Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:40, реферат
«Тайм-менеджмент (управление временем) — междисциплинарный раздел науки и практики, посвященный изучению проблем и методов оптимизации временных затрат в различных сферах профессиональной деятельности[1]». Тайм-менеджмент - в переводе с английского означает «управление временем». Временем, понятно, управлять нельзя, и реальная задача тайм-менеджмента так упорядочить использование времени (и рабочего, и личного времени) дня и недели, чтобы успевать делать все важнейшие дела. Тайм-менеджмент - это учет и оперативное планирование времени.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ………………………..5
1.1 Причины дефицита времени………………………………………………..…7
1.2 «Поглотители» времени……………………………………………………….8
2 ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ…………………………………………………………….11
3 ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………………………………………...12
3.1 Классическое планирование………………………………………………….12
3.2 «Золотые» пропорции планирования времени……………………………..13
3.3 Техника анализа сложности задач……………………………………………13
4 ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ…………………………………………....15
5 КОНТРОЛЬ ИТОГОВО И КОРРЕКТИРОВКА ЦЕЛЕЙ……………………..…16
6 ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ……………………………………..….17
7 ПЯТЬ УРОКОВ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………......19
Выводы и рекомендации…………………………………………………………….21
Библиографический список…………………………………………….………..…23
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ………………………..5
1.1 Причины дефицита времени………………………………………………..…7
1.2 «Поглотители» времени……………………………………………………….8
2 ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ…………………………………………………………….11
3 ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………………………
3.1 Классическое
планирование………………………………………………
3.2 «Золотые» пропорции планирования времени……………………………..13
3.3 Техника анализа сложности задач……………………………………………13
4 ДЕЛЕГИРОВАНИЕ
ПОЛНОМОЧИЙ…………………………………………....
5 КОНТРОЛЬ ИТОГОВО И КОРРЕКТИРОВКА ЦЕЛЕЙ……………………..…16
6 ИНФОРМАЦИЯ
И КОММУНИКАЦИЯ……………………………………..….
7 ПЯТЬ УРОКОВ
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА………………………………….
Выводы и
рекомендации………………………………………………
Библиографический
список…………………………………………….………..…
ВВЕДЕНИЕ
Тайм-менеджмент — это относительно новая для России и динамично развивающаяся отрасль менеджмента. Ее основная задача — выявление принципов эффективного управления временем. Первые идеи о правилах организации рабочего времени появились в 60-х годах прошлого века в странах Запада в ответ на ускорение темпов жизни, а широко применяться стали лишь с 80-х годов. Развитие бизнеса привело к возрастанию нагрузки на людей, занятых в сфере управления. Объем работы менеджеров увеличился настолько, что они начали испытывать хроническую нехватку как рабочего, так и свободного времени.
Простая и неприятная истина в том, что сегодня мы загружены делами больше, чем когда бы то ни было. Хотя наука этот очевидный факт никак не подтверждает, доказательств тому не придется долго искать. «Доказательства невероятной занятости повсюду, - считает Jana Jasper, эксперт по вопросам производительности труда из Нью-Йорка. Мы слишком быстро разговариваем. Мы постоянно спешим. Мы беремся за важные дела и бросаем их, не доведя до конца. Нас преследует мысль о том, что мы что-то забыли, упустили и что жизнь проходит мимо. Но так ли это на самом деле?»
Царящая последнее время мода на всевозможные устройства и гаджеты, помогающие сэкономить время и увеличить эффективность работы насколько разорительна, что иногда не оправдывает своего предназначения. Но прогресс лишает нас некоторых преимуществ так же легко, как и дает их.
Чем больше гаджетов, позволяющих сэкономить время и облегчить нашу жизнь, мы приобретаем, тем больше занятий мы находим, чтобы заполнить освободившееся время. А хроническая нехватка времени неминуемо приводит к стрессу. Тем не менее, эксперты по тайм-менеджменту уверены: стресса можно избежать. Подумайте, как хорошо с помощью техник тайм-менеджмента увеличить свой день на целый час, т.е. освободить час полезного времени!
Сейчас эта проблема необычайно остро воспринимается и российскими управляющими. Как показывает жизненный опыт, решить проблему нехватки времени за счет продления рабочего дня и работы в выходные не всегда удается. Кроме того, это не лучшим образом сказывается на качестве жизни, отнимая время, предназначенное для общения с семьей, отдыха и спорта. Временем, понятно, управлять нельзя, и реальная задача тайм-менеджмента так упорядочить использование времени (и рабочего, и личного времени) дня и недели, чтобы успевать делать все важнейшие дела.
1 ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ
«Тайм-менеджмент (управление временем) — междисциплинарный раздел науки и практики, посвященный изучению проблем и методов оптимизации временных затрат в различных сферах профессиональной деятельности[1]». Тайм-менеджмент - в переводе с английского означает «управление временем». Временем, понятно, управлять нельзя, и реальная задача тайм-менеджмента так упорядочить использование времени (и рабочего, и личного времени) дня и недели, чтобы успевать делать все важнейшие дела. Тайм-менеджмент - это учет и оперативное планирование времени.
Основные принципы тайм-менеджмента
1 Кропотливая самостоятельная работа.
Качественную,
эффективную систему
2 Индивидуальность решения.
На Западе понятие тайм-менеджмента, как правило, связывают с набором конкретных унифицированных подходов. В России важную роль играет человеческий азарт, в состоянии которого мы способны свернуть горы, запнувшись при этом на простой попытке подойти к творческому процессу с линейкой, таблицей и секундомером. Для нашего менталитета поиск приемов организации времени связан с глубоким анализом индивидуального стиля работы конкретного человека. О стереотипах планирования не может идти и речи – такую «смирительную рубашку» могут использовать с пользой для себя только личности структурированного типа. А между тем люди более хаотичного склада также стремятся добиться эффективности и успешности. В организации личного времени важны не общие правила, а индивидуальный стиль, который человек для себя находит. Если он для него комфортен, это дает максимальную эффективность. Заострить же внимание следует скорее на тех методах, которые позволяют ориентироваться даже в условиях неопределенности. Поэтому немаловажно определиться с такими параметрами, как темперамент человека, сенсорные предпочтения, биоритмы его организма, рабочие цели и т.п.
3 Необходимость отслеживания собственной эффективности.
Используя хронометраж, можно выявить моменты непростительного расхода времени и обнаружить его скрытые резервы. При анализе полученных данных рекомендуется использовать метод сравнения достигнутого с максимально возможным, а не достигнутого с запланированным, как это делается в западных технологиях тайм-менеджмента. Но главный результат использования хронометража – появление определенного умения постоянно самостоятельно отслеживать свою эффективность. Учет собственного времени в течение нескольких недель вырабатывает особого рода внимание к времени, и человек начинает совершенно по-другому смотреть на свои действия.
4 Мышление, направленное на эффективность.
Первостепенную роль играет непосредственное изменение мышления. Человек, который научился определять неэффективные процессы и совершенствовать их, стремящийся к оптимизации и повышению результативности - в силах применять имеющиеся методы, настроить их под свои нужды или разработать свои. А сами технические приемы организации времени и личной работы и непосредственное их воплощение в жизнь – это, как раз, дело техники. Единожды произошедшее изменение сознания начинает работать и приносить свои плоды в любом виде деятельности.
5 Достижимость и неисчерпаемость резервов эффективности.
Основополагающий
принцип, рядом с которым несравнимы
никакие технологические вопросы. Исходя
из предположения, что резервы эффективности,
развития и самосовершенствования не
только реально достижимы, но и потенциально
неисчерпаемы, поиск нужного решения и
разработка необходимого метода – вопросы
чисто тактические и заведомо решаемые.
1.1 Причины дефицита времени
Хронометраж
личного времени следует
1 Отсутствие приоритетов при выполнении дел (решение второстепенных задач при регулярном переносе главных);
2 Спешка при выполнении объемных заданий (зачастую вызвана несвоевременностью начала работы над ними);
3 Большой поток всевозможных рутинных дел (риск утонуть в мелочах);
4 Несвоевременное изучение деловой переписки (текущей документации);
5 Работа по вечерам и выходным (в служебные часы не хватает времени);
6 Постоянное выполнение работы за своих коллег или подчиненных (кажется, что так будет быстрее или надежнее);
7 Работа не по своему профилю (неэффективное использование возможностей);
8 Непрерывные помехи в работе (бесконечные телефонные звонки и наплыв посетителей);
9 Уточнение сведений, постоянное переспрашивание (трудное восприятие информации, как следствие утомления).
После проведения хронометража необходимо проанализировать все виды деятельности, в которых участвовал человек. Для этого можно использовать таблицы по распределению областей работы относительно временных затрат - реальных и теоретически достижимых, составить листок помех.
Дальнейший анализ можно вести с точки зрения двух позиций: позитивных и негативных, т.е. определить сильные и слабые стороны для рационального использования первых и избегания вторых.
1.2 «Поглотители» времени
Проведя детальный анализ основных «поглотителей» времени, можно лучше контролировать свой рабочий процесс и избежать отвлекающих моментов. Основными причинами, заставляющими нас тратить время зря, признаны:
1 Телефонные звонки по праву занимают почетное первое место, срывая рабочий настрой и не давая сосредоточиться на делах. С широким распространением сотовых телефонов проблема приобрела глобальные масштабы. Наладьте распределение звонков, отсеивающее не предназначенные вам, и переносите менее важные на более свободное время.
2 Посетители, приходящие в офис, отвлекают вернее телефонов, потому что их невозможно проигнорировать или выполнять параллельно другую работу. При четкой, правильно разработанной структуре организации с посетителями, как правило, взаимодействует специальный отдел, что не мешает работе остальных отделов.
3 Плохо организованный обмен информацией между подразделениями. Рекомендуется отладить своевременность передачи данных, их точность и конкретность. Это же правило должно соблюдаться в деловом, особенно телефонном, общении сотрудников.
4 Проблемы с компьютерным оборудованием и офисной техникой. Соблюдайте правила по работе с техникой, держите под рукой специалиста, своевременно и квалифицированно обслуживающего ваше оборудование.
5 Изменение очередности работ, навязываемое коллегами. Избегайте советчиков, знающих лучше вас, что и в какое время вам нужно делать. Не поддавайтесь на провокации!
6 Недостаток организационного планирования. Расстановка приоритетов при работе с большим объемом дел позволят определить очередность их выполнения.
7 Неумение слушать других людей. Из передаваемой информации извлекайте только нужное, не загружайте голову лишним, забывая и переспрашивая впоследствии о главном.
8 Неудовлетворительная организационная структура. Должностные обязанности каждого сотрудника должны быть прописаны максимально четко.
9 Неразбериха в почте. Особенно актуальна для руководителей, корреспонденция которых несвоевременно или вовсе не проходит через секретарский фильтр определения важности писем. Стандартные ответы сократят время на ответные послания.
10 Исправление ошибок, которых можно было бы избежать. Ошибки порождают все те же спешка, невнимательность, нежелание работать и пр. Но переделывать иногда приходится дольше, и, в любом случае, вновь отвлекаясь от текущих дел.
11 Нерешительность в деловых вопросах. Раскачивание на преодоление сомнений может стоить потери клиента, сотрудника и других недоразумений.
12 Плохо организованные и скоординированные собрания, планерки. Конкретные вопросы подготавливаются заранее, определяются расходы времени на обсуждение каждого пункта, нужные лица заблаговременно извещаются, а исполнение вынесенных решений контролируются.
13 Отвлекающие факторы на рабочем месте. Гигантский список мелочей по специфике личности каждого.
14 Чрезмерная офисная бюрократия. Беготня с бумажкой по нескольким отделам ради визы.
15 Бесполезные дискуссии о своей работе и работе других. И просто пустая болтовня.
2 ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ
Постановка цели подразумевает анализ и формирование ваших личных целей. Цель описывает конечный результат, дает ясность о том, в каком направлении будем двигаться. Постановка целей – процесс временный, т.к. при смене определенных параметров происходит необходимая корректировка. Но главное – придти туда, куда мы хотим, а не куда получится.
«Чтобы добиться успеха, необходимо выбирать правильные цели, промежуточные этапы помогут не свернуть с верного пути. Желательно заранее провести реестр личных ресурсов и средств для достижения целей, чтобы выяснить, какие свои сильные стороны надо поощрять, а над какими слабыми сторонами работать для дальнейшего развития своего потенциала[2]».
Цель должна быть ясной, четкой и понятной вам. Конкретное формулирование практических целей важно для последующего планирования. При установке долгосрочных целей не берите на себя слишком много, помните о физическом состоянии, здоровье, о самообразовании и о своём культурном просвещении.
Еще один важный момент. При постановке целей лучше ориентироваться не на процесс деятельности, а на его результаты. Это позволяет: