Антикризисное управление (на примере ОАО «Электровыпрямитель»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:53, доклад

Краткое описание

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее существованию. Кризисы являются показателем развития отдельного предприятия, которое может не соответствовать развитию других предприятий или отрасли в целом. Это обусловлено тем, что каждое предприятие имеет сугубо индивидуальное развитие, возможности и средства и подчиняется законам и принципам циклического развития всей социально-экономической системы. Оно имеет собственные циклы и кризисные ситуации. На это влияют различные факторы: внешние и внутренние.

Файлы: 1 файл

антикр уравл.docx

— 60.33 Кб (Скачать)

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

(на примере ОАО «Электровыпрямитель»).

1 Теоретические основы  антикризисного управления на  предприятии 

1.1 Причины возникновения  кризисных ситуаций на предприятии 

В различных источниках можно  встретить разное объяснение понятия  «предприятие», но в принципе все  они имеют схожие моменты. Предприятие - это обособленное учреждение, которое  выполняет одну или несколько  различных функций по реализации товаров и услуг.

Так существует ли реальная угроза существованию предприятия  в виде кризиса? К сожалению, такая  угроза существует всегда.

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической  системе (организации), угрожающее ее существованию. Кризисы являются показателем развития отдельного предприятия, которое может  не соответствовать развитию других предприятий или отрасли в  целом. Это обусловлено тем, что  каждое предприятие имеет сугубо индивидуальное развитие, возможности  и средства и подчиняется законам  и принципам циклического развития всей социально-экономической системы. Оно имеет собственные циклы  и кризисные ситуации. На это влияют различные факторы: внешние и  внутренние. [8, c. 13]

Предприятие зависит от внешних  факторов, характеризующих состояние  экономики, в которой осуществляет свою деятельность предприятие. Изменения  в экономике приводят к изменениям и на предприятии. Если экономика  находится в состоянии кризиса, то это находит отражение и  на предприятии. Однако здесь немаловажную роль играют характер деятельности, масштабы, потенциал предприятия. Оно может  вполне успешно противостоять внешним  кризисным ситуациям или, в противоположном  случае, чутко реагировать на них.

Для каждого отдельного предприятия  существует свое соотношение внутренних и внешних факторов кризиса. Похожие  по структуре и организации предприятия  в кризисной ситуации могут повести  себя совершенно по-разному. Одни будут  продолжительное время сопротивляться, другие - находиться на грани банкротства, а третьи - извлекать выгоду. В  чем причина? Их может быть много. Среди них и возможный потенциал, стратегия, высокий уровень управления, даже простое стечение обстоятельств. Все это отражает внутренние факторы, которые являются основным оружием  в борьбе с внешними.

Но может быть и другая ситуация, когда предприятие входит в кризис при вполне благоприятных  внешних факторах. Здесь причинами являются уже внутренние затруднения, такие как деловые конфликты, организационные проблемы, низкий профессиональный уровень сотрудников, ошибки в принятий решений, некачественный маркетингу многие другие. [3, c. 23]

Опасность возникновения  кризиса в организации существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

Формально возможность экономических  кризисов возникла с переходом от непосредственного обмена продуктов  к товарному обращению посредством  денег. Две формальные возможности  кризисов заложены в противоречиях  между товаром и деньгами.

Первая возможность кризисов связана с функцией денег как  средством обращения. Простое товарное обращение выражается формулой: товар - деньги - товар. В нем процесс  обмена разделен на два противоположных  и различных по времени акта:

- продажа: товар - деньги;

- покупка: деньги - товар.

Продажа одного товара не означает одновременной покупки другого, как это было при непосредственном обмене товара на товар (схема: товар - товар). Покупка другого товара может  произойти значительно позже  и в другом месте. Разрыв во времени  и пространстве акта купли и акта продажи содержит первую возможность  задержки процесса реализации и возникновения  кризиса перепроизводства.

В качестве продавцов и  покупателей выступают разные субъекты. Возможна ситуация, когда один субъект, продавая свои товары, не захочет вкладывать полученные деньги в производство или  покупать другие товары (сырье, материалы). Это отрицательно скажется на тех  субъектах, у кого он раньше покупал  товар. Возникнут затоваривание, недостаток свободных денежных средств и  другие проблемы, что и вызывает кризис.

Вторая возможность кризисов связана с функцией денег как  средства платежа. В этом случае также  происходит разрыв во времени между  актом купли товара в кредит и  актом платежа за него. Покупатель к моменту истечения срока  его долгового обязательства  может оказаться неплатежеспособным. [43, c. 24]

Н.Н Кожевникова - профессор  экономических наук, в книге «Основы  антикризисного управления предприятиями» выделяет следующие факторы влияющие на платежеспособность предприятия: внешние и внутренние.

Внешние факторы платежеспособности. Внешние факторы могут быть международными, национальными и рыночными.

1. Международные факторы  складываются под влиянием:

а) общеэкономических факторов - экономическая цикличность развития ведущих стран; состояние мировой  финансовой системы, характеризующееся  политикой международных банков;

б) стабильности международной  торговли - зависит от заключенных  межправительственных договоров и  соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговли, таможенных тарифах и пошлинах);

в) международной конкуренции (увеличения доли рынка фирм-конкурентов  из-за более высоких технологий или  более дешевого труда) - организация  совместных предприятий, лицензионная торговля, финансовая состоятельность  зарубежных партнеров, стратегические формы хозяйствования.

2. Национальные факторы  оказывают достаточно ощутимое  влияние на финансовую состоятельность  каждого хозяйствующего субъекта  и складываются под влиянием:

а) политических факторов - политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые  через право и включающие в  себя:

- состояние финансовой  системы;

- отношение к собственности  (ее приватизация или национализация);

- принципы земельной политики  государства;

- отношение государства  к предпринимательству (запретительный  или стимулирующий характер);

- налоговую политику;

- меры по защите прав  потребителей и предпринимателей (ограничение монополизма, защита  конкуренции и т.д.);

б) экономико-демографических  факторов, которые характеризуются:

- цикличностью экономического  развития;

- уровнем доходов, накоплений  населения, т.е. покупательной  способностью (уровень цен, возможность  получения кредита);

- предпринимательской активностью.

3. Рыночные факторы складываются  под влиянием:

а) психографических факторов, проявляющихся в привычках, традициях и нормах потребления, предпочтении к одним товарам и отрицательном отношении к другим (потребительский выбор);

б) научно-технических факторов, определяющих все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии производства, производимые предприятием для обеспечения  конкурентных преимуществ, требуют, как  правило, значительных капитальных  вложений и могут в течение  какого-то достаточно продолжительного периода отрицательно отражаться на прибыльности предприятия, в том  числе и вследствие неудач при  внедрении новой технологии. Может  негативно сказаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции  предприятия вследствие появления  на рынке по более низким ценам  товаров других фирм, в производстве которых используется более прогрессивная  технология, обеспечивающая меньшие  производственные затраты;

в) форм конкуренции, на которые  влияют: уровень издержек производства, уровень технологий, качество продукции  и уровень маркетинга.

Однако наиболее сильным  внешним фактором банкротства является так называемый технологический  разрыв - крупный научно-технический  сдвиг (эволюция), при котором, по оценкам  специалистов, в семи случаях из десяти предприятия, бывшие лидерами в  своей области на определенном рынке, становятся отстающими.

Внутренние факторы платежеспособности. Не менее многочисленны и внутренние (эндогенные) факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом  его деятельности. В самом общем  виде их можно сгруппировать по пяти основным группам:

- конкурентная позиция  фирмы - цель, отрасль деятельности, традиции, репутация и имидж, квалификационный  состав руководства и персонала,  доля рынка и стадия жизненного  цикла;

- принципы деятельности - форма собственности, организационная  структура управления, организация  системы управления, инновационная  деятельность, организация производства, адаптивность фирмы, форма специализации,  концентрация производства, диверсификация  производства;

- ресурсы и их использование  - прогрессивность средств и методов  производства, длительность производственного  цикла, уровень производственных  запасов, диверсификация производства;

- маркетинговые стратегии  и политика - прогрессивность средств  и методов производства, длительность  производственного цикла, уровень  производственных запасов, оборачиваемость  средств;

- финансовый менеджмент - структура баланса, платежеспособность, ликвидность, соотношение собственных  и заемных средств, стоимость  капитала, структура имущества, инвестиционная  привлекательность, доход на акцию,  уровень прибыли и рентабельность.[43, c. 19]

Причины кризиса зависят  от его факторов, поэтому они подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние причины - это угроза извне, а так как социально-экономическая  система находится во взаимодействии со множеством различных субъектов, то и структура внешних причин также имеет довольно усложненный вид.

1. Социально-экономические  факторы общего развития страны:

а) рост инфляции; нестабильность налоговой системы - изменение налоговой  ставки или принятие новых налогов  особенно сильно сказывается на предприятиях в начальный период своего развития;

б) нестабильность правительственной  системы - глубокие разногласия в  государственных органах, из-за чего все другие трудности остаются в  тени;

в) разделение властей на оппозиции, что влечет за собой беспорядочное  принятие решений;

г) снижение уровня доходов  населения - это является основанием для роста социальной напряженности  и, как следствие, появления социального  кризиса. Как правило, правительство  вынуждено идти на такие меры из-за экономических и финансовых кризисов в стране и важнейших отраслях, поскольку требуются большие  средства для преодоления кризисных  ситуаций;

д) рост безработицы - результат  экономических и промышленных кризисов и причина социальных кризисов.

2. Рыночные факторы:

а) нестабильность валютного  рынка;

б) усиление монополизма;

в) сокращение сферы рынка.

3. Прочие внешние факторы:

а) политическая нестабильность;

б) рост криминальных структур - эта проблема остается актуальной на протяжении уже долго времени, несмотря на многочисленные меры правительства. От криминальных действий страдают как  малые и крупные предприятия, так и отрасли в целом. Наибольшая опасность кроется в возглавлении крупных отраслей и предприятий людьми с низкими профессиональными навыками и отсутствием опыта, что обычно приводит к кризисной ситуации, причем довольно тяжелой;

в) природно-климатические  причины - кроются в стихийных  бедствиях, наносящих большой урон всему сектору деятельности и  государству в целом;

г) стихийные бедствия опасны тем, что могут вызвать сразу  несколько кризисов - экономический, социальный, экологический. В такой ситуации очень трудно сориентироваться и определить первоочередность задач. Как правило, ощущается нехватка средств, для чего приходится использовать резервные фонды.

Внутренние причины возникновения  кризиса:

1. Управленческие причины:

а) разногласия между участниками  управленческой структуры - если это  легкие разногласия, то обычно все решается путем переговоров. Но бывают сложные ситуации, сочетающие в себе психологические факторы, личные интересы участников, несогласованность действий - это может привести к серьезным последствиям, таким как кризис;

б) отсутствие динамики в  управлении- с течением времени предприятие  или отрасль развиваются и  приобретают все большие масштабы и формы, для чего требуется более  разветвленная и дифференцированная сеть управления. Отсутствие гибкости приводит к «неуспеваемости» хода управления за развитием;

в) высокий уровень коммерческого  риска - если предприятие или бизнес создавались в рискованных условиях, то управление может некоторое время  сдерживать темпы развития, боясь  потерь. Это может привести к потере шанса занять место на рынке или постепенному «затуханию»; дела;

г) недостаточное знание конъюнктуры  рынка - при образовании предприятия  следует провести внимательный анализ ситуации на рынке, исследование тенденций  спроса и предложения и реальное оценивание своих возможностей в  связи с этим. В процессе деятельности нужно Также постоянно следить за этими процессами для внесения изменений в организационную и производственную структуры для сохранения конкурентоспособности на рынке;

д) сложности с учетными системами для своевременного обнаружения  кризиса необходимо проводить анализ деятельности. Во многом это осуществляется через различные отчетные документы, отражающие прибыль, расходы, издержки, баланс и т. д. Предоставление этих документов должно проходить в точно установленные  сроки, в противном случае можно  пропустить первые признаки наступления  кризиса;

Информация о работе Антикризисное управление (на примере ОАО «Электровыпрямитель»)