Научно-технический потенциал Республики Беларусь и пути его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – анализ развития научно-технического потенциала Республики Беларусь и путей его дальнейшего развития.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Осветить понятие и структуру научно-технического потенциала государства;

Проанализировать состояние научно-технического потенциала Беларуси;

Предложить пути дальнейшего развития научно-технического потенциала страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………….3

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВА

1.1 Сущность научно-технического потенциала……………….………...5

1.2 Структура и состав научно-технического потенциала………..……..6
1.3 Измерение научного и научно-технического потенциала……..…...8
1.4 Становление НТП зарубежных стран……………………………...10
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Стратегия инновационного развития государства …………...…….14
2.2 Анализ реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь………………………………………...……….16
2.3 Развитие международного научно-технического
сотрудничества …………………………………………...……………………21
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Государственное стимулирование инновационной деятельности предприятий ………………………………………………..…………………....24
3.2 Оптимизация развития инновационного потенциала Республики Беларусь…………………………………………………..……………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ГОТОВОdocx (Автосохраненный).docx

— 61.49 Кб (Скачать)
    1.   Становление научно-технического потенциала зарубежных стран

     Соединенные Штаты Америки обладают крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом. Выделяемые в них ежегодно ассигнования на НИОКР (312,5 млрд. долл. в 2004 г.) превышают  аналогичные расходы остальных  ведущих в научно-техническом  отношении стран, вместе взятых.  В начале 90-х гг. общая численность  занятых в науке и научном  обслуживании в США приблизилась к 7 млн. человек, в том числе научных  работников – к 1 млн. человек (в пересчете  на полный рабочий день). В 2005 г. число исследователей в пересчете на полный рабочий день составило 1,3 млн. человек.

     В сочетании с высоким уровнем  квалификации ученых и технического оснащения научных центров это  обеспечивает ведущую роль США в  мировой науке.

     Фундаментальные исследования как часть НИОКР  на 60 % сосредоточены в высших учебных  заведениях, которых в общей сложности  насчитывается примерно 4 тыс. Особую роль среди вузов США играют 156 университетов; в большинстве своем  они обладают современной технической  базой и высококвалифицированными кадрами. В свою очередь, среди них  выделяются 20 ведущих университетов  с наибольшим объемом научных  исследований (Массачусетский технологический  институт, Стэнфордский, Гарвардский, Принстонский университеты и др.).

     В отличие от фундаментальных прикладные исследования (опытно-конструкторские  разработки как часть НИОКР) осуществляются в основном в промышленности. Опытно-конструкторские  работы выполняются преимущественно  частными фирмами в специальных  исследовательских институтах и  лабораториях [3, c. 83].

     Основной  формой участия государства в  НИОКР является контракт, заключаемый  на конкурсной основе либо с университетами и их исследовательскими центрами, либо с фирмами. Большое значение имеет быстро развивающийся инновационный бизнес, который соединяет науку и предпринимательство. Его центрами становятся территориальные научно-производственные комплексы (технопарки, технополисы). В технополисах осуществляются разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, а также экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции. В 2005 г. в США насчитывалось 105 технополисов.

     Соединенные Штаты Америки лидируют в мире по таким направлениям научно-технического прогресса, как выпуск суперкомпьютеров военного и производственного назначения и их программное обеспечение, производство авиационной и космической техники, лазеров и биотехнологии. Сюда входит и разработка новых технологий по охране окружающей среды.

     Они остаются крупнейшим в мире производителем наукоемкой продукции: их доля в мировом  производстве этой продукции составляла в середине 90-х гг. около 40%.

     Западная  Европа – один из главных в мире центров науки. Общая численность  научных работников в ней превышает 700 тыс. человек, к которым следует  добавить исследователей в странах  Центральной и Восточной Европы – 300 тыс. человек. Ведущие страны региона  расходуют на научно-технические  исследования свыше 2% ВВП (кроме Италии).

     В 2005 г. в Германии насчитывалось 62 технополиса, в Великобритании – 40, во Франции  – 30.

     В течение длительного времени  Западная Европа заметно отставала  от США и Японии, прежде всего  по исследованиям в сфере высоких  технологий. Это отставание, хотя и  сократилось, все же сохраняется  и в настоящее время. Расходы  на НИОКР в расчете на душу населения  в Западной Европе в целом ниже, чем в США и Японии: Германия в 2006 г. – 710 долл. на душу населения; Япония – 870; США – 1000. В этом регионе мира не столь широко используется передовая технология (например, меньше применяется компьютерная техника). Отличительной чертой научно-технического потенциала Западной Европы является сравнительно небольшое количество военных и космических исследований по сравнению с США. Научно-технический потенциал стран Западной Европы в значительной степени ориентирован на фундаментальные исследования. Страны региона занимают передовые рубежи в строительстве АЭС, производстве фармацевтических препаратов, технике связи, ряде отраслей транспортного машиностроения. В то же время Западная Европа отстает в таких областях, как производство интегральных схем и полупроводников, изготовление микропроцессоров, биоматериалов.

     До  начала 80-х гг. Япония заметно отставала  от США и отчасти Западной Европы по научно-техническому потенциалу, особенно в области фундаментальных исследований. Но затем, исчерпав экстенсивные факторы  развития экономики, Япония перешла  к опережающему росту наукоемких отраслей. С этой целью государство  и частные компании сосредоточили  усилия на развитии собственных исследований вместо преимущественного использования  зарубежных научно-технических достижений, как это было в 50-60-е гг. Расходы  Японии на НИОКР возросли с 2,1% ВВП  в 1975 г. до 3,1% в 1985 г. и 3,15% в 2006 г.

     Приоритетными отраслями японской экономики стали  такие наукоемкие производства, как  выпуск промышленных роботов, медицинской  электроники, информационных систем, интегральных схем, новых металлов и керамики, оптических волокон, биотехнологии. Япония занимает ведущие позиции по экспорту микроэлектронных компонентов и  электронной потребительской техники.

     За  последнее десятилетие Япония превратилась из нетто-импортера в нетто-экспортера технологий. Так в 2006 г. было получено от нерезидентов 15,7 млрд. долл. в качестве лицензионного вознаграждения, а выплатила нерезидентам 13,6 млрд. долл.

     Но, несмотря на успехи японских фирм в  развитии наукоемких производств, все  еще сохраняется значительная зависимость  от американской технологии [3, c. 84]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ  НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

     2.1 Стратегия инновационного развития государства

     Сегодня белорусская наука выдвигает  крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование  полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без  наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.

     Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом Республики Беларусь в  Послании белорусскому народу и Национальному  собранию Республики Беларусь. Глава  государства отметил необходимость  внедрения эффективной формы  организации исследований, на базе создаваемых научно-практических центров и развития инновационной инфраструктуры. Главной целью преобразований является создание системы институтов, необходимых для дальнейшего развития рыночной экономики [13, c. 17].

     В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы подтверждена необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курса на построение инновационной  экономики - экономики, основанной на знаниях.  Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный  опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная  система (НИС) как современная институциональная  модель генерации, распространения  и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

     В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь, Правительством совместно с НАН Беларуси с  учетом предложений республиканских  органов госуправления, облисполкомов, Мингорисполкома в Республике Беларусь разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы (далее – Программа).

     Стратегическая  цель Программы — создание инновационной, конкурентоспособной на мировом  рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей, социально ориентированной экономики  Беларуси, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение качества жизни белорусского народа, защиту экологии.

     Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:

     – создать благоприятную для инновационной  деятельности экономическую, правовую и социально-культурную среду;

     - перестроить действующие структурно-функциональные  блоки НИС, повысить их интегрированность  и эффективность в рыночных  условиях;

     - сформировать инновационную инфраструктуру;

     - обеспечить информационное сопровождение  инновационной деятельности;

     - развивать инновационное предпринимательство;

     - развивать финансовую инфраструктуру;

     - создать мотивационный механизм  инновационной деятельности;

     - развивать институты использования  и защиты прав интеллектуальной  собственности;

     - готовить кадры для инновационной  деятельности;

     - обеспечить государственное управление  и взаимодействие элементов НИС [11, c. 21].

     Для реализации указанных направлений  в Государственной программе  разработан Комплекс мероприятий с  указанием исполнителей, сроков, механизмов реализации, правового и финансового  обеспечения.

     2.2  Анализ реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь

     Сегодня можно уже подвести некоторые  предварительные итоги двухлетнего  этапа (2007–2008 гг.) реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь (ГПИР). В целом за 2007–2008 гг. введено в эксплуатацию 437 производств, что составляет 46% от плана. Если 2007 год был годом становления ГПИР, то в 2008 г. в процесс реализации проектов инновационного развития включились все 36 государственных заказчиков. В 2008 г. предусматривалось создание производств по 236 проектам. Этот показатель удалось превысить, и по итогам работы за год введено в эксплуатацию 242 объекта, в том числе: предприятий и важнейших производств — 41, производств на действующих предприятиях — 87. На проектную мощность за 12 месяцев 2008 г. выведены 153 производства при плане 157.

     Объем произведенной инновационной продукции  в 2008 г. составил около 3,5 трлн руб., в том числе по важнейшим инновационным проектам в период выполнения этапов от ввода в эксплуатацию до выхода на проектную мощность — 1856 млрд руб., произведено 286 наименований инновационной продукции; при освоении и выпуске новой продукции, технологий, изделий по заданиям государственных научно-технических программ (ГНТП) — 1633,5 млрд руб.[1, c. 2].

     План  по инвестициям в создание производств  выполнен большинством государственных  заказчиков. Вместе с тем, нельзя не отметить, что финансирование инновационных  проектов обеспечено Министерством  архитектуры и строительства  только на 55,4%, Министерством по налогам и сборам — на 55,8% от годового плана. В основном главными источниками инвестиционных затрат были собственные средств организаций и средства республиканского бюджета, включая инновационные фонды, доли которых в общем объеме затрат составили по 32%, доля иностранных инвестиций в общих затратах составила только 10%, банковского кредитования — 20%, доля местных бюджетов составляет 5%.

     В рамках инновационной деятельности за отчетный период по республике были выполнены основные целевые показатели. Доля новой продукции в общем  объеме продукции промышленности составила 16,4% при плане 15%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства составила 70,3% при плане 69%. В то же время, доля затрат на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь в инвестициях в основной капитал составила 43,6% при плане на 2008 г. 48,0% (табл. 2.1).

     Таблица 2.1 – Освоение инвестиционных средств  государственными заказчиками в 2008 г. и выполнение прогнозных показателей

     Наименование  заказчика Доля новой  продукции, % Доля сертифицированной  продукции, %
Министерство  архитектуры и строительства      16,1      75,0
Министерство  промышленности      34,3      75,9
Концерн «Белнефтехим»      17,1      88,5
Министерство  сельского хозяйства и продовольствия      9,3      73,7
Министерство  транспорта и коммуникаций      11,6      45,3
Министерство  связи и информатизации      24,2      20,3
Минский горисполком      8,7      62,5
Могилевский облисполком      11,7      80,8
Концерн «Беллесбумпром»      11      70,2
Брестский облисполком      4,5      81,1
Гомельский  облисполком      1,7      73,3
Минский облисполком      4,7      68,5
Гродненский облисполком      29,8      73,3
Витебский облисполком      4      80,3
Концерн «Белгоспищепром»      5,9      96,5

Информация о работе Научно-технический потенциал Республики Беларусь и пути его развития