Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 11:40, курс лекций
Краткий курс лекций по дисциплине «Антикризисное управление»
Краткий
курс лекций по дисциплине
«Антикризисное управление»
Тема
1. Особенности и виды
экономических кризисов.
Причины их возникновения
и разновидности
Противоречие
между производством и
Точки зрения о причинах экономических кризисов весьма противоречивы. Воздействие одних и тех же факторов на цикличность (особенность) экономического развития в разные периоды и на разных этапах различно, и проявление их в отдельных государствах имеет отличительные особенности.
Регулярные (циклические), или периодические кризисы повторяются с определенной закономерностью, охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса.
К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные.
Промежуточный кризис отличается от регулярного тем, что он не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время фазу подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер. Подобные кризисы имели место в капиталистических странах в 1924 и 1927 гг., а в 1953-1954 и 1960-1961 гг. - только в США и Канаде.
Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства (например, банковский кризис в Германии 1932 г.).
Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить самые разнообразные причины: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство. Такие кризисы бывают национальные и международные (например, кризис мирового судоходства в 1958-1962 гг. и кризис в текстильной промышленности в 1977 г.).
Структурный кризис является нарушением общего объективного экономического закона пропорционального развития отраслей и сфер общественного производства. Это проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития, с другой стороны (например, энергетический, сырьевой и продовольственный кризисы на Западе, парализовавшие развитие экономики в 70-е гг.).
Перед
наступлением очередного периодического
кризиса производство достигает наиболее
высокого уровня, за которым уже начинается
перепроизводство. Но возможности сбыта
пока еще кажутся радужными, и банки продолжают
кредитовать промышленность и торговлю,
способствуя тем самым расширению производства
и увеличению предложения.
Тема
2. Потребность и необходимость
в антикризисном управлении.
Механизмы антикризисного
правления
Опасность
кризиса существует всегда, управление
социально-экономической
Антикризисное управление – это управление в котором поставлено предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.
Возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.
Всю совокупность проблем антикризисного управления можно представить четырьмя группами:
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
а) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
в) к кризисам можно и необходимо готовиться;
г) кризисы можно смягчать;
д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
е) кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Кризисы различны, и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.
В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:
Все
это в совокупности должно найти
отражение в стиле управления,
который надо понимать не только как характеристику
деятельности менеджера, но и как обобщенную
характеристику всего управления. Стиль
антикризисного управления должен характеризоваться
профессиональным доверием, целеустремленностью,
антибюрократичностью, исследовательским
подходом, самоорганизацией, принятием
ответственности.
Тема
3. Государственное регулирование
кризисных ситуаций
В
управлении социально-экономическими
процессами учитывается неопределенность
результатов хозяйственных
В разработке и реализации такой концепции заинтересовано и само государство. Управленческие функции государство реализует в нескольких сферах.
1. это предприятия федерального подчинения
2.
это предприятия с
3.
государство обладает
4.
с деятельностью государства
тесно связаны земельные
5.
государство регулирует
Виды государственного регулирования:
В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Это вмешательство государства обусловлено объективной необходимостью поддержания в экстремальных ситуациях эффективности и справедливости рынка, получения потребителями необходимой и достоверной информации. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей факторов. Поэтому государство ужесточает режим контроля за соблюдением законов и нормативных актов, связанных, например, с производством и реализацией алкогольных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной электробытовой техники.
Исключительно велика роль государства в регулировании таких сторон социальной жизни, как занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.
Анализ итогов, проведенных реформ показывает, что выход из кризиса и успешное развитие экономики невозможно без ее всесторонней гуманизации, глубокого поворота к нуждам и потребностям человека, развития его способностей и творческого потенциала. Закон, нормативно-правовая деятельность государства должны максимально содействовать интеграции социальных стимулов развития общественного производства с его естественным назначением -служить удовлетворению потребностей людей.
В
таких условиях стратегия социальной
политики государства должна предусматривать
регулирование рыночных сил. Оно
позволяет решать проблемы, связанные
с несостоятельностью рынка, и для организации
процесса перераспределения доходов.
В этой деятельности главным является
предотвращение абсолютной бедности.
Борьба с бедностью составляет основу
для поддержания уровня жизни и включает
в себя социальное страхование и выравнивание
доходов. Цель борьбы с бедностью — обеспечить
такие условия, при которых ни один гражданин
и ни одна семья не оказались бы ниже определенного
минимального уровня доходов или потребления.
Цель социального страхования — предохранить
каждого человека от внезапного и недопустимо
сильного снижения уровня жизни. Цель
выравнивания доходов — обеспечить каждому
человеку возможность фактически перераспределять
собственный доход.
Тема
4. Банкротство предприятий
их диагностика и санация
Банкротство – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Признаки банкротства
1. Гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
2. Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Процедуры банкротства
1. При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
2. При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство; мировое соглашение.