Антикризисное управление (на примере ОАО «Электровыпрямитель»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:53, доклад

Краткое описание

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее существованию. Кризисы являются показателем развития отдельного предприятия, которое может не соответствовать развитию других предприятий или отрасли в целом. Это обусловлено тем, что каждое предприятие имеет сугубо индивидуальное развитие, возможности и средства и подчиняется законам и принципам циклического развития всей социально-экономической системы. Оно имеет собственные циклы и кризисные ситуации. На это влияют различные факторы: внешние и внутренние.

Файлы: 1 файл

антикр уравл.docx

— 60.33 Кб (Скачать)

е) затруднения маркетинговых  служб. Хорошо организованный маркетинг - половина успеха, так считают большинство  специалистов. Он помогает в повышении  конкурентоспособности и раскрутке. Однако при недостаточной организации  он может иметь противоположный эффект.

2. Производственные причины:

а) устаревшая техническая  база - приводит к снижению производительности и качества выпускаемой продукции, а значит, и спроса на нее;

б) низкая производительность труда - связана с отсутствием  стимулов упорной и эффективной  работы: подходящих условий труда  и оплаты труда, социальных гарантий, карьерного роста, дополнительных преимуществ;

в) высокие энергозатраты- это связано, как правило, с изнашиванием технической базы, где старое оборудование просто еще не было доведено до уровня экономии энергии.

3. Рыночные причины:

а) низкая конкурентоспособность  товара - связано с недостаточным  уровнем качества или плохо проведенной  маркетинговой кампанией;

б) зависимость от постоянного  ограниченного количества поставщиков  и клиентов. [3, c. 43]

Если обобщить все факторы, то в большинстве случаев ухудшение  финансового положения организаций  и их последующее банкротство  связано с:

- неэффективной системой  управления и некомпетентностью  высшего руководства;

- слабым учетом изменений  состояния рынка (спроса, конкурентов,  ценовой политики и др.), производственного  и финансового потенциала организации;

- хищениями на высшем  уровне управления;

- неэкономичным и нетехнологичным  производством продукции. [6, c. 25]

Наличие хотя бы одного фактора  уже является предкризисным состоянием, но наибольшее влияние на общее состояние  предприятия или отрасли оказывают  сложности в управленческих структурах. Именно эти трудности являются наиболее характерными для современного бизнеса, препятствующими нормальному (и  эффективному) функционированию систем вследствие возникновения кризисов.

Для выживания в условиях кризисных ситуаций требуется сплоченность всех структур - экономических, финансовых, управленческих.

В настоящее время разработано  множество программ по диагностированию и мониторингу кризисных ситуаций.

Но прежде чем приступать к их использованию, нужно внимательно  проанализировать структуру социально-экономической  системы и выбрать подходящую. Предпочтительнее все-таки будет разработка собственного комплекса мер по прогнозированию  и обнаружению кризисов, поскольку, несмотря на общие положения, среда  каждой системы сугубо индивидуальна.

Вообще, во время всего  периода существования социально-экономической  системы необходимо наблюдать за внешними и внутренними факторами, потому что все процессы находятся  в условии динамического развития.

Таким образом на предприятие  влияют внешние факторы ( на которые  предприятие не в силах повлиять) и внутренние факторы , которые фирма в силах устранять, и регулировать.

1.2 Сущность антикризисного  управления на предприятии 

Антикризисное управление - это система управленческих мер  по диагностике, предупреждению, нейтрализации  и преодолению кризисных явлений  и их причин на всех уровнях экономики.

Принимая во внимание определение, данное выше, зададимся вопросом: всякое ли активное воздействие на экономику  с целью обеспечения ее эффективного функционирования относится к антикризисному управлению? В принципе, ответ можно  дать утвердительный.

Но следует иметь в  виду, что антикризисное управление включает в себя использование важнейших  экономических дисциплин (финансовый анализ, стратегическое и тактическое  планирование, инвестирование, менеджмент и др.), объединяя их при этом в  единую систему на основе одного критерия: возможности использования диагностики, предупреждения, нейтрализации и  преодоления кризиса.

 Антикризисное управление  в качестве понятия может применяться  в двух значениях: в широком  и узком смысле.

В широком смысле антикризисное  управление - это системное управление объектом хозяйствования на том или  ином уровне экономики, под углом  зрения противодействия кризису.

В узком смысле антикризисное  управление - это система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая в случае ее затяжного  непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства. Для  антикризисного управления в узком  смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности  предприятия. Официальное установление такого факта регулируется законодательно. Вопрос о финансовой несостоятельности  рассматривается при активном участии  Федерального управления по делам о  несостоятельности при Госкомимуществе, причем обычно в судебном порядке. [14, c. 16]

Зуб, А.Т - доктор экономических  наук в книге «Антикризисное управление»  дает следующее определение, антикризисное  управление - это функция, обеспечивающая минимизацию потенциального ущерба от кризиса и помогающая установить контроль над ситуацией.

Подобное определение  дал Самородский, В. А. - профессор экономических наук книге «Антикризисное управление» - Антикризисное управление - это профилактика банкротства либо, если предприятие уже в кризисном состоянии, своевременное его «лечение», грамотный и по возможности быстрый вывод из кризиса.

Наиболее точное определение  антикризисного управления есть у Короткова, Э. М. - профессора экономических наук, в книге «Антикризисное управление». Антикризисное управление - это управление, определенным образом предвидящее  опасность кризиса, предусматривающее  анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса  и использования его факторов для последующего развития.

Управление осуществляется в социально-экономической системе, которая представляет собой объект управления. Одной из характеристик  управления является его предмет. В  обобщенном представлении предметом  управления всегда является деятельность человека. Но эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления можно дифференцировать по совокупности его проблематики. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.

Антикризисное управление имеет  предмет воздействия - факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного  обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его проявления, наступления кризиса. Факторы кризиса  могут быть предполагаемыми и  реальными.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или  становится антикризисным по мере вступления организации в полосу кризисного развития. Игнорирование этого положения  имеет отрицательные последствия, а его учет способствует безболезненному  прохождению кризисных ситуаций.

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь  человеческим фактором, потенциалом  активного и решительного поведения  человека в условиях кризиса, его  заинтересованностью в преодолении  кризисов, пониманием истоков и природы  кризиса, закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет  искать и находить пути выхода из критических  ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления  кризисов, приспосабливаться к возникающим  ситуациям. [8, c. 99]

Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием  циклического характера развития социально-экономических  систем. Это позволяет предвидеть ситуации кризиса и готовиться к  ним. Наиболее опасными являются неожиданные  кризисы.

Необходимость антикризисного управления отражает потребности преодоления  и разрешения кризиса, возможного смягчения  его последствий. Это естественная потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством  специальных механизмов антикризисного управления, которые следует создавать  и совершенствовать.

Необходимость антикризисного управления обусловлена также и  целями развития. Например, возникновение  кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляют искать и находить новые  средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии. Так, атомная энергетика - это область  деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь главное  в антикризисном управлении - необходимость  повышения профессионализма технического персонала, укрепления дисциплины, организация  разработки новых и более безопасных технологий. Все это проблемы управления. Решение технических проблем  также начинается с управления.

В экономическом антикризисном  управлении тоже возникает необходимость  поиска - типов диверсификации производства, конверсии. [8, c. 97]

Основные характеристики антикризисного управления такие.

1. Функции антикризисного  управления - это виды деятельности, отражающие предмет управления  и определяющие его результат.  Их формулируют, отвечая на  вопрос: что надо делать, чтобы  успешно управлять в преддверии, в процессе и после завершения  кризиса. Можно выделить шесть  функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса,  управление процессами выхода  из кризиса, стабилизация неустойчивых  ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

Вне зависимости от наличия  или отсутствия официального статуса  в организации менеджер по антикризисному управлению будет выполнять функции, в определенной степени общие  для разных организаций. В частности, кризисный управляющий должен:

- обладать всей необходимой  информацией относительно стратегических  планов развития организации  (лучше всего, если он будет  непосредственно участвовать в  совещаниях руководства и в  рабочих группах по выработке  стратегии, знать оценки текущего  положения организации в отрасли,  иметь представления о тенденциях  развития параметров среды, угрозах  и благоприятных возможностях, проистекающих  из такого развития; его участие  в принятии стратегических решений  будет способствовать формированию  в среде высшего уровня управления  организации философии кризиса,  кризисного стратегического мышления);

- определять цели антикризисного  управления, оценивать уязвимость  организации перед кризисом (работа  антикризисного менеджера позволяет  руководству по-новому взглянуть  на слабые стороны организации  как на потенциальный источник  трудностей при преодолении возможных  кризисов);

- разрабатывать сценарии  и проектировать возможные способы  преодоления кризиса, предлагать  меры, предотвращающие превращение  слабых сторон организации в  потенциальный источник кризиса;

- планировать и организовывать  работу специальной команды по  антикризисному управлению, которая  будет заниматься антикризисным  планированием и обеспечит эффективное  управление кризисом;

- разработать меры по  информационному обеспечению антикризисного  управления, заранее готовить материалы  для выпусков новостей, тексты  листовок и брошюр, адреса рассылки  информационных бюллетеней и  т.д. (хотя на момент наступления  кризиса их содержание может  оказаться в существенной мере  устаревшим и не точным, обновление  и пересмотр позволяют значительно  сократить время для подготовки  адекватных ситуации материалов);

- подыскивать и обучать  людей, которые будут представлять  организацию в СМИ перед внутренними  и внешними стейкхолдерами (во время кризиса организации понадобятся люди, способные представить ситуацию в выгодном для компании свете);

- непрерывно отслеживать  стратегию и тактику поведения  организации в меняющихся условиях  среды, следить за своевременностью  мер по адаптации к изменениям, разрабатывать рекомендации для  руководства организации. [12, c. 49]

2. В управлении процессы  интеграции и дифференциации  диалектически связаны. Усиление  интеграции ведет к ослаблению  дифференциации и наоборот. Эти  процессы отражает логистическая  кривая. Связь интеграции и дифференциации  в моменты изменения кривой  показывает возникновение новых  организационных форм управления  или организаций нового типа. В этом взаимодействии есть  точки кризиса организации. Как  правило, это точки, отражающие  опасность ее «распада», разрушения. Выход из кризиса - изменение  соотношения интеграции и дифференциации  управления на новой организационной  основе.

3. Нет управления без  ограничений, которые могут быть  внутренними и внешними. Те и  другие находятся в определенном  меняющемся соотношении. В зависимости  от того, каково это соотношение,  изменяется вероятность кризисных  явлений.

4. Одна из важных характеристик  антикризисного управления - сочетание  формального и неформального  начал, существование зоны рациональной  организации антикризисного управления, которая может сужаться или  расширяться.

5. Для антикризисного управления  особое значение имеет стратегия  развития.

Информация о работе Антикризисное управление (на примере ОАО «Электровыпрямитель»)