Научно-технический потенциал Республики Беларусь и пути его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – анализ развития научно-технического потенциала Республики Беларусь и путей его дальнейшего развития.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Осветить понятие и структуру научно-технического потенциала государства;

Проанализировать состояние научно-технического потенциала Беларуси;

Предложить пути дальнейшего развития научно-технического потенциала страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………….3

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВА

1.1 Сущность научно-технического потенциала……………….………...5

1.2 Структура и состав научно-технического потенциала………..……..6
1.3 Измерение научного и научно-технического потенциала……..…...8
1.4 Становление НТП зарубежных стран……………………………...10
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Стратегия инновационного развития государства …………...…….14
2.2 Анализ реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь………………………………………...……….16
2.3 Развитие международного научно-технического
сотрудничества …………………………………………...……………………21
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Государственное стимулирование инновационной деятельности предприятий ………………………………………………..…………………....24
3.2 Оптимизация развития инновационного потенциала Республики Беларусь…………………………………………………..……………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ГОТОВОdocx (Автосохраненный).docx

— 61.49 Кб (Скачать)
 

     Наиболее  напряженные планы по созданию и  внедрению технологий (с отчетным этапом «ввод в эксплуатацию») реализовали  Министерство промышленности — 26 проектов, Витебский облисполком — 21 проект, Министерство транспорта и коммуникаций — 15 проектов, Могилевский облисполком — 14 проектов, Минский горисполком — 12 проектов, Минский и Брестский облисполком — 11 проектов, Министерство спорта и туризма, Министерство связи и информатизации, концерн «Белнефтехим», Гомельский облисполком — по 10 проектов. С этапом «выход на проектную мощность» наиболее напряженные проекты были успешно реализованы Министерством промышленности — на 25 производствах, Министерством здравоохранения — на 22 производствах, Минским горисполкомом и Минским облисполкомом — на 10 производствах [1, c. 4].

     В рамках инновационной деятельности за отчетный период по республике были выполнены основные целевые показатели. Доля новой продукции в общем  объеме продукции промышленности составила 16,4% при плане 15%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства составила 70,3% при плане 69%. В то же время, доля затрат на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь в инвестициях в основной капитал составила 43,6% при плане на 2008 г. 48,0%

     В настоящее время инновационной  деятельностью охвачены все отрасли  промышленности республики, а показатель числа инновационно активных предприятий  достаточно устойчив (табл. 2.2).

     Таблица 2.2 – Основные показатели инновационной  деятельности промышленности

     Показатель 2004 2005 2006 2007 2008
Число инновационно активных промышленных предприятий 325 314 292 318 378
Уровень инновационной активности, % 13,9 13,6 13,0 14,1 16,3
Затраты на технологические инновации, млрд. руб. 910,5 1060,9 1825,2 2362,1 2568,2
Объем отгруженной инновационной продукции, млрд. руб. 1733,0 2586,6 4350,1 7003,6 8206,1
Удельный  вес инновационной продукции  в объеме отгруженной продукции, % 9,3 10,5 11,9 15,2 14,8
 

     С 2004 по 2008 гг. наблюдается процесс постепенного выравнивания и по регионам. Несмотря на то что их наибольшая доля по-прежнему сосредоточена в г. Минске (21,3%), в Могилевской области этот показатель вырос почти вдвое (с 6,5% в 2004 г. до 10% в 2008 г.). Согласно анализу статистических данных инновационная деятельность наиболее интенсивно ведется в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка (здесь сконцентрировано 43,9% всего числа предприятий промышленности, осуществляющих инновационную деятельность), пищевая промышленность (около 18,8%), легкая промышленность (10,1%), промышленность стройматериалов (6,6%), химическая и нефтехимическая промышленности (5,3%), а также лесная, деревообрабатывающая целлюлозно-бумажная промышленность (4,2%) [6, c. 26].

     Следует особо отметить, что деятельность инновационно активных предприятий  затрагивает практически все  сферы экономики. В 2008 г. основными направлениями приложения их усилий стало выполнение исследований и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (41,2%); 30,4% — осуществляли производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов и внедрения новых услуг; 16,7% — проводили маркетинговые исследования.

     О высокой конкурентоспособности  и востребованности производимой инновационной  продукции говорит повышение  уровня ее поставок на рынки за пределами  Республики Беларусь. Основными экспортерами инновационной продукции в 2008 г. были Гомельская и Минская области, а также г. Минск.

     В целом по республике 73% инновационной продукции идет на экспорт, при этом в общем объеме экспорта большая часть инновационной продукций (54%) направляется в страны дальнего зарубежья. Из 46% инновационной продукции, поставляемой в страны СНГ, около 80% экспортируется в Россию [6, c. 27].

     Большая часть внутренних инвестиций (73%) инновационно активных предприятий (исходя из показателей 2008 г.) пришлась на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, 7,8% — на новые технологии, 15% — на программные средства. Постепенно увеличивается доля инновационно активных предприятий, которые занимаются обучением и переподготовкой персонала, связанного с их работой: если в 2004 г. таких предприятий было 12%, то в 2008 г. их доля составила уже 15%.

     Динамика  объемов финансирования за счет средств  республиканского бюджета, предусмотренных  на научную, научно-техническую и  инновационную деятельность, начиная  с 2006 г. свидетельствует о проявлении негативной тенденции: несмотря на абсолютное увеличение расходов на науку к 2009 г. по сравнению с 2005 г. в 1,9 раз (при необходимом увеличении к 2010 г. в 2,5–3,0 раза), удельный вес расходов республиканского бюджета в процентах к ВВП снижается с 0,38% в 2005 г. до 0,33% в 2008 г.

     Наибольшее  увеличение по сравнению с 2007 г. имели расходы на фундаментальные и прикладные научные исследования — на 20,5%; на НИОК(Т)Р, выполняемые по президентским, государственным народнохозяйственным и социальным, государственным научно-техническим программам, — на 15,5%; на научные исследования и разработки, направленные на научно-техническое обеспечение деятельности министерств, иных республиканских органов государственного управления, — 18,7% [10, c. 8].

     В 2008 г. наблюдался значительный рост расходов по статье «другие направления, связанные с научной, научно-технической и инновационной деятельностью». Они составили в 2008 г. 48,0 млрд руб. (в 2007 г. — 3,5 млрд руб.). Это связано с выделением значительных средств республиканского бюджета на модернизацию материально-технической базы научно-практических центров НАН Беларуси.

     Однако  следует отметить, что в 2008 г. расходы бюджетных средств на развитие материально-технической базы научных организаций составили всего 28,5 млрд руб. (в 2007 г. — 38,4 млрд руб.).

     2.3 Развитие международного научно-технического сотрудничества

     Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС) в 2008 г. развивалось по тем направлениям и с теми странами, которые уже показали свою перспективность, и было направлено как на повышение авторитета страны на международном уровне, так и на широкое распространение в научных и деловых кругах информации о научно-техническом потенциале республики, о возможностях белорусских научных и научно-производственных организаций, продвижение белорусской наукоемкой продукции на внешние рынки, привлечение иностранных инвестиций в научно-техническую сферу.

     Основные  направления МНТС:

     1. Двустороннее сотрудничество со  странами дальнего зарубежья.

     2. Сотрудничество в рамках Союзного  государства.

     3. Сотрудничество с государствами — участниками СНГ и ЕврАзЭС.

     4. Развитие многостороннего сотрудничества  и взаимодействия с ведущими  международными организациями и  центрами.

     5. Развитие современной информационно-коммуникационной  базы.

     1. Двустороннее сотрудничество со странами дальнего зарубежья занимало важное место в системе международных связей ГКНТ. Такое сотрудничество реализовывалось с рядом европейских стран (ФРГ, Франция, Сербия, Чехия, Словакия), странами Балтии, рядом стран Азии (Вьетнам, Индия, Иран, Китай, КНДР, Республика Корея, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция), Африки (Ливия, ЮАР) и Латинской Америки (Венесуэла, Куба).

     Первостепенное  внимание, в частности, уделялось  двустороннему взаимодействию со странами Персидского залива.

     2. Сотрудничество в рамках Союзного  государства. 

     Активизировалось  сотрудничество с Российской Федерацией в научной сфере, в расширении кооперации и интеграции в области  совместных исследований и разработок через программы Союзного государства. Развитие сотрудничества между Республикой  Беларусь и Российской Федерацией, в том числе и в научной  сфере, обсуждалось в ходе проведения ряда совместных мероприятий, в которых  приняли участие руководители и  сотрудники ГКНТ.

     3. Сотрудничество с государствами — участниками СНГ и ЕврАзЭС.

     Представители ГКНТ, Белорусского инновационного фонда  в 2008 г. принимали активное участие в рабочих совещаниях заместителей руководителей органов исполнительной власти государств — участников СНГ, отвечающих за инновационное развитие. Рассматривались вопросы разработки проекта Межгосударственной целевой программы инновационного развития государств — участников СНГ на период до 2020 г.[10, c. 9].

     Углублялось двустороннее сотрудничество в плане  расширения договорной правовой базы МНТС со странами — участниками СНГ посредством заключения новых соглашений в области научно-технического сотрудничества.

     4. Развитие многостороннего сотрудничества  и взаимодействия с ведущими  международными организациями и  центрами.

     Активно развивалось сотрудничество и взаимодействие с такими ведущими международными организациями  и центрами, как Объединенный институт ядерных исследований, Европейская  организация ядерных исследований, Организация объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Всемирная организация интеллектуальной собственности, Международный научно-технический центр, программы Европейского Союза (6-я и 7-я Рамочные программы научных исследований и технологического развития).

     5. Развитие современной информационно-коммуникационной  базы.

     Одним из основных направлений по развитию экспорта высокотехнологичной продукции  является развитие современной информационно-коммуникационной базы. На постоянной основе проводилась  работа по развитию и актуализации веб-сайтов (ГКНТ, ГУ «БелИСА», Республиканский центр трансфера технологий, Межвузовский центр маркетинга НИР), на которых представлена информация о продукции научных, научно-производственных организаций и университетов республики на русском, английском и китайском языках. Информация о вышеупомянутых сайтах регулярно доводилась до сведения МИД и зарубежных представительств Республики Беларусь. ГКНТ изданы информационные материалы на английском, немецком, испанском языках о состоянии научно-технической сферы в республике, о высокотехнологичных разработках научных организаций и предприятий. 
 

     3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     3.1 Государственное  стимулирование инновационной  деятельности предприятий 

     Республика  Беларусь – одно из немногих государств на постсоветском пространстве, которое не только сохранило, но и последовательно наращивает образовательный, интеллектуальный и научно-технический потенциал общества. Вместе с тем реализация стратегии инновационного развития страны, которую определил глава государства, требует от научной общественности концентрации усилий на создании нового технологического уклада, внедрении в реальный сектор экономики конкурентоспособных технологий, повышении экспортного потенциала всех отраслей и регионов республики, что позволит обеспечить более высокий уровень жизни белорусского народа [14, c. 5].

     Основными направлениями государственного стимулирования инновационной деятельности белорусских предприятий и повышения доли наукоемкой продукции в экспорте с учетом опыта стран с малой экономикой Западной и Северной Европы являются:

     а) повышение уровня финансирования НИОКР  из государственных источников, средств  отечественных компаний и университетского сектора. Наукоемкость ВВП в Беларуси в 2001—2008 гг. составляла 0,6—0,7% (по методике ОЭСР) и 0,7—0,8% (по методике СНГ), в то же время в странах с малой экономикой Западной и Северной Европы в среднем она была на уровне 2,25%;

     б) осуществление финансовых вливаний в производство высокотехнологичных товаров, а также средней и низкой наукоемкости, по которым Республика Беларусь обладает выявленными сравнительными преимуществами, и сферу услуг;

     в) формирование развитого рынка знаний и инноваций на основе института интеллектуальной собственности;

     г) стимулирование инновационной деятельности не только крупных национальных компаний, но и средних и мелких фирм [4, c. 24].

     Для этого необходима либерализация  деловой среды, способствующей созданию инновационных продуктов на отечественных предприятиях и продвижению их на рынок. Привлечение иностранных инвестиций в наукоемкий и высокотехнологичный сектор экономики потребует снизить налоговую нагрузку в научно-инновационной сфере; предоставлять государственные субсидии на НИОКР; использовать налоговые кредиты, амортизационные скидки на НИОКР; создать в стране венчурные фонды и пригласить зарубежных венчурных инвесторов для обучения данному виду деятельности отечественное бизнес-сообщество; субсидировать подготовку и увеличение мобильности научно-технических кадров;

Информация о работе Научно-технический потенциал Республики Беларусь и пути его развития