Стратегическое планирование на примере ООО «СХО «Заречье»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка стратегии развития предприятия посредством выделения и оценки удельного веса объективных и субъективных факторов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы стратегии развития предприятия;
- провести обзор существующих конкурентных стратегий;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..………3
1.Общая характеристика ООО «СХО «Заречье» 5
2. Маркетинговое исследование рынка ООО «СХО «Заречье» 8
3. Позиционирование предприятия 12
4. Разработка видения и миссии ООО «СХО «Заречье» 16
5. Дерево целей ООО «СХО «Заречье» 18
6. Выбор стратегии ООО «СХО «Заречье» 21
7. Реализация выбранной стратегии ООО «СХО «Заречье» 25
8. Оценка эфективности предлагаемойстратегии 26
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

МОЙ курсовик.docx

— 79.05 Кб (Скачать)

- «звезды» укреплять и оберегать;

- по возможности избавляться от «собак», если нет веских причин, чтобы их сохранить;

- для «дойных коров» необходим жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль высшего руководства фирмы;

- «трудные дети» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в «звезды».

«Трудные дети» при определенных обстоятельствах могут стать «звездами», а «звезды», в дальнейшем, превратятся в «собак».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Позиционирование предприятия

Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия  и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон вашего предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Сильные стороны (Strengths) - преимущества вашей организации;

Слабости (Weaknesses) - недостатки вашей организации;

Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества Вашей организации на рынке;

Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение вашей организации на рынке.

SWOT-анализ - это промежуточное звено между формулированием миссии вашего предприятия и определением его целей и задач.

Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и  слабых сторон, а также угроз и  возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые  в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.  
Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее сильных и слабых сторон, а также список угроз и возможностей. 

После того, как составлен  конкретный список сильных и слабых сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT.

 

 

 

 

 

Таблица 3

Матрица SWOT ООО «СХО «Заречье»

 

Возможности:

  1. Увеличение конкурентных преимуществ;
  2. Снижение уровня налоговой нагрузки;
  3. Сокращение численности безработных;
  4. Выход на новые рынки;
  5. Создание розничной сети.

Угрозы:

  1. Высокий уровень инфляции;
  2. Нестабильность политики налогообложения предприятия;
  3. Возможность появления новых конкурентов;
  4. Изменение предпочтений покупателей;
  5. Сбой в производстве.

Сильные стороны:

  1. Известность предприятия в регионе;
  2. Развитая сбытовая система;
  3. Высокий уровень квалифицированного персонала;
  4. Предприятие постоянно участвует в специализированных выставках и ярмарках;
  5. Уважительное отношение к клиенту.

 

1СИ-5В,

2СИ-4В,

3СИ-3В,

4СИ-1В.

 

1СИ-3У,

2СИ-5У,

4СИ-4У,

5СИ-3У.

Слабые стороны

  1. Неустойчивое финансовое положение;
  2. Отсутствие отдела маркетинга на предприятии;
  3. Себестоимость продукции выше, чем у основных конкурентов;
  4. Зависимость от государственной политики;
  5. Зависимость от погодных условий.

 

 

1СЛ-1В,

1СЛ-4В,

2СЛ-5В,

3СЛ-1В, 

4СЛ-2В.

 

 

 

2СЛ-4У,

3СЛ-3У,

4СЛ-1У,

4СЛ-1У,

4СЛ-2У,

5СЛ-5У.


Рис.2  Матрица SWOT ООО «СХО «Заречье»

Исходя из данной матрицы  в отношении тех пар, которые  находятся на пересечении полей  «Сильные стороны» и «Возможности»  следует разрабатывать стратегию  по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились  во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на пересечении  полей «Слабые стороны» и «Возможности», стратегия должна быть построена  таким образом, чтобы за счет появившихся  возможностей попытаться преодолеть имеющиеся  в организации слабости. Для пар, находящихся на пересечении полей  «Сильные стороны» и «Угрозы»,  стратегия  должна предполагать использование  силы организации для устранения угрозы. Для пар, находящихся на пересечении  полей «Слабые стороны» и «Угрозы», организация должна вырабатывать такую  стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так  и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

SNW - усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон организации (SWOT-анализа).

Аббревиатура SNW происходит от англоязычных слов: Strength (сильная  сторона), Neutral (нейтральная сторона) и Weakness (слабая сторона).

SNW-анализ в отличие  от SWOT-анализа предлагает также  среднерыночное состояние (N).

Таблица 4

Оценка конкурентных преимуществ ООО «СХО «Заречье» 

с помощью SNW – анализа

Наименование стратегической позиции

Оценка конкурентной позиции

Сильная

(S)

Нейтральная (N)

Слабая (W)

1.Предприятие в целом

Наличие стратегии развития

Эффективность системы управления

Широта специализации

Отношения с органами власти

Социальная поддержка  органов местного самоуправления

 

      +

 

 

+

 

 

+

+

 

+

 

 

2.Финансы

Финансовое состояние  предприятия

Состояние бухгалтерского учета

Доступность кредитов

Возможность привлечения  инвестиций

Действенность контроля за расходованием средств

 

 

 

+

      +

 

+

+

 

 

+

 

3.Производство

Состояние материально-технической  базы

Применение новых технологий

Устойчивость производства

Уровень производственного  риска

Себестоимость

 

 

+

 

           +

 

+

+

+

 

 

 

 

4.Кадры

Обеспеченность управленческим персоналом                    

Обеспеченность квалифицированными кадрами 

Трудовая дисциплина

Профессионализм кадров

Уровень оплаты труда

Действенность системы материальной заинтересованности

 

     

      +

 

      +

      +

 

          +

 

          +

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

5. Сбыт и снабжение

Производство высококачественной продукции

Умение работать на рынке

Важность переработки  продукции на своих мощностях

Наличие мощностей по хранению

Наличие устойчивых связей с покупателями

Наличие устойчивых связей с поставщиками

Степень информированности  о рыночной ситуации

 

+

 

 

+

+

+

 

 

+

+

 

 

 

+

 

 

Исходя из SNW-анализа, конкурентные преимущества ООО «СХО «Заречье» можно оценить как нейтральные, что требует построения на предприятии системы эффективного стратегического управления.

 

4. Разработка видения, миссии на ООО «СХО «Заречье»

Видение организации - это  образное представление смысла деятельности и перспектив (будущего) организации. Оно объясняет и демонстрирует  всем сотрудникам и общественности, что представляет собой организация, какой она должна стать и к  чему она стремится.

Формирование видения - это  одна из задач высшего руководства.

Горизонт видения, т.е. период отдаленности во времени формируемого образа предприятия, может быть различным, от нескольких месяцев до нескольких лет. Видение будущего крупной компании - это представление о политической, экономической, социальной ситуации в  стране, в отрасли, а также о  желаемом состоянии предприятия  в этой ситуации. 
Видение относится лишь к будущему: оно теряет свою актуальность при достижении желаемого состояния предприятия и должно быть сформулировано вновь. Формулировка видения должна быть лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отвечать следующим требованиям: вдохновлять, быть простой, как воспоминание или образ, заслуживать доверие и содержать ориентиры, которые могут служить основой для разработки стратегии.

Миссия - это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его  основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только «настоящее» организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без внимания перспективы развития бизнеса.

Правильно сформулированная миссия наряду с общим смыслом обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. 
Формулирование миссии способствует решению следующих проблем управления. Во-первых, миссия заставляет менеджеров систематически заниматься всесторонним анализом сильных и слабых сторон организации и ее конкурентов, возможностей и угроз, что повышает обоснованность принимаемых стратегических решений. Во-вторых, в случае больших по размеру или географически разбросанных компаний, миссия способствует интеграции обособленных организационных единиц в одно целое, мотивации персонала и более эффективному взаимодействию руководителей и подчиненных на различных уровнях. В-третьих, хорошая миссия способствует проецированию рационального и позитивного имиджа компании на деловых партнеров, акционеров, инвесторов, от которых в различных формах и степени зависит судьба предприятия.

Для разработки миссии необходимо провести опрос, который представлен в таблице 5.

Таблица 5

Вопросы для разработки видения и миссии

ООО «СХО «Заречье»

Вопрос

Ответ

В каких областях предприятие  добилось успеха за последние 5 лет? На чем этот успех основывался?

Надои фуражных коров увеличились  до 6000 л в год. Был построен животноводческий комплекс с беспривязным содержанием  коров до 600 голов.

Какие серьезные неудачи  были за последние 5 лет и в чем  их причина?

Низкая урожайность зерновых вследствие неблагоприятных погодных условий.

Какие основные достижения имеет предприятие?

Получение статуса племенного хозяйства. Различные дипломы и грамоты.

Каковы самые важные преимущества предприятия по сравнению с другими  предприятиями?

1.Вовлечени иностранного капитала;

2.Наличие современного оборудования.

Чего ждут от предприятия  его работники?

1.Повышения заработной платы;

2.Своевременная выдача заработной платы;

3.Лояльность со стороны  высшего руководства.

Каким вы хотели бы видеть предприятие  через 5 лет?

1.Увеличение производства;

2.Высокотехнологичное производство  продукции;

3.Рентабельное производство.

Что необходимо сделать для  этого?

1.Внедрение новых современных технологий производства продукции;

2.Привлечение инвестиций.


 

Видение ООО «СХО «Заречье» заключается в следующем – «Стать лучшим в своей отрасли!». 

Миссия ООО «СХО «Заречье» – ««Мы обеспечиваем потребителей качественной продукцией».

5. Дерево целей ООО «СХО «Заречье»

 

 





Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится  добиться любая организация.

Выделяют семь ключевых пространств, в рамках которых предприятие  определяет долгосрочные цели:

  1. Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевания лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка предприятия до определенного размера.
  2. Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса: освоением новых рынков, применением новых технологий или способов организации производства.
  3. Маркетинг. Основными результатами деятельности в этой области могут быть выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара, улучшение обслуживания клиентов.
  4. Производство. Приоритетными целями в этом случае являются достижение наивысшей производительности труда, повышение качества продукта, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами.
  5. Финансы. Общая цель - сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование.
  6. Управление персоналом. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда.
  7. Менеджмент. Ключевая цель в этой области - определение критических сфер управленческого воздействия.

Цели предприятия должны обладать рядом характеристик, которые  иногда называют критериями качества поставленных целей. К числу основных характеристик целей относятся:

  • конкретность и измеримость. Выражая цели в четких измеримых формах, руководство создает базу для принятия решений и оценки хода работ;
  • горизонт планирования. Выделяют долгосрочные (горизонт планирования более 5 лет), среднесрочные (плановый период от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (обычно в пределах года) цели. Чем уже горизонт планирования, тем конкретнее должна быть выражена цель;
  • достижимость. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности предприятия. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху и снижает мотивацию труда;
  • непротиворечивость. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

Недостаточное внимание к  процессу установления целей или, наоборот, выдвижение недостижимых целей наносит  ущерб предприятию.

Информация о работе Стратегическое планирование на примере ООО «СХО «Заречье»