Международное космическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:19, реферат

Краткое описание

В последние годы — годы НТП - одной из ведущих отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны.
Несмотря на то, что это отрасль очень молодая, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.

Оглавление

1.Введение:
а) рост значения космоса в жизни человечества,
б) почему требуется регулировать деятельность в космосе,
в) как такое регулирование возможно, г) как оно привело к образованию МКП.
2.Понятие и сущность:
а) международные правоотношения, возникающие в результате космической деятельности,
б) соотношение МП и МКП и основные принципы МКП,
3. Источники МКП.
4. Особенности МКП и космической деятельности.
5. Субьекты МКП:
а) государства и организации(первичные и вторичные) ,
б) права субъектов.
6. Объекты МКП:
а) общие положения,
б) понятие конкретных видов объектов.
7. Формы сотрудничества:
а) юридическое содержание принципа сотрудничества как основополагающего принципа МКП,
б) в рамках ООН,
в) в рамках межправительственных организаций,
г) в рамках неправительственных организаций.
8. Ответственность государств в МКП.
9. Перспективы развития МКП.
10. Вывод.

Файлы: 1 файл

Международное космическое прав2.docx

— 37.68 Кб (Скачать)

Существует  точка зрения, что субъектами МКП  могут считаться физические лица. К примеру, в статье V Договора по космосу употреблено выражение "посланец человечества в космос", однако это  не означает признания физического  лица субъектом МКП, ибо по статье VIII государство при регистрации  космического объекта сохраняет  полную юрисдикцию и контроль над  таким объектом и его экипажем.

МКП не исключает  возможности осуществления космической  деятельности неправительственными организациями (статья VI Договора о космосе) , но это  не значит, что неправительственные  юридические лица становятся субъектами МКП. Согласно указанной статье, т.к. "деятельность неправительственных  юридических лиц в космическом  пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться  с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника  Договора", а сами государства  несут международную ответственность  за обеспечение того, чтобы деятельность таких лиц проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в  договоре. А поскольку в международном  праве общепризнано, что его субъекты являются равноправными и независимыми во внутренних и внешних делах  от какой-либо другой власти, => вопрос о международной правосубъектности  юридических лиц ставиться не может.

И еще  одна точка зрения: субъектом МКП  следует считать все человечество в целом. Такая позиция не может  быть признана научно обоснованной, а, скорее, даже утопической, поскольку  она не учитывает современные  реальности в жизни международного сообщества и в международных  отношениях, основу которых составляет реальное существование государств с различными политическим и экономическими системами.

Таким образом, субъектами МКП являются только суверенные государства и международные  межправительственные организации, осуществляющие космическую деятельность.

ОБЪЕКТЫ.

Объект  международного права - это все то, по поводу чего субъекты МКП вступать в международные правоотношения, т.е. материальные и нематериальные блага, действия или воздержание  от действий, которые не относятся  исключительно к внутренней компетенции  государства.

Т. о. конкретными  объектами МКП являются: 1) космическое  пространство, 2) небесные тела, 3) космонавты, 4) искусственные космические объекты, 5) наземные компоненты космических  систем, 6) результаты практической деятельности, 7) космическая деятельность.

Договорного понятия "космический объект" пока не выработано. Существует лишь сложившаяся  практика регистрации искусственных  космических объектов по соответствующей  Конвенции о регистрации. Согласно ей термин "космический объект" включает его составные части, а  также средства его доставки и  их составные части. Необходимо четко  устанавливать временной аспект, т.е. момент, зa который искусственный  объект становится космическим. Это  момент запуска, при этом даже с момента  неудачного запуска объект считается  космическим. Также объект считается  космическим и после возвращения  на землю как запланированного, так  и аварийного.

Не существует также и договорного определения  понятия "космическая деятельность". На сегодняшний день таковой считается  деятельность человека по исследованию и использованию космического пространства, в т.ч. естественных небесных тел  внеземного происхождения. Впервые  этот термин был упомянут в резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1961 года. Использование терм (на "космическая деятельность" позволяет считать, что государства  относят сюда как деятельность в  космическом пространстве, так и  деятельность на земле, если она связана  с деятельностью в космическом  пространстве.

Итак, на какую же конкретно деятельность распространяются нормы и принципы МКП. В настоящее время толкование понятия космической деятельности зависит от того или иного государства. Но принято считать, что под космической  деятельностью подразумевается  размещение созданных человеком  предметов на околоземных орбитах, в межпланетном пространстве, на поверхности  Луны и других небесных тел. Иногда сюда относят также суборбитальные запуски (т.е. вертикальный запуск предметов  на большие высоты с их последующим  возвращением на землю без выхода на околоземную орбиту. Бесспорно  сюда же относятся действия людей (космонавтов) и работа автоматических (автономных и управляемых с Земли по радио) аппаратов и приборов на борту  космических объектов (в т.ч. вход людей и вынос приборов в открытый космос или на поверхность небесных тел) .

Таким образом, если все подытожить, то становится ясно, что понятие космической  деятельности связывается с: 1) деятельностью  в космической среде, включая  операции, осуществляемые на Земле  в связи с запуском космического объекта, 2) его управлением, 3) возвращением на Землю.

Но сегодня  еще далеко не все вопросы, связанные  с определением космической деятельности, отрегулированы. К примеру, не установлено, можно ли считать космической  деятельностью операции на Земле, если они не завершились успешным помещением объекта в космическом пространстве. По видимому, на настоящем этапе  в вопросе определения космической  деятельности следует исходить в  каждом конкретном случае из соответствующих  положений международных договоров, применимых к данному правоотношению.

Термин "космическое  пространство" употребляется в  одном только Договоре по космосу 1967 года 37 раз. Но в МКП определение  этого понятия отсутствует. Вопрос об определении космического пространства продолжает оставаться в повестке Комитета ООН по космосу. Но этот вопрос должен обсуждаться в неразрывной связи  с деятельностью по его использованию, что свидетельствует о том, что  понятие космического пространства не может быть определено в отрыве от элемента деятельности.

ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА.

Исключительная  роль международного сотрудничества в  области космических исследований и их практического применения требует  четкого выяснения юридического содержания принципа межгосударственного  сотрудничества с точки зрения МКП. Общий принцип сотрудничества, установленный  международным правом полностью  применим к межгосударственным отношениям, связанным с исследованием и  использованием космического пространства. О стремлении максимально содействовать  всестороннему развитию международного сотрудничества в космосе государства  заявили в преамбуле Договора по космосу 1967 года, а также во многих статьях этого договора, и это  дает основание отнести сотрудничество государств в исследовании и использовании  космического пространства к числу  основных принципов МКП.

Таким образом, Договор по космосу 1967 года закрепил принцип сотрудничества государств как один из общих принципов, основных начал МКП. Целый ряд положений  договора по космосу вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. К примеру, обязанность учитывать  соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятельности в космосе, не создавать потенциально вредных помех деятельности других государств, оказывать возможную  помощь космонавтам других государств, информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей  деятельности в космическом пространстве и т.д.

Таким образом, основным содержанием принципа сотрудничества является обязанность государств сотрудничать друг с другом при освоении космического пространства и обязанность максимально  благоприятствовать и содействовать  развитию широких контактов и  проведению совместных работ по изучению и использованию космоса.

В РАМКАХ ООН.

Ведущая роль в развитии сотрудничества государств в исследовании и использовании  космического пространства принадлежит  Генеральной Ассамблее ООН. Она  достигла наиболее значительных успехов  именно в области правового регламентирования  космической деятельности, и ее по праву считают центром международного сотрудничества в области разработки норм МКП. Ею были приняты: 1) Декларация правовых принципов космической  деятельности, 2) Договор по космосу, 3) Соглашение о спасении, 4) Конвенция  об ответственности, 5) Конвенция о  регистрации, 6) Соглашение о Луне. Ее решающая роль в формировании и развитии МКП уже проявилась в создании Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, более  известного как Комитет по Космосу.

К основным функциям Генеральной Ассамблеи  относятся: 1) формулирование задач  по изучению и разработке правовых проблем освоения космического пространства, 2) одобрение рекомендаций Комитета ООН по космосу относительно вопросов правовой регламентации космической  деятельности государств, а также 3) одобрение проектов соглашений по космосу  в рамках Комитета ООН по космосу, 4) непосредственная разработка проектов отдельных статей этих соглашений на сессиях Генеральной Ассамблеи  при участии абсолютного большинства  государств.

Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. В соответствии с  резолюциями ООН комитету поручено заниматься как научно-техническими, так и правовыми вопросами  исследования космического пространства; он выполняет роль центрального координирующего  органа в области международного сотрудничества в освоении космоса. Комитет ООН по космосу состоит  из двух подкомитетов Юридического и  Научно-технического. Основную правотворческую  деятельность комитет проводит через  свой Юридический подкомитет. В Юридическом  подкомитете Комитета ООН по космосу осуществляется деятельность по разработке проектов многосторонних соглашений, регулирующих деятельность по исследованию и использованию космического пространства. Фактически этот подкомитет является центральным рабочим органом по разработке принципов и норм МКП. Комитет принимает решения по принципу консенсуса.

Генеральный секретарь ООН наделен достаточно широким кругом полномочий в области  координации сотрудничества в освоении космоса: 1) на него возложены сбор и  распространение информации о космической  деятельности государств, 2) ведение  реестра, содержащего сведения о  запускаемых космических объектах и обеспечение к нему открытого  доступа, 3) сбор и распространение  данных о явлениях, представляющих опасность для жизни и здоровья космонавтов и действиях государств по спасанию и оказанию помощи космонавтам  в случае аварии, бедствия, вынужденной  или непреднамеренной посадки, 4) назначение председателя комиссии по рассмотрению претензий по Конвенции об ответственности  и др.

Кроме того, важную роль в освоении космоса играют многие специализированные учреждения ООН: 1) МСЭ (Международный Союз Электросвязи) , который разрабатывает регламенты, распределяющие диапазоны радиочастот  для космической связи, исследует  экономические аспекты космической  связи, осуществляет обмен информацией  об использовании спутников в  целях дальней связи, 2) ЮНЕСКО, чья  основная задача в области космоса  состоит в исследовании проблем  применения космической связи в  целях распространения информации, социального развития, расширения культурного  обмена, 3) В ОЗ, которая способствует сотрудничеству государств в области  космической медицины; 4) иные организации.

Большое значение также для развития международного сотрудничества в освоении космоса  имели две конференции ООН  по исследованию и использованию  космического пространства в мирных целях 1968 и 1982 годов.

В РАМКАХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Какой-либо универсальной межправительственной международной организации, занимающейся проблемами космоса, не создано. В настоящее  время практическими вопросами  международного сотрудничества в этой области занимаются ряд международных  организаций в рамках своей компетенции.

Международная организация морской спутниковой  связи (ИНМАРСАТ) . Ее основной целью  стало радикальное улучшение  морской связи с использованием искусственных спутников Земли. Учредительные документы ИНМАРСАТ состоят из межправительственной Конвенции  о Международной организации  морской спутниковой связи, где  определены принципиальные положения  создания организации и Эксплуатационного  соглашения, где регламентируются технические  и финансовые вопросы, и которое  подписывается либо от имени правительства, либо от имени назначенных им государственных  или частных компетентных организаций. Носителями прав и обязанностей по Конвенции являются только государства. Эксплуатационное соглашение предусматривает, что его субъектами могут быть либо государства либо назначенные  правительствами государств компетентные национальные организации.

Международная организация связи через искусственные  спутники Земли (ИНТЕЛСАТ) . Главной  целью ИНТЕЛСАТ является осуществление  на коммерческой основе проектирования, сооружения, эксплуатации и технического обслуживания глобальной системы связи  с помощью искусственных спутников, "используемой в международных  целях и доступной для всех государств без какой-либо дискриминации". Сейчас членами ИНТЕЛСАТ являются более 100 государств. Однако в специальной  литературе указывается на ряд недостатков, главными из которых являются то, что  свыше половины всех голосов принадлежит  американской частной кампании КОМСАТ, представляющей в ИНТЕЛСАТ интересы США и то, что, скорее, ИНТЕЛСАТ представляет собой некое а/о с участием иностранного капитала.

Европейское космическое агенство (ЕКА) . Еще  в начале 60-х годов западноевропейские страны приняли решение проводить  в области космоса политику, независимую  от США. Были образованы несколько международных  организаций. В конце 1968 года было принято  решение о слиянии в будущем  всех существующих в Западной Европе космических организаций и о  создании единой организации - ЕКА. Только в 1975 году представители 11 стран подписали  Конвенцию о созданию ЕКА. Статус наблюдателя имеют еще 3 государства. Деятельность ЕКА должна быть направлена на обеспечение и развитие сотрудничества европейских государств в освоении космоса и на практическое применение достижений космонавтики в мирных целях. Главными задачами ЕКА являются: 1) выработка  и координация долговременной общей  европейской космической политики всех государств-членов и каждого  государства в отдельности, 2) разработка и претворение в жизнь общей  европейской космической программы, 3) выработка и проведение соответствующей  промышленной политики. Космические  программы агентства подразделяются на обязательные, финансируемые всеми государствами-членами и факультативные, в финансировании которых принимают участие только заинтересованные стороны.

Информация о работе Международное космическое право