Научно-технический потенциал Республики Беларусь и пути его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – анализ развития научно-технического потенциала Республики Беларусь и путей его дальнейшего развития.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Осветить понятие и структуру научно-технического потенциала государства;

Проанализировать состояние научно-технического потенциала Беларуси;

Предложить пути дальнейшего развития научно-технического потенциала страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………….3

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВА

1.1 Сущность научно-технического потенциала……………….………...5

1.2 Структура и состав научно-технического потенциала………..……..6
1.3 Измерение научного и научно-технического потенциала……..…...8
1.4 Становление НТП зарубежных стран……………………………...10
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Стратегия инновационного развития государства …………...…….14
2.2 Анализ реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь………………………………………...……….16
2.3 Развитие международного научно-технического
сотрудничества …………………………………………...……………………21
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Государственное стимулирование инновационной деятельности предприятий ………………………………………………..…………………....24
3.2 Оптимизация развития инновационного потенциала Республики Беларусь…………………………………………………..……………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ГОТОВОdocx (Автосохраненный).docx

— 61.49 Кб (Скачать)

     д) развитие инфраструктуры инновационной деятельности, а именно организаций по прикладным исследованиям, технологических и научных парков различного профиля, бизнес-инкубаторов, предоставляющих наиболее благоприятные условия для развития молодых высокотехнологичных компаний. Технологические и научные парки целесообразно создавать в форме акционерных компаний, акции которых будут размещаться на национальной фондовой бирже. Акциями могут владеть все заинтересованные в развитии данного технопарка стороны (частные компании и государственные организации, частные лица и сотрудники);

     е) привлечение в технологические  и научные парки крупных мировых  инновационных компаний, чья деятельность соответствует ведущим технологическим направлениям белорусской науки;

     ж) создание системы распространения  знаний, так называемых центров знаний, которые, с одной стороны, будут опираться на вузовские научные школы, с другой — на уже созданные в регионах технологические и научные парки. При этом основной упор делается на развитие прикладных исследований в наиболее конкурентоспособных отраслях промышленности и организацию диалога между всеми заинтересованными в развитии данного региона сторонами. Благодаря научно-исследовательскому кооперированию между государственным, университетским и предпринимательским секторами предприятия смогут объединить технологические ресурсы, ускорить процесс разработки новой продукции, снизить стоимость технологии, расширить деятельность и осуществить мониторинг новых направлений. Особое внимание следует уделять доведению инновационного продукта до потребителя, т.е. работать над упаковкой, рекламой и продвижением его на рынок;

     з) совместное участие государства, предприятий  и исследовательских организаций  в определении перспективных  направлений создания конкурентоспособных инноваций в будущем. Предвидение определяет государственные приоритеты в научно-технических программах, подготовке кадров, методах государственного регулирования [4, c. 24];

     и) стимулирование создания специализированных сетей знаний, технологических кластеров, предусматривающих развитие взаимосвязей между различными отраслями. Кластеры будут играть ключевую роль в привлечении иностранного капитала, создающего новые технологические знания, повышении заинтересованности инвесторов в финансировании инноваций, получении выгод от международной мобильности квалифицированных кадров;

     к) кооперирование в НИОКР с компаниями-конкурентами, особенно в тех секторах, где необходима стандартизация продукта.

     Ключевым  моментом стимулирования инновационной  деятельности и выпуска наукоемкой продукции белорусскими предприятиями  является охрана интеллектуальной собственности, поскольку позволяет получить доходы от инвестиций в НИОКР и реализации наукоемкой продукции. Мировой опыт свидетельствует о том, что успешную деятельность в сфере наукоемкого бизнеса эффективно осуществляют лишь те компании, чьи права на пользование и распоряжение собственностью, в первую очередь интеллектуальной, законодательно защищены исключительными правами. Только в том случае, когда компания имеет портфель прав в виде патентов, ноу-хау и т. д., позволяющих контролировать сектор товарного рынка, она в состоянии эффективно на нем конкурировать. Анализ деятельности отечественных и западных высокотехнологичных компаний показывает, что между ними существует отличие, заключающееся в том, что для отечественных предприятий рост расходов на НИОКР, не защищенных исключительными правами, идет быстрее, чем рост стоимости нематериальных активов, в то время как для западной высокотехнологичной компании наблюдается обратная зависимость. Такие компании стремятся, прежде всего, сформировать область исключительных прав, которую можно эффективно использовать для создания рынков наукоемкой продукции и управления ими, и только после этого инвестируют денежные средства в реализацию конкретных НИОКР.

     Благодаря инвестициям в науку и инновации  возможно существенное улучшение экономических показателей организаций, рост производительности труда, повышение конкурентоспособности производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках [4, c. 25].

     3.2 Оптимизация развития инновационного потенциала Республики Беларусь

     Повышение рентабельности в реальном секторе, увеличение доходов населения обусловят благоприятные социально-экономические последствия, укрепление экономической безопасности страны, а также будут выступать факторами улучшения предпринимательского климата. В свою очередь, это приведет к существенной трансформации источников финансирования инвестиций, постепенному переходу от государственных бюджетных ассигнований (характерных для начальных стадий жизненного цикла инновации, отличающихся высокими рисками вложений) к широкому привлечению средств нерезидентов, развитию банковского кредитования при реализации инвестиционных инновационных проектов [5, c. 36].

     Во внедрении новых технологий субъектам хозяйствования по-прежнему недостает заинтересованности. В итоге годами выпускается устаревшая продукция, а НИИ в связи с отсутствием спроса нередко сворачивают свои научно-исследовательские работы.

     Между тем использование инновационного потенциала субъектов малого предпринимательства  может существенно поднять эффективность  внедрения в промышленность результатов фундаментальных и прикладных исследований. Сегодня инновационные малые предприятия работают в сфере информационных продуктов, здравоохранения, систем безопасности, строительных материалов, пищевых продуктов и добавок, экологии (приборы контроля и энергосбережения). Согласно статистике, пока в отрасли «наука и научное обслуживание» работает только порядка 1,1% малых предприятий от их общего количества.

     Разработчики  высоких технологий нуждаются не только в активном спросе на инновации. От получения заказа до реального экономического эффекта на вложенные ресурсы проходит год и более. Следовательно, требуется привлечение бюджетных инвестиций (если это государственный заказ) или предприятий-инвесторов. Но с этим всегда проблемы. В итоге для ведения инициативных работ, крайне необходимых при создании новой продукции, они вынуждены искать пути повышения финансовой устойчивости за счет непрофильной деятельности [7, c. 4].

     Стоит в полной мере использовать возможности Парка высоких технологий. ПВТ сегодня имеет следующие направления деятельности: разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения в промышленных и иных организациях республики; экспорт информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения; другие направления по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

     Как видим, все малые инновационные  предприятия, не связанные с информационными технологиями, вынуждены согласовывать в высших инстанциях возможность работать в данном Парке на льготных условиях. Сейчас это сдерживающий фактор привлечения малого бизнеса в инновационную сферу. Устранить его можно было бы, дополнив направления деятельности ПВТ таким, как «разработка и внедрение инноваций, приоритетных для республики и региона», это имело бы массу положительных последствий — дополнительный выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции, новые рабочие места, реальное снижение «утечки умов» и др.

     В настоящее время Госкомитетом по науке и технологиям завершена работа над проектом закона «Об инновационной деятельности». Его принятие предусмотрено Государственной программой инновационного развития на 2007-2010 гг. Законопроект содержит важный стимул для инновационной деятельности. Он регламентирует финансовые отношения между разработчиком и юридическим лицом, внедрившим научно-техническую продукцию и получающим благодаря этому прибыль.

     Для усиления стимулирования следовало  бы образовать местный целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производственных и инновационных предприятий. Его можно создать, реорганизовав существующие фонды (поддержки экспорта, «Энергосбережение», инновационный, развития строительной науки), которые во многом повторяют друг друга.

     Статус  местного бюджетного фонда позволит более экономно расходовать финансовые ресурсы — местные органы управления лучше других знают проблемы предприятий, находящихся в регионе. Следовательно, их дифференциация по поводу выделения средств на возвратной основе из реорганизованного фонда будет проводиться более планомерно и эффективно.

     Правительство изучает возможность пересмотра Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. В целом число проектов госпрограммы может несколько уменьшиться, а вот общий объем финансирования — наоборот, возрасти.

     Если  учесть, что приход иностранного капитала, как правило, сопровождается привлечением новых технологий, то масштабное разгосударствление реального сектора страны может оказаться одним из основных факторов перехода национальной экономики на инновационный путь развития. Или же снова придется рассчитывать на бюджетные деньги.

     В качестве стратегических задач в сфере науки и инновационного развития на Первом съезде ученых Республики Беларусь определены:

     – создание эффективной системы научного обеспечения инновационной деятельности, направленной на дальнейшее укрепление экономики Беларуси и повышение качества жизни белорусского народа;

     – достижение качественно нового технологического уклада во всех отраслях экономики с использованием новейших достижений науки, расширение экспорта наукоемкой продукции;

     – создание благоприятного инвестиционного климата и системы экономического стимулирования в сфере научной и инновационной деятельности, значительное увеличение финансирования сферы науки и научного обслуживания, доведение в перспективе наукоемкости ВВП до 3 %.

     Правительство занимает четкую и ясную позицию: наука была, есть и будет той основой, благодаря которой можно обеспечить устойчивое инновационное социально-экономическое развитие нашей страны, рост благосостояния и качества жизни всех социальных групп населения Беларуси.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В заключение работы сделаем следующие  выводы.

     Научный и научно-технический потенциал  является частью  системного экономического потенциала и поэтому находится  в определённом пропорциональном соотношении  с производственным потенциалом  национальной экономики. Данное соотношение  находится в зависимости  от согласованности  по количественным и качественным параметрам 2-х важнейших фаз в общественном воспроизводстве – предпроизводственной и производственной.

     Научный и научно-технический потенциал  является относительно самостоятельным  образованием в экономическом потенциале страны, так как он  развивается  с учетом спроса и мировых рынков на результаты  научной и научно-технической  деятельности.

     Сегодня белорусская наука выдвигает  крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование  полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без  наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.

     Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом Республики Беларусь в  Послании белорусскому народу и Национальному  собранию Республики Беларусь. Глава  государства отметил необходимость  внедрения эффективной формы  организации исследований на базе создаваемых  научно-практических центров и развития инновационной инфраструктуры. Главной  целью преобразований является создание системы институтов, необходимых  для дальнейшего развития рыночной экономики.

     В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы подтверждена необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курса на построение инновационной экономики - экономики, основанной на знаниях.  Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система (НИС) как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

     Ключевым  моментом стимулирования инновационной  деятельности и выпуска наукоемкой продукции белорусскими предприятиями  является охрана интеллектуальной собственности, поскольку позволяет получить доходы от инвестиций в НИОКР и реализации наукоемкой продукции. Мировой опыт свидетельствует о том, что успешную деятельность в сфере наукоемкого бизнеса эффективно осуществляют лишь те компании, чьи права на пользование и распоряжение собственностью, в первую очередь интеллектуальной, законодательно защищены исключительными правами. Только в том случае, когда компания имеет портфель прав в виде патентов, ноу-хау и т. д., позволяющих контролировать сектор товарного рынка, она в состоянии эффективно на нем конкурировать. Анализ деятельности отечественных и западных высокотехнологичных компаний показывает, что между ними существует отличие, заключающееся в том, что для отечественных предприятий рост расходов на НИОКР, не защищенных исключительными правами, идет быстрее, чем рост стоимости нематериальных активов, в то время как для западной высокотехнологичной компании наблюдается обратная зависимость. Такие компании стремятся, прежде всего, сформировать область исключительных прав, которую можно эффективно использовать для создания рынков наукоемкой продукции и управления ими, и только после этого инвестируют денежные средства в реализацию конкретных НИОКР.

Информация о работе Научно-технический потенциал Республики Беларусь и пути его развития