Понятия и принципы международного космического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:27, дипломная работа

Краткое описание

Эту сверхновую отрасль международного права изучали и разрабатывали многие ученые (В. С. Верещетин, Г. П. Жуков, Е. П. Каменецкая., Ф. Н. Ковалёв, Ю. М. Колосов, И. И. Чепров и другие). Всё же, множество вопросов данной темы являются нерешёнными и дискуссионными в теории и практике до сих пор. Так, например, с 1966 года в Комитете ООН по космосу рассматривается вопрос о делимитации воздушного и космического пространств, и согласия в отношении того, как следует урегулировать эту проблему, достичь пока не удается. Р

Оглавление

Введение
3-4
Глава 1.
Понятие и особенности международного космического права.
5
1.
Понятие международного космического права и его место в системе современного международного права.
5-8
2.
История формирования международного космического права как отрасли международного права.
8-17
Глава 2.
Принципы международного космического права.
18
1.
Понятие принципов международного права.
18-24
2.
Виды и особенности принципов международного космического права.
24-54
Глава 3.
Содержание отраслевых принципов международного космического права.
55-62

Заключение.
63-64

Список использованной

Файлы: 1 файл

космическое.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

Значительна роль принципов в восполнении пробелов в международном праве.

Ряд норм международного права называют принципами. Хотя это те же международно-правовые нормы, но одни их них издавна назывались принципами, другие стали называться так  в силу своей значимости и  роли в  международно-правовом регулировании. Следует отметить, что принципы права - это нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики, закономерностей общественного развития, а не субъективные представления об этих процессах.

Принципы международного права - это руководящие правила субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они являют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений, это норма международного права, имеющая обязательный характер для всех субъектов.

Соблюдение принципов международного права является строго обязательным. Отменить принцип международного права  можно, только отменив общественную практику, что не под силу отдельным государствам или группе государств. Поэтому любое государство обязано реагировать на попытки в одностороннем порядке «исправить» общественную практику, даже нарушая принципы. В докладе Генерального секретаря ООН о работе Организации в 1989 году говорится: «Произошла ощутимая перемена, корни которой - в признании того факта, что для обеспечения долговременных решений международных проблем необходимо основывать эти решения на общепринятых принципах, заложенных в Уставе ООН.»14

Принципы международного права  формируются обычным и договорным путем. Они выполняют две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками и закрепляют все новое, что определяется в практике международных отношений, и таким образом способствует их развитию.

Характерной особенностью принципов  международного права является их универсальность. Это значит, что субъекты международного права обязаны строго соблюдать  принципы, поскольку любое их нарушение  будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных отношений.  Это значит также, что принципы международного права являются критерием законности всей системы международно-правовых норм. Действие принципов распространяется даже на те области субъектов, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами.

Также характерной чертой является их взаимосвязанность. Лишь во взаимодействии они способны выполнить свои функции. При высоком уровне обобщенности содержание принципов, применение предписаний каждого их них возможно лишь путем сопоставления с содержанием других. Значение их взаимосвязи было с самого начала подчеркнуто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 года ( Декларация о принципах) «при толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов»15.

Комплексу принципов присуще некоторая иерархия. Центральное место занимает принцип неприменения силы. Задаче обеспечения мира так или иначе подчинены все принципы. Принцип мирного разрешения споров дополняет принцип неприменения силы и угрозы силой, что отмечалось и Международным Судом ООН. В пункте 3  резолюции Совета Безопасности ООН 670 сказано, что события, связанные с агрессией Ирака против Кувейта, подтвердили, что в отношении государства, нарушившего принцип неприменения силы и угрозы силой, может быть приостановлено действие иных принципов, включая принцип добровольного выполнения обязательств.16

Не подлежит сомнению, что между  правом и внешней политикой существует не разрывная связь. Тесно связано  с вопросами внешней политики и освоение космоса. Руководящим  началом в проведении государством внешней политики в любой области в наши дни должны служить общие международно-правовые принципы.

Содержание принципов развивается  с некоторым опережением действительности. Постепенно реальные международные  отношения подтягиваются до уровня принципов. Опираясь на достигнутое, государства делают новые шаг в развитии содержания принципов. Осуществляется это главным образом при помощи резолюций международных органов и организаций. Но основной юридической формой их существования является обычай, именно та его разновидность, которая складывается не в поведенческой, а в нормативной практике. Резолюция формулирует содержание принципа, государства признают за ним юридическую силу (opinio juris).

Для того, что  бы принцип стал общеобязательным, необходимо признание его международным сообществом в целом, то есть достаточно представительным большинством государств. Особенности формирования и функционирования принципов в значительной мере определяется тем, что они отражают и закрепляют необходимые основы мирового порядка и международного права. Они представляют собой необходимое право (jus necessitatis ).

При изложении  принципов международного права  нельзя остановиться на понятии «общие принципы права». Оно активно обсуждается  в связи со ст. 38 Статуса Международного Суда ООН, согласно которому Суд на ряду с конвенциями и обычаями применяет «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями»17.

По этому  поводу существуют разные мнения. Сторонники  широкого понимания считают, что  это понятие охватывает общие принципы естественного права и справедливости и что речь идет об особом источнике международного права.

Приверженцы другой концепции полагают, что под общими принципами следует  понимать основные принципы международного права. Однако последние не скоро  станут общими принципами национального  права. Кроме того, понятие общих  принципов права получило известность задолго до признания понятия основных принципов международного права.

Наконец, согласно третьей концепции, под общими принципами понимаются принципы, общие для национальных правовых систем. В основном речь идет о правилах, отражающих закономерности применения норм в любой правовой системе. Для международного права такие принципы важны  в силу неразвитости в нем процессуального права. Чтобы войти в систему международного права, недостаточно быть принципом, общим для национальных правовых систем, необходимо быть пригодным для действия именно в этой системе. Он также должен быть включен в международное право, пусть даже в упрощенном порядке, в результате подразумеваемого согласия международного сообщества.18 Став таким образом обычными нормами, общие принципы не могут рассматриваться как особый источник международного права. Даже в условиях европейской интеграции судебная практика исходит из того, что общие принципы права - «это не только общие принципы национального права государств-членов, но также принципы международного публичного права».19

Основные  принципы международного права зафиксированы  в Уставе ООН. Широко признано, что  принципы Устава ООН носят характер jus cogens, то есть являются обязательствами высшего порядка и не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по взаимному соглашению.

Наиболее  авторитетными документами, раскрывающими  содержание принципов современного международного права, является Декларация о принципах, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН 24 сентября 1970 года, и  Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащиеся в Заключительном акте СБСЕ от 1 августа 1975 года.

При толковании и применение принципов международного права важно помнить, что все  они взаимно связаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

 

  1. Виды и особенности принципов международного космического права.

 

Принципы международного космического права закреплены в Договоре о  принципах деятельности государств по исследованию и использованию  космического пространства, включая  Луну и другие небесные тела, 1967 года.

Выделяют следующие принципы международного космического права:

 

Принцип суверенного  равенства.

 

Одним из основных принципов  является принцип равноправия государств. В Уставе ООН в статье о принципах  на первое место поставлен пункт, который гласит: "Организация основана на принципе суверенного равенства всех её Членов"20 (ст.2). Этот принцип лежит в основе не только ООН, но и системы управления международными отношениями в целом.

Основное содержание принципа состоит  в следующем: государства обязаны  уважать суверенное равенство и  своеобразие друг друга, а также права, присущие суверенитету, уважать правосубъектность других государств. Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую. социальную, экономическую и культурную систему. устанавливать свои законы и административные правила. Все государства обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами в соответствии с международным правом. Каждое государство вправе участвовать в международных организациях и договорах. Государства должны добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву. 

Из этого видно, что принцип  суверенного равенства не является механическим объединением двух известных  и ранее принципов - уважения суверенитета и равноправия. Объединение придаёт дополнительный смысл новому принципу. Подчёркивается неразрывная связь двух его элементов.  

В теории и практике весьма распространён  взгляд, согласно которому международное  право, любое международное обязательство  ограничивают суверенитет государства. На самом же деле именно международное право обеспечивает суверенитет, препятствует злоупотреблению им. В докладе Кабинета международного права Чехословацкой АН, подготовленном ещё в 50-е гг., говорилось: "Международное право не означает ограничения государственного суверенитета, наоборот, оно предоставляет и обеспечивает возможность его проявления и применения также вне границ государства..."21

Равноправие в международном праве - это право равных (jus inter pares). Равный над равным власти не имеет (par in parem non habet potestatem). Международное сообщество государств мыслимо сегодня лишь как система равноправных субъектов. Устав ООН закрепил равноправие как условие достижения Организацией основных целей - сохранения мира, развития дружественных отношений, сотрудничества.

Вместе с тем нет оснований  упрощать проблему обеспечения равноправия. Вся история международных отношений  пронизана борьбой за влияние, за господство. И сегодня эта тенденция  причиняет вред сотрудничеству и  правопорядку. Немало авторов полагают, что равноправие государств является мифом22. Никто не станет отрицать фактического неравенства государств, но это лишь подчёркивает значение установления их юридического равенства. Неравны и люди по своим возможностям, однако это не вызывает сомнений в значении их равенства перед законом.

Равенство должно осуществляться с  учётом законных интересов других государств и международного сообщества в целом. Оно не даёт права блокировать  волю и интересы большинства. Современное  международное право формируется достаточно представительным большинством государств.

Равенство правового статуса государств означает, что все нормы международного права применяются к ним одинаково, обладают равной обязательной силой. Государства  обладают равной способностью создавать права и принимать на себя обязательства. По мнению Международного Суда ООН, равенство означает также равную свободу во всех делах, не регулируемых международным правом23.

Все государства обладают равным правом участвовать в решении международных проблем, в которых они законно заинтересованы24. В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года говорится: "Все государства юридически равноправны и как равноправные члены международного сообщества имеют право полностью и эффективно участвовать в международном процессе принятия решений..."25.

Следует вместе с тем не закрывать  глаза на реальность. Фактическое  влияние крупных держав на нормотворческий  процесс ощутимо. Так, режим космического пространства был определён именно ими. От них зависит создание договоров в области ограничения вооружений. На этом основании некоторые юристы полагают, что равенство перед правом означает лишь равенство при применении права, а не при его создании ( английский юрист Б. Ченг). Однако международные акты и практика все больше признают равное право всех государств на участие в нормотворческом процессе. Кроме того, создаваемые по инициативе крупных держав акты должны учитывать интересы международного сообщества в целом.

Применительно к космической деятельности этот принцип также означает равенство всех государств как в осуществлении космической деятельности, так и в решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с её осуществлением.

Принцип равноправия нашёл отражение  в Договоре по космосу 1967 года, в преамбуле которого говорится о том, что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического или научного развития, а в самом договоре устанавливается, за государствами право осуществлять исследование и использование космического пространства и небесных тел без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел (а также на равных основаниях рассматривать просьбы других государств о предоставлении или возможности для наблюдения за полётом космических объектов /то есть о размещении станций наблюдения/)26.

 Космическое пространство является  открытым международным пространством.  Это пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми в соответствии с международным правом, не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом. Попытка ряда экваториальных стран в 1976 году на конференции в Боготе (Колумбия) заявить свои претензии на сегменты ГСО (геостационарная станция) соответствующие их территории, то есть распространить на них свой суверенитет, противоречит принципу неприсвоения космоса. ГСО представляет собой пространственное кольцо на высоте 36 тысяч км в плоскости земного экватора. Запущенный в это пространство спутник совершает обороты с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг своей оси. В результате этого спутник находится в практически неподвижном состоянии относительно поверхности Земли, как бы зависая над определенной точкой. Это создает оптимальные условия для некоторых видов практического использования спутников (например, для осуществления непосредственного телевизионного вещания)27.

Информация о работе Понятия и принципы международного космического права