Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 17:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ развития научно-технического потенциала Республики Беларусь и путей его дальнейшего развития.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Осветить понятие и структуру научно-технического потенциала государства;
Проанализировать состояние научно-технического потенциала Беларуси;
Предложить пути дальнейшего развития научно-технического потенциала страны.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………….3
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность научно-технического потенциала……………….………...5
1.2 Структура и состав научно-технического потенциала………..……..6
1.3 Измерение научного и научно-технического потенциала……..…...8
1.4 Становление НТП зарубежных стран……………………………...10
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Стратегия инновационного развития государства …………...…….14
2.2 Анализ реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь………………………………………...……….16
2.3 Развитие международного научно-технического
сотрудничества …………………………………………...……………………21
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Государственное стимулирование инновационной деятельности предприятий ………………………………………………..…………………....24
3.2 Оптимизация развития инновационного потенциала Республики Беларусь…………………………………………………..……………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………
1
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАУЧНО-
1.1 Сущность научно-технического потенциала……………….………...5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
На современном этапе развития экономики на смену прежней экономической системе, невосприимчивой к новым технологиям, отличающейся ресурсоемкостью, должна прийти новая, более устойчивая. Перспективы развития экономики в настоящее время принято связывать с освоением новых технологий, производственных, информационных, социальных и т.п., а также с изменением общей концепции экономического развития на новой методологической основе, способной обеспечить проведение политики по изменению траектории развития, направленной на формирование и усиление позитивной динамики, становление инновационной экономики.
Благодаря научно-техническому прогрессу в XX веке экономический рост в промышленно развитых странах превратился в устойчивую тенденцию, что создало условия для значительного повышения уровня жизни населения. В этой связи особую актуальность приобретает проблема оценки вклада НТП в обеспечение экономического роста и выявление механизма воздействия НТП на прирост реального объема производства в целях разработки рациональной стратегии реализации научно-технического потенциала для повышения конкурентоспособности экономики. В условиях белоруской экономики освоение достижений НТП и проведение грамотной технологической и инновационной политики рассматривается как один из важнейших путей преодоления кризиса и нормализации функционирования реального сектора экономики.
Актуальность
темы курсовой работы заключается в
том, что сегодня в условиях второго
этапа научно-технического развития
решающее значение в обеспечении
конкурентоспособности играют инновации,
развитие инновационной политики в
системе экономической политики
является одним из направлений развития
государства.
Объектом
исследования курсовой работы является
научно-технический потенциал
Предметом
– научно-технический
Цель данной курсовой работы – анализ развития научно-технического потенциала Республики Беларусь и путей его дальнейшего развития.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Осветить
понятие и структуру научно-
Проанализировать состояние научно-технического потенциала Беларуси;
Предложить
пути дальнейшего развития научно-технического
потенциала страны.
Научный
и научно-технический
Необходимый
научный и научно-технический
потенциал страны предопределён
по содержанию, структуре и новизне
целями и задачами тактического и
стратегического развития экономики
страны. Отсюда вытекает необходимость
выделения тактических и
Состояние и перспективы научного и научно-технического потенциала зависят от совокупности условий, которые создаёт государство для его развития и использования. Эти условия напрямую связаны с такими категориями, как инвестиционный, предпринимательский, научно-технический климат, институциональная среда, качество управления и другие.
Преобразующие
возможности данного
Качество научного и научно-технического потенциала предопределяется степенью технологической новизны, которая заложена в основе производимых с его помощью товаров и услуг, а также основных факторов – ресурсов.
Развитие
научного и научно-технического потенциала
страны объективно предопределяется логикой,
динамикой и закономерными
Конкурентоспособность данного потенциала характеризуется, прежде всего, конкурентными преимуществами по сравнению с соответствующим потенциалом страны-конкурента.
Оценка
роли и места науки как комплекса
достижений человеческого разума, накапливаемых
и воплощаемых в общественном
производстве страны, может быть дана
путем анализа научно-
Научно-технический
потенциал (НТПт) страны создается усилиями
как национально-технических
Научно-технический
потенциал – это обобщенная характеристика
уровня развития науки, инженерного
дела, техники в стране, возможностей
и ресурсов, которыми располагает
общество для решения научно-
Научно-технический потенциал включает:
Материально-техническая база – это совокупность средств научно-исследовательского труда, включая научные организации, научное оборудование и установки, экспериментальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д. На уровне отрасли, фирмы или компании речь идет, как правило, о материально-технической базе прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Их цель – быстрое и эффективное воплощение научных идей в конкретные технические и технологические новшества.
Информационная составляющая в научно-техническом потенциале играет особую роль. В качестве специфического предмета труда здесь выступает информация об итогах предшествующих исследований, разработок и освоение нововведений. Ее носителями являются тематические карты о начатых и отчеты, о законченных исследованиях и разработках, публикации и диссертации, содержащие новые теории, гипотезы, рекомендации, описания, формулы, схемы, чертежи и т.д.
По характеру материальных носителей можно выделить следующие виды информации:
Организационно-
Измерение научного и научно-технического потенциала следует проводить в 3 последовательных этапа:
Оценка преобразующих возможностей готовых к использованию инноваций во всех структурных звеньях научного и научно-технического комплекса с точки зрения изменения свойств товаров и технологической базы их производства (повышение качества, улучшение потребительских свойств, рост производительности труда, экологическая чистота пр.).
Изучение существующего задела в совокупности фундаментальных знаний, прикладных исследований, ОКР и опытных производств на предмет преобразования их в полноценные инновации для использования в действующем воспроизводстве, определение времени этих преобразований и необходимой совокупности ресурсов (Изучение возможных инноваций с точки зрения их преобразующих воздействий на изменение свойств товаров и факторов-ресурсов и времени этого воздействия) [15, c. 45].
Интенсификация инновационной деятельности обусловила повышение спроса на человеческий капитал, помимо роста оплаты труда высококвалифицированных ученых и специалистов, заметно больше внимания стало уделяться повышению их мобильности, которая рассматривается как еще один фактор усиления взаимодействия науки и производства. При этом при разработке политики, относящейся к рынку высококвалифицированных трудовых ресурсов, учитывается существенная неэластичность предложения научно-технического персонала. Это связано с тем, что, во-первых, ученые и инженеры, так же как и высококвалифицированные рабочие, характеризуются высоким уровнем человеческого капитала, накопление которого занимает значительное время (часто большую часть жизни), во-вторых, естественный вход на рынок ученых и инженеров невелик. В дополнение к этому следует учитывать, что предложение новых идей еще менее эластично, чем предложение научно-технического персонала. В кризисных же условиях, особенно при резком сокращении оплаты труда, избыточное предложение высококвалифицированных специалистов стимулирует их переход в другие сферы труда либо выезд на временную или постоянную работу в страны с устойчивым экономическим ростом (braindrain).
Становление экономики знаний сопровождается с 1990-х гг. быстрым ростом взаимодействия фирм в научно-технической области. Как уже отмечалось, это вызвано невозможностью проведения одной фирмой исследований по многим направлениям, требуемым для создания высокой технологии. Кооперация нескольких фирм позволяет им снизить риски и затраты ресурсов и времени на проведение НИОКР, повысив при этом совокупный объем знаний. Такая кооперация выгодна также на уровне каждой отдельно взятой страны и поэтому поощряется государством: очевидно, синергетический эффект позволяет не только повысить научно-технический потенциал участвующих в кооперации фирм, но также распространяется и на других агентов, занимающихся инновационной деятельностью (как правило, косвенно, путем передачи знаний и обновления технологической базы).
Информация о работе Научно-технический потенциал Республики Беларусь и пути его развития