Иновационный процесс как фактор антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:04, доклад

Краткое описание

Любая социально-экономическая система достигает успеха в своей деятельности, если она находится в состоянии последовательного и неуклонного развития. Развитие – это приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности организации, ее рост. Как бы успешно она ни функционировала, но если руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной.

Файлы: 1 файл

Инновационный процесс.docx

— 32.34 Кб (Скачать)

Инновационный процесс, как фактор антикризисного управления.

   К инновациям можно отнести любые технические, организационные, Особенно велика роль инноваций для повышения уровня конкурентоспособности предпритятий. Инновации находятся, с одной  стороны, в противоречии со всем консервативным, направленным на сохранение существующего  положения, с другой стороны, – нацелены, в пределах стратегии изменений, на значительное повышение технико-экономической  эффективности деятельности организации.

   Инновация – элементарная, движущая составляющая предпринимательства, всегда присущая рыночной экономике. Внедрение инноваций  представляет собой сложный, творческий процесс, а сами инновации являются «первичным ресурсом» предпринимательства  в рыночной экономике.

   В центре инновационного процесса всегда стоит  инициатива производителя. Инновации  подразумевают рационализацию процесса управления и производства. Работа с инновациями и их внедрение  представляются достаточно рискованными мероприятиями. Степень риска при  осуществлении различных инноваций  различна. Инновации на частичную  модернизацию оборудования и технологии производства, обновление выпускаемой  продукции, снижение издержек производства и повышение материальной заинтересованности членов коллектива в результатах  труда связаны с незначительным риском и объявляются обязательными  условиями неуклонного повышения  эффективности производства.

   Инновационный потенциал организаций во многом предопределяется разнообразием и  степенью производственно-технологического единства входящих в их состав производственных единиц. Чем более активную роль играют организации в воспроизводственном  процессе, и чем больше степень  интеграции их основных производств, тем  выше инновационный потенциал.

   Совместное  воздействие на структуру инноваций  в промышленности экономической  обстановки, условий формирования структуры  в отраслях и в организациях привело  к сохранению преимущественной ориентации на обновление выпускаемой продукции  в последнее десятилетие. На это  же нацеливается действующая система  экономического стимулирования.

   Очень часто потребность в инновациях зарождается внутри самой организации. В практике встречаются такие  ситуации, когда предприятие само становится одновременно разработчиком  и потребителем инновационных технологий. Инновации стимулируются увеличением  спроса на продукцию и ростом объема продаж, а также возможным повышением цен на некоторые виды ресурсов.

   Положительный эффект от внедрения инновационных  технологий очевиден. Это, как правило, быстрое и существенное повышение  производительности труда и далее  более высокий коммерческий эффект. Все это обусловлено совершенствованием технологических процессов. Ввиду  того, что технологические инновации  обеспечивают снижение затрат на производство, а в дальнейшем и цен, наибольшую выгоду от этих инноваций получают производители, владеющие более  высокой долей рынка продаж продукции.

   На  сегодняшний день большое количество крупных организаций создали, так  называемые, научно-технические комплексы, которые позволяют проводить  разработку и внедрение инновационных  технологий в производство.

Термин  «Антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что  причина его появления заключается  в реформировании российской экономики  и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название «антикризисного».

Современный этап становления рыночной экономики  России требует создания системы  инновационной политики. Под государственной  инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов  воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и  повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика приобретает  важное значение в условиях повышения  инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.

Государственная инновационная политика должна создать  необходимые и достаточные условия  для расширения, ускорения и повышения  эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и  внедрение конкурентоспособной  продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг (торговые фирмы, предприятия массового питания, транспортные организации, предприятия связи, банки, страховые общества и т. д.).                                               

  Инновационный процесс  как фактор антикризисного  управления и средство повышения антикризисной устойчивости.        

Любая социально-экономическая система  достигает успеха в своей деятельности, если она находится в состоянии  последовательного и неуклонного  развития. Развитие – это приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности  организации, ее рост. Как бы успешно  она ни функционировала, но если руководство  не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые  виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она  через определенный промежуток времени  рискует стать неконкурентоспособной. А это означает ослабление позиций  на рынках сбыта, потерю потребителей продукции и снижение размеров прибыли. Все это способствует возникновению  кризисной ситуации в организации  и может послужить причиной банкротства.        

Особенно  актуальна эта проблема для экономики  нашей страны, переживающей переход  к рыночным отношениям. Сложившаяся  в настоящее время ситуация в  российской экономике характеризуется  общим спадом производства и конкурентоспособности  продукции, снижением заинтересованности большинства товаропроизводителей в проведении инновационных мероприятий, а также практически полным отсутствием  у государственных структур целостной  инновационной политики.       

Кризис  в экономике страны усугубляется инновационным кризисом, который  проявляется в резком снижении управляемости  процессами создания и внедрения  новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских творческих коллективов. С учетом этого поиск возможных  решений проблем управления инновационными процессами становится одной из важнейших  задач повышения антикризисной  устойчивости.       

Известный американский экономист Эдвард Дёминг, которому японская промышленность обязана  рождением и всемирным успехом, изложил в книге «Выход из кризиса» свою программу управления корпорацией  в условиях жесткой конкуренции, когда успех одних порождает  сложные проблемы для других. Суть этой программы представлена в сформулированных Э.Дёмингом знаменитых 14 принципах, следовать  которым он призывает руководство  компаний. Вот некоторые из них:

1.                сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги стало постоянным. Ваша конечная цель – стать конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места;

2.                 постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания, чтобы повышать качество и производительность и таким образом непрерывно снижать затраты;

3.                 создайте систему подготовки кадров на рабочих местах;

4.                 внедрите обширную программу повышения квалификации и самосовершенствования;

5.                 сделайте так, чтобы каждый сотрудник компании участвовал в программе преобразований. Преобразование – дело каждого!

Реализация  отмеченных принципов напрямую связана  с формированием эффективной  системы инновационного управления предприятием, позволяющей ему функционировать, избегая кризисных ситуаций и  занимать лидирующие позиции в своей  отрасли.

Наибольший  вклад в развитие теории инновации  принадлежит, по мнению специалистов, австрийскому экономисту Й. Шумпетеру, разработавшему в начале века собственную  теорию экономического развития. Он считал, что основу экономического роста  составляют нововведения. В соответствии с классификацией Й. Шумпетера понятие  «нововведения» рассматривается, как:

1.           изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям, блага или   создание нового качества того или иного блага;

2.           внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;

3.           освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

4.           получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

5.           проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения другого предприятия.

Позже, развивая данную теорию, Шумпетер использовал  термин innovation, что в русском переводе с английского означает «нововведение».

Современная концепция теории инновации включает такие понятия, как «жизненный цикл продукции» и «жизненный цикл технологии производства».

В начальной  фазе научно-исследовательских и  опытно-конструкторских работ (НИОКР) проводятся фундаментальные теоретические  исследования, прикладные изыскания  и проектно-конструкторские разработки. Результатом их проведения являются новые знания, научные идеи, т.е. полезная информация более высокого порядка, чем ранее существовавшая. В связи  с тем, что научное знание стало  теоретической основой развития производства, в развитых странах  фундаментальным теоретическим  исследованиям и поисковым НИР  уделяется особое внимание. Именно они образуют потенциал знаний для  инновационной деятельности, представляющий собой интеллектуальный продукт, рыночную стоимость которого оценить весьма сложно.

Основными целями фазы технологического освоения производства являются его подготовка к внедрению результатов разработок и обеспечение необходимых для  этого условий. Здесь осуществляется непосредственное взаимодействие науки  и производства, от которого зависят  темпы освоения прогрессивных новшеств, сроки их внедрения и начало массового  производства новых продуктов.

На фазе стабилизации объемов производства происходит тиражирование новых  продуктов. Стабильное производство призвано обеспечить удовлетворение потребностей общества в конкретных видах изделий  заданного качества и количества.

Последняя фаза жизненного цикла продукции  демонстрирует стадию, когда рынок  достигает насыщения, происходит снижение объемов продаж и дальнейшее обеспечение  спроса на продукцию возможно благодаря  применению новых технических или  технологических решений с целью  обновления выпускаемой продукции  и закрепления положения предприятия  на рынке.

Инновационный процесс, являясь частью жизненного цикла продукции, включает различные  стадии – начиная от исследования и разработки новой технической  идеи, технологии и кончая доведением ее до промышленного внедрения, получения  нового продукта и его коммерциализации. Заключительный этап инновационного процесса, связанный с освоением масштабного  производства новой продукции, требует  реконструкции производственных мощностей, совершенствования технологии, подготовки персонала, рекламной деятельности и т.д. На финансирование работ на данном этапе потребуется значительно  больше (примерно в 6—8 раз) затрат, чем  на исследования и разработки. Величина этих затрат также зависит от объемов  освоения новых видов продукции. Однако инвестиции продолжают носить рисковый характер, так как реакция  рынка на этом этапе еще неизвестна и риски отторжения предлагаемого  товара весьма вероятны. Здесь важно  помнить, что новый продукт, созданный  с учетом всех достижений научно-технического прогресса, может быть не востребован  на рынке. Поэтому очень важен  этап коммерциализации, где через  маркетинг формируется спрос  на новую продукцию, осуществляется обратная связь с потребителями  произведенного нового продукта и определяется дальнейший ход исследований и разработок.

Информация о работе Иновационный процесс как фактор антикризисного управления