Понятия и принципы международного космического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:27, дипломная работа

Краткое описание

Эту сверхновую отрасль международного права изучали и разрабатывали многие ученые (В. С. Верещетин, Г. П. Жуков, Е. П. Каменецкая., Ф. Н. Ковалёв, Ю. М. Колосов, И. И. Чепров и другие). Всё же, множество вопросов данной темы являются нерешёнными и дискуссионными в теории и практике до сих пор. Так, например, с 1966 года в Комитете ООН по космосу рассматривается вопрос о делимитации воздушного и космического пространств, и согласия в отношении того, как следует урегулировать эту проблему, достичь пока не удается. Р

Оглавление

Введение
3-4
Глава 1.
Понятие и особенности международного космического права.
5
1.
Понятие международного космического права и его место в системе современного международного права.
5-8
2.
История формирования международного космического права как отрасли международного права.
8-17
Глава 2.
Принципы международного космического права.
18
1.
Понятие принципов международного права.
18-24
2.
Виды и особенности принципов международного космического права.
24-54
Глава 3.
Содержание отраслевых принципов международного космического права.
55-62

Заключение.
63-64

Список использованной

Файлы: 1 файл

космическое.doc

— 283.50 Кб (Скачать)
  • Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 года (Вступил в силу 10 октября 1967 года. В нем участвует 222 государства /данные на 1996 год/, в том числе Россия с 10 октября 1967 года)8;
  • Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращение объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 года (Вступило в силу 3 декабря 1968 года. В нем участвует 198 государств /данные на 1996 год/, в том числе и Россия с 3 декабря 1968 года)9;
  • Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 года (Вступила в силу 1 сентября 1972 года. 176 участвующих государств /данные на 1996 год/ , Россия - с 9 октября 1973 года)10;
  • Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 12 ноября 1974 года (Вступила в силу 15 сентября 1976 года. В ней участвует 18 государств /данные на 1996 год/, в том числе Россия - с 13 января 1978 года)11;
  • Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 года (Вступило в силу 11 июля 1984 года. В нем участвует 9 государств /данные на 1996 год/, Россия не участвует)12.

Центральное место среди этих договоров  занимает Договор о космосе 1967 года, устанавливающие наиболее общие  международно-правовые принципы космической деятельности. Не случайно его участниками является наибольшее число государств (222 участника), и именно с этим договором связывают превращение международного космического права в самостоятельную отрасль общего международного права.

Вторую  группу источников международного космического права образуют многочисленные международные научно-технические соглашения, конвенции и так далее, регулирующие совместную деятельность государств в космосе. По своему наименованию, форме, назначению, характеру содержащихся в них норм научно-технические соглашения по космосу весьма разнообразны. Например,

  • Конвенция о международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) от 3 сентября 1976 года (Конвенция вступила в силу. В ней участвует 72 государства /данные на 1996 год/, в том числе и Россия - с 16 июля 1979 года)13;
  • Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 37/92 «Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания» от 10 декабря 1982 года;
  • Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 13 июля 1976 года.

Среди них учредительные акты межправительственных организаций (например, «Интерспутника», «Интелсата» и другие), многосторонние и двухсторонние соглашения по общим и конкретным вопросам совместной деятельности государств в космосе.

Следующим типом договора международного комического права является договор  по спасению. Так, Соглашение о спасении 1968 года в основном регулирует совершаемые  на Земле операции по спасению и возвращении космонавтов и космических объектов, а Конвенция о международной ответственности 1972 года имеет своей главной задачей возмещение ущерба, причиненного при падении на Землю космических объектов или их составных частей.

Правовой основой сотрудничества ряда восточно-европейских и других государств в космической области  в течении четверти века являлось заключенное в 1976 году Соглашение о  сотрудничестве в исследовании и  использовании космического пространства в мирных целях (программа «Интеркосмос»). Основными направлениями сотрудничества в рамках программы «Интеркосмос» являлись изучение физических свойств космического пространства, космическая метеорология, космические биология и медицина, космическая связь и изучение природной среды из космоса. В настоящее время. В настоящее время это сотрудничество активно не осуществляется.

30 декабря 1991 года в Минске  было подписано и в этот  же день вступило в силу  Соглашение о совместной деятельности  по исследованию и использованию  космического пространства, участниками которого являются Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Согласно этому соглашению, совместная деятельность девяти государств подлежит осуществлению на основе межгосударственных программ. Их реализация координируется Межгосударственным советом по космосу. Выполнение военных космических программ обеспечивается Объединенными стратегическими вооруженными силами. Основы финансирования - долевые вклады государств-участников.

Участники соглашения подтвердили  свою приверженность нормам международного права и ранее принятым СССР обязательствам по международным договорам в  области исследования и использования  космического пространства.

Соглашение исходит их сохранения существующих космических комплексов и объектов космической инфраструктуры, которые находились на территориях государств-участников во время их пребывания в составе СССР.

Еще одно направление в формировании международного космического права - это  учреждения международных органов и организаций.

С 80-х годов происходит процесс  приватизации и коммерциализации космической  деятельности, что ставит в повестку дня формирование международного частного космического права. Этой тенденции  способствует развитие в ряде стран национального космического законодательства. Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой международная космическая деятельность может регулироваться исключительно нормами  международного публичного права, поскольку юридические и физические лица различных стран не могут вступать по этим вопросам в правоотношения без согласия государств, несущих ответственность за всю национальную космическую деятельность.

В 1975 году образовалось Европейское  космическое агентство (ЕКА) путем  слияния ранее существовавших Европейской организации исследований (ЭСРО) и Европейской организации по созданию ракет-носителей (ЭЛДО). Согласно учредительному акту, задача ЕКА - налаживание и развитие сотрудничества европейских государств в области разработки и применения космической науки и техники исключительно в мирных целях. Штаб-квартира ЕКА находится в Париже.

В 1964 была учреждена на основе Соглашения о временных условиях создания глобальной системы спутников связи Международная  организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ). В 1971 году были подписаны постоянные соглашения об ИНТЕЛСАТ. Членами ИНТЕЛСАТ являются свыше 120 государств. Задача ИНТЕЛСАТ - создание и эксплуатация на коммерческой основе глобальной системы спутниковой связи. Штаб-квартира ИНТЕЛСАТ находится в Вашингтоне.

В 1971 году была создана Международная  организация космической связи  «Интерспутник». Целью этой организации  является координация усилий государств-членов по созданию и эксплуатации системы  связи через искусственные спутники Земли. Штаб-квартира «Интерспутник» находится в Москве.

Международная организация морской  спутниковой связи ( ИНМАРСАТ) была создана в 1976 году. Ее членами является более 60 государств. Цели этой организации - обеспечение космического сегмента, необходимого для улучшения морской связи  в интересах совершенствования системы оповещения о бедствиях и обеспечения охраны человеческой жизни  на море, повышение эффективности работы судов и управления ими, совершенствования служб морской общественной корреспонденции и возможностей радиоопределения. Штаб-квартира ИНМАРСАТ находится в Лондоне.

Существует ряд других международных  правительственных космических  организаций, в том числе Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ), Европейская организация по эксплуатации метеорологических спутников (ЕВМЕТСАТ) и других. Определенные направления космической деятельности входят в сферу интересов некоторых специализированных учреждений ООН:

  • Международный союз электросвязи (МСЭ);
  • Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО);
  • Всемирная метеорологическая организация (ВМО);
  • Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);
  • Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО).

Договор по космосу 1967 года не исключает космическую деятельность неправительственных юридических лиц при условии, что она будет проводиться с разрешения и под наблюдением соответствующего государства-участника Договора. Государства несут ответственность за такую деятельность и за обеспечение ее проведения в соответствии с положениями Договора.

Наиболее авторитетными международными неправительственными космическими организациями  являются Комитет по исследованию комического  пространства (КОСПАР) и Международная  астронавтическая организация (МАФ).

КОСПАР был создан в 1958 году по инициативе Международного совета научных союзов. Основная задача Комитета - содействие прогрессу в международном масштабе во всех областях научных исследований, связанных с использованием космической  техники. В состав КОСПАР входят академии наук и приравненные к ним национальные учреждения около 40 государств, а также более 10 международных научных союзов.

МАФ была официально учреждена в 1952 году, однако временем ее возникновения  принято считать 1950 год, когда астронавтические общества ряда западноевропейских стран и Аргентины решили создать международную неправительственную организацию, которая занималась бы проблемами полетов в космос. Цели Федерации включают в себя содействие развитию астронавтики, распространение всевозможной информации о ней, стимулирование интереса и поддержки общественностью развития всех направлений астронавтики, созыв ежегодных астронавтических конгрессов и так далее. В состав МАФ входят: во-первых, национальные члены - астронавтические общества различных стран (таким членом от России является Совет «Интеркосмос» при Российской академии наук), во-вторых, различные учебные заведения, готовящие специалистов ил проводящие исследования по космической тематике, и, в-третьих, соответствующие международные организации. В состав МАФ входят более 110 членов. В 1960 году МАФ учредила Международную академию астронавтики (МАА) и Международный институт космического права (МИКП), который впоследствии стали самостоятельными организациями тесно сотрудничающими с МАФ. 

Успехи человечества в освоении космоса, глобальный характер этой деятельности, высокие затраты на ее осуществление  ставит в повестку дня вопрос о  создании Всемирной космической  организации, которая бы соединяла  и координировала усилия по исследованию и использованию космического пространства. В 1986 году СССР внес в ООН предложение об учреждении такой организации и впоследствии представил проект основных положений Устава ВКО, содержавший описание ее целей, функций, структур и порядка финансирования. В этом предложении предусматривалось, в частности, что помимо развития и углубления международного сотрудничества в области мирного освоения космоса ВКО осуществляла бы контроль за соблюдением будущих соглашений по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве.

 

 

 

Глава 2. Принципы

международного  космического права.

 

  1. Понятие принципов международного права.

 

Особенностью международного права  является наличие в нем комплекса  основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Эти принципы наделены также особой политической и моральной силой. Очевидно поэтому в дипломатической практике их обычно именуют принципами международных отношений. Сегодня любое сколь-нибудь значимое политическое решение может быть надежным, если оно опирается на основные принципы. Об этом свидетельствует и факт наличия ссылок на эти принципы во всех значительных международных актах.

Принципы исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования системы международных отношений и международного права, с другой - их существование и реализация возможны в данных исторических условиях. Принципы отражают коренные интересы государств и международного общества в целом. С субъективной стороны они отражают уровень осознания государствами закономерности системы международных отношений, своих национальных и общих интересов.

Появление принципов обусловлено  и интересами самого международного права, в частности необходимостью координации огромного многообразия норм, обеспечения единства системы международного права.

В рамках международного права существует различные виды принципов. Среди  них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и сотрудничества, гуманизма, демократии и так далее. Они нашли отражение в таких актах, как Устав ООН, пакты о правах человека и во многих других документах. Основной объем регулирующего действия принципы-идеи осуществляют через конкретные нормы, отражаясь в их содержании и направляя их действия.

Принципы выполняют важные функции. Они определяют основы взаимодействия субъектов специфическим образом, закрепляя основные права и обязанности  государств. Принципы выражают и охраняют комплекс общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие ценности, как мир и сотрудничество, права человека. Они служат идейной основой функционирования и развития международного права. Принципы - это фундамент международного правопорядка, они определяют его политико-правовой облик. Принципы являются критерием международной законности.

Будучи ядром системы международного права, принципы определяют общее авангардное  регулирование при появлении  новых субъектов или новой  сферы сотрудничества. Так, например, при возникновении такой новой сферы как сотрудничество государств в космосе - действие принципов было немедленно распространенно и на данную сферу. Кроме того, и возникшее государство будет связано принципами международного права.

Информация о работе Понятия и принципы международного космического права