Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:53, доклад
Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее существованию. Кризисы являются показателем развития отдельного предприятия, которое может не соответствовать развитию других предприятий или отрасли в целом. Это обусловлено тем, что каждое предприятие имеет сугубо индивидуальное развитие, возможности и средства и подчиняется законам и принципам циклического развития всей социально-экономической системы. Оно имеет собственные циклы и кризисные ситуации. На это влияют различные факторы: внешние и внутренние.
Часто является непродуктивным создание собственных служб мониторинга, т.к. быстро подобрать квалифицированных специалистов-аналитиков не просто, а стоимость их труда высока, проще обратиться в специализированные фирмы, адреса которых можно найти в справочниках по консалтинговым услугам. [12, c. 38]
Позитивные последствия кризиса
В сознании людей в организации и вне кризис, как правило, ассоциируется с хаосом, деструкцией, неопределенными и в то же время безрадостными перспективами будущего. Если выход из кризиса не найден, организация, скорее всего, прекратит свое существование в прежнем виде. Возможно, она будет расформирована, поглощена или сменит собственника и др. По всей видимости, это обернется разорением или крушением надежд. Однако в борьбе всегда есть не только побежденные, но и победители. В данном случае в выигрыше окажутся новые собственники организации, которые приложили известные усилия и средства, чтобы добиться введения процедуры банкротства или снижения рыночной стоимости фирмы, что позволило выгодно ее приобрести. Если же фирма или даже отрасль народного хозяйства смогла успешно пережить кризис, она может получить дополнительные конкурентные преимущества, освоить новые виды продукции или перестроиться в соответствии с новыми технологическими возможностями. Таким образом, утверждения об отрицательном или положительном воздействии кризиса на организацию всегда носят ценностный характер, отражают интересы и взгляды отдельных групп людей, но отнюдь не являются «объективными», не зависящими от ценностной ориентации субъекта, рассматривающего и анализирующего кризисную ситуацию.
Вряд ли можно найти
примеры того, чтобы владельцы, менеджеры
или сотрудники организации сознательно
стремились к ухудшению показателей
деятельности и способствовали кризису
(если только не рассматривать запрещенные
законом случаи умышленного банкротства).
Но иногда кризис может быть благоприятным
для предприятия - это возможно, когда
он эффективно контролируется. Попробуем
систематизировать такие
Рост известности и узнаваемости имени фирмы и ее брендов. Фирма, столкнувшаяся с кризисом, становится объектом пристального внимания конкурентов, правительственных органов, дистрибьюторов и других стейкхолдеров и СМИ. Часто это известность, которую можно выгодно использовать в посткризисный период. Когда развитие кризиса умело контролируется, положительный эффект, увязанный с ростом известности фирмы, может перевесить отрицательный. Легче достичь такого позитивного эффекта, когда предприятие является «жертвой» кризиса, а не «виновником» происшедшего (например, прекращает работу из-за природных катаклизмов, таких как ураган или наводнение). В подобной ситуации гораздо легче заручиться поддержкой клиентов, продавцов, служащих, потребителей, чем когда кризис вызван ошибками руководства. В любом случае проблемы, порожденные кризисом, надо решать быстро и эффективно, чтобы люди говорили: «Это, должно быть, хорошая компания, если она так удачно справилась с такой сложной ситуацией».
Возможность продемонстрировать управленческую компетенцию руководства организации. Кризисы предоставляют отличную возможность показать в хорошем или плохом свете управляющего высшего ранга, ответственного за разрешение проблем организации. Многие руководители корпораций, такие, например, как Ли Якокка, бывший председатель правления автомобилестроительной компании Chrysler (США), стали легендарными личностями, продемонстрировав волю, решительность, знания и лидерские качества при преодолении кризиса.
Новые возможности для роста и развития менеджеров. Во время кризисов некоторые менеджеры не только улучшают свою репутацию, но и продвигаются по служебной лестнице. Это достигается несколькими путями:
- быстрой реакцией на
проблему и четкими действиями,
направленными на ее
- демонстрацией непоколебимой
уверенности (но не
- проявлением участия
и сострадания по отношению
к людям, подвергнувшимся
- немедленным проведением
изменений в организации,
- уверенностью в том,
что влияние менеджера
- принятием на себя
ответственности и конечной
Улучшение отношений. Кризисные ситуации не всегда вызывают непреодолимые проблемы и обостряющиеся отношения между организацией и ее ключевыми стейкхолдерами, такими как служащие и клиенты. Умелое управление кризисной ситуацией пре доставляет вам большие возможности для укрепления связей и нормальных устойчивых отношений с теми, на чью помощь организация рассчитывает. Однако это произойдет только в том случае, если руководство предварительно завоюет их расположение и доверие и будет придерживаться следующей тактики:
- обсуждать ситуацию, детально разъяснять ожидаемые от них действия и обосновывать их необходимость;
- обращаться со стейкхолдерами как с уважаемыми членами команды, добиваться от них сочувствия и сострадания к трудному положению компании;
- демонстрировать благодарность за их помощь и поддержку;
- держать их в курсе дела, предоставлять необходимую информацию для того, чтобы сохранить уверенность в благоприятном завершении кризиса;
- поддерживать с ними дружеские отношения как можно дольше уже после кризиса.
Проведение необходимых изменений. Некоторым организациям необходима перестройка для продолжения существования. Случается и так, что возглавляющие их люди не осознают, что проблема реально существует, либо просто не хотят вкладывать силы и время, чтобы ее устранить. Нередко они надеются, что проблема исчезнет сама по себе. В этом случае весьма вероятно, что на более поздних этапах развития кризиса придется предпринимать кардинальные меры.
Некоторые шаги могут вызвать
структурные изменения в
Таким образом, последствия
бывают не только отрицательные, но и
положительные. То есть предприятие
может ждать не только ликвидация
и выкуп предприятиями-
Антикризисные предложения
В результате проделанного анализа мы выяснили реальное состояние финансового положения предприятия. Предприятие ОАО «Электровыпрямитель» не является банкротом, но и не является абсолютно платежеспособным предприятием.
Платежеспособность
На основании этого мы видим, что финансовое состояние предприятия в условиях кризиса не пошатнулось. Это свидетельствует об относительно эффективном антикризисном управлении на предприятии. Но у предприятия все же есть небольшие проблемы с платежеспособностью, финансовой устойчивость и деловой активностью, которые, если вовремя не исправить, также может привести к банкротству. В связи с этим предприятию можно использовать в антикризисном управлении механизм финансовой стабилизации.
Основная роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития. Финансовая стабилизация предприятия в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам.
1. Устранение
2. Восстановление финансовой
устойчивости (финансового равновесия).
Хотя неплатежеспособность
3. Обеспечение финансового
равновесия в длительном
Каждому этапу финансовой
стабилизации предприятия соответствуют
определенные ее внутренние механизмы,
которые в практике финансового
менеджмента принято
Используемые
Оперативный механизм финансовой стабилизации, основанный на принципе «отсечения лишнего», представляет собой защитную реакцию предприятия на неблагоприятное финансовое развитие и лишен каких-либо наступательных управленческих решений.
Тактический механизм финансовой стабилизации, используя отдельные защитные мероприятия, в преимущественном виде представляет собой наступательную тактику, направленную на перелом неблагоприятных тенденций финансового развития и выход на рубеж финансового равновесия предприятия.
Стратегический механизм
финансовой стабилизации представляет
собой исключительно
Ускоренная ликвидность оборотных активов, обеспечивающая рост положительного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий:
- ликвидации портфеля
краткосрочных финансовых
- ускорения инкассации дебиторской задолженности;
- снижения периода
- увеличения размера ценовой
скидки при осуществлении
- снижения размера страховых
запасов товарно-материальных
- уценки трудноликвидных видов запасов товарно-материальных ценностей до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализации и других.
Ускоренное частичное дезинвестирование внеоборотных активов, обеспечивающее рост положительного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий:
- реализации высоликвидной части долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля;
- проведение операций
возвратного лизинга, в
- ускоренной продажи
- аренды оборудования, ранее намечаемого к приобретению в процессе обновления основных средств и других.
Ускоренное сокращение размера краткосрочных финансовых обязательств, обеспечивающее снижение объема отрицательного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий:
- пролонгации краткосрочных финансовых кредитов;
- реструктуризации портфеля
краткосрочных финансовых
- увеличения периода
- отсрочки расчетов по
отдельным формам внутренней
кредиторской задолженности
Цель этого этапа финансовой
стабилизации считается достигнутой,
если устранена текущая
Информация о работе Антикризисное управление (на примере ОАО «Электровыпрямитель»)