Свет в городском дизайне

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:26, реферат

Краткое описание

Уличное движение, различные виды отдыха, учреждения культуры, торговля, информация, пропаганда и агитация – все это в той или иной степени обеспечивается искусственным светом, который принимает самые разнообразные формы. Светящиеся точки и пятна, линии сложного рисунка, плоскости крупного размера, динамика, многообразие цвета – таков далеко не полный перечень современных форм искусственного света, применяемого в городе.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Освещение городов 4
Глава 2.Освещение улиц 6
2.1 Декоративное освещение зданий 9
2.2 Проектирование декоративного освещения 14
2.3 Архитектурная и декоративная подсветка 16
2.3.1 Архитектурные и фасадные прожекторы 16
2.3.2 Подводные светильники для бассейнов, фонтанов и водоемов 17
Глава 3.Ландшафтные и садово-парковые светильники 18
3.1 Грунтовые и тротуарные светильники 18
Заключение 20
Список литературы 23
Иллюстрации

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ «СВЕТ В ГОРОДСКОМ ДИЗАЙНЕ» ЛЬВОВА.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ВВЕДЕНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ НА ТЕМУ:

«СВЕТ В ГОРОДСКОМ ДИЗАЙНЕ»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

3 курса группа ДПС-10

ф-та «Дизайн»

Ахтанина Татьяна Владиславна

Проверила: Львова И.А.

 

 

 

 

 

 

Калуга 2010

 

Содержание

 

Введение           3

Глава 1.Освещение городов        4

Глава 2.Освещение улиц        6             2.1 Декоративное освещение зданий      9                                                   2.2 Проектирование декоративного освещения     14

2.3 Архитектурная и декоративная подсветка     16

2.3.1 Архитектурные и фасадные прожекторы     16

2.3.2 Подводные светильники для бассейнов, фонтанов и водоемов 17  

Глава 3.Ландшафтные и садово-парковые светильники  18

3.1 Грунтовые и тротуарные светильники     18

Заключение          20                                                                                                  

Список литературы                                                         23

Иллюстрации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Искусственное освещение с каждым годом приобретает все большее значение в различных областях жизни современного города, в его архитектуре и благоустройстве.

Уличное движение, различные  виды отдыха, учреждения культуры, торговля, информация, пропаганда и агитация – все это в той или иной степени обеспечивается искусственным светом, который принимает самые разнообразные формы. Светящиеся точки и пятна, линии сложного рисунка, плоскости крупного размера, динамика, многообразие цвета – таков далеко не полный перечень современных форм искусственного света, применяемого в городе.

Технические средства освещения  в последние годы значительно  усложнились. Появились и внедрены новые типы ламп накаливания, различные  типы газоразрядных источников света  с использованием и без использования люминесценции, световые приборы сложной конструкции. Многообразной стала техника управления городским освещением, использование средств автоматики и электромеханики изменили хозяйство городского освещения.

За последние два-три  десятилетия искусственное освещение стало неотъемлемым элементом градостроительства при создании новых и реконструкции старых городов. Естественно, что в связи с этим появилась необходимость в теоретическом осмыслении вопросов, связанных с его проектированием в архитектурно-художественном, светотехническом и электротехническом, экономическом аспектах (под архитектурно-художественным аспектом подразумеваются не только вопросы эстетические, но и удобство, комфорт городской жизни).

 

 

 

 

Глава 1.

Освещение городов

В вечернее время в городе необходимо обеспечить наилучшие световые условия. Современная светотехника позволяет много сделать в этом отношении, если при выполнении осветительных установок придерживаться общих принципов устройства рационального освещения и требований, приводимых ниже для отдельных элементов наружного освещения. Осветительные установки на улицах города можно разделить на следующие группы: уличное освещение, специальное освещение фасадов зданий, освещение садов и бульваров, световая реклама и освещение витрин.  
Все перечисленные группы наружных осветительных установок не изолированы друг от друга, а работают в непосредственной близости и взаимодействии друг с другом. Так, например, на фасад какого-либо здания, имеющего специальную подсветку, падает свет и от светильников уличного освещения, и от рекламных надписей и витрин, расположенных напротив, и т.д. Поэтому взаимной координации отдельных частей и единству архитектуры и светового оформления города должно быть уделено особое внимание. Световое оформление города должно всегда создаваться как часть гармоничной композиции его вечернего облика.

<…>Освещение городов подразделяют на утилитарное и архитектурно-декоративное. Основной задачей первого является повышение безопасности движения транспорта и пешеходов. Освещение городов относятся также различные светящиеся знаки и указатели, обеспечивающие ориентацию водителей и пешеходов.<…> (Большая Советская Энциклопедия)*

Для светового оформления городской магистрали необходимо распределить светильники уличного освещения, выбрать их тип, высоту и конструкцию опор. (Рис.12) Выявить возможности витринного освещения и степень его влияния на освещение тротуаров и проезжей части улицы.

Следует учесть специальное освещение фасадов отдельных зданий исторического или художественного значения. Затем необходимо создать проект световых реклам, размещенных на крышах и фасадах зданий, определить их примерные размеры и цветность. Освещение садов и бульваров, входящих в ансамбль улицы, также должно приниматься во внимание с учетом того, что в районах зеленых насаждений обычно отсутствуют магазины и реклама, что снижает освещенность на улице.

Следует помнить, что  архитектурное решение освещения улицы зависит не столько от уровней освещенности, сколько от гармонического сочетания и стилевого единства отдельных частей осветительной установки и от степени уменьшения блескости в поле зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Освещение улиц

При освещении улиц как линейного  объекта наибольшая доля светового  потока должна быть направлена по двум противоположным сторонам вдоль улицы, создавая при этом равномерное освещение на всем ее протяжении. Практика показывает, что для оптимального решения этой задачи необходимо иметь светильники, имеющие максимумы силы света, направленные примерно под углом 65–75° к вертикали в двух противоположных направлениях. Такая трансформация светового потока лампы возможна толы помощью зеркал и преломлятелей, которыми и снабжено большинство современных уличных светильников.

Все улицы и площади городов подразделяются на три категории: А – скоростные дороги, магистрали общегородского значения и т.п.; Б – магистральные улицы районного значения, дороги грузового движения и т.п.; В-улицы и дороги местного значения.

В отличие от всех других осветительных установок уровень освещения для дорог с асфальтобетонным покрытием нормируется не величиной освещенности, а величиной яркости поверхности дорожного покрытия в направлении наблюдателя, находящегося оси движения транспорта. Это объясняется тем, что асфальт в особенности мокрый, обладает резко выраженным зеркальным характером отражения, вследствие чего величина освещенности может характеризовать видимость.

Для освещения улиц и дорог рекомендуется  применять в основном газоразрядные  источники света. Люминесцентные лампы  применяют редко, преимущественно в южных курортных небольших городках, где не требуется большой яркости. Эксплуатация люминесцентных ламп в северных города в зимнее время затруднительна. Лампы накаливания в настоящее время применяют только в поселках или на городских улицах местного значения; применение этих ламп вследствие их малой экономичности будет постепенно сокращаться. Для уличного освещения в настоящее время широко применяют светильники: РКУ – уличный консольный; РСУ – уличный подвесной; ИСУ – уличный с галогенной лампой накаливания; СППР – подвесной призматический; СВР – венчающий; РБУ – настенный (Рис.1) . Наиболее распространенный способ установки уличных светильников – на специальных опорах или на опорах троллейбусной сети. Рационально применять для подвески светильников тросовые растяжки между домами, но этот прием пригоден в основном при кирпичной застройке; панельные дома обычно не рассчитаны на установку растяжек. На узких улицах, внутри кварталов, во дворах светильники иногда устанавливают на стенах зданий.

Опоры для уличных  светильников изготовляют из стали, алюминия, железобетона, дерева. Деревянные опоры применяют только в поселках, на небольших улицах. Стальные опоры также не имеют распространения из-за дефицитности стали и большого веса. В некоторых странах получили распространение алюминиевые опоры. Фонарь уличного освещения представляет собой совокупность опоры, кронштейнов и светильников. Различают фонари венчающего и консольного типов, отличающиеся способом крепления светильников (Рис. 2).

          Широкое распространение получили фонари, опора которых изгибается под углом 15°, и эта изогнутая часть служит консолью для крепления светильника. Большинство современных консольных светильников рассчитано на установку с таким наклоном. В некоторых из них имеется соответственно изогнутый патрубок. Такие светильники должны устанавливаться на горизонтальных консолях. Не допускается устанавливать светильники под углом 30–40°.

В зависимости от ширины и категории улиц применяются  следующие схемы расстановки фонарей: односторонняя, двухрядная в шахматном порядке, двухрядная прямоугольная, осевая, двухрядная прямоугольная по осям движения, двухрядная прямоугольная по оси улицы. Первые три схемы соответствуют случаям установки фонарей, а последние – подвеске светильников на тросах. Особое внимание следует обращать на освещение перекрестков, переходов и закруглений дорог.

Более комфортное решение  можно получить при использовании  тех или иных светильников уличного типа, установленных на высоких опорах в виде «люстр» – групп из нескольких светильников.

В последнее время  большое распространение получили транспортные туннели, устраиваемые в  местах пересечения улиц. При движении по такому туннелю у водителей  транспорта возникает резкая переадаптация  зрения с одного уровня яркости фона на другой. Днем в туннеле неизбежно темнее, чем на улице, вечером все зависит от того, как освещен туннель.

Освещение туннелей длиной более 40 м должно иметь два режима работы дневной и вечерний. Вечерний режим должен обеспечивать среднюю освещенность на уровне дорожного покрытия 60 лк* по всей длине туннеля. Дневной режим должен создавать освещенность, постепенно убывающую от въезда (выезда) в туннель к его середине с величины 1000 лк до 60 лк. Это условие, в какой то степени облегчает переадаптацию глаза к изменяющимся световым условиям. Туннели длиной менее 40 м могут освещаться равномерно, средняя освещенность для этих случаев принята 60 лк. Светильники в туннелях обычно устанавливают в виде световых полос, размещенных в стенах около потолка. Число и мощность ламп в светильнике изменяются в зависимости от требуемой освещенности. Обычно применяются люминесцентные лампы. Для мостов и дамб, чтобы обеспечить требуемый уровень освещения, устанавливают большое число фонарей, которые часто не увязываются по масштабу и рисунку с архитектурой моста. Сокращение их до приемлемого числа приводит к применению нерациональных технически многоламповых фонарей, не обеспечивающих достаточную равномерность освещения.

*Люкс (обозначение: лк, lx) — единица измерения освещённости в системе СИ. Люкс равен освещённости поверхности площадью 1 м² при световом потоке падающего на неё излучения, равном 1 лм.

Поэтому в последние  годы в ряде стран начали применять осветительные устройства, встроенные в ограждения моста и представляющие собой линию из зеркальных светильников с люминесцентными лампами. При оптимальном решении такой схемы целесообразно располагать светильники высоко, т.е. в поручне, иногда светильники располагают в поребриках моста. Для получения достаточной равномерности освещения дороги бортовые светильники должны иметь резко выраженный максимум силы света, направляемый к противоположному краю проезда.

Бульвары и скверы не требуют интенсивного освещения, так как здесь нет движения транспорта. Часто можно ограничиться освещением только главных аллей  и проходов. Следует учитывать, что  на бульвар обычно попадает также свет от прилегающих улиц. Формальное выполнение норм без учета этого обстоятельства иногда приводит к чрезмерному увеличению числа фонарей, что особенно заметно в скверах партерного типа и на бульварах с молодыми деревьями. Для садов и бульваров целесообразно применять фонари торшерного типа с венчающими светильниками.

К электроснабжению и управлению уличного освещения предъявляют жесткие требования. Все освещение города должно управляться из центрального пункта с помощью автоматики или телемеханики. Схема питания и управления должна строиться таким образом, чтобы в ночные часы можно было оставить включенными 1/3 или 1/2 общего числа ламп. Нередко требуется устройство обратных сигналов о включении и выключении тех или иных узлов сети. Для цепей управления часто используются телефонные линии.

2.1 Декоративное освещение зданий

С появлением на рынке  большого количества разнообразной  осветительной техники нового поколения, обладающей повышенной светоотдачей и  низким энергопотреблением, работа дизайнеров и художников, работающих со световыми инсталляциями, значительно упростилась. Теперь функции осветительных приборов многогранно расширились. Применяя новые находки в освещении, светотехники превратили это в настоящее искусство.

Декоративное освещение фасадов в наше время совершенствуется ежегодно. Это может прочувствовать каждый, сравнивая в темное время суток фасады зданий, которые оборудовались наружными осветительными приборами несколько лет назад, и фасады только что введенных в эксплуатацию сооружений. Тем более что именно Москва является в этой сфере, как, впрочем, и в других, показателем и примером для всей страны.

<…>Средняя  освещенность фасадов зданий  и памятников устанавливается  с учетом отражающих характеристик  материала объектов и яркости фона, на котором они воспринимаются. При низкой яркости фона (£ 1 кд /м2) средняя освещенность светлых зданий и объектов должна быть не менее 20—30 лк*, а темных — не менее 100—200 лк. <…> (Большая Советская Энциклопедия).

Информация о работе Свет в городском дизайне