Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:49, доклад
Ицха́к Кальдеро́н Ади́зес (англ. Ichak Kalderon Adizes) — один из экспертов в области повышения эффективности ведения бизнеса и правительственной деятельности путём внесения кардинальных изменений, которые не порождают неразберихи и деструктивных конфликтов, препятствующих изменениям.
Теория жизненных циклов организации И.Адизеса
И. АДИЗЕС. ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ КОРПОРАЦИИ"
Ицха́к Кальдеро́н Ади́зес (англ. Ichak Kalderon Adizes) — один из экспертов в области повышения эффективности ведения бизнеса и правительственной деятельности путём внесения кардинальных изменений, которые не порождают неразберихи и деструктивных конфликтов, препятствующих изменениям.
В процессе роста любая компания
сталкивается с определенными трудностями
и проблемами. Эти трудности и
проблемы можно на каждом этапе развития
организации условно разделить
на две большие категории. К первой
относятся так называемыеболезн
Этапы жизненного цикла организации:
Выхаживание (Courtship)
Выхаживание - это этап зарождения организации. Она еще не существует физически, но энтузиазм и бизнес-идея относительно ее будущего уже возникли. В этот период происходит больше обсуждений, чем предпринимается конкретных действий. Основатель (или основатели) закладывает "теоретический” фундамент будущей организации, он пытается "продать” идею о ее будущем успехе. Он собирает мнения и суждения других по этому поводу. Организация рождается только тогда, когда идея получила положительную оценку, когда у основателя возбуждена приверженность этой идее, сформулированы определенные внутренние обязательства в отношении ее реализации и имеется готовность взять на себя риск основания нового дела.
Необходимый уровень обязательств измеряется уровнем риска, который организация берет на себя при рождении. Создание высокого уровня обязательств - это ключ к успеху, поскольку без него новая организация просто не выживет.
Для создания успешной компании необходима не только хорошая идея, но и финансовая поддержка и готовность рынка. Главным мотивационным фактором для создания организации должно быть удовлетворение потребностей рынка.
Младенчество (Infancy)
На данной стадии внимание перемещается от идей и возможностей к результатам производства - удовлетворению потребностей, ради которых компания создавалась. Как только приходится рисковать, уже нет времени на размышления и мечты, наступает время действовать. Действия могут измеряться уровнем продаж.
Существует парадокс, стоящий перед младенческой организацией. Чем выше риск, который она на себя берет, тем более высокий фундамент необходим для успеха организации.
Компания в младенчестве обладает нечеткой структурой, небольшим бюджетом, процедуры ведения бизнеса практически отсутствуют. Организация очень персонифицирована. Все называют друг друга по именам, субординация слаба, отсутствует система приема на работу и оценки исполнения заданий.
Для нормальной жизнедеятельности организации необходим реальный бизнес-план, в котором был бы проанализирован поток денежных средств. Если на этом этапе не будет происходить периодического вливания денежных средств, организация может погибнуть.
Младенческая организация не может подготовить долгосрочные планы или выработать стратегию, поскольку у нее нет реального опыта относительно эффективности тех или иных механизмов ведения бизнеса. На этом этапе рынок формирует планы и определяет долговечность продукта.
На данной стадии развития необходимо соблюдать два условия, чтобы избежать смерти. Одно из них - это обеспечение постоянного притока денежных средств, а второе - преданность основателя идее построения устойчивой организации. Он должен быть энтузиастом и влюбленным в свое детище.
Когда денежные потоки и деятельность организации стабилизируются, начинается следующий этап ее развития.
"Давай-давай”
- стадия быстрого роста (Go-go)
Как только достигается стадия,
когда идея начинает работать, т.е. преодолевается
нехватка денежных средств и уровень
продаж постоянно растет, создается
впечатление, что компания не только
выжила, но даже процветает. Это часто
делает основателя и организацию
самонадеянными и самоуверенными.
Чем больше успех компании,
тем более самоуверенным
Чтобы выжить, организация не должна гнаться за любой возможностью, а четко определять, чем не следует заниматься.
На данном этапе развития компании еще не существует строгих должностных обязанностей, закрепленных за каждым сотрудником. Очень часто они перекрываются, либо могут совмещаться в одном лице. Таким образом, компания организована вокруг людей, а не задач. Основатель на данной стадии пытается делегировать властные полномочия и ответственность, поскольку один уже не может со всем справиться. Но делегирование происходит больше на словах, чем на деле: в действительности принятие любого решения без него не происходит, поскольку он боится потерять контроль.
Для компании характерно реактивное поведение, она только реагирует на возможности, предоставляемые внешней средой, но пока не может их предвидеть. Следовательно, она не контролирует окружение, а подчиняется ему. Компания действует методом проб и ошибок. Чем серьезнее ошибка, тем более существенные потери она несет - это может быть потеря доли рынка, важного клиента или денег. В дальнейшем такие действия приводят компанию к кризису. Для выхода из сложившейся ситуации ей необходимо пересмотреть свою деятельность и создать набор правил и норм, которые будут определять, что можно делать и чего необходимо избегать. Таким образом, возникает необходимость создания административной подсистемы - перехода от управления по интуиции к более профессиональным действиям
Юность (Adolescence)
На этой стадии развития компания
получает свое второе рождение. на стадии
юношества она перерождается ду
Отличительной чертой поведения организации на этом этапе являются конфликты и противоречия. Перечислим некоторые из них: "мы и они" (старые и новые сотрудники), противоречивость целей организации, несоответствие системы вознаграждения и стимулирования потребностям компании.
Трудность перехода определяется необходимостью одновременного решения трех задач: освоения делегирования полномочий, изменения системы руководства, смещения целей.
Бизнес перерастает
Появление профессионального
менеджера приводит к изменению
системы руководства компанией.
Для нормального
В результате действия этих трех факторов - делегирования полномочий, изменения системы руководства и смещения целей - мы имеем конфликт. Это конфликт между старыми сотрудниками и новыми; между основателем и профессиональным менеджером; основателем и компанией; корпоративными целями отдельных сотрудников.
Расцвет (Prime)
Что такое расцвет? Это оптимальная точка кривой жизненного цикла, где организация достигает баланса между самоконтролем и гибкостью.
Основные черты организации на стадии расцвета:
- наличие систем служебных
обязанностей и
- ориентация на результат,
организация удовлетворяет
- организация занимается
планированием и следует
- умение предвидеть будущее;
- осуществляется рост как продаж, так и прибыли;
- создается сеть новых младенческих организаций.
Организация знает, что она
делает, куда она идет и как достичь
намеченных целей. Расцвет организации
- это не точка, после которой сразу
же следует падение, это процесс
роста. Он является показателем жизнеспособности
организации, способности достигать
эффективных результатов в
Стабилизация
Фаза
Люди больше времени проводят в офисе, общаясь друг с другом, а не с клиентами или продавцами, как это было в прошлом. Морально-психологический климат становится более формальным, новые идеи еще высказываются, но волнений по этому поводу уже нет.
Тем не менее, на данном этапе происходят некоторые изменения. Одно из них касается бюджета. Ресурсы на исследования урезаются в пользу расходов на развитие. Бюджеты на маркетинговые исследования уменьшаются для повышения прибыльности компании.
Стабильной организации присущи следующие черты:
- низкий уровень ожидания роста;
- слабые ожидания в
отношении завоевания новых
- организация сосредоточивается на прошлых достижениях вместо того,
чтобы попытаться заглянуть в будущее;
- подозрительное отношение к любым изменениям;
- в организации поощряют исполнителей, а не инноваторов;
- в коллективе больше
интересуются межличностными
не рисками, связанными с ведением бизнеса.
На этом этапе на первый
план выходят межличностные
В организациях падение духа
предпринимательства сначала
Аристократизм (Aristocracy)
Для этой стадии жизненного цикла организации характерны следующие признаки:
- деньги тратятся на укрепление системы контроля, страхования и
обустройство;
- акцент в деятельности
компании переносится на то, ка
- существуют традиции, входит в обычай формализм в одежде и обращении;
- отдельные лица еще заботятся о жизнеспособности компании, однако
в коллективе воцаряется принцип "не гони волну";
- имеют место небольшие
инновации. Корпорация может
- организация обладает
значительными денежными
Аристократические организации
можно отличить от других, обратив
внимание на то, как люди одеваются,
где они проводят встречи, как
они используют пространство, как
они обращаются друг к другу, как
они общаются друг с другом и как
улаживают конфликты.
Информация о работе Теория жизненных циклов организации И.Адизеса