Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:19, реферат
В последние годы — годы НТП - одной из ведущих отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны.
Несмотря на то, что это отрасль очень молодая, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.
1.Введение:
а) рост значения космоса в жизни человечества,
б) почему требуется регулировать деятельность в космосе,
в) как такое регулирование возможно, г) как оно привело к образованию МКП.
2.Понятие и сущность:
а) международные правоотношения, возникающие в результате космической деятельности,
б) соотношение МП и МКП и основные принципы МКП,
3. Источники МКП.
4. Особенности МКП и космической деятельности.
5. Субьекты МКП:
а) государства и организации(первичные и вторичные) ,
б) права субъектов.
6. Объекты МКП:
а) общие положения,
б) понятие конкретных видов объектов.
7. Формы сотрудничества:
а) юридическое содержание принципа сотрудничества как основополагающего принципа МКП,
б) в рамках ООН,
в) в рамках межправительственных организаций,
г) в рамках неправительственных организаций.
8. Ответственность государств в МКП.
9. Перспективы развития МКП.
10. Вывод.
Из других межправительственных организаций можно выделить АРАБСАТ. В ее состав входит 21 государство из числа членов Лиги арабских государств. Главная цель АРАБСАТ заключается в создании обслуживании системы дальней связи для всех членов Лиги.
В РАМКАХ
МЕЖДУНАРОДНЫХ
Эти международные
неправительственные
Комитет
по космическим исследованиям (КОСПАР)
создан в октябре 1958 года для продолжения
осуществления мероприятий по сотрудничеству
в освоении космоса после завершения
Международного геофизического года.
Основная задача этой международной
организации - "предоставление ученым
всего мира возможности широкого
использования спутников и
Международная астронавтическая федерация (МАФ) организационно сформировалась в 1952 году. В основе деятельности МАФ лежит Устав, принятый в 1961 году с изменениями 1968 и 1974 года. Деятельность МАФ направлена на то, чтобы способствовать развитию астронавтики в мирных целях, содействовать распространению информации о космических исследованиях, а также на ряд социально-правовых вопросов освоения космоса. В МАФ существует 3 категории членов: 1) национальные члены (астронавтические общества различных стран) , 2) университеты, лаборатории, деятельность которых связана с подготовкой кадров или проведением исследований в области астронавтики, 3) международные организации, цели которых соответствуют задачам МАФ.
Международный
институт космического права (МИКП) . Создан
вместо ранее существовавшего
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Одним из
способов обеспечения порядка в
международных отношениях с древнейших
времен и до наших дней является
использование института
И, следовательно,
международная ответственность
является особым институтом международных
отношений, включающим обязанность
ликвидировать причиненный
В МКП выработка норм об ответственности началась в области публично-правовых взаимоотношений. Проблемы частно-правовой ответственности за космическую деятельность пока не рассматриваются, что объясняется тем, что вся космическая деятельность осуществляется государствами либо же они несут ответственность за деятельность частных кампаний.
Законодательно
ответственность государств за космическую
деятельность установлена в Договоре
1967 года по космосу, где сказано, что
"государства-участники
Согласно Договору по космосу международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами или их составными частями на земле, в воздухе или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, несет то государство, которое осуществляет или организует запуск, а также государство, с территории или установок которого производится запуск. Ответственность возникает, когда ущерб причинен другому государству, его физическим или юридическим лицам.
Виды ущерба.
Это может
быть: падение любых космических
объектов или их частей может привести
к гибели людей, причинению им увечья,
уничтожению или повреждению
имущества, принадлежащего государству
или его физическим и юридическим
лицам как на сухопутной территории,
так и в открытом море и в
воздухе. Ущерб может быть причинен
во время вывода космического объекта
на орбиту, если траектория полета ракеты-носителя
проходит через воздушное пространство,
в котором находятся воздушные
суда. Ущерб может быть причинен
и в космическом пространстве
- космический объект одного государства
может причинить ущерб
Если ущерб причинен в результате законных действий, без наличия прямого умысла и без преднамеренного нарушения юридических норм речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Но когда приходится сталкиваться с преднамеренным нарушением норм международного права, речь идет о уже политической ответственности одного государства перед другим или перед всем международным сообществом. В таких случаях ответственность может быть одновременно и политической, и материальной.
В 1971 году
был принят текст проекта Конвенции
о международной
Государства несут абсолютную ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом на поверхности земли или воздушному судну в полете. При ущербе, причиненном одним космическим объектом другому, ответственность государства наступает лишь при наличии вины. Предусматривается освобождение от ответственности в случае грубой небрежности или умысла потерпевшего.
Устанавливается годичный срок претензионной давности. Сумма компенсации исчисляется с тем, чтобы обеспечить восстановление положения вещей, которое существовало бы, если бы ущерб не был причинен.
Спорные претензии регулируются создаваемыми ad hoc комиссиями по рассмотрению претензий, образуемыми из трех членов - представителей: 1) государства-истца, 2) запускающего государства, 3) избираемого ими председателя. Решение комиссии является обязательным, если об этом была достигнута договоренность между сторонами, а иначе оно носит рекомендательный характер.
26 сессия
Генеральной Ассамблеи ООН в
1971 году утвердила окончательный
текст Конвенции о
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Перспективы
развития МКП распадаются на две
большие группы. Во-первых, это правовые
вопросы, связанные с дальнейшим
развитием НТП в области
К первой
группе я бы могла отнести: 1) необходимость
решения вопросов правового регулирования
непосредственного
Ко второй группе следует отнести: 1) необходимость решения ряда спорных вопросов как в уже существующем законодательстве, так и по вопросам, которые только необходимо законодательно оформить, в частности, необходимо четче определить основные термины МКП космическое пространство, космический объект и т.д., 2) необходимо создание универсальной межправительственной организации, которая объединила бы все международные организации, связанные с МКП, 3) необходимо разработать и принять четкие, ясные всеобъемлющие принципы МКП с учетом сегодняшних реалий.
ВЫВОД.
Учитывая все вышеизложенное, можно сделать несколько выводов: 1) несмотря на свою относительную молодость, МКП уже оформилось в совершенно самостоятельную отрасль международного права, 2) несмотря на расплывчатость некоторых формулировок (или даже отсутствие их) МКП вполне по силам самостоятельно регулировать все международные отношения, связанные с освоением и использованием космоса, 3) правовое регулирование международных отношений, возникающих в связи с освоением космоса, способствует созданию прочной базы международного сотрудничества в освоении космоса.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Международное космическое право. п/р А. С. Пирадова. М, МО, 1985.
2. Международное
морское, воздушное и
3. Курс международного права. М, 1989.
4. Договор
о принципах деятельности
5. Конвенция
о международной
6. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. (Указ. сборник, выпуск 34, М, 1980) .
7. С. В.
Черниченко. Международное право:
современные теоретические