Антикризисное управление
Содержание
Введение
1. Сущность, задачи и принципы
антикризисного менеджмента организации
2. Факторы возникновения кризисных
ситуаций на предприятии
3. Диагностика кризисов
4. Методы преодоления финансового
кризиса в организации
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Современная экономическая
действительность заставляет руководителей
предприятий постоянно принимать решения
в условиях неопределенности. В условиях
финансовой и политической нестабильности
коммерческая деятельность чревата различными
кризисными ситуациями, результатом которых
может стать несостоятельность или банкротство.
Антикризисное управление направлено
на предотвращение или устранение неблагоприятных
для бизнеса явлений посредством
использования всего потенциала
современного менеджмента, разработки
и реализации на предприятии специальной
программы, имеющей стратегический
характер, позволяющей устранить
временные затруднения, сохранить
и преумножить рыночные позиции
при любых обстоятельствах, опираясь
в основном на собственные ресурсы.
Антикризисный
менеджмент - термин, широко используемый
в последнее время для адекватного отражения
управленческих процессов, происходящих
в связи с процедурами банкротства предприятий.
Наблюдение, внешнее управление, заключение
мирового соглашения или управление в
процессе конкурсного производства - все
это «дело рук» антикризисного менеджера
(арбитражного управляющего), который
пытается или вывести предприятие из кризиса,
или грамотно осуществить его «окончательное
падение». Некоторые авторы понимают антикризисный
менеджмент шире - как систему мер, связанную
с выживанием любой организации в период
перманентного кризиса общества в целом.
Получается своеобразное «управление
против кризиса».
Цель данного реферата
– раскрыть сущность антикризисного
менеджмента организации.
На
основании поставленной цели сформированы
следующие задачи:
• освоить суть
антикризисного менеджмента организации;
• определить факторы
возникновения кризисных ситуаций на
предприятии;
• научиться диагностировать
возникновение кризисных ситуаций;
• изучить методы
вывода организации из кризисного состояния.
- Сущность, задачи и принципы антикризисного менеджмента организации.
Антикризисный менеджмент
представляет собой систему принципов
и методов разработки и реализации комплекса
специальных управленческих решений,
направленных на предупреждение и преодоление
финансовых кризисов организации, а также
минимизацию их негативных финансовых
последствий.
Суть
антикризисного менеджмента выражается
в следующих положениях:
• кризисы можно предвидеть,
ожидать и вызывать;
• кризисы в определенной
мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
• к кризисам можно и
необходимо готовиться;
• кризисы можно смягчать;
• управление в условиях
кризиса требует особых подходов,
специальных
• знаний, опыта и искусства;
• кризисные процессы могут
быть до определенного предела
• управляемыми;
• управление процессами выхода
из кризиса способно ускорять эти
процессы и минимизировать их последствия.
Система антикризисного управления должна
обладать особыми свойствами:
• гибкость и адаптивность;
• склонность к усилению
неформального управления, мотивация
энтузиазма, терпения, уверенности;
• диверсификация управления,
поиск наиболее приемлемых типологических
признаков эффективного управления
в сложных ситуациях;
• снижение централизма
для обеспечения своевременного
ситуационного реагирования на возникающие
проблемы;
• усиление интеграционных
процессов, позволяющих концентрировать
усилия и более эффективно использовать
потенциал компетенции.
Главной целью антикризисного
менеджмента является восстановление
финансового равновесия организации и
минимизация размеров снижения его рыночной
стоимости, вызываемых финансовыми кризисами.
В процессе реализации своей главной цели
антикризисный менеджмент направлен на
решение следующих основных задач:
- Своевременное диагностирование предкризисного финансового состояния предприятия и принятие необходимых превентивных мер по предупреждению финансового кризиса. Эта задача реализуется путем осуществления постоянного мониторинга финансового состояния предприятия и факторов внешней финансовой среды, оказывающих наиболее существенное влияние на результаты финансовой деятельности. Диагностика предкризисного финансового состояния предприятия по результатам такого мониторинга во многих случаях позволяет избежать финансового кризиса за счет осуществления превентивных защитных мер или, по меньшей мере, существенно смягчить характер его последующего протекания. Принятие превентивных мер по предупреждению финансового кризиса предприятия является наиболее экономичным направлением антикризисного финансового управления, обеспечивающим наибольший эффект (в виде снижения предстоящих потерь) на единицу израсходованных в этих целях финансовых ресурсов.
- Устранение неплатежеспособности предприятия. Эта задача является наиболее неотложной в системе задач антикризисного финансового управления предприятием при диагностировании любой формы его финансового кризиса. В ряде случаев реализация только этой задачи позволяет пресечь углубление финансового кризиса предприятия, восстановить его имидж среди хозяйственных партнеров и получить необходимый запас времени для реализации других антикризисных мероприятий. Вместе с тем, необходимо помнить, что нарушение платежеспособности это лишь один из внешних симптомов проявления финансовых кризисов предприятия, поэтому устранение неплатежеспособности должно осуществляться не столько за счет «латания дыр», сколько путем устранения причин ее генерирующих.
- Восстановление финансовой устойчивости предприятия. Это одна из основных задач, обеспечивающих реализацию главной цели антикризисного финансового управления предприятием, требующих наибольших усилий и затрат финансовых ресурсов. Реализация этой задачи осуществляется путем поэтапной структурной перестройки всей финансовой деятельности предприятия. В процессе такой финансовой реструктуризации предприятия в первую очередь должна обеспечиваться оптимизация структуры капитала, оборотных активов и денежных потоков, а в отдельных случаях снижаться его инвестиционная активность.
- Предотвращение банкротства и ликвидации предприятия. Такая задача стоит перед антикризисным финансовым управлением предприятием при диагностировании глубокого или катастрофического системного финансового его кризиса. Как правило, внутренние механизмы финансовой стабилизации и объем собственных ресурсов предприятия оказываются недостаточными для преодоления такого финансового кризиса. Поэтому для предотвращения банкротства и ликвидации предприятия в процессе антикризисного финансового управления должна обеспечиваться эффективная внешняя его санация (с разработкой соответствующего инвестиционного проекта санации).
- Санация - комплекс мероприятий, проводимых в интересах предприятия (организации) с целью улучшения его финансового положения, предотвращения его банкротства, повышения его устойчивости на рынке, его конкурентоспособности (например, аудит, выпуск новых акций, реорганизация, обновление технологий, увеличение банковских кредитов и т.д.).
- Минимизация негативных последствий финансового кризиса предприятия. Эта задача реализуется путем закрепления позитивных результатов вывода предприятия из состояния финансового кризиса и стабилизации качественных структурных преобразований его финансовой деятельности с учетом ее долгосрочной перспективы. Эффективность мероприятий по преодолению негативных последствий финансового кризиса оценивается по критерию минимизации потерь рыночной стоимости предприятия в сопоставлении с докризисным ее уровнем.
Система
антикризисного менеджмента организаций
базируется на определенных принципах.
К числу основных принципов относятся:
- Принцип постоянной готовности реагирования. Теория антикризисного финансового управления утверждает, что достигаемое в результате эффективного финансового менеджмента финансовое равновесие предприятия очень изменчиво в динамике. Возможное его изменение на любом этапе экономического развития предприятия определяется естественным откликом на изменения внешних и внутренних условий его хозяйственной деятельности. Ряд этих изменений усиливает конкурентную позицию предприятия, повышают его финансовый потенциал и рыночную стоимость; другие – наоборот, вызывают кризисные явления в его финансовом развитии. Объективность проявления этих условий в динамике (то есть объективная вероятность возникновения финансовых кризисов предприятия) определяют необходимость поддержания постоянной готовности финансовых менеджеров к возможному нарушению финансового равновесия предприятия на любом этапе его экономического развития.
- Принцип превентивности действий. Этот принцип предполагает, что лучше предотвратить угрозу финансового кризиса, чем осуществлять его разрешение и обеспечивать нейтрализацию его негативных последствий. Поэтому в тех случаях, когда финансовый кризис может быть предотвращен (если его возникновение генерируется только внутренними факторами или нейтрализуемыми внешними факторами), принцип превентивности действий приобретает первостепенное значение. Реализация этого принципа обеспечивается ранней диагностикой предкризисного финансового состояния предприятия и своевременным использованием возможностей нейтрализации финансового кризиса.
- Принцип срочности реагирования. В соответствии с теорией антикризисного финансового управления каждое из негативных проявлений финансового кризиса не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом предприятия, но и порождает новые сопутствующие ему негативные финансовые последствия. Поэтому чем раньше будут включены антикризисные финансовые механизмы по каждому диагностированному кризисному симптому, тем большими возможностями к восстановлению нарушенного равновесия будет располагать предприятие.
- Принцип адекватности реагирования. Используемая система финансовых механизмов по нейтрализации угрозы финансового кризиса или его разрешению в подавляющей своей части связана с затратами финансовых ресурсов или потерями, связанными с нереализованными возможностями (вызванными сокращением объемов операционной деятельности, приостановлением реализации инвестиционных проектов). При этом уровень этих затрат и потерь находится в прямой зависимости от целенаправленности финансовых механизмов такой нейтрализации и масштабов их использования. Поэтому «включение» отдельных механизмов нейтрализации угрозы финансового кризиса и его разрешение должно исходить из реального уровня такой угрозы и быть адекватным этому уровню. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект антикризисного менеджмента (если действие антикризисных механизмов или масштабы их применения недостаточны) или предприятие будет нести неоправданно высокие затраты и потери (если действие антикризисных механизмов или масштабы их применения избыточны для данного уровня угрозы возникновения финансового кризиса или данной формы его проявления).
- Принцип комплексности принимаемых решений. Практически каждый финансовый кризис предприятия по источникам генерирующих его факторов, а соответственно и по формам проявления своих негативных последствий носит комплексный характер. Аналогичный комплексный характер должна носить и система разрабатываемых и реализуемых антикризисных мероприятий, обеспечивающих эффективную нейтрализацию влияния таких факторов и их негативных последствий.
- Принцип альтернативности действий. Этот принцип предполагает, что каждое из принимаемых антикризисных принимаемых решений должно базироваться на рассмотрении максимально возможного числа их альтернативных проектов с определением уровня их результативности и оценкой затрат.
- Принцип эффективности. Реализация этого принципа обеспечивается сопоставлением эффекта антикризисного финансового управления и связанных с реализацией его мероприятий финансовых ресурсов. Эффект антикризисного менеджмента может характеризоваться уровнем достижения отдельных его целей – по предотвращению финансового кризиса, смягчению негативных условий его протекания или связанных с ним негативных финансовых последствий.
Рассмотренные принципы служат
основой организации системы
антикризисного финансового управления
предприятием.
2. Факторы возникновения
кризисных ситуаций на предприятии
Предпосылки банкротства
многообразны – это результат
взаимодействия многочисленных факторов
как внешнего, так и внутреннего
характера. Их можно классифицировать
следующим образом.
Внешние факторы.
1. Экономические: кризисное
состояние экономики страны, общий
спад производства, инфляция, нестабильность
финансовой системы, рост цен
на ресурсы, изменение конъюнктуры
рынка, неплатёжеспособность и
банкротство партнёров. Одной
из причин несостоятельности
субъектов хозяйствования может
быть неправильная фискальная
политика государства. Высокий
уровень налогообложения может
оказаться непосильным для предприятия.
2. Политические: политическая
нестабильность общества, внешнеэкономическая
политика государства, разрыв
экономических связей, потеря рынков
сбыта, изменение условий экспорта
и импорта, несовершенство законодательства
в области хозяйственного права,
антимонопольной политики, предпринимательской
деятельности и прочих проявлений
регулирующей функции государства.
3. Усиление международной
конкуренции в связи с развитием
научно-технического прогресса.
4. Демографические: численность,
состав народонаселения, уровень
благосостояния народа, культурный
уклад общества, определяющие размер
и структуру потребностей, и платёжеспособный
спрос населения на те или другие
виды товаров и услуг.
Внутренние факторы.
1. Дефицит собственного
оборотного капитала как следствие
неэффективной производственно- коммерческой
деятельности или неэффективной инвестиционной
политики.
2. Низкий уровень техники,
технологии и организации производства.
3. Снижение эффективности
использования производственных
ресурсов предприятия, его производственной
мощности и как результат высокий
уровень себестоимости, убытки, «проедание»
собственного капитала.
4. Создание сверхнормативных
остатков незавершённого производства,
производственных запасов, готовой
продукции, в связи с чем происходит
затоваривание, замедляется оборачиваемость
капитала и образуется его дефицит. Это
заставляет предприятие залезать в долги
и может быть причиной его банкротства.
5. Плохая клиентура предприятия,
которая платит с опозданием
или не платит вовсе по причине
банкротства, что вынуждает предприятие
самому залезать в долги. Так
зарождается цепное банкротство.
6. Отсутствие сбыта из-за
низкого уровня организации маркетинговой
деятельности по изучению рынков
сбыта продукции, формированию
портфеля заказов, повышению качества
и конкурентоспособности продукции,
выработке ценовой политики.
7. Привлечение заёмных
средств в оборот предприятия
на невыгодных условиях, что ведёт
к увеличению финансовых расходов,
снижению рентабельности хозяйственной
деятельности и способности к
самофинансированию.
8. Быстрое и неконтролируемое
расширение хозяйственной деятельности,
в результате чего запасы, затраты
и дебиторская задолженность
растут быстрее объёма продаж.
Отсюда появляется потребность
в привлечении краткосрочных
заёмных средств, которые могут
превысить чистые оборотные активы
(собственный оборотный капитал).
В результате предприятие попадает
под контроль банков и других
кредиторов и может подвергнуться
угрозе банкротства.
Банкротство является следствием
совместного действия внутренних и
внешних факторов. По данным стран
с рыночной экономикой, устойчивой
экономической и политической системой,
разорение субъектов хозяйствования
на 1/3 связано с внешними факторами
и на 2/3 – с внутренними.
3. Диагностика
кризисов.
Любая организация, начиная
с момента своего возникновения, сталкивается
с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать
острый кризис, сопровождающийся резким
ухудшением показателей деятельности:
ликвидности, платежеспособности, рентабельности,
оборачиваемости оборотных средств, финансовой
устойчивости. Рыночные формы хозяйствования
в условиях жесткой конкуренции приводят
к несостоятельности отдельных субъектов
хозяйствования или к их временной неплатежеспособности.
Кризисы могут возникнуть на любом из
этапов жизненного цикла организации.
Появление идеи, проектирование, планирование,
строительство, освоение производственных
мощностей, функционирование, развитие,
упадок, закрытие или реорганизация —
вот перечень этапов циклического развития
организации. Она может пройти их полностью,
а может и остановиться в своем развитии,
не достигнув ощутимых результатов, прекратить
свое существование.
В тот момент, когда организация
начинает свою деятельность, на рынке,
как правило, уже действует значительное
число фирм-конкурентов. Занять определенную
нишу на рынке, позиционировать свою
торговую марку непросто. Многие организации
разоряются, не выдержав конкуренции.
Поэтому во многих странах с развитой
рыночной экономикой разработана система
мер поддержки малого бизнеса, которая
заключается в выдаче льготных кредитов,
временном освобождении от налогообложения,
передаче на выгодных условиях патентов
и технологий. При такой поддержке
организации проще пройти этап количественного
и качественного роста, добиться
устойчивости позитивных тенденций
в развитии. Кризисы часто возникают
и в зрелых организациях, которые
утрачивают свою положительную динамику
и способность добиваться соразмерной
прибыли.