Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:04, доклад
Любая социально-экономическая система достигает успеха в своей деятельности, если она находится в состоянии последовательного и неуклонного развития. Развитие – это приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности организации, ее рост. Как бы успешно она ни функционировала, но если руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной.
Инновационный процесс, как фактор антикризисного управления.
К инновациям
можно отнести любые
Инновация – элементарная, движущая составляющая предпринимательства, всегда присущая рыночной экономике. Внедрение инноваций представляет собой сложный, творческий процесс, а сами инновации являются «первичным ресурсом» предпринимательства в рыночной экономике.
В центре
инновационного процесса всегда стоит
инициатива производителя. Инновации
подразумевают рационализацию процесса
управления и производства. Работа
с инновациями и их внедрение
представляются достаточно рискованными
мероприятиями. Степень риска при
осуществлении различных
Инновационный
потенциал организаций во многом
предопределяется разнообразием и
степенью производственно-
Совместное воздействие на структуру инноваций в промышленности экономической обстановки, условий формирования структуры в отраслях и в организациях привело к сохранению преимущественной ориентации на обновление выпускаемой продукции в последнее десятилетие. На это же нацеливается действующая система экономического стимулирования.
Очень
часто потребность в инновациях
зарождается внутри самой организации.
В практике встречаются такие
ситуации, когда предприятие само
становится одновременно разработчиком
и потребителем инновационных технологий.
Инновации стимулируются
Положительный
эффект от внедрения инновационных
технологий очевиден. Это, как правило,
быстрое и существенное повышение
производительности труда и далее
более высокий коммерческий эффект.
Все это обусловлено
На сегодняшний день большое количество крупных организаций создали, так называемые, научно-технические комплексы, которые позволяют проводить разработку и внедрение инновационных технологий в производство.
Термин
«Антикризисное управление» возник
сравнительно недавно. Считается, что
причина его появления
Современный
этап становления рыночной экономики
России требует создания системы
инновационной политики. Под государственной
инновационной политикой
Государственная
инновационная политика должна создать
необходимые и достаточные
Инновационный процесс
как фактор антикризисного
управления и средство
повышения антикризисной
устойчивости.
Любая
социально-экономическая
Особенно
актуальна эта проблема для экономики
нашей страны, переживающей переход
к рыночным отношениям. Сложившаяся
в настоящее время ситуация в
российской экономике характеризуется
общим спадом производства и конкурентоспособности
продукции, снижением заинтересованности
большинства
Кризис в экономике страны усугубляется инновационным кризисом, который проявляется в резком снижении управляемости процессами создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских творческих коллективов. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами становится одной из важнейших задач повышения антикризисной устойчивости.
Известный американский экономист Эдвард Дёминг, которому японская промышленность обязана рождением и всемирным успехом, изложил в книге «Выход из кризиса» свою программу управления корпорацией в условиях жесткой конкуренции, когда успех одних порождает сложные проблемы для других. Суть этой программы представлена в сформулированных Э.Дёмингом знаменитых 14 принципах, следовать которым он призывает руководство компаний. Вот некоторые из них:
1. сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги стало постоянным. Ваша конечная цель – стать конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места;
2. постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания, чтобы повышать качество и производительность и таким образом непрерывно снижать затраты;
3. создайте систему подготовки кадров на рабочих местах;
4. внедрите обширную программу повышения квалификации и самосовершенствования;
5. сделайте так, чтобы каждый сотрудник компании участвовал в программе преобразований. Преобразование – дело каждого!
Реализация
отмеченных принципов напрямую связана
с формированием эффективной
системы инновационного управления
предприятием, позволяющей ему
Наибольший вклад в развитие теории инновации принадлежит, по мнению специалистов, австрийскому экономисту Й. Шумпетеру, разработавшему в начале века собственную теорию экономического развития. Он считал, что основу экономического роста составляют нововведения. В соответствии с классификацией Й. Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается, как:
1. изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;
2. внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;
3. освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;
4. получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;
5. проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения другого предприятия.
Позже, развивая данную теорию, Шумпетер использовал термин innovation, что в русском переводе с английского означает «нововведение».
Современная концепция теории инновации включает такие понятия, как «жизненный цикл продукции» и «жизненный цикл технологии производства».
В начальной
фазе научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ (НИОКР)
проводятся фундаментальные теоретические
исследования, прикладные изыскания
и проектно-конструкторские
Основными
целями фазы технологического освоения
производства являются его подготовка
к внедрению результатов
На фазе стабилизации объемов производства происходит тиражирование новых продуктов. Стабильное производство призвано обеспечить удовлетворение потребностей общества в конкретных видах изделий заданного качества и количества.
Последняя
фаза жизненного цикла продукции
демонстрирует стадию, когда рынок
достигает насыщения, происходит снижение
объемов продаж и дальнейшее обеспечение
спроса на продукцию возможно благодаря
применению новых технических или
технологических решений с
Инновационный
процесс, являясь частью жизненного
цикла продукции, включает различные
стадии – начиная от исследования
и разработки новой технической
идеи, технологии и кончая доведением
ее до промышленного внедрения, получения
нового продукта и его коммерциализации.
Заключительный этап инновационного процесса,
связанный с освоением
Информация о работе Иновационный процесс как фактор антикризисного управления