Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 07:40, доклад

Краткое описание

Просто созерцать на значительные управленческие навыки необходимы, по древним египтянам в создании ими пирамиды, массивные силы, которые строят Тадж-Махал или древние римляне, когда строят свои дороги! Китайских философов 289BC использовали концептуальные модели и системы, которые сейчас фамильярно называют методы управления производством. Они также осознают преимущества разделения труда. Древние греки, в свою очередь, практиковали методы равномерной работы.

Файлы: 1 файл

Банкротство в россии.docx

— 54.87 Кб (Скачать)

В Российской Федерации  вопрос этот регулировался Федеральным  законом о несостоятельности (то есть банкротстве) предприятий, который  действовал с 1993 по 1998 года, а уже  с 1998 года был введен в действие новый  федеральный закон о несостоятельности (банкротстве).   

Именно согласно этому  закону, все вопросы, связанные с  банкротством и судебным разбирательством дел о несостоятельности компании, отнесены к ведению арбитражных  судов, являющихся специализированными  судами, разрешающие экономические  вопросы. Практика рассмотрения арбитражными судами Российской Федерации дел  о банкротстве свидетельствует, что количество подобных дел из года в год увеличивается.   

За последний год  арбитражными судами Москвы было рассмотрено  более семи тысяч дел о ликвидности  юридических лиц. В основном истцами  в подобных делах выступают налоговые  органы.   

Многие ошибочно считают, что процедура банкротства компании является негативным явлением и приводит к масштабным увольнениям и огромным налоговым задолженностям, уменьшению прав кредиторов и мошенничеству. Это  неверное утверждение, так как не всегда процедура банкротства ставить  на предприятии крест, такая процедура  может проводиться наоборот с целью восстановления и модернизации работы организации.   

Все знают, что при  процедуре банкротства часто  происходит передел собственности  предприятия (то есть вывод активов), при этом возникают задолженности  по заработной плате перед сотрудниками и долги перед налоговыми органами.   

Но также нередки  случаи, когда грамотное поведение  управляющим (арбитражным) процедуры  банкротства предприятия в интересах  самого владельца предприятия (должника) и кредиторов компании, позволяет  создать на базе старого, умирающего предприятия, динамично развивающийся  новый бизнес, новый производственный комплекс.   

Все зависит только от того, как Вы будете проводить  процедуру банкротства, кому доверите представлять ваши интересы. Ведь именно в России можно создать на основе «мертвого», разваливающегося предприятия, новое современное производство, грамотно проведя процедуру банкротства. http://www.omegacompany.ru/index.php?task=article&id=11 

1.2 Понятие упрощенных процедур  банкротства 
Рассмотрение  понятия упрощенных процедур банкротства  возможно только в контексте рассмотрения понятия банкротства.

Существующие  государственные системы правового  регулирования несостоятельности  отличаются друг от друга теми конкретными  целями, которые ставит перед собой  законодатель. Эти цели могут быть самыми разнообразными, к примеру:

· увеличение возврата средств, полученных в ходе реабилитационных мероприятий или  ликвидации должника, в интересах  всех сторон;

· спасение бизнеса  жизнеспособного предприятия (и (или) юридического лица);

· справедливое распределение средств между  сторонами;

· осуществление  мер по реструктуризации предприятия  в период до банкротства и т.д.[1]

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную  систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения  ГК РФ. Данные положения можно разделить  на три группы:

· нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

· нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) - ст. 64 (об очередности  удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности  лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

· нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие  отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для  решения вопросов, возникающих в  связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы  ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

Центральное место в системе правового  регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой - предоставление возможности  добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь  финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

Кроме того, в систему законодательства, регулирующего  несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями  и дополнениями), Федеральный закон  от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов  естественных монополий топливно-энергетического  комплекса»[2], а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»[3], постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства»[4], постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации»[5] и др.

Вопросам  несостоятельности посвящены также  и некоторые судебные акты - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. N 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[6], постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»[7], постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»[8] и др.

Рассматривая  понятие несостоятельности (банкротства) в действующем законодательстве России, следует признать, что, оно, с одной стороны, дано достаточно традиционно, а с другой - обладает определенной спецификой.

В настоящее  время законодательство о несостоятельности  является одной из наиболее дискуссионных  областей права, поэтому анализ правового  регулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области, а также основных категорий несостоятельности  являются весьма актуальными.

Сфера применения Закона о несостоятельности 2002 г. распространяется на все юридические лица, за исключением  казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Попыткой  расширить перечень лиц, в отношении  которых нормы законодательства о несостоятельности не применяются, можно назвать норму п. 3 ст. 1 вышеупомянутого  Федерального закона от 24 июня 1999 года N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического  комплекса». Указанная норма устанавливает: «Не признаются несостоятельными (банкротами) и не подлежат процедурам банкротства  атомные электростанции». Вместе с  тем атомная электростанция является не субъектом, а объектом права и  выступает как имущественный  комплекс.

В итоге вышеназванная  норма не исключает признания  банкротом субъекта, эксплуатирующего атомную электростанцию. Вероятно, следовало бы, признавая возможность  применения процедур банкротства к  указанному должнику, запретить передачу атомных станций в частную  собственность. Тем не менее, целесообразность перехода этого потенциально опасного объекта из государственной в частную собственность вызывает сомнения. Учитывая, что в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»[9] атомные станции находятся в федеральной собственности, если иное не установлено законом, норма, запрещающая подвергать их процедурам банкротства, призвана воспрепятствовать переходу атомных станций в частную собственность.

В современном  российском законодательстве понятие  несостоятельности (банкротства) вводится положениями Закона о банкротстве 2002 г., где указывается, что несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным  судом неспособность должника в  полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2).

Если юридические  лица не могут выступать в качестве должников в конкурсном процессе, то законодательство в таких случаях  должно предусматривать иные механизмы, направленные на удовлетворение требований кредиторов. Так, в соответствии с  п. 6 ст. 63 ГК РФ при недостаточности  у ликвидируемого казенного предприятия  имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[10] учредители - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Но в некоторых  случаях мы сталкиваемся с явными недоработками. Так, политическая партия является общественным объединением, по обязательствам которого его участники (члены) не отвечают (п. 2 ст. 117 ГК РФ). В самом Законе о политических партиях[11] наличествуют нормы, регулирующие ликвидацию этого юридического лица в обычном порядке, - при достаточности имущества для удовлетворения требований всех кредиторов. Ликвидация политической партии в условиях недостаточности имущества для удовлетворения требований всех ее кредиторов Законом специально не регламентируется. А наличие запретительной нормы Закона о несостоятельности 2002 г. приводит к неутешительному выводу: либо Закон презюмирует, что долговые обязательства политических партий никогда не превысят имеющееся имущество, хотя это утверждение не может являться аксиомой, либо политическую партию, обладающую всеми признаками несостоятельности, нельзя будет ликвидировать по этой причине, и соответственно кредиторы будут защищены в меньшей степени, чем обычно. Ситуация, аналогичная политическим партиям, складывается и в отношении религиозных организаций.

Важную роль среди общих положений о банкротстве  занимают его процедуры (так называемый процессуальный плюрализм).

Воздействие на должника на различных этапах процесса о несостоятельности осуществляется с помощью различных мер, прямо  предусмотренных законом. Первоначально, на этапе возбуждения производства по делу, это обеспечительные меры (наложение арестов на имущество  должника, отстранение его от управления, анализ и установление финансового  положения должника и др.); при наличии возможности восстановления платежеспособности должника - это восстановительные меры (меры по перепрофилированию производства, продаже предприятия должника, меры, осуществляемые в рамках моратория на удовлетворение требований кредиторов, меры по признанию ряда сделок должника недействительными и т.д.) и, наконец, ликвидационные меры, применяемые на основании решения о признании должника несостоятельным (банкротом), направленные на выявление дебиторской задолженности должника, формирование конкурсной массы, ее реализации, а также меры по удовлетворению требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренной законодательством)[12].

Таким образом, процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную  законодательством совокупность мер  в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Процедура банкротства  может включать в себя следующие  стадии:

· Наблюдение;

· Финансовое оздоровление;

· Внешнее  управление;

· Конкурсное производство.

В действующем  Законе о банкротстве 2002 г. восстановительные  процедуры подразделяются на два  вида - досудебную санацию и судебную санацию (финансовое оздоровление и  внешнее управление). Следует признать, что вряд ли можно считать успехом  законодателя объединение различных  по содержанию и целям процедур. Ведь восстановительные процедуры - это не процедуры банкротства, а  процедуры, направленные на его предотвращение. Важным является то, что меры по предупреждению банкротства следует применять  до момента подачи в арбитражный  суд заявления о признании  должника банкротом. Инициатива по оздоровлению должника может исходить от кредиторов либо иного лица по соглашению с  должником. Однако финансовая и иная помощь может иметь место лишь с согласия должника.

Следует также  учесть, что перечень возможных мер  по предотвращению банкротства в  законе не содержится. По смыслу законодателя к таким мерам следует отнести  в первую очередь оказание финансовой помощи должнику (как на возмездной, так и на безвозмездной основе), предоставление инвестиций под гарантии (залог, поручительство) учредителя (учредителей) должника, собственников имущества  унитарного предприятия, организационные  меры по укреплению управления неплатежеспособных должников и др.

Характер  мероприятий досудебной и судебной санации (внешнего управления) существенно  различается.

Досудебная  санация представляет собой оказание финансовой помощи в размере, достаточном  для восстановления платежеспособности должника, т.е. необходимом для погашения  задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам. Соглашением  о предоставлении финансовой помощи может быть предусмотрено принятие на себя должником или иными лицами определенных обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Проведение досудебной санации предприятий  за счет средств федерального бюджета  и государственных внебюджетных фондов может иметь место согласно соответствующим положениям федерального бюджета и бюджета государственных  внебюджетных фондов.

Данные процедуры  носят общий характер.

Указанные процедуры  направлены, прежде всего, на максимальное удовлетворение прав кредиторов. При  этом законодателем поставлено во главу  угла восстановление платежеспособности предприятия-должника.

Однако, существуют такие предприятия, к которым не имеет смысла применять процедуры оздоровления и восстановления платежеспособности. В отношении таких предприятий применяются упрощенные процедуры банкротства.

Упрощенные  процедуры банкротства применяются  к таким особым категориям должников, как ликвидируемые и отсутствующие  должники. Их статус определяется тем, что по общему правилу участие  данных субъектов в обороте не предполагается, следовательно, применять  к ним восстановительные процедуры  не имеет никакого смысла.

Цель упрощенных процедур - скорейшая ликвидация названных  юридических лиц и удовлетворение требований кредиторов из имущества, которое, возможно, у этих субъектов имеется.

Стоит отметить, что регламентация процедуры  банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника объединены в одну главу  закона практически произвольно, т.к. взаимного применения правовых норм действующий Закон о банкротстве  не предусматривает.

Подробно  каждая из упрощенных процедур банкротства  будет рассмотрены в следующих  главах.

 
 

[1] Ткачев В.Н. К вопросу об основополагающих признаках и критериях несостоятельности (банкротства) субъектов конкурсного права // Право и образование. - М., 2006, № 3. - С. 115-122

[2] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (с изменениями от 18 июля 2005 г.) // «Российская газета» от 1 июля 1999 г.

[3] Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» // «Российская газета» от 9 февраля 2005 г.

[4] Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (с изменениями от 3 декабря 2004 г., 5 декабря 2005 г., 22 мая 2006 г.) // «Российская газета» от 1 июня 2004 г.

[5] Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации « // «Российская газета» от 25 сентября 2003 г.

[6] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2003 г. N 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2003 г., N 10

[7] Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2003 г., N 6

[8] Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2005 г.

[9] Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (с изм. и доп. от 10 февраля 1997 г., 10 июля, 30 декабря 2001 г., 28 марта 2002 г., 11 ноября 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля 2007 г.) // «Российская газета» от 28 ноября 1995 г.

[10] Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изм. и доп. от 8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г.) // «Российская газета» от 3 декабря 2002 г.

[11] Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г., 20, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г., 12 июля, 30 декабря 2006 г.) // «Российская газета» от 14 июля 2001 г.

[12] Дорохина Е.Г. Природа правоотношения несостоятельности (банкротства) // Журнал российского права. - М.: Норма, 2006, № 5. - С. 110-117

 
 

Мировая практика процедуры банкротства и особенности  в России 

Мировая практика процедуры  банкротства и  особенности в  России 

 
 Мировой практике известно два противоположных  подхода к проблеме критерия банкротства. Первый подход - объективный: должник  признается банкротом, если не имеет  средств расплатиться с кредиторами, о чем делается вывод из неисполнения под угрозой банкротства обязательств на определенную сумму в течение  определенного времени. Если должник  под страхом ликвидации в результате банкротства не способен изыскать средства (например, реализовав часть дебиторской  задолженности) для удовлетворения интересов кредиторов, то такой должник  не в состоянии функционировать  в рыночных условиях; более того, его деятельность может нанести  ущерб интересам кредиторов (как  реальных, так и потенциальных). Описанный  критерий получил название критерия неплатежеспособности либо потока денежных средств. 
Второй подход к критерию банкротства заключается в том, что банкротом может быть признан должник, стоимость имущества которого меньше общего размера его обязательств. При этом не имеет значения, насколько размер задолженности превышает установленный законом минимальный для признания банкротства, насколько просрочена эта задолженность по сравнению с установленным минимальным сроком просрочки. При использовании этого критерия (он получил название критерия неоплатности либо структуры баланса) предприятие-должник имело возможность годами не исполнять свои обязательства, для чего нужно было делать только одно - поддерживать размер задолженности на уровне чуть меньшем, чем стоимость активов. Признать такого должника банкротом было невозможно, даже если он явно пользовался в своих интересах описанной ситуацией. Например, практике известны ситуации, когда должник погашал строго определенную часть задолженности - как раз такую, чтобы оставшаяся часть становилась меньше стоимости имущества. В случаях, когда речь шла о крупном дорогостоящем предприятии, соответственно и размер долгов был огромным.  
 

Второй подход был распространен в России в  начале 90-х годов прошлого века, в  период действия Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19.11.1992 года. 
Следует отметить, что это было характерно в большей степени для российского конкурсного права, поскольку в основных зарубежных правопорядках использовался критерий неплатежеспособности. 
 

В законодательстве некоторых государств используется критерий неоплатности, требующий анализа  баланса должника (например, по германскому  законодательству критерием несостоятельности  должника наряду с неплатежеспособностью  признается и "сверхзадолженность", то есть недостаточность имущества должника для покрытия всех его обязательств), однако указанный критерий, как правило, применяется дополнительно к критерию неплатежеспособности (ликвидности) и служит главным образом основанием выбора процедуры, применяемой к неплатежеспособному должнику, ликвидационной или реабилитационной.  

В условиях современного кризиса во всем мире, и в связи  с многократно увеличившимся  количеством банкротств, специалисты  в финансовой сфере большое внимание уделяют изучению процесса несостоятельности.   

В 2008 г. в США  более 60 тыс. фирм подали заявлений  о банкротстве, что на 74% больше чем  в 2007 году и по прогнозам экспертов, в 2009 г. это число будет стремительно расти. Дело в том, что для американских компаний объявить себя банкротом, значит, получить отсрочку по времени и спасти свой бизнес. Так, известный миллиардер Дональд Трамп не однократно использовал  эту процедуру. Trump Atlantic City Associates, владеющая несколькими казино в Атлантик-Сити, объявила (во второй раз за последние 15 лет) о банкротстве.  
Это связанно с необходимостью обновления бизнеса: кредиторы получат контрольный пакет акций, и будут вынуждены принять участие не только в реструктуризации задолженности, но и в восстановлении платёжеспособности. 
 

Глава 11 Кодекса законов о банкротстве США позволяет определить план погашения задолженности и оздоровления бизнеса. На время подготовки плана, который согласовывается с кредиторами и утверждается судом, вводится мораторий на взыскание долгов компании, который может действовать до 120 дней. По мнению американских законотворцев, этого срока достаточно для разработки плана мер по оздоровлению бизнеса. Следует подчеркнуть, что кредиторы сами цепляются за любую возможность вернуть свои деньги и заинтересованы в восстановлении платёжеспособности. В России - иначе. Российский закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает все процедуры американской 11 главы Кодекса законов о банкротстве США. При этом на разработку плана финансового оздоровления (внешнего управления) даётся срок до 7 месяцев, в течении которых действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов, приостанавливается взыскание по исполнительным листам, снимаются аресты на имущество. Этого срока вполне должно хватить для разработки плана по погашению задолженности.   

Однако, главная проблема в России состоит в том, что в стране все еще не верят в возможность финансового «выздоровления» должника. Хотя в большинстве случаев речь идет о сумме в сотни тысяч рублей, которая идет на судебные, консультационные, юридические и иные издержки. И в первую очередь это касается предприятий малого и среднего бизнеса.  

Рассмотрим  практики регулирования  процедуры банкротства  других стран.  

Английское  право оказало огромное влияние  на многие правовые системы (в первую очередь - США, Канады, Австралии). Первый закон о банкротстве был принят в Англии в 1543 году. В нем главными последствиями банкротства для  должника были меры уголовной ответственности. Ныне действует Insolvency Act, принятый в 1986 г. и ориентированный на защиту интересов кредиторов. Традиционно этот закон отличается неструктурированностью и сложностью для системного восприятия. В английском законодательстве имеются три варианта урегулирования долгов несостоятельного лица (кроме конкурсного производства):   

• добровольное соглашение между должником  и кредиторами (регулируется общегражданским  законодательством);  
• назначение обладателя права обеспечения на все активы специального лица; 
• соглашение с использованием голосования по классам, утверждаемое судом и обязывающее участников (фактически замененное процедурой управления должником, испытывающим финансовые затруднения). 
 

Ныне действующий  во Франции Закон 85-98 о восстановлении предприятий и ликвидации их имущества  в судебном порядке, а также Закон 85-99о конкурсных управляющих ликвидаторах и экспертах по определению состояния  предприятия формируют систему  норм, ориентированную на реабилитацию предприятия должника. Концепция  французской системы правового  регулирования несостоятельности  базируется на утверждении, что целями законодательства о несостоятельности  являются:  

во-первых, сохранение действующих предприятий;  
во-вторых, сохранение рабочих мест;  
в-третьих, удовлетворение требований кредиторов.                             
Германская система регулирования несостоятельности, до недавнего времени была представлена двумя законами (Konkursordnung - конкурсное производство 1877 г. и Vergleichsordnung - мировое соглашение 1935г.). С 1999 г. - вступил в действие единый закон регулирования несостоятельности (Insolvenzordnung). В немецком законодательстве основное внимание уделяется защите имущественных интересов кредиторов, а не судьбе несостоятельного лица. В Insolvenzordnung не оказывается предпочтение деятельности должника по сравнению с продажей действующего предприятия другому субъекту или распродажей активов. Традиционно в Германии законодательство о несостоятельности рассматривается как ответвление гражданской процедуры принудительного взыскания долга. Все дела о несостоятельности начинаются открытием конкурсного производства. Должник отстраняется от руководства предприятием, назначается доверительный (конкурсный) управляющий. Переход к реабилитационной процедуре возможен только при наличии определенного уровня согласия кредиторов.

Как бы то ни было, российские предприниматели научились  извлекать выгоду даже из не самого удобного закона. Банкротство –  процедура, которая чаще всего ведет  к ликвидации (а значит, к списанию долгов, если их не удаётся погасить за счет конкурсной массы), и этим пользуются как инструментом избавления от обязательств, не отвечая по ним. Сегодня в стране применяются несколько распространённых схем. Самые популярные из них – вывод активов и формирование пула «дружественных» кредиторов.  

В отличие  от США и Европы, где банкротство  является синонимом спасения компании, в России эта процедура больше напоминает бессмысленное «убийство» бизнеса. Российское законодательство предусматривает множество способов восстановления платёжеспособности, но видение этой ситуации всё ещё  далеки от идеала. В итоге основными  механизмами, связанными с признанием несостоятельности (банкротства), остаются схемы, которыми компании пользуются с  разной степенью успеха. Впрочем, даже в таких условиях «умелое» банкротство  позволяет спасти активы и сохранить  бизнес.  

Процесс банкротства  может быть еще более благотворным для предприятия, если данная ситуация была спрогнозирована и менеджмент компании готов к проведению необходимых  процедур. Постоянный мониторинг и  анализ финансового состояния предприятия  позволят как избежать несостоятельности, так и разработать правильную стратегию в случае неплатежеспособности. В следующей главе будут рассмотрены  способы и модели, позволяющие  оценивать «финансовое здоровье»  компании.   
 
 

B4U Group. http://www.b4u.su/articles/a/51533265 
 
 
 
 

Информация о работе Антикризисное управление