Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:53, доклад
Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее существованию. Кризисы являются показателем развития отдельного предприятия, которое может не соответствовать развитию других предприятий или отрасли в целом. Это обусловлено тем, что каждое предприятие имеет сугубо индивидуальное развитие, возможности и средства и подчиняется законам и принципам циклического развития всей социально-экономической системы. Оно имеет собственные циклы и кризисные ситуации. На это влияют различные факторы: внешние и внутренние.
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
(на примере ОАО «
1 Теоретические основы антикризисного управления на предприятии
1.1 Причины возникновения
кризисных ситуаций на
В различных источниках можно встретить разное объяснение понятия «предприятие», но в принципе все они имеют схожие моменты. Предприятие - это обособленное учреждение, которое выполняет одну или несколько различных функций по реализации товаров и услуг.
Так существует ли реальная угроза существованию предприятия в виде кризиса? К сожалению, такая угроза существует всегда.
Кризис - это крайнее обострение
противоречий в социально-экономической
системе (организации), угрожающее ее существованию.
Кризисы являются показателем развития
отдельного предприятия, которое может
не соответствовать развитию других
предприятий или отрасли в
целом. Это обусловлено тем, что
каждое предприятие имеет сугубо
индивидуальное развитие, возможности
и средства и подчиняется законам
и принципам циклического развития
всей социально-экономической
Предприятие зависит от внешних факторов, характеризующих состояние экономики, в которой осуществляет свою деятельность предприятие. Изменения в экономике приводят к изменениям и на предприятии. Если экономика находится в состоянии кризиса, то это находит отражение и на предприятии. Однако здесь немаловажную роль играют характер деятельности, масштабы, потенциал предприятия. Оно может вполне успешно противостоять внешним кризисным ситуациям или, в противоположном случае, чутко реагировать на них.
Для каждого отдельного предприятия
существует свое соотношение внутренних
и внешних факторов кризиса. Похожие
по структуре и организации
Но может быть и другая ситуация, когда предприятие входит в кризис при вполне благоприятных внешних факторах. Здесь причинами являются уже внутренние затруднения, такие как деловые конфликты, организационные проблемы, низкий профессиональный уровень сотрудников, ошибки в принятий решений, некачественный маркетингу многие другие. [3, c. 23]
Опасность возникновения
кризиса в организации
Формально возможность экономических
кризисов возникла с переходом от
непосредственного обмена продуктов
к товарному обращению
Первая возможность кризисов связана с функцией денег как средством обращения. Простое товарное обращение выражается формулой: товар - деньги - товар. В нем процесс обмена разделен на два противоположных и различных по времени акта:
- продажа: товар - деньги;
- покупка: деньги - товар.
Продажа одного товара не означает одновременной покупки другого, как это было при непосредственном обмене товара на товар (схема: товар - товар). Покупка другого товара может произойти значительно позже и в другом месте. Разрыв во времени и пространстве акта купли и акта продажи содержит первую возможность задержки процесса реализации и возникновения кризиса перепроизводства.
В качестве продавцов и покупателей выступают разные субъекты. Возможна ситуация, когда один субъект, продавая свои товары, не захочет вкладывать полученные деньги в производство или покупать другие товары (сырье, материалы). Это отрицательно скажется на тех субъектах, у кого он раньше покупал товар. Возникнут затоваривание, недостаток свободных денежных средств и другие проблемы, что и вызывает кризис.
Вторая возможность кризисов
связана с функцией денег как
средства платежа. В этом случае также
происходит разрыв во времени между
актом купли товара в кредит и
актом платежа за него. Покупатель
к моменту истечения срока
его долгового обязательства
может оказаться
Н.Н Кожевникова - профессор экономических наук, в книге «Основы антикризисного управления предприятиями» выделяет следующие факторы влияющие на платежеспособность предприятия: внешние и внутренние.
Внешние факторы платежеспособности. Внешние факторы могут быть международными, национальными и рыночными.
1. Международные факторы складываются под влиянием:
а) общеэкономических факторов
- экономическая цикличность
б) стабильности международной торговли - зависит от заключенных межправительственных договоров и соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговли, таможенных тарифах и пошлинах);
в) международной конкуренции (увеличения доли рынка фирм-конкурентов из-за более высоких технологий или более дешевого труда) - организация совместных предприятий, лицензионная торговля, финансовая состоятельность зарубежных партнеров, стратегические формы хозяйствования.
2. Национальные факторы
оказывают достаточно ощутимое
влияние на финансовую
а) политических факторов - политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые через право и включающие в себя:
- состояние финансовой системы;
- отношение к собственности
(ее приватизация или
- принципы земельной политики государства;
- отношение государства
к предпринимательству (
- налоговую политику;
- меры по защите прав
потребителей и
б) экономико-демографических факторов, которые характеризуются:
- цикличностью экономического развития;
- уровнем доходов, накоплений населения, т.е. покупательной способностью (уровень цен, возможность получения кредита);
- предпринимательской
3. Рыночные факторы складываются под влиянием:
а) психографических факторов, проявляющихся в привычках, традициях и нормах потребления, предпочтении к одним товарам и отрицательном отношении к другим (потребительский выбор);
б) научно-технических факторов, определяющих все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии производства, производимые предприятием для обеспечения конкурентных преимуществ, требуют, как правило, значительных капитальных вложений и могут в течение какого-то достаточно продолжительного периода отрицательно отражаться на прибыльности предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новой технологии. Может негативно сказаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции предприятия вследствие появления на рынке по более низким ценам товаров других фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, обеспечивающая меньшие производственные затраты;
в) форм конкуренции, на которые влияют: уровень издержек производства, уровень технологий, качество продукции и уровень маркетинга.
Однако наиболее сильным внешним фактором банкротства является так называемый технологический разрыв - крупный научно-технический сдвиг (эволюция), при котором, по оценкам специалистов, в семи случаях из десяти предприятия, бывшие лидерами в своей области на определенном рынке, становятся отстающими.
Внутренние факторы
- конкурентная позиция
фирмы - цель, отрасль деятельности,
традиции, репутация и имидж,
- принципы деятельности -
форма собственности,
- ресурсы и их использование
- прогрессивность средств и
- маркетинговые стратегии
и политика - прогрессивность средств
и методов производства, длительность
производственного цикла,
- финансовый менеджмент -
структура баланса,
Причины кризиса зависят от его факторов, поэтому они подразделяются на внешние и внутренние.
Внешние причины - это угроза
извне, а так как социально-
1. Социально-экономические
факторы общего развития
а) рост инфляции; нестабильность налоговой системы - изменение налоговой ставки или принятие новых налогов особенно сильно сказывается на предприятиях в начальный период своего развития;
б) нестабильность правительственной системы - глубокие разногласия в государственных органах, из-за чего все другие трудности остаются в тени;
в) разделение властей на оппозиции, что влечет за собой беспорядочное принятие решений;
г) снижение уровня доходов населения - это является основанием для роста социальной напряженности и, как следствие, появления социального кризиса. Как правило, правительство вынуждено идти на такие меры из-за экономических и финансовых кризисов в стране и важнейших отраслях, поскольку требуются большие средства для преодоления кризисных ситуаций;
д) рост безработицы - результат экономических и промышленных кризисов и причина социальных кризисов.
2. Рыночные факторы:
а) нестабильность валютного рынка;
б) усиление монополизма;
в) сокращение сферы рынка.
3. Прочие внешние факторы:
а) политическая нестабильность;
б) рост криминальных структур - эта проблема остается актуальной на протяжении уже долго времени, несмотря на многочисленные меры правительства. От криминальных действий страдают как малые и крупные предприятия, так и отрасли в целом. Наибольшая опасность кроется в возглавлении крупных отраслей и предприятий людьми с низкими профессиональными навыками и отсутствием опыта, что обычно приводит к кризисной ситуации, причем довольно тяжелой;
в) природно-климатические причины - кроются в стихийных бедствиях, наносящих большой урон всему сектору деятельности и государству в целом;
г) стихийные бедствия опасны тем, что могут вызвать сразу несколько кризисов - экономический, социальный, экологический. В такой ситуации очень трудно сориентироваться и определить первоочередность задач. Как правило, ощущается нехватка средств, для чего приходится использовать резервные фонды.
Внутренние причины
1. Управленческие причины:
а) разногласия между участниками управленческой структуры - если это легкие разногласия, то обычно все решается путем переговоров. Но бывают сложные ситуации, сочетающие в себе психологические факторы, личные интересы участников, несогласованность действий - это может привести к серьезным последствиям, таким как кризис;
б) отсутствие динамики в
управлении- с течением времени предприятие
или отрасль развиваются и
приобретают все большие
в) высокий уровень коммерческого
риска - если предприятие или бизнес
создавались в рискованных
г) недостаточное знание конъюнктуры рынка - при образовании предприятия следует провести внимательный анализ ситуации на рынке, исследование тенденций спроса и предложения и реальное оценивание своих возможностей в связи с этим. В процессе деятельности нужно Также постоянно следить за этими процессами для внесения изменений в организационную и производственную структуры для сохранения конкурентоспособности на рынке;
д) сложности с учетными
системами для своевременного обнаружения
кризиса необходимо проводить анализ
деятельности. Во многом это осуществляется
через различные отчетные документы,
отражающие прибыль, расходы, издержки,
баланс и т. д. Предоставление этих документов
должно проходить в точно
Информация о работе Антикризисное управление (на примере ОАО «Электровыпрямитель»)