Повышение конкурентоспособности предприятия с целью укрепления его финансовой устойчивости

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы – исследовать финансовое состояние предприятия ОАО «Волоколамскхлеб», выявить основные проблемы финансовой деятельности, разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности;
оценка финансовой устойчивости;
расчёт коэффициентов ликвидности;
разработка мероприятий по улучшению конкурентоспособности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия………………………………………………………………………….
Сущность конкурентоспособности предприятия………………………….
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия…………..
Влияние конкурентоспособности на финансовую устойчивость предприятия
Глава 2. Анализ финансово – хозяйственной деятельности ОАО «Волоколамскхлеб»…………………………………………………………………..
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………….
Диагностика финансового состояния ОАО «Волоколамскхлеб»…………..
Глава 3. Направления по повышению конкурентного статуса
ОАО «Волоколамсхлеб»……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………...
Список используемой литературы…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУР АУ.doc

— 491.50 Кб (Скачать)

Развитые факторы – современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры (специалисты с высшим образованием, специалисты в области ЭВМ и ПК) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными, высокотехнологичными дисциплинами.

И, наконец, еще один принцип классификации – деление факторов конкурентоспособности на естественные (то есть доставшиеся сами собой: природные ресурсы, географическое положение) и искусственно созданные. Понятно, что вторые - факторы более высокого порядка, обеспечивающие конкурентоспособность более высокую и стойкую.

Создание факторов - это  процесс накопления: каждое поколение  наследует факторы, доставшиеся  от предыдущего поколения, и создает  свои, добавляя к прежним. Именно такой  точки зрения придерживается не только М.Портер, но и другие западные экономисты, такие как Б.Скотт, Дж.Лодж, Дж.Бауэр, Дж.Зюсман, Л.Тайсон.

Исходя из рассмотренной  нами выше концепции конкурентоспособности  предприятия, предлагается всю совокупность факторов, определяющих отношение потребителя к самому субъекту хозяйствования и его продукции или услуге, разделить на внутренние и внешние по отношению к нему (см. рис.4).

Внешние факторы

 

Внутренние факторы

         
         

Меры государственного воздействия

 

Основные характеристики рынка, особенности деятельности предприятия

   

Потенциал маркетинговых  служб

 
         
         

Кадровый, финансово-экономический  потенциал

 

Налоговая политика

   

Тип предприятия и  ёмкость рынка

   
           
             

Эффективность рекламы

 

Финансово-кредитная  политика

   

Наличие и возможности конкурентов

   
           
             

Уровень материально  технического обслуживания

 

Государственная система  стандартизации

   

Обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов

   
           
               
 

Правовая защита интересов  потребителей

           
             
               
 

Таможенная политика

           
             

 

Рис. 4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность  предприятия

При этом под внешними факторами следует понимать, во-первых, меры государственного воздействия как экономического характера (амортизационная политика, налоговая, финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии; таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины; система государственного страхования; финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия), так и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, способствующих развитию рыночных отношений, демонополизации экономики; государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания; государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль; правовая защита интересов потребителя). То есть, все то, что определяет формальные правила деятельности субъекта хозяйствования на данном национальном или мировом рынке.

Во-вторых, факторами конкурентоспособности  выступают основные характеристики самого рынка деятельности данного  предприятия; его тип и емкость; наличие и возможности конкурентов; обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов.

К третьей группе внешних факторов следует отнести деятельность общественных и негосударственных институтов. С одной стороны, через различные организации по защите прав потребителей, они выступают сдерживающим моментом роста конкурентоспособности предприятия. А с другой, через негосударственные инвестиционные институты способствуют росту конкурентоспособности предприятия, обеспечивая инвестиции на наиболее перспективных направлениях деятельности.

К внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность данного предприятия, следует отнести потенциал маркетинговых служб, научно-технический, производственно-технологический, финансово- экономический, кадровый, экологический потенциал; эффективность рекламы; уровень материально-технического обеспечения, хранения, упаковки, транспортировки; уровень подготовки и разработки производственных процессов; эффективность производственного контроля, испытаний и обследований; уровень обеспечения пусконаладочных и монтажных работ; уровень технического обслуживания в постпроизводственный период; сервисного и гарантийного обслуживания. То есть речь идет о потенциальных возможностях самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

Факторы могут воздействовать как  в сторону повышения конкурентоспособности  предприятия, так и в сторону  уменьшения. Факторы - это то, что  способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.

1.3. Влияние  конкурентоспособности на финансовую  устойчивость предприятия

 

Финансовая  устойчивость – это характеристика, свидетельствующая о стабильном превышении доходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами предприятия и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции.

Финансовое положения предприятия  считается устойчивым, если оно покрывает  собственными средствами не менее 50 % финансовых ресурсов, необходимых для осуществления нормальной хозяйственной деятельности, соблюдает финансовую, кредитную и расчетную дисциплину, иными словами, является платежеспособным.

На финансовую устойчивость предприятия влияет ряд факторов, которые можно разделить на:

 

 

 

 

 

Факторы

 
       
       

по месту возникновения

 

по важности результата

 

по структуре

               
               

внешние

 

внутренние

 

основные

 

второстепен-ные

 

простые

 

сложные

                       
     

по времени действия

         
                       
                       
   

постоянные

 

временные

         
                       

Рис. 5 Факторы, влияющие на финансовую устойчивость предприятия

К внутренним факторам относятся:

  • отраслевая принадлежность организации;
  • структура выпускаемой продукции, её доля в общем платежеспособном спросе;
  • размер оплаченного уставного капитала;
  • величина издержек, их динамика по сравнению с денежными доходами;
  • состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру.

К внешним факторам относят:

  • влияние экономических условий хозяйствования;
  • преобладающую в обществе технику и технологию;
  • платежеспособный спрос и уровень доходов потребителей;
  • налоговую кредитную политику правительства;
  • законодательные акты по контролю за деятельностью организации;
  • внешнеэкономические связи;
  • систему ценностей в обществе и др.

Влиять на эти факторы хозяйствующий  субъект не в состоянии, он лишь может  адаптироваться к их влиянию.

Значение финансовой устойчивости отдельных хозяйствующих субъектов для экономики и общества в целом слагается из его значения для каждого отдельного элемента этой системы:

– для государства  в лице налоговых и других органов  аналогичного назначения - своевременная и полная уплата предприятием всех налогов и сборов в бюджеты различных уровней. От этого зависит исполнение доходной части бюджета. В противном случае вследствие сокращения расходной части бюджета государство и местные органы власти не смогут в полной мере реализовать свои функции и выполнять обязательства, что в конечном счете может привести к разным негативным последствиям на государственном и региональном уровнях;

– для внебюджетных фондов, образованных под эгидой государства–своевременное и полное погашение задолженности по отчислениям в данные фонды. Невыполнение предприятиями своих обязательств (эти фонды образуются в основном за счет средств предприятий) влечет за собой нарушения в их работе, в частности в области выплат пенсий, пособий по уходу за детьми, пособий по безработице и т. д.;

–для работников предприятия и  прочих заинтересованных лиц -своевременная выплата заработной платы, обеспечение дополнительных рабочих мест. Устойчивое финансовое положение является для работников предприятия гарантией своевременной выплаты заработной платы. Кроме того, увеличение доходов предприятия приводит к увеличению фондов потребления, а значит, и к улучшению материального благополучия работников данного предприятия. Также стабильное функционирование предприятия, его развитие обеспечивают создание дополнительных рабочих мест, что очень важно в условиях роста безработицы;

– для покупателей, заказчиков продукции, работ, услуг - стабильное функционирование, выполнение договорных условий. Невыполнение предприятиями своих обязательств может явиться причиной не только производственного, но и финансового кризиса v покупателей и заказчиков с известными последствиями;

– для поставщиков и подрядчиков - своевременное и полное выполнение обязательств. Для них эти моменты чрезвычайно важны, так как их доход от основной деятельности формируется из поступлений со стороны покупателей и заказчиков. Изъятие финансовых ресурсов из оборота из-за несвоевременности расчетов ослабляет их финансовое состояние, заставляет для обеспечения нормального функционирования привлекать дополнительные заемные средства, что связано с дополнительными расходами. Если же предприятие из-за плохого финансового состояния не может расплатиться с поставщиками и подрядчиками, это может привести к банкротству последних;

– для обслуживающих  коммерческих банков - своевременное и полное выполнение обязательств согласно условиям кредитного договора. Невыполнение условий кредитного договора, неплатежи по выданным ссудам могут привести к сбоям в функционировании банков. Банкротство хотя бы одного банка из-за вытекающей отсюда неплатежеспособности многих его клиентов влечет за собой цепную реакцию неплатежей и банкротств;

– для собственников  предприятия - доходность, величина прибыли. направляемая на выплату дивидендов. Для владельцев предприятия значение финансовой устойчивости проявляется как фактор, определяющий его прибыльность и стабильность в будущем. Кроме того. прибыльность. устойчивость финансового положения предприятия влияют на курсовую стоимость его акций.

– для инвесторов –выгодность и степень риска вложений в предприятие. Чем устойчивее в финансовом отношении предприятие, тем менее рискованны и более выгодны инвестиции в него.

Выше сказанное позволяет  сделать вывод, что финансовая устойчивость предприятия играет чрезвычайно  важную роль в обеспечении устойчивого  развития, как отдельных предприятий, так и общество в целом.

Для укрепления своей  финансовой устойчивости предприятию  необходимо повышать свою конкурентоспособность. Существует несколько путлей повышения  конкурентоспособности предприятия.

Пути повышения конкурентоспособности  предприятия с целью укрепления его финансовой устойчивости

  1. Постоянное использование нововведений.
  2. Поиск новых, более совершенных форм выпускаемого товара.
  3. Выпуск продукции такого качества, которое бы отвечало государственным и мировым стандартам.
  4. Сбыт товаров в те же сегменты рынка, где наиболее высокие требования к качеству и сервисному обслуживанию.
  5. Использование только высококачественного сырья и материалов.
  6. Постоянное обучение и переподготовка кадров.
  7. Повышение материальной заинтересованности работников и улучшение условий труда.
  8. Проведение маркетинговых исследований рынка, с целью установления потребностей покупателей.
  9. Анализ своих конкурентов, для выявления своих сильных и слабых сторон.
  10. Поддержание контактов с научно–исследовательскими организациями и инвестирование научных разработок, направленных на повышение качества продукции.
  11. Использование наиболее эффективных рекламных мероприятий.
  12. Регистрация своего товарного знака и использование фирменных марочных изделий.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятия с целью укрепления его финансовой устойчивости