Повышение конкурентоспособности предприятия с целью укрепления его финансовой устойчивости

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы – исследовать финансовое состояние предприятия ОАО «Волоколамскхлеб», выявить основные проблемы финансовой деятельности, разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности;
оценка финансовой устойчивости;
расчёт коэффициентов ликвидности;
разработка мероприятий по улучшению конкурентоспособности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия………………………………………………………………………….
Сущность конкурентоспособности предприятия………………………….
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия…………..
Влияние конкурентоспособности на финансовую устойчивость предприятия
Глава 2. Анализ финансово – хозяйственной деятельности ОАО «Волоколамскхлеб»…………………………………………………………………..
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………….
Диагностика финансового состояния ОАО «Волоколамскхлеб»…………..
Глава 3. Направления по повышению конкурентного статуса
ОАО «Волоколамсхлеб»……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………...
Список используемой литературы…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУР АУ.doc

— 491.50 Кб (Скачать)


Министерство  образования и науки РФ

Филиал ФГБОУ  ВПО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского»  в 

г. Волоколамске Московской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Антикризисное управление»

 

 на тему: «Повышение конкурентоспособности предприятия с целью укрепления его финансовой устойчивости.»

 

 

 

 

     Выполнил

                                                                                     студент 3 курса

                                                                                     специальности 

                                                                                     группа A-3c

                                                                                     шифр 

                                                                             Иванова Татьяна Александровна                                      

                                           

                                                             

                                                    

                                      

Проверил:_________________

Оценка____________________

 

 

Волоколамск 2012

 

Содержание.

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………….

 

Глава 1. Теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия………………………………………………………………………….

 

    1. Сущность конкурентоспособности предприятия………………………….
    2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия…………..
    3. Влияние конкурентоспособности на финансовую устойчивость предприятия

 

Глава 2. Анализ финансово – хозяйственной деятельности ОАО «Волоколамскхлеб»…………………………………………………………………..

 

2.1.      Общая характеристика предприятия………………………………………….

 

    1.   Диагностика финансового состояния ОАО «Волоколамскхлеб»…………..

 

Глава 3. Направления по повышению конкурентного статуса

ОАО «Волоколамсхлеб»……………………………………………………………….

 

Заключение……………………………………………………………………………...

 

Список используемой литературы…………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую  силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция, как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы курсовой работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно, для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.

Конкурентоспособность предприятия, его финансовая устойчивость – это  сложные и взаимосвязанные категории.

С одной стороны, повышение конкурентоспособности  предприятия является необходимым  и обязательным условием обеспечения  и поддержания на должном уровне финансовой устойчивости.

С другой стороны, неустойчивое финансовое состояние предприятия не позволяет  успешно решать проблему конкурентоспособности. Поддержание необходимого уровня конкурентоспособности  и финансовой устойчивости предприятия требует полного использования многочисленных внутренних и внешних факторов развития.

Главная цель данной работы – исследовать  финансовое состояние предприятия ОАО «Волоколамскхлеб», выявить основные проблемы финансовой деятельности, разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности.

Исходя из поставленных целей, можно  сформировать задачи:

  • предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности;
  • оценка финансовой устойчивости;
  • расчёт коэффициентов ликвидности;
  • разработка мероприятий по улучшению конкурентоспособности.

Для решения вышеперечисленных  задач была использована годовая бухгалтерская отчетность ОАО «Волоколамскхлеб» за 2004 год, а именно:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1 по ОКУД);
  • отчёт о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность  предприятия

1.1. Сущность конкурентоспособности  предприятия

Конкуренция–это цивилизованная и легализованная форма борьбы субъектов рынка, за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции, с целью получения прибыли.

Понятие конкурентоспособность предприятия  очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия.

Конкурентоспособность предприятия  на прямую зависит от конкурентоспособности  товара.

Конкурентоспособность предприятия – это способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях жесткой конкуренции.

Так же конкурентоспособность предприятия  предполагает его способность осуществлять эффективный экономический контакт  с потребителями, поставщиками и  конкурентами.

Конкурентоспособность предприятия  проявляется в каждый момент, в каждом эпизоде её деятельности. Конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать как его потенциальное качество, которое включает:

1. Способность предприятия получать  реальную оценку ожиданий целевой  группы потребителей, а также  прослеживать тенденции потребительского поведения. Другими словами, предприятие должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. Такая оценка возможна только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей её экономические, социально–культурные и психологические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга.

2. Способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по отношению цена–качество. Говоря о результатах, имеется ввиду не только потребительские качества выпускаемого товара, но и его маркетинговые качества (цена, гарантии, послепродажное обслуживание и т.д.).

3.Способность проводить эффективную  текущую маркетинговую политику.

4. Способность изыскивать и создавать  условия для снижения затрат  на обеспечение факторами производства–капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией на единицу продаваемой продукции.

5. Способность к созданию и  удержанию технологического производства  над другими членами отраслевого  сообщества, что требует своевременного  обновления применяемых технологий. Это может относиться к производству, сбыту, управлению.

6. Способность планировать, организовывать  и проводить эффективную стратегию  в сферах производства и маркетинга  на основе инноваций.

7. Создание и развитие высокого  кадрового потенциала как на  исполнительском, так и на управленческом уровнях. Качество исполнительского персонала проявляется в его способности эффективно использовать существующие на предприятии производственные технологии и готовности к освоению более перспективных технологий. Качество специалистов проявляется в их способности ставить и решать функциональные задачи, увязывая их со стратегическими целями предприятия, способные обеспечить ему ключевые компетенции  в технических, технологических, дизайнерских и др. областях для усиления рыночных позиций предприятия. Качество управленческого персонала проявляется в его способности обнаруживать и эффективно использовать рыночные возможности для защиты и развития конкурентных позиций предприятия на отраслевых рынках в тактическом и стратегическом планах.

Реализация перечисленных качеств на продолжительном временном интервале создаёт предприятию реальные преимущества над конкурентами в виде роста его рыночной стоимости, укрепления его торговых марок, наращивание дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, включая атаки конкурентов.

Всё вместе это расширяет возможности  предприятия и снижает его  удельные затраты на финансовом, сырьевом  других рынках, что отражается на цене продукции и приносимой ею прибыли. Таким образом, отношение конкурентоспособности предприятия и конкуренции на рынке можно характеризовать как отношение «потенциал и его использование». При этом реализация условий 1–3 способствует повышению доходов предприятия за счёт лучшего, чем у конкурентов, понимания запросов потребителей и умения удовлетворять их. Свойство 4 способствует снижению удельных расходов на выпуск продукции, а все вместе свойства 1–4 обеспечивают текущую экономическую эффективность предприятия и характеризуют адаптивность его поведения, способность приспосабливаться к текущим требованиям внешней среды.

Свойства 1, 5, 6 позволяют планировать  и реализовывать технологические, товарные и маркетинговые стратегии, создающие основу конкурентоспособности  товаров предприятия в будущем. Эти свойства составляют инновационный потенциал предприятия и позволяет выявлять тенденции и прогнозировать состояние внешней среды в будущем, создают стратегические условия для успешной адаптации к ним. Свойство 7 является необходимым условием, чтобы создавать, удерживать и реализовывать потенциальные преимущества 1–6 на продолжительных временных интервалах, превращая конкурентоспособность в данный момент, на данном отраслевом рынке и с данным товаром в долговременную, стратегическую устойчивость компании. Следует отметить связь между свойствами 1–4 и 5–6: хотя последние и не являются следствием свойств 1–4, но без успешной реализации 1–4 они не возникнуть, ни удержаться не могут. Причина этого вполне естественна–для того, чтобы создать преимущество над конкурентами в будущем, инвестировать в стратегические планы необходимо уже в настоящем, а для этого предприятие должно располагать инвестиционными возможностями.

1.2. Факторы,  влияющие на конкурентоспособность  предприятия

Факторы – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.

Факторы конкурентоспособности, по мнению М.Портер, напрямую связаны с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия и фирмы отрасли, он представляет в виде нескольких больших групп:

  1. Людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы.
  2. Физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия.
  3. Ресурс знаний - сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках.
  4. Денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия. Естественно, капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, акции, венчурный капитал, спекулятивные ценные бумаги и т.д. У каждой из этих форм свои условия функционирования. А с учетом различных условий их движения в разных странах, они будут в значительной степени определять специфику экономической деятельности субъектов в разных странах.
  5. Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.

Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, М.Портер предлагает делить на несколько типов.

Во-первых, на основные и  развитые.

Основные факторы – это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятия с целью укрепления его финансовой устойчивости