Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:57, реферат
История права Беларуси берет свое начало с незапамятных времен, когда основным источником права было обычное право. Оно складывалось непосредственно из общественных отношений, которые были одобрены и утверждены общественными и государственными органами и использовались в течение довольно долгого времени.
На территории Беларуси обычное право было преобладающим до середины ХV века, а затем начало постепенно вытесняться писаным правом, в котором многие нормы обычного права приобрели форму закона в виде многочисленных грамот, листов, привилеев, статутов и др. правовых актов.
Введение……………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………….4
Общая характеристика городских грамот……………………………….4
Заключение………………………….……………………………………10
Список использованных источников……………………….………….11
Содержание
Введение……………………………………………
Основная часть…………………………………………………………….4
Общая характеристика городских грамот……………………………….4
Заключение………………………….…………
Список
использованных источников……………………….………….11
Введение.
История
права Беларуси берет свое начало
с незапамятных времен, когда основным
источником права было обычное право.
Оно складывалось непосредственно
из общественных отношений, которые
были одобрены и утверждены общественными
и государственными органами и использовались
в течение довольно долгого времени.
На территории Беларуси обычное право
было преобладающим до середины ХV века,
а затем начало постепенно вытесняться
писаным правом, в котором многие нормы
обычного права приобрели форму закона
в виде многочисленных грамот, листов,
привилеев, статутов и др. правовых актов.
Основная часть.
Общая характеристика городских грамот.
Как
правило, города строились на территориях,
принадлежавших светским или духовным
феодалам, поэтому горожане зависели
от них. Первоначально феодалы
В
социально-экономическом
В жалованных грамотах 25 городам и местечкам, выданных с конца XIV (Бресту) до середины XVII в. (Чаусам), неизменно присутствуют торговые привилегии, предоставление права пользования земельными участками, общими угодьями, обычно за определенную плату, регламентация государственных повинностей горожан, освобождение из-под власти и подсудности великокняжеской и частновладельческой администрации, установление городу права собственной судебной и административной власти, т.е. самоуправления. Неизменной деталью преамбулы в каждой грамоте присутствует заверение о желании великого князя литовского, выдававшего городам привилегии, город «в мере лепшой поставити», способствовать росту числа жителей, установить в нем «справедливые и добрые порядки» и тем содействовать его благосостоянию. В грамотах Высокому за 1503 год отмечается и такой мотив, как желание умножить доходы казны [2, c.155]
Во второй половине XVI – первой половинеXVII в. вступительная часть грамоты расширяется. В грамотах Могилеву, Мозырю за 1577 год говорится, что предоставление городу привилегий поможет « увеличить доход казны Великого княжества Литовского… Не подлежит сомнению, что где мещане беднеют, там уменьшаются доходы и прибыль, а где мещанам обеспечены большие права и более справедливый порядок, в такой город стекаются люди, в нем лучше живется, такой город лучше защищен и доходы растут».
Поощрительные
привилегии городам Беларуси оформлялись
в виде грамоты на магдебургское
право. В нее включались все виды
прав, гарантий и поощрений. В грамотах
преобладают три главные
По
мере роста заинтересованности в
городах магнаты-
Важно
отметить, что города Беларуси, как
и всего Великого княжества Литовского,
в XVI – первой половине XVII в. не потеряли
перспектив дальнейшего развития от
смены вечевого строя магдебургским
правом, они скорее испытывали ряд
затруднений оттого, что «магдебургская
реформа» оказалась половинчатой, урезанной,
оттого, что она не устранила феодального
засилья в городах. И все же
значение жалованных грамот в экономической
и социально-политической жизни
городов позволяет заключить, что
переход к магдебургскому праву
сыграл в их развитии положительную
роль. Однако следует учитывать и
то, что правительство в городской
политике действовало исходя прежде
всего из интересов господствующего
класса, - оно меньше всего было склонно
опережать события и делало лишь
то, что диктовали время и
Анализ
содержания городских грамот показывает
одну характерную черту, ни в одной
из них нет ссылок на конкретные источники
магдебургского права. Это дает основания
утверждать, что правительство, выдавая
грамоты на магдебургское право, не старалось
заменить местные нормы права и установить
новые правоотношения, а только хотело
создать более благоприятные условия
для внешней торговли, а значит, для увеличения
прибыли в государственную казну и лучшего
обеспечения обороны городов. Нет в грамотах
норм уголовного, гражданского, семейного
и других основных отраслей права, на основе
которых складывались правоотношения
и руководствовались в своей деятельности
городские органы. Ознакомление с актами
городских магистратов позволяет думать,
что настоящее немецкое право в городах
Великого княжества Литовского населению
не было известно и за редкими исключениями
не применялось.
В грамотах польских королей, которыми
даровалось Магдебургское право отдельным
городам, говорилось, что король отменяет
«все иные Права польские, литовские и
русские и все иные обычаи, которые были
бы несогласные с Правом немецким магдебургским».
Город освобождался от власти воевод,
панов, старост, судей и подсудков, наместников
и других урядников; горожане не обязаны
были отвечать перед ними в чем-либо и
кто бы на них не сослался. В городах устанавливался
свой собственный суд.
Жители городов были освобождены от обязанности нести воинскую повинность, являться на посполитное решение. Мещане так же освобождались от толок и гвалтов, от подворной повинности, задерживания гонцов и послов [2, c.35].
Мещане приобрели право на свободную торговлю, значительную площадь земли вокруг города (например, Несвиж получил 100 валок), а так же право на «вход» в хозяйские лесные просторы и воды (для выпаса животных, пользования дерева для строительства и отопления, охоты и рыбной ловли). Они обязаны были поставлять только обоз для войска. Города получают право владеть поземельной собственностью, тогда как раньше этим правом пользовалось только шляхетство.
Крупные города с Магдебургским правом, размещенные на важных торговых путях, строили для иностранных купцов гостиные дворы (в Полоцке, например, их было 4), получали большие привилеи: строить ратуши, фабрики, мельницы, воскобойни, открывать бани, магазины, лотки, устраивать ярмарки. Часто им давалось право безакцизного винокурения. Город сам обкладывал налогами все субъекты хозяйствования, имел свою казну, где концентрировались доходы. К городу приписывались земли, сенокосы, угодья для рыбной ловли.
Обязанности же «вольных» городов были небольшими. Фактически, они сводились до выплаты пошлин в государственную казну (магистрат распределял его по всем мещанам), в том числе и необычные налоги на военные нужды. Исходя из этого, можно сказать, что мещане городов с Магдебургским правом являлись, в прямом смысле, тоже привилегированной социальной прослойкой населения Беларуси того времени [4, c.33].
В каждой грамоте на магдебургское право органами городской власти названы войт, бурмистры, радцы, лавники. Они утверждаются прежде всего в качестве судебных инстанций, призванных оградить личность и имущество гражданина от всякого рода посягательств. Феодал уже не мог рассчитывать на полную безнаказанность своих действий по отношению к горожанину. А в самом городе перед ним предупреждающе вырастала не только сила права, но и сила городской власти. Предоставление городам магдебургского права устанавливало прежде всего власть в городе войта. Первый переводчик магдебургского права в 1559г. на польский язык писарь высшего суда в Кракове Бартоломей Гроицкий сообщает, что лавники называют войта advocatus, то есть защитником. Но в действительности, замечает Гроицкий, он глава суда. Об этом говорит и текст присяги, которую должен был произнести войт, вступая в должность. Присяга вменяла войту в обязанность судить справедливо. Свое решение он принимает, лишь получив мнение лавников ( присяжников), что предусматривает «Саксонское зерцало».
Таким образом, если следовать магдебургскому праву, роль войта сводилась к обязанностям председателя уголовного суда [5, c.10].
Грамоты
городам Беларуси на магдебургское
право и записи магистратских
книг иначе трактуют роль войта. Помимо
судебных функций, ему в белорусских
городах, как и в городах Польши,
была предоставлена высшая власть в
городе. Он является также апелляционной
инстанцией на решения суда магистрата
города [4, c.32]
Заключение.
Подводя
итог рассмотрения городских грамот,
можно с полной уверенностью сказать,
что в них содержались нормы
местного обычного права и новые
нормы, разработанные в процессе
выделения горожан в отдельное
сословие - мещан. Все это дает основание
называть магдебургское право не немецким,
a городским правом Беларуси. Такой вывод
становится более очевидным, если учесть
правовые нормы, которые содержались и
в других грамотах, которые приобретало
население городов, областей и волостей.
Список использованных источников.
5. Довнар, Т.У. Развiцце агульназемскага права Беларусi у ХV- ХVI стагодцзях / Т.У. Довнар: Мн., 1997, с.254