Необходимость и цели оценки бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:59, реферат

Краткое описание

Переход нашей страны к рыночной экономике потребовал углубленного развития ряда новых областей науки и практики. По мере развития, спрос на оценку бизнеса будет возрастать. Процесс приватизации, возникновение фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков к выдаче кредитов под залог имущества сформировали потребность в новой услуге – оценке стоимости предприятия (бизнеса), определении рыночной стоимости его капитала. В свою очередь это привело к появлению новой профессии, утвержденной Министерством труда Российской Федерации, - эксперт оценщик

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и сущность оценки бизнеса
1.1 Особенности оценки бизнеса и субъекты оценки
1.2 Необходимость и цели оценки бизнеса
1.3 Виды стоимости, определяемые при оценке бизнеса
2. Подходы к оценке бизнеса
2.1 Затратный (имущественный) подход
2.2 Доходный подход
2.3 Сравнительный (рыночный) подход
3. Оценка бизнеса в современных условиях
3.1 Использование подходов при кризисных условиях
3.2 Оценка гудвелла (деловой репутации)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

антикр управл.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

б) денежные поправки, вносимые к цене проданного объекта аналога в целом, изменяют ее на определенную сумму, в которую оценивается различие в характеристиках объекта аналога и оцениваемого объекта.

К денежным поправкам, вносимым к цене проданного объекта аналога в целом, следует отнести поправки на наличие или отсутствие дополнительных улучшений (складских пристроек, стоянок автотранспорта и пр.)[10]

Расчет и внесение поправок.

Для расчета и внесения поправок используется множество различных методов, среди которых можно выделить следующие:

• методы парных продаж;

• экспертный метод;

• статистические методы.

Метод парных продаж. Парными продажами являются продажи двух объектов, которые почти идентичны, за исключением какого-либо одного параметра. Именно этот параметр оценщик должен оценить, чтобы внести правильную поправку. Этот метод применяется в том случае, когда есть возможность подобрать парные продажи, что очень часто представляет собой большую сложность.

Метод отраслевых коэффициентов.

Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой бизнеса предприятия и определенными финансовыми параметрами.

Отраслевые коэффициенты рассчитываются на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами за ценой продажи различных действующих предприятий и их важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. В результате многолетних обобщений, в странах с развитой рыночной экономикой разработаны достаточно простые формулы определения стоимости бизнеса предприятия.

Метод отраслевых коэффициентов (или метод отраслевых соотношений) используется для ориентировочных оценок стоимости предприятий. Опыт западных оценочных фирм свидетельствует:

- бухгалтерские фирмы и рекламные агентства продаются соответственно за 0,5 и 0,7 от годовой выручки;

- рестораны и туристические агентства - соответственно 0,25 - 0,5 и 0,04 - 0,1 от валовой выручки;

- заправочные станции - 1,2 - 2,0 от месячной выручки;

- предприятия розничной торговли - 0,75 - 1,5 от суммы (чистый доход + оборудование + запасы);

- машиностроительные предприятия - 1,5 - 2,5 от суммы (чистый доход + запасы).

Широко известное «золотое правило» оценки для некоторых отраслей экономики, гласит: покупатель не заплатит за предприятие более 4-кратной величины среднегодовой прибыли до налогообложения.

Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в российской практике оценки бизнеса в связи с отсутствием необходимой информации, сбор и обобщение которой требуют длительного периода времени и определенной экономической стабильности.[16]

 


3. ОЦЕНКА БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

3.1 Использование подходов при кризисных условиях

 

Сегодняшняя ситуация поставила под сомнение все универсальные подходы к оценке бизнеса и требует максимального погружения в каждый проект и проецирования сценариев развития кризиса на будущую деятельность каждого предприятия. В ситуации колоссального дефицита ликвидности выражение cash is the king (англ. - «ценность наличности») становится очень актуальным – ведь сейчас самое время, чтобы войти в хороший бизнес на выгодных условиях.

Как правило, чтобы отобрать наиболее привлекательные для вложения денег компании, используется многоуровневая система отсева. На первом этапе нужно проверить соответствие деятельности компании намеченным целям (с точки зрения отраслей, регионов, рынков, где работает компания, и т. п.). На втором этапе – с помощью финансового анализа отсеять организации с неудовлетворительными значениями отдельных коэффициентов. Причем в условиях кризиса критерии ужесточаются.

Среди наиболее популярных коэффициентов сейчас можно выделить следующие показатели и их целевые значения:

                    Debt / EBITDA (отношение долговой нагрузки к операционной прибыли) < 5;

                    Debt / Equity (отношение долговой нагрузки к капиталу) < 2;

                    Debt / Sales (отношение долговой нагрузки к выручке) < 0,5;

И, наконец, на третьем этапе необходимо провести более детальный анализ и согласовать стоимость с продавцом. Таким образом, из первоначальных ста анализируемых Вами проектов лишь три - пять компаний будут достойны получить реальные инвестиции.[12]

Способы оценки компаний

Оценка инвестиционной привлекательности организаций строится на применении комбинаций из трех подходов – доходного, сравнительного и затратного.

Доходный подход

Основная идея подхода в том, что стоимость бизнеса равна текущей стоимости всех денежных потоков, которые бизнес способен принести его собственнику. Для расчета этой стоимости используется метод дисконтированных денежных потоков (discounted cash flow, DCF). Потоки находятся в распоряжении мажоритарных акционеров бизнеса, которые могут на них рассчитывать не только в виде дивидендов. Следовательно, рассчитав методом DCF стоимость всего бизнеса, получите стоимость прав как мажоритарного акционера.

Если хотите стать в компании миноритарным акционером, то нужно обратить внимание на рост курсовой стоимости. Иными словами, привлекательность инвестиций определяется сравнением роста курсовой стоимости акций за период инвестирования с требуемой (ожидаемой) доходностью за соответствующий период. Рост курсовой стоимости акций многие специалисты предпочитают определять с применением другого подхода – сравнительного. Но такой прогноз можно сделать и используя тот же метод DCF. В этом случае нужно опираться на прогнозы ключевых показателей (ставки дисконтирования, стоимости денежных потоков), известных на текущую дату.[12]

Использование подхода в условиях кризиса. Для оценки компании сначала необходимо проанализировать всю имеющуюся отчетность. Так выявляются причины колебаний операционных и финансовых показателей, проверяется соответствие основных коэффициентов рентабельности, ликвидности и долговой нагрузки среднеотраслевым значениям. Далее необходимо прогнозировать денежные потоки, учитывая следующие факторы.

     Сокращается спрос на товары, работы, услуги. Следовательно, нужно учесть падение маржи, продиктованное необходимостью снижения цен.

     Происходит отток денежных средств из-за необходимости досрочного погашения обязательств и роста процентных ставок. Поэтому мы не рекомендуем закладывать в модель ставку менее 20% годовых в среднесрочной перспективе.

     Увеличивается потребность в оборотном капитале. Предлагаем при расчетах увеличивать потребность компании на 30–50% в сравнении с прежними данными.[12]

Сравнительный подход

В рамках этого подхода оценку стоимости инвестиционного проекта получают исходя из известной стоимости аналогичного бизнеса. В обычной практике под оценкой стоимости бизнеса, как правило, понимают оценку стоимости акций компании. Однако сегодня мы рекомендуем учитывать другие показатели, применяя сравнительный подход для оценки инвестиционной привлекательности компании. Прежде всего те, которые можно взять из агрегированного баланса компании (долговую нагрузку, собственный капитал и т. п.).

Использование подхода в условиях кризиса. Например, можно использовать информацию о показателе отношения стоимости компаний-аналогов к показателю эффективности их деятельности (например, EBITDA). Зная аналогичный показатель оцениваемой компании, финансисты легко рассчитают стоимость оцениваемого бизнеса, скорректировав полученную цифру на необходимую норму доходности. При этом лучше делать оценку по нескольким мультипликаторам (например, EV1 / EBITDA, EV / Sales). Кроме того, нужно делать поправки на значения специализированных мультипликаторов. К примеру, для ритейла это отношение стоимости бизнеса к торговым площадям или количеству магазинов, а для добывающих отраслей – к объемам разведанных запасов. Основным допущением данного метода является предположение, что в условиях кризиса в прогнозном периоде свободные денежные потоки компании (поступление денежных средств минус выбытие) будут близки к нулевым.

Затратный подход

Данный подход основан на том, что стоимость бизнеса будет равна стоимости замещения активов и обязательств компании. Поэтому при оценке компании с использованием данного подхода достоверность результата может быть низкой, поскольку зачастую сложно вычислить правильную стоимость замещения ряда активов: например, нематериальных активов и специализированного имущества, которое не имеет активного хождения на рынке. Кроме того, необходимо будет учитывать износ большинства активов. Часто замещение физически неосуществимо в короткие сроки (например, воспроизводство товарного знака, деловой репутации, отношений с клиентами) либо единственной альтернативой является воспроизводство аналогичного бизнеса на базе новых активов, не имеющих износа, постройка с нуля.[12]

Использование подхода в условиях кризиса. При подсчете стоимости активов компании нужно учитывать следующие факторы:

     Основные средства. В случае реальной заинтересованности продавца в сделке можно снизить цену, к примеру, земли на 20–30%. Известны случаи продажи крупными девелоперами, испытывающими проблемы с ликвидностью, участков со скидкой в 50 и более процентов от цены полугодовой давности.

     Запасы. Может происходить затоваривание. Нужно произвести анализ запасов по срокам нахождения на складе и убедиться в правильности оценки наиболее существенных объектов.

     Дебиторская задолженность. Необходимо проанализировать список наиболее крупных дебиторов, разбить задолженность по срокам возникновения и затем произвести корректировку соответствующей статьи.

     Финансовые вложения. Если вложения представлены долями, нужно изучить контрагентов и оценить эффективность инвестиций. Следует различать вложения в акции (доли) публичных компаний, сторонних организаций. Если компания выдала заем, оцените статью исходя из уровня доходности и платежеспособности заемщика.

     Денежные средства. Необходимо убедиться, что денежные средства компании не лежат на счетах в сомнительных банках.

     Кредиты и займы. Проанализируйте условия заимствования. Оцените вероятность увеличения заимодавцем процентной ставки, досрочного истребования долга, увеличения залоговой массы. При необходимости скорректируйте статью в сторону увеличения.

     Кредиторская задолженность. Убедитесь в отсутствии просроченной задолженности перед ключевыми поставщиками, персоналом, налоговыми органами. Можно сформировать резервы под возможные санкции.[17,365c]

Используя эти рекомендации, можно снизить заявленную продавцом стоимость чистых активов на 30–50%.

В заключение хотелось бы отметить основные пункты оценки инвестиционной привлекательности компаний в условиях кризиса.

          Проецирование наиболее вероятных сценариев развития кризиса на отдельно взятое предприятие.

          Пессимистичный взгляд на прогнозные показатели.

          Консервативность в вопросах источников финансирования. Прогнозная ставка по кредитам – не менее 20% годовых.

          Ставка дисконтирования – не менее 22%.

          Детальный анализ оценки стоимости всех активов и обязательств.

 

3.2 Оценка гудвилла (деловой репутации бизнеса)

 

Любая компания обладает не только материальными ценностями, такими как здания, оборудование, запасы сырья и материалов, денежные средства, но и деловой репутацией, кругом клиентов и проверенных поставщиков, торговыми марками и брендами, известностью на рынке, то есть тем, что на первый взгляд оценить сложно. Однако при продаже бизнеса, покупке готовой фирмы, слияниях и поглощениях, да и просто для грамотного управления стоимостью компании нужно знать цену нематериальных активов компании.

Хотя общепринятого определения термина «гудвилл» (goodwill) не существует, это понятие обычно трактуется как репутация, уважение, респектабельность, известность. Гудвилл — это прежде всего общественное мнение о названии, стиле, товарном знаке, логотипе, проектах, товарах и любых других предметах, находящихся во владении или под контролем компании, а также отношения с клиентами и заказчиками. Источниками гудвилла может быть как конкретный мастер в салоне красоты, так и качественная кухня в ресторане.[19]

В соответствии со стандартом BVS-I, принятым в 1988 году и дополненным в 1991 году Американским обществом оценщиков (American Society of Appraisers, ASA), гудвилл определяется как «доброе имя» фирмы и включает нематериальные активы компании, которые складываются из престижа предприятия, его деловой репутации, взаимоотношений с клиентами, местонахождения, номенклатуры производимой продукции и т. д. Эти факторы специально не выделяются и не учитываются в отчетности предприятия, но служат реальным источником прибыли.

Поскольку гудвилл нематериален, о его наличии или отсутствии можно судить лишь по успешности бизнеса. К примеру, если среди компаний, работающих в равных условиях (территориальных, ценовых, сервисных), одна привлекает большее количество клиентов, чем остальные, то это свидетельствует о том, что ее гудвилл дороже. Для бизнеса большое значение имеет узнаваемость торговой марки, бренда и формирование постоянной клиентуры. Все это влияет на стоимость гудвилла.

Ситуации в которых необходимо оценивать гудвилл:

        покупка (продажа) бизнеса;

        слияния и поглощения;

        принятие управленческих решений (при управлении стоимостью компании).

Подходы к оценке гудвилла.

Все нематериальные активы, находящиеся в распоряжении компании, условно можно разделить на три группы.

К первой относятся нематериальные активы, неотделимые от предприятия: обученный персонал, достижения в области рекламы и продвижения своей продукции, преимущества территориального расположения, репутация бизнеса. Активы этой группы, как правило, имеют неопределенный срок службы и оцениваются в совокупности, поэтому считаются неамортизируемыми.

Вторая группа — это нематериальные активы, неотделимые от сотрудника предприятия. В их числе личная репутация и профессиональные навыки конкретного сотрудника, включая ноу-хау, коммерческие способности и т. д. Как и активы первой группы, они не имеют срока использования и не амортизируются.

Третья группа — это нематериальные активы, в общем случае отделимые от предприятия: фабричные марки, фирменные знаки, торговые марки, авторские права, патенты и т. д. Любой актив этой группы может быть оценен отдельно. Кроме того, поскольку большинство из них имеют определенный срок службы, они считаются амортизируемыми, соответственно их можно поставить на баланс предприятия.

Информация о работе Необходимость и цели оценки бизнеса