Международное космическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:19, реферат

Краткое описание

В последние годы — годы НТП - одной из ведущих отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны.
Несмотря на то, что это отрасль очень молодая, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.

Оглавление

1.Введение:
а) рост значения космоса в жизни человечества,
б) почему требуется регулировать деятельность в космосе,
в) как такое регулирование возможно, г) как оно привело к образованию МКП.
2.Понятие и сущность:
а) международные правоотношения, возникающие в результате космической деятельности,
б) соотношение МП и МКП и основные принципы МКП,
3. Источники МКП.
4. Особенности МКП и космической деятельности.
5. Субьекты МКП:
а) государства и организации(первичные и вторичные) ,
б) права субъектов.
6. Объекты МКП:
а) общие положения,
б) понятие конкретных видов объектов.
7. Формы сотрудничества:
а) юридическое содержание принципа сотрудничества как основополагающего принципа МКП,
б) в рамках ООН,
в) в рамках межправительственных организаций,
г) в рамках неправительственных организаций.
8. Ответственность государств в МКП.
9. Перспективы развития МКП.
10. Вывод.

Файлы: 1 файл

Международное космическое прав2.docx

— 37.68 Кб (Скачать)

Из других межправительственных организаций  можно выделить АРАБСАТ. В ее состав входит 21 государство из числа членов Лиги арабских государств. Главная  цель АРАБСАТ заключается в создании обслуживании системы дальней связи  для всех членов Лиги.

В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ.

Эти международные  неправительственные организации  не представляют собой форму сотрудничества государств, поскольку их создателями  и членами являются не государства, а научные общества, учреждения и  отдельные ученые. Их деятельность способствует широкому обмену информацией, обсуждению различных научных проблем  и укреплению международного сотрудничества.

Комитет по космическим исследованиям (КОСПАР) создан в октябре 1958 года для продолжения  осуществления мероприятий по сотрудничеству в освоении космоса после завершения Международного геофизического года. Основная задача этой международной  организации - "предоставление ученым всего мира возможности широкого использования спутников и космических  зондов для научных исследований космического пространства и организация  обмена информацией по результатам  исследований на основе взаимности". Ее цель содействие прогрессу в изучении космического пространства в международном  масштабе.

Международная астронавтическая федерация (МАФ) организационно сформировалась в 1952 году. В основе деятельности МАФ лежит Устав, принятый в 1961 году с изменениями 1968 и 1974 года. Деятельность МАФ направлена на то, чтобы способствовать развитию астронавтики в мирных целях, содействовать распространению  информации о космических исследованиях, а также на ряд социально-правовых вопросов освоения космоса. В МАФ  существует 3 категории членов: 1) национальные члены (астронавтические общества различных  стран) , 2) университеты, лаборатории, деятельность которых связана с подготовкой  кадров или проведением исследований в области астронавтики, 3) международные  организации, цели которых соответствуют  задачам МАФ.

Международный институт космического права (МИКП) . Создан вместо ранее существовавшего Постоянного  правового комитета МАФ. Его задачей  является: 1) изучение правовых и социологических aспектов космической деятельности, 2) организация ежегодных коллоквиумов по космическому праву, которые проводятся одновременно с конгрессами МАФ, 3) проведение исследований и подготовка док ладов по правовым вопросам освоения космоса, 4) публикация различных материалов по космическому праву. Институт занимается также вопросами преподавания космического права. Он является единственной неправительственной  организацией, в которой обсуждаются  правовые проблемы освоения космоса. МИКП создан на основе индивидуального членства. Он осуществляет представительство  МАT в Юридическом подкомитете  Комитета ООН по космосу.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Одним из способов обеспечения порядка в  международных отношениях с древнейших времен и до наших дней является использование института ответственности. В международных отношениях не существует какого-либо централизованного надгосударственного  аппарата принуждения. Гарантией соблюдения международного правопорядка служат сами международно-правовые нормы и принципы, важнейшим из которых является принцип pacta sunt servanda договоры должны соблюдаться. А вот своеобразной гарантией  соблюдения этого принципа как раз  и является вышеупомянутый принцип - ответственность за причинение вреда  или за отказ возместить его.

И, следовательно, международная ответственность  является особым институтом международных  отношений, включающим обязанность  ликвидировать причиненный вред, если только вина не лежит на потерпевшей  стороне, а также е право на удовлетворение своих нарушенных интересов  за счет интересов стороны - причинителя  вреда, включая применение к ней  в соответствующих случаях санкций. Понятие ответственности в МКП  включает: 1) международную ответственность  государств за нарушение норм и принципов  международного права и 2) материальную ответственность за ущерб, причиненный  в результате осуществления космической  деятельности.

В МКП  выработка норм об ответственности  началась в области публично-правовых взаимоотношений. Проблемы частно-правовой ответственности за космическую  деятельность пока не рассматриваются, что объясняется тем, что вся  космическая деятельность осуществляется государствами либо же они несут  ответственность за деятельность частных  кампаний.

Законодательно  ответственность государств за космическую  деятельность установлена в Договоре 1967 года по космосу, где сказано, что "государства-участники договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями ил и неправительственными юридическими лицами. Кроме того, предусматривается, что, если космическая деятельность осуществляется международной организацией, ответственность за выполнение положений договора несут наряду с международной организацией также и участвующие в ней государства-участники договора.

Согласно  Договору по космосу международную  ответственность за ущерб, причиненный  космическими объектами или их составными частями на земле, в воздухе или  в космическом пространстве, включая  Луну и другие небесные тела, несет  то государство, которое осуществляет или организует запуск, а также  государство, с территории или установок  которого производится запуск. Ответственность  возникает, когда ущерб причинен другому государству, его физическим или юридическим лицам.

Виды ущерба.

Это может  быть: падение любых космических  объектов или их частей может привести к гибели людей, причинению им увечья, уничтожению или повреждению  имущества, принадлежащего государству  или его физическим и юридическим  лицам как на сухопутной территории, так и в открытом море и в  воздухе. Ущерб может быть причинен во время вывода космического объекта  на орбиту, если траектория полета ракеты-носителя проходит через воздушное пространство, в котором находятся воздушные  суда. Ущерб может быть причинен и в космическом пространстве - космический объект одного государства  может причинить ущерб находящемуся на орбите объекту другого государства. Когда на небесных телах будут  созданы научные станции, дозаправочные  станции и стартовые площадки для полетов в дальний космос, ущерб может быть причинен и этим объектам. Ущерб может выразиться и в других формах: создание помех  космической радиосвязи, телевидению  через космические ре трансляторы.

Если ущерб  причинен в результате законных действий, без наличия прямого умысла и  без преднамеренного нарушения  юридических норм речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Но когда приходится сталкиваться с  преднамеренным нарушением норм международного права, речь идет о уже политической ответственности одного государства  перед другим или перед всем международным  сообществом. В таких случаях  ответственность может быть одновременно и политической, и материальной.

В 1971 году был принят текст проекта Конвенции  о международной ответственности  за ущерб, причиненный космическими объектами. Вот его основные положения. Понятие ущерба по нему включает в  себя лишение жизни человека, телесное повреждение или иное повреждение  здоровья, уничтожение или повреждение  имущества государства, его физических и юридических лиц или международных  межправительственных организаций.

Государства несут абсолютную ответственность  за ущерб, причиненный космическим  объектом на поверхности земли или  воздушному судну в полете. При  ущербе, причиненном одним космическим  объектом другому, ответственность  государства наступает лишь при  наличии вины. Предусматривается  освобождение от ответственности в  случае грубой небрежности или умысла потерпевшего.

Устанавливается годичный срок претензионной давности. Сумма компенсации исчисляется  с тем, чтобы обеспечить восстановление положения вещей, которое существовало бы, если бы ущерб не был причинен.

Спорные претензии регулируются создаваемыми ad hoc комиссиями по рассмотрению претензий, образуемыми из трех членов - представителей: 1) государства-истца, 2) запускающего государства, 3) избираемого ими председателя. Решение комиссии является обязательным, если об этом была достигнута договоренность между сторонами, а иначе оно  носит рекомендательный характер.

26 сессия  Генеральной Ассамблеи ООН в  1971 году утвердила окончательный  текст Конвенции о международной  ответственности. В 1972 конвенция  была открыта для подписания, и она вступила в силу 30 августа  1972 года.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

Перспективы развития МКП распадаются на две  большие группы. Во-первых, это правовые вопросы, связанные с дальнейшим развитием НТП в области освоения космоса, а также - с развитием  международных отношений по этим же вопросам. Во-вторых, непосредственное совершенствование уже существующего  законодательства и процесса нормотворчества  в МКП.

К первой группе я бы могла отнести: 1) необходимость  решения вопросов правового регулирования  непосредственного телевизионного вещания, 2) необходимость заключения соглашения по вопросам использования  дистанционного зондирования Земли, 3) серьезная необходимость установить границу между воздушным и  космическим пространством, т.к. получается, что до сих пор не определена граница  суверенитета государства в воздушном  пространстве, 4) необходимость установления режима геостационарной орбиты, 5) необходимость  решать проблемы, связанные с ядерными источниками энергии в космосе.

Ко второй группе следует отнести: 1) необходимость  решения ряда спорных вопросов как  в уже существующем законодательстве, так и по вопросам, которые только необходимо законодательно оформить, в частности, необходимо четче определить основные термины МКП космическое  пространство, космический объект и  т.д., 2) необходимо создание универсальной  межправительственной организации, которая  объединила бы все международные  организации, связанные с МКП, 3) необходимо разработать и принять четкие, ясные всеобъемлющие принципы МКП  с учетом сегодняшних реалий.

ВЫВОД.

Учитывая  все вышеизложенное, можно сделать  несколько выводов: 1) несмотря на свою относительную молодость, МКП уже  оформилось в совершенно самостоятельную  отрасль международного права, 2) несмотря на расплывчатость некоторых формулировок (или даже отсутствие их) МКП вполне по силам самостоятельно регулировать все международные отношения, связанные  с освоением и использованием космоса, 3) правовое регулирование  международных отношений, возникающих  в связи с освоением космоса, способствует созданию прочной базы международного сотрудничества в освоении космоса.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Международное  космическое право. п/р А. С.  Пирадова. М, МО, 1985.

2. Международное  морское, воздушное и космическое  право. п/р А. П. Мовчан и  др. М, Ин-т гос-ва и права  РАН, 1992.

3. Курс  международного права. М, 1989.

4. Договор  о принципах деятельности государств  по исследованию и использованию  космического пространства, включая  Луну и другие небесные тела. 1967. (Из сборника действующих договоров,  соглашений и конвенций, заключенных  СССР с иностранными государствами,  выпуск 25, М, 1972) .

5. Конвенция  о международной ответственности  за ущерб, причиненный космическими  объектами. (Указ. сборник, выпуск 29, М, 1975) .

6. Конвенция  о регистрации объектов, запускаемых  в космическое пространство. (Указ. сборник, выпуск 34, М, 1980) .

7. С. В.  Черниченко. Международное право:  современные теоретические аспекты.  М, МО, 1993.


Информация о работе Международное космическое право