глобальный характер подобной деятельности и ее последствий, во-вторых, чтобы  обеспечить наиболее благоприятные  условия делового сотрудничества государств и, в-третьих, чтобы отрегулировать конкретные отношения между государствами, возникающие при проведении ими  совместной - научно-технической деятельности.

Решение проблем деятельности государств в  космосе возможно лишь в результате международного сотрудничества, и, вот, именно подобное сотрудничество государств в освоение космического пространства привело к образованию особой отрасли международного права - международного космического права (МКП) .

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ.

С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может  затрагивать интересы одного или  нескольких иностранных государств, а большинство видов космической  деятельности затрагивает интересы всего международного сообщества. Это  повлекло необходимость ввести понятия "правомерная космическая деятельность", "противоправная космическая деятельность " и, кроме того, установить определенный порядок осуществления допустимой с точки зрения международного общения  космической деятельности. Впервые  признание того, что в процессе космической деятельности могут  возникать международные правоотношения, содержалось уже в резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1958 г., где отмечались "общая  заинтересованность человечества в  космическом пространстве" и необходимость  обсуждения в рамках ООН характера "правовых проблем, которые могут  возникнуть при проведении программ исследования космического пространства.

В этой резолюции "Вопрос об использовании космического пространства в мирных целях" говорится  как о правовом статусе космического пространства, так и о характере  космической деятельности (стремление использовать космическое пространство только в мирных целях, необходимость  международного сотрудничества в новой  области) .

Поэтому Договор по космосу 1967 года устанавливает  не только режим космического пространства, но и в то же время определяет права и обязанности государств в процессе деятельности не только собственно в космосе, но и в других средах, если их деятельность там связана  с исследованием и использованием космоса. Т. о. международное космическое  право отрасль международного права, регулирующая правоотношения, возникающее  в процессе деятельности мирового сообщества по освоению космоса, а также правоотношения во всех других средах, непосредственно  связанные с деятельность по освоению космоса.

Не подлежит сомнению, что между правом и внешней  политикой существует неразрывная  связь. Тесно связано с вопросами  внешней политики и освоение космоса. Руководящим началом в проведении государствами внешней политики в любой области в наши дни  должны служить общие международно-правовые принципы.

Особое  значение такие принципы имели для  космической деятельности в тот  период, когда МКП находилось в  начальной стадии своего формирования. Отсутствие специальных принципов  должно было компенсироваться применением  общих принципов.

С самого начала зарождения науки МКП большая  часть юристов исходила из того, что основные принципы и нормы  международного права распространяются и на космическую деятельность. А  что касается ее специфики, то она  подлежит учету в специальных  нормах, которые, могут составить  новую отрасль международного права, но отнюдь не самостоятельную правовую систему.

Днем рождения МКП можно считать дату вступления в силу Договора по космосу - 10 октября 1967 года, когда была окончательно признана применимость принципов международного права к МКП.

Одним из основных принципов является принцип  равноправия государств. Применительно  к космической деятельности этот принцип означает равенство прав всех государств как в осуществлении (и космической деятельности, так  и в решении вопросов правового  и политического характера, возникающих  в связи с ее осуществлением. Принцип  равноправия нашел отражение  в Договоре по космосу, в преамбуле  которого говорится о том, что  исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического и научного развития, а в самом договоре устанавливается, что космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.

Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в международных отношениях также распространяется на космическую  деятельность государств и возникающие  в этой связи взаимоотношения  между ними. Это означает, что  космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы  при этом не подвергались угрозе международный  мир и безопасность, а все споры  по всем касающимся освоения космоса  вопросам должны решаться мирным путем.

Итак, общность принципов МКП и международного права позволяет утверждать, что  первое является составной частью второго  как единого целого. Специфичность  принципов и норм МКП не дает возможности  отождествлять его с другими  отраслями международного права. Этим и определяется роль и место МКП  в общей системе международного права.

Цели, метод  регулирования и источники МКП  и общего международного права идентичны. Целью МКП является обеспечение  и поддержание международного мира, безопасности и сотрудничества государств, защита суверенных прав государств и  интересов всего человечества путем  регламентации взаимоотношений  субъектов международного права  в космической области.

ИСТОЧНИКИ.

Метод правового  регулирования един для МКП и  международного права. Этим методом  является согласование воль государств относительно содержания конкретного  правила поведения и признания  его юридически обязательным. Отсюда следует идентичность источников МКП  и международного права. Ими являются международный договор и международный  обычай.

Процесс нормообразования в МКП имеет  две особенности. Первой особенностью является то, что он протекает в  основном в рамках ООН. Вторая характерная  особенность заключается в том, что в большинстве случаев  принятие норм либо предшествует практике, либо происходит одновременно с ней, а не следует за практикой, как  это имеет место в других отраслях международного права.

Основная  роль в процессе образования норм МКП принадлежит международному договору. В Договоре по космосу 1967 года нашли свое закрепление лишь главные, основные принципы и нормы  МКП. По м %ре развития космической науки  и дальнейшего проникновения  в космос отдельные положения  космического права конкретизировались в специальных соглашениях, в  частности, в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов  и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство и  Конвенции о международной ответственности  за ущерб, причиненный космическими объектами и в других.

Также к  договорным источникам МКП относятся  различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Эти  соглашения специального характера  основываются на общих для МКП  принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных  соглашениях общего характера.

Другой  вид источников - обычай. Международный  обычай - это правило поведения, которое  в результате постоянного систематического применения признается юридически обязательным субъекта, и международного общения.

Несмотря  на сравнительно молодой возраст  космического права, в нем есть уже  правовые принципы, сформировавшиеся в качестве обычая. Это 2 основополагающих принципа свободы исследования использования  космического пространства и небесных тел. Эти принципы сформировались на основе практики космической деятельности и в результате всеобщего признания  со стороны международного сообщества. То обстоятельство, что впоследствии оба эти принципа были закреплены в качестве договорных норм в Договоре по космосу, не меняет сути дела, т.к. они  продолжают являться юридически обязательными  для всех участников международного общения в качестве международно-правового  обычая.

Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН носят  рекомендательный характер, однако, принятые единогласно, они выражают согласованные  позиции государств относительно определенного  образа действий, придерживаться которого желательно для международного сообщества в целом.

Статут  Международного Суда ООН относит  к вспомогательным источникам международного права судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов. Но следует заметить, что вопросы, связанные с использованием и  исследованием космического пространства и небесных тел, пока не являлись предметом  рассмотрения в Международном Суде ООН или третейских судах, т.к. до сих пор между государствами не возникало практических споров относительно применения или толкования положений МКП.

Вторым  вспомогательным источником являются труды наиболее квалифицированных  юристов, специалистов в области  международного публичного права, и  в первую очередь МКП.

ОСОБЕННОСТИ.

Как отдельная  отрасль международного права МКП  имеет ряд характерных особенностей. К группе особенностей, касающихся космического пространства, можно отнести: 1) в космическом пространстве находятся  небесные тела, территории которых  никому не принадлежат и могут  быть в перспективе использованы человеком, 2) космос практически безграничен, 3) в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается  разделению на какие-либо зоны в процессе его использования, 4) космическое  пространство представляет собой особую опасность для деятельности в  нем человека.

К группе особенностей, касающихся космической  деятельности относятся: 1) использование  космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую  опасность, 2) в результатах космической  деятельности заинтересованы все без  исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно могут в настоящее  время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении  государств, 3) запуск космических аппаратов  и их возвращение на землю могут  быть связаны с использованием воздушного пространства иностранных государств и пространств открытого моря, 4) космические запуски могут причинять  ущерб иностранным государствам и их гражданам.

И, наконец, что касается особенностей непосредственно  правовых норм. Две из них, касающиеся процесса нормообразования я уже  упоминала, кроме того, четко просматривается  тенденция к регулированию всех вопросов МКП в отдельных конвенциях и соглашениях, каждая из которых  имеет свою область регулирования. Правовые вопросы решаются преимущественно  через Комитет ООН по космосу, тогда как в морском праве - на конференциях. Несмотря на очень  тесную связь космического права  с экологией, правотворчество здесь  значительно отстает от других отраслей международного права.

Подобная  специфичность норм и принципов  космического права обосновывается особенностями самого космического пространства как новой сферы  деятельности человека, а также особенностями (космической деятельности, которая  существенно отличается от деятельности в любой другой области.

СУБЪЕКТЫ.

Осуществление всякой деятельности, затрагивающей  интересы других государств, неизбежно  приводит к возникновению международных  правоотношений и носителями соответствующих  прав и обязанностей в таких случаях  субъекты международного права.

Итак, под  субъектом МКП понимается участник, в т.ч. потенциальный, международно-правового  отношения по поводу деятельности в  космическом пространстве или использовании  космической технологии. В МКП  существует 2 вида субъектов. Основными  субъектами являются суверенные государства  как носители международных прав и обязанностей. При этом международная  правосубъектность государства  не зависит от какого-либо акта или  волеизъявления других участников международных  отношений.

Вторичными  производными - субъектами являются созданные  государствами и правомерно действующие  международные организации. Объем  правосубъектности таких международных  организаций ограничен, и он определяется волей их государств-членов и фиксируется  в международном договоре, на основании  которого они учреждаются. При этом некоторые международные организации  в силу св. ей правосубъектности  могут являться субъектами международных  космических правоотношений (ИНМАРСАТ, ИНТЕЛСАТ, ЕКА) , а другие - только субъектами международных правоотношений, ибо  у них в Уставах отсутствует  наделение их специальной компетенцией.

Итак, существенной разницей между субъектами является то, что суверенные государства ipso facto являются субъектами МКП, а международные  организации являются лишь производными субъектами. Существуют 4 условия, которые  должны соблюсти межправительственные организации, чтобы субъектом по основным Соглашениям и Конвенциям в области МКП: 1) организация должна официальна официально заявить о  принятии ею прав и обязанностей по соответствующему соглашению, 2) большинство  государств-членов этой организации  должны являться участниками соответствующего соглашения, 3) большинство государств-членов этой организации должны быть участниками  Договора по космосу 1967 года, 4) организация  должна осуществлять космическую деятельность. Однако и этого может быть недостаточно: по Конвенции об ответственности, по Конвенции о регистрации и Соглашению о Луне права и обязанности организаций существенно (либо несущественно) ограничены.

Информация о работе Международное космическое право