Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:53, доклад
Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее существованию. Кризисы являются показателем развития отдельного предприятия, которое может не соответствовать развитию других предприятий или отрасли в целом. Это обусловлено тем, что каждое предприятие имеет сугубо индивидуальное развитие, возможности и средства и подчиняется законам и принципам циклического развития всей социально-экономической системы. Оно имеет собственные циклы и кризисные ситуации. На это влияют различные факторы: внешние и внутренние.
Стратегии антикризисного управления могут быть разными. Наиболее важные стратегии:
- предупреждения кризиса, подготовки к нему;
- выжидания зрелости кризиса для успешного его преодоления;
- противодействия кризисным явлениям, замедления негативных процессов;
- стабилизации ситуации
посредством использования
- рассчитанного риска;
- последовательного вывода из кризиса;
- предвидения и создания
условий устранения
Выбор той или иной стратегии определяется характером и глубиной кризиса.
Наиболее опытные менеджеры
рассматривают антикризисное
Методика антикризисного управления- это серия действий и управленческих шагов, направленных на предотвращение, управление и борьбу с кризисами. Охарактеризуем ее основные элементы.
Выявление и оценка уязвимых
сторон организации и возможного
ущерба от каждой из них. Практически
каждому кризису предшествуют определенные
симптомы или сигналы опасности.
Успешное ведение дел в организации
предполагает отслеживание таких симптомов
и осуществление
Снижение количества уязвимых сторон организации. Эффективный бизнес означает уверенность, что слабые стороны компании не оказывают существенного (т.е. препятствующего достижению организационных целей) негативного влияния на ее деятельность. Жесткие, трудные решения должны приниматься незамедлительно, а не откладываться «на завтра».
Разработка плана выхода из потенциального кризиса. Успешная компания всегда исходит из того, что любой бизнес неизбежно столкнется с кризисом, и рассчитывает возможный ущерб. Кризисное планирование предполагает расчет необходимых ресурсов для разработки эффективных мер по выходу из потенциального кризиса и способствует предотвращению серьезных последствий от неуправляемого кризиса. С этой целью разрабатываются различные сценарии; чем их больше, тем лучше.
Осознание факта наступления
кризиса и определение
Осуществление активных коммуникаций
во время кризиса. Следующим шагом
по предотвращению негативных последствий
кризиса является определение стратегии
организации в области
Отслеживание и оценка проявлений кризиса, гибкость мер по борьбе с ним. Достаточно сложно оценить правильность действий, предпринимаемых во время и после кризиса. Хорошо организованный антикризисный менеджмент предполагает налаженную систему мониторинга мнений и настроений стейкхолдеров организации. Поэтому важно отслеживать изменения таких настроений, поведения основных стейкхолдеров во время и после кризиса, постоянно внося коррективы в намеченные планы.
Изоляция подвергнувшегося
кризису направления
Каждый шаг важен. Эффективное урегулирование кризиса - это не событие, а продолжительный, систематический и регламентированный процесс. Он направлен на определение уязвимых мест организации, предотвращение повторения подобной ситуации в будущем и предполагает проведение планирования на случай возникновения наиболее вероятных кризисных ситуаций, организацию эффективного обмена информацией до и после кризиса, проверку и оценку реального положения дел и в случае необходимости проведение инноваций. [12, c. 45]
Во многих случаях кризису предшествуют некоторые предупредительные сигналы, которые должны быть замечены. Однако это бывает не всегда, что делает предварительную подготовку к возможному кризису и планирование антикризисных мероприятий еще более необходимыми.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
а) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
в) к кризисам можно и необходимо готовиться;
г) кризисы можно смягчать;
д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
е) кризисные процессы могут
быть до определенного предела
ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия. [8, c. 100]
Объектом воздействия государства на неплатежеспособные предприятия является такой механизм управления ими, все звенья которого нацелены на преодоление кризисных явлений.
С учетом сказанного очертим основные подсистемы антикризисного управления предприятием.
1. Подсистема диагностики
и прогнозирования финансового
состояния предприятия в
2. Подсистема маркетинга,
включающая в себя разработку
антикризисной маркетинговой
3. Подсистема антикризисной инвестиционной политики, нацеленная на разработку эффективной инвестиционной программы сразу в нескольких разрезах: а) технико-технологической обоснованности и эффективности инвестиционных проектов; б) их финансовой окупаемости и рентабельности; в) нахождение источников финансирования и инвесторов, в том числе и при помощи получения гарантий под заемные средства со стороны достаточно мощных и надежных экономических структур или органов власти.
4. Подсистема управления
персоналом (предполагает обновление
части кадров, повышение квалификации
работников, изменение системы управления
персоналом, разработку более эффективных
стимулов и санкций, улучшение
трудовой и особенно
5. Подсистема производственного
менеджмента, которая
6. Подсистема финансово-
7. Подсистема организационно-
Кризисы различны, и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления (рисунок 1.1). Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.
Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:
- гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;
- склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
- диверсификация управления,
поиск наиболее приемлемых
- снижение централизма
для обеспечения
- усиление интеграционных
процессов, позволяющих
Антикризисное управление имеет особенности и в части его технологий:
- мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ;
- осуществление программно-
- повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;
- усиление внимания к
предварительным и последующим
оценкам управленческих
- использование антикризисного
критерия качества
В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:
- мотивированию,
- установкам на оптимизм
и уверенность, социально-
- интеграции по ценностям
профессионализма и
- инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;
- корпоративности,
Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности. [8, c. 102]
Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна; ее можно разделить на четыре группы (рисунок 1.2).
Первая группа проблем
включает распознавание предкризисных
ситуаций, предотвращение кризиса. Однако
не все кризисы можно
Вторая группа проблем связана с ключевыми сферами деятельности организации. Это прежде всего методологические проблемы. В процессе их решения формулируются миссия и цель, определяются пути, средства и методы управления в кризисной ситуации. В эту группу входят проблемы финансово-экономического характера. Например, при антикризисном управлении возникает необходимость определить типы диверсификации производства или конверсии. Это требует дополнительных ресурсов, поиска источников финансирования. Существуют также проблемы организационного и правового содержания, социально-психологические проблемы.
Третья группа проблем
касается технологии антикризисного управления.
Она включает в самом общем
виде проблемы прогнозирования кризисов
и вариантов поведения
Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации, инвестирование антикризисных мер, проблемы банкротства и санации предприятий. [10, c. 12]
Состав типичных проблем антикризисного управления подчеркивает, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками.
Эффективность антикризисного
управления определяется степенью достижения
целей смягчения, локализации или
позитивного использования
1. Профессионализм управления,
соответствующая специальная
2. Искусство управления. Во
многих кризисных ситуациях
Информация о работе Антикризисное управление (на примере ОАО «Электровыпрямитель»)