Антикризисное управление (на примере ОАО «Электровыпрямитель»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:53, доклад

Краткое описание

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее существованию. Кризисы являются показателем развития отдельного предприятия, которое может не соответствовать развитию других предприятий или отрасли в целом. Это обусловлено тем, что каждое предприятие имеет сугубо индивидуальное развитие, возможности и средства и подчиняется законам и принципам циклического развития всей социально-экономической системы. Оно имеет собственные циклы и кризисные ситуации. На это влияют различные факторы: внешние и внутренние.

Файлы: 1 файл

антикр уравл.docx

— 60.33 Кб (Скачать)

2. Тактический механизм  финансовой стабилизации представляет  собой систему мер, направленных  на достижение точки финансового  равновесия предприятия в предстоящем  периоде.

Как видно из приведенной  формулы, правую ее часть составляют все источники формирования собственных  финансовых ресурсов предприятия, а  левую - соответственно все направления  использования этих ресурсов.

Какие бы меры не принимались  в процессе использования тактического механизма финансовой стабилизации предприятия, все они должны быть направлены на обеспечение неравенства: ОГсфр > ОПСфр. Однако в реальной практике возможности существенного увеличения объема генерирования собственных финансовых ресурсов (левой части неравенства) в условиях кризисного развития ограничены. Поэтому основным направлением обеспечения достижения точки финансового равновесия предприятием в кризисных условиях является сокращение объема потребления собственных финансовых ресурсов (правой части неравенства). Такое сокращение связано с уменьшением объема, как операционной, так и инвестиционной деятельности предприятия и поэтому характеризуется термином «сжатие предприятия».

Сжатие предприятия в  процессе обеспечения вышеприведенного неравенства должно сопровождаться мерами по обеспечению прироста собственных  финансовых ресурсов. Чем в большей  степени предприятие сможет обеспечить положительный разрыв соответствующих  денежных потоков этого неравенства, тем быстрее оно достигнет  точки финансового равновесия в  процессе выхода из кризисного состояния.

Увеличение объема генерирования  собственных финансовых ресурсов, обеспечивающее рост левой части неравенства, достигается  за счет следующих основных мероприятий:

- оптимизации ценовой  политики предприятия, обеспечивающей  дополнительный размер операционного  дохода;

- сокращения суммы постоянных  издержек (включая сокращение управленческого  персонала, расходов на текущий  ремонт и т.п.);

- снижения уровня переменных  издержек (включая сокращение производственного  персонала основных и вспомогательных  подразделений; повышение производительности  труда и т.п.);

- осуществления эффективной  налоговой политики, обеспечивающей  минимизацию налоговых платежей  по отношению к сумме дохода  и прибыли предприятия (направленной  на возрастание суммы чистой  прибыли предприятия);

- проведения ускоренной  амортизации активной части основных  средств с целью возрастания объема амортизационного потока;

- своевременной реализации  выбываемого в связи с высоким износом или неиспользуемого имущества;

- осуществления эффективной  эмиссионной политики за счет  дополнительной эмиссии акций  (или привлечения дополнительного  паевого капитала) и других.

Сокращение необходимого объема потребления собственных  финансовых ресурсов, обеспечивающее снижение левой части неравенства, достигается за счет следующих основных мероприятий:

- снижения инвестиционной  активности предприятия во всех  основных ее формах;

- обеспечения обновления  операционных внеоборотных активов преимущественно за счет их аренды (лизинга);

- осуществления дивидендной  политики, адекватной кризисному  финансовому развитию предприятия  с целью увеличения чистой  прибыли, направляемой на производственное  развитие;

- сокращения объема программы  участия наемных работников в  прибыли (в период кризисного  развития должны быть существенно  снижены суммы премиальных выплат  за счет этого источника);

- отказа от внешних  социальных и других программ  предприятия, финансируемых за  счет его прибыли;

- снижения размеров отчислений  в резервный и другие страховые  фонды, осуществляемых за счет  прибыли, и другие.

Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если предприятие вышло на рубеж  финансового равновесия, предусматриваемый  целевыми показателями финансовой структуры  капитала и обеспечивающий достаточную  его финансовую устойчивость.

3. Стратегический механизм  финансовой стабилизации представляет  собой систему мер, направленных  на поддержание достигнутого  финансового равновесия предприятия  в длительном периоде. Этот  механизм базируется на использовании  модели устойчивого экономического  роста предприятия, обеспечиваемого  основными параметрами его финансовой  стратегии.

Модель устойчивого экономического роста имеет различные математические варианты в зависимости от используемых базовых показателей финансовой стратегии предприятия. Однако, учитывая, что все эти базовые показатели количественно и функционально  взаимосвязаны, результаты расчета  основного искомого показателя - возможного для данного предприятия темпа  прироста объема реализации продукции (т.е. объема операционной его деятельности) - остаются неизменными.

Возможный темп прироста объема реализации продукции, не нарушающий финансовое равновесие предприятия, составляет произведение следующих четырех коэффициентов, достигнутых при равновесном  его состоянии на предшествующем этапе антикризисного управления:

1) коэффициента рентабельности  реализации продукции;

2) коэффициента капитализации  чистой прибыли;

3) коэффициента левериджа активов (он характеризует «финансовый рычаг», с которым собственный капитал предприятия формирует активы, используемые в его хозяйственной деятельности);

4) коэффициента оборачиваемости  активов.

Если базовые параметры  финансовой стратегии предприятия  остаются неизменными в предстоящем  периоде, расчетный показатель будет  оставлять оптимальное значение возможного прироста объема реализации продукции. Любое отклонение от этого  оптимального значения будет или  требовать дополнительного привлечения  финансовых ресурсов (нарушая финансовое равновесие), или генерировать дополнительный объем этих ресурсов, не обеспечивая  эффективного их использования в  операционном процессе.

Если же по условиям конъюнктуры  товарного рынка предприятие  не может выйти на запланированный  темп прироста объема реализации продукции  или, наоборот, может существенно  его превысить, для обеспечения  новой ступени финансового равновесия предприятия в параметры его  финансовой стратегии должны быть внесены  соответствующие коррективы (т.е. изменены значения отдельных базовых финансовых показателей).

Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если в результате ускорения темпов устойчивого экономического роста  предприятия обеспечивается соответствующий  рост его рыночной стоимости в  долгосрочной перспективе.

Рассмотренные методы антикризисного управления свидетельствуют о широком  диапазоне возможностей финансовой стабилизации предприятия за счет использования  ее внутренних механизмов.


Информация о работе Антикризисное управление (на примере ОАО «Электровыпрямитель»)