Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 07:40, доклад

Краткое описание

Просто созерцать на значительные управленческие навыки необходимы, по древним египтянам в создании ими пирамиды, массивные силы, которые строят Тадж-Махал или древние римляне, когда строят свои дороги! Китайских философов 289BC использовали концептуальные модели и системы, которые сейчас фамильярно называют методы управления производством. Они также осознают преимущества разделения труда. Древние греки, в свою очередь, практиковали методы равномерной работы.

Файлы: 1 файл

Банкротство в россии.docx

— 54.87 Кб (Скачать)

3. Институт банкротства

Институт  банкротства - комплексный правовой институт: являясь, по определению, институтом гражданского права, он, примерно наполовину, включает в себя нормы процессуального  права (в Российской Федерации - арбитражного процессуального права). Связано  это с тем, что нормы законодательства о банкротстве, в отличие от других норм гражданского права, могут быть реализованы только через судебные акты. Свидетельством этому является и тот факт, что законодатель в  Законе о банкротстве 2002 г. исключил возможность так называемого  добровольного банкротства, т.е. банкротства, осуществляемого вне судебного  процесса. Указанные обстоятельства позволяют сделать следующий вывод о механизме функционирования правовых норм, составляющих институт банкротства: материальное право устанавливает критерии банкротства, т.е. условия, при наличии которых участник экономического оборота предполагается банкротом де-факто, процессуальное право "включает" собственно механизм банкротства, переводящий такого участника из разряда обычных, обладающих равной с остальными дееспособностью, в категорию особых, дееспособность которых определяется их правовым положением - объявленным судом статусом банкрота. 
Таким образом, основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования. В связи с этим правомерным представляется вывод о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении. Поэтому неправильно в данном случае представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным: без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, необеспеченным реальным механизмом функционирования. 
Ввиду того, что банкротство - институт, реализуемый только через судебный процесс, главенствующую роль в любой национальной системе банкротства играет суд, рассматривающий дела о банкротстве. В мире существует несколько правовых систем рассмотрения судами дел о банкротстве: в некоторых странах эти дела отнесены к компетенции судов общей юрисдикции (Германия), в других -коммерческих судов (Франция), в третьих - специальных судов (США, Англия). В Российской Федерации, с момента восстановления института банкротства, рассмотрение дел о банкротстве отнесено к исключительной (специальной) компетенции арбитражных судов. 
Арбитражные суды РФ, создание которых практически совпало (1992 г.) с восстановлением института банкротства, являются коммерческими судами в классическом виде: ими, особенно с учетом положений   АПК   2002   г.,   рассматривается   подавляющее   большинство   экономических   споров   ипрактически все споры, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности. Учитывая эти обстоятельства, законодатель изначально, с 1992 г., передал рассмотрение дел о банкротстве арбитражным судам, поскольку банкротство является неотъемлемым элементом механизма функционирования экономических (имущественных), а не личных отношений. Соответственно, и процессуальная часть законодательства о банкротстве состоит из норм арбитражного процессуального права как отрасли законодательства, регламентирующей судебный процесс в арбитражных судах. 
Арбитражные суды рассматривают все дела, относящиеся к их компетенции, на основе норм арбитражного процессуального права, кодифицированных в АПК. В то же время, как отмечалось выше, законодательство о банкротстве включает и процессуальные нормы. Таким образом, судебный процесс по делам о банкротстве осуществляется на основании норм АПК и законодательства о банкротстве. Общий принцип соотношения указанных процессуальных норм установлен ст.223 АПК: дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным АПК, с особенностями, установленными федеральными законами о банкротстве. 
Приведенная норма позволяет сделать следующий вывод: нормы АПК составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы законов о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК с учетом специфики этих дел. Оснований считать, что при этом возникает конкуренция между нормами АПК и Закона о банкротстве, не имеется: арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется прежде всего АПК (например, исследуя доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный акт), применяя в случаях, предусмотренных указанным Законом, содержащиеся в нем особенные процессуальные нормы, присущие только этим делам и имеющие целью учет специфики банкротства как института материального и процессуального права (например, при подготовке дела к судебному разбирательству или проведении процедур банкротства).
http://lawtoday.ru/razdel/biblo/arbit-proces/274.php 
 

Последние изменения  в законодательство о банкротстве  вносились в течении года три раза.  Спустя, четыре месяца с момента принятия практически нового федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции от 30.12.2008 N 296-ФЗ,  28.04. 2009 г. Федеральным законом № 73-ФЗ  внесены снова существенные поправки, которые вступили в силу 5 июня 2009 г. и через три месяца  вновь внесены существенные поправки Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ.

Фактически это  означает, что неоднократно  повторяемые прогнозы об увеличении неплатежеспособных предприятий начинают сбываться. Высший арбитражный суд готовится к росту числа судебных разбирательств, связанных с делами о банкротстве. Согласно прогнозу ВАС, число  таких дел может увеличится в результате финансового кризиса на 40 процентов. Соответственно,  в этом году банкротство ждет приметно 48 тысяч организаций.

Принимая очередные  поправки в один из самых изменяемых федеральных законов государство  готовится более уверенно, как говорится во всеоружии встретить волну неплатежеспособности.  Формально закон направлен на защиту интересов кредиторов при банкротстве организации, но основным кредитором в процедуре банкротства чаще всего является само государство в лице уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы.

Главное новшество  документа, это ранее декларируемая, а теперь впрямую прописанная - возможность  привлечения директора и собственников  компании-банкрота к дополнительной ответственности по ее долгам. Если у банкрота не хватит средств, чтобы  рассчитаться со всеми кредиторами, появляется возможность взыскать оставшийся долг со стоящих за ним физических лиц, обратив взыскание на их личное имущество.

Новая редакция закона о банкротстве вводит новое  понятие «контролирующие должника лица» и распространяет норму, об имущественной ответственности не только на руководителей, но также на участников ООО, акционеров, ликвидаторов и других лиц имевших право в течение двух лет до введения процедуры банкротства давать обязательные указания предприятию - должнику.

Любой из «контролирующих  должника лиц»  или все  они вместе могут быть привлечены к дополнительной ответственности, если их действия повлекли ухудшение финансового положения компании (увеличение долговой нагрузки или уменьшение ее активов). Заявление о привлечении физических лиц к ответственности будет подавать конкурсный управляющий после того, как в конкурсной массе предприятия закончатся денежные средства. Окончательное решение об этом принимает суд. Решение вступает в силу сразу.

Интерес вызывает норма, по которой руководитель ответит  по долгам компании в том случае, если на момент банкротства обнаружится, что бухгалтерская документация отсутствует, либо не содержит сведений об имуществе банкрота, либо эти  сведения искажены.  В практике часто возникают случаи, когда бухгалтерская документация украдена, либо она сгорает при пожаре, теперь такие ситуации не являются уважительными для руководителя. Введена обязанность на руководителя самостоятельно подать заявление о признании банкротом в течение месяца с момента, когда компания стала неплатежеспособной. Если заявление не подано или подано не вовремя, директор может также ответить своим личным имуществом.

Добавлена новая  глава об оспаривании сделок должника, которая дает арбитражному управляющему право по разным основаниям, в пределах разных сроков (до трех лет) оспаривать фактически любые  сделки должника, например «подозрительные сделки», где основанием для обжалования может послужить, например фактическое пользование имуществом должника  после сделки, скрытие документов или даже изменение местонахождения без уведомления кредиторов.

Все указанные  нововведения очевидно внесены в  интересах кредиторов. Складывается  новая для предпринимателей ситуация,  в отличие от действующей раннее редакции закона,  лицам доведшим  предприятие до банкротства будет намного сложнее выйти из состояния неплатежеспособности  и начать новый бизнес со старыми активами. Банкротство перестает быть одной из возможностей искусственно закрыть долги. В сегодняшних реалиях в состоянии  неплатежеспособности необходимо принимать ответственные, соответствующие закону решения,  понимая  все последствия процедуры банкротства. Но как бы ни менялось законодательство, с точки зрения экономики   банкротство, по прежнему остается одним из наиболее главных универсальных инструментов применяемых во всем мире для решения проблем неплатежеспособности и оздоровления экономики,  ни один бизнес  не застрахован от  банкротства,  что и подтверждает  тем замечательным временем  в которое мы живем.

А в ближайшем  будущем, если исходить из логики законодателя, по видимому,  должен решиться вопрос и о банкротстве граждан . http://bankrotstvo-nsk.ru/insolvency/russia/lastchanges 

Современное регулирование банкротства  в России

<< Назад

Вперед >>

Дальнейшее развитие нормативного регулирования банкротства  в России нашло отражение в  Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, действующем (наравне с иными законами и подзаконными актами) в настоящее время.

Закон распространяется на все юридические лица, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением казённых предприятий, учреждений, кредитных организаций (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»), субъектов естественных монополий (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий»), политических партий и религиозных организаций.

Возможность банкротства  граждан (физических лиц) предусмотрена  действующим законодательством, но до настоящего времени соответствующая  процедура законодательно не утверждена, в связи с чем, реально не применяется.

Для возбуждения  дела о банкротстве необходимо чтобы  должник — юридическое лицо либо гражданин-предприниматель, обладал признаками банкрота. Для гражданина такими признаками является неудовлетворение указанных требований в течение трёх месяцев со дня, когда он должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества. Для юридических лиц таким признаком является только неудовлетворение своих обязательств в течение трёх месяцев. При этом сумма обязательств должна быть более 100 000 рублей.

Процесс банкротства  начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано кредитором, уполномоченным органом или самим должником и учитываются только обязательства перед кредиторами.

Процедуры банкротства, вводимые в отношении должника: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Для контроля за проведением процедуры банкротства создается собрание и комитет кредиторов, назначается арбитражный управляющий. Составляется реестр кредиторов должника.

Процедура банкротства  завершается либо ликвидацией должника с частичным удовлетворением требований кредиторов или без удовлетворения (конкурсное производство), либо удовлетворением  требований кредиторов (через процедуры внешнего управления, финансового оздоровления, путем выяснения достаточности средств должника для расплаты кредиторов, удовлетворением обязательств должника акционерами (учредителями) или третьими лицами).

Банкротство некоторых  юридических лиц имеет свои специфические  особенности (в частности банков, градообразующих, стратегических, сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

Уголовным кодексом РФ и Административным кодексом РФ предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство. В число законодательных актов, так или иначе затрагивающих вопросы банкротства необходимо включить также Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.ст. 61 - 65), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса"; Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"; Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" и др.

Наряду с законодательными актами, правовое регулирование института  банкротства строится на многочисленных подзаконных нормативных актах, а также информационных письмах  и пленумах Высшего арбитражного суда. http://bankrotstvo-nsk.ru/insolvency/russia/rusmodern

Особенности процедуры банкротства  в России

 

 

Одним из основных инструментов рыночной экономики можно назвать  институт о несостоятельности (банкротстве), который может применяться не только в отношении юридических  лиц, но также и к физическим лицам, то есть обычным гражданам.   

Информация о работе Антикризисное управление