Совершенствования системы управления затратами, сокращению издержек и повышению эффективности производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы рассмотреть процесс управления затратами и финансовыми результатами предприятия.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятия «затраты», «расходы», «издержки»;
рассмотреть классификацию затрат на предприятии;
рассмотреть показатели оценки результатов деятельности фирмы;
рассмотреть принципы управления затратами и прибылью;
рассмотреть факторы повышения эффективности предприятия, выявить резервы снижения затрат и роста результативности.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

Раздел 1. Управление затратами…………………………………………………5

1.1. Классификация затрат на производство …………………………..5

1. 2. Управление затратами, результатами деятельности фирмы……14

1.3. Пути снижения экономических затрат и резервы повышения

результативности деятельности фирмы……………………………….20

Раздел 2. Система планирования, учета и контроля материальных затрат

в ООО «Персонал-Сервис»……………………………………………………...27

2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………..27

2.2. Планирование и учет горюче-смазочных материалов…………...30

Раздел 3. Анализ издержек производства……………………………………...34

3.1. Анализ структуры себестоимости транспортных услуг…………34

3.2. Анализ состава и структуры материальных затрат………………36

3.3. Анализ затрат на 1 у.е. оказанных транспортных услуг…………38

Раздел 4. Построение графика зависимости затрат от объема оказанных транспортных услуг……………………………………………………………...39

Раздел 5. Рекомендации по совершенствованию системы управления затратами, сокращению издержек и повышению эффективности производства в ООО «Персонал-Сервис»……………………………………...42

Заключение ………………………………………………………………………43

Список литературы ……………………………………………………………...44

Файлы: 1 файл

управление затратами_0.doc

— 226.00 Кб (Скачать)
 

     Явные затраты – это затраты, которые  осуществляет организация в процессе производства и продажи продукции (работ, услуг). У субъектов хозяйствования наряду с явными издержками (внешними, денежными) – затраты на сырье, материалы, оборудование, рабочую силу – существуют неявные (внутренние, имплицитные) – стоимость затратных ресурсов, являющихся собственностью фирмы: оплата труда, предпринимателя, процент на вложенный капитал, нематериальные активы [4, с.219].

     Явные издержки (бухгалтерские) соответствуют  затратам наших отечественных предприятий, они включают: стоимость сырья, материалов, комплектующих, топлива, энергии, амортизацию, зарплату с отчислениями во внебюджетные фонды, административные расходы.

     Неявные издержки (издержки упущенных возможностей) – это те доходы, которые могли  бы быть получены на собственные ресурсы, если бы эти ресурсы были проданы за плату, установленную рынком другими пользователями. Предприниматели в действительности несут эти затраты, но не в явной, не в денежной форме, что позволяет включать их в экономические издержки:

     Экономические издержки = Бухгалтерские издержки + Неявные (имплицитные) издержки.

     Понятие «экономические» является общепринятым; бухгалтерские исчисляются на практике при подсчете реальной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли и т.п.

     Учет  упущенных возможностей является важной чертой рыночной экономики.

     В организации работы любого предприятия  или организации приходится сопоставлять затраты и результаты работы, применять  те или иные показатели. Тем более  этому нужно уделять самое  пристальное внимание, когда речь заходит об успешной хозяйственной деятельности, о продвижении на рынке, о достижении превосходства над своими конкурентами.

     Прибыль является конечным финансовым результатом  предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между  ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия, его работников и государства в целом [1, с.400].

     Прибыль как важнейшая категория рыночных отношении выполняет ряд важнейших функций. Во-первых, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия, ибо сам факт прибыльности уже свидетельствует об его эффективной деятельности. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией, она является основным источником прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники капитала и менеджеры» ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития, Прибыль в рыночной экономике – движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.

     В-третьих, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налогов и выплаты дивидендов, а также других первоочередных отчислений, осуществляются материальное поощрение» предоставляются социальные льготы работникам, содержатся объекты социальной сферы. В-четвертых, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различного уровня.

     Таким образом, прибыль предприятия –  основной фактор его экономического и социального развития. Поэтому  важно определить механизм формирования прибыли на предприятии, ее величину в натуральном выражении, рассмотреть различные виды прибыли и сферу их применения. В соответствии с бухгалтерской отчетностью предприятий в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках определяются следующие виды прибыли, используемые в настоящее время: валовая прибыль; прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) до налогообложения; прибыль (убыток) от обычной деятельности; чистая (нераспределенная) прибыль (убыток) отчетного периода.

     Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров (работ, услуг) и полной производственной себестоимостью реализованной продукции. Прибыль от продаж определяется как разница между валовой прибылью и коммерческими (расходами по сбыту) и управленческими (общехозяйственными) расходами» если управленческие расходы признаны организацией в качестве расходов по обычным видам деятельности.

     Прибыль (убыток) до налогообложения рассчитывается следующим образом; к прибыли  от продаж прибавляются (вычитаются) сальдо прочих доходов и расходов. Прибыль от обычной деятельности определяется путем вычитания из прибыли до налогообложения налога на прибыль и иных аналогичных платежей. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль), остающаяся в распоряжении предприятия, определяется с учетом сальдо чрезвычайных доходов и расходов.

     Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат – прибыль  – сопоставляется с затратами  или с используемыми ресурсами. Рентабельность характеризует степень  доходности, выгодности и прибыльности. Соизмерение прибыли с затратами или ресурсами характеризует рентабельность. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, а следовательно, может использоваться при сравнении различных субъектов хозяйствования. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. 2. Управление затратами, результатами деятельности фирмы 

     Затраты фирмы отражают совокупность его  фактических расходов на осуществление уставной деятельности в течение расчетного периода.

     От  суммарного объема затрат зависит основной результирующий показатель деятельности фирмы – масса прибыли.

     Данный  путь улучшения финансовых результатов  теряет свою актуальность из-за конфискационного характера налоговой системы. Снижение расходов на производство единицы выпускаемой продукции по сравнению аналогичным показателем у конкурентов улучшает финансовый результат, т.е. прежнюю цену на продукцию предприниматель имеет возможность получать с каждой единицы дополнительную прибыль. Можно сохранить прежнюю норму дохода на единицу, снизить ее цену в сравнении с ценой конкурентов, что приведет к увеличению дополнительной массы прибыли за счет увеличения общих объемов реализации.

     Управление  затратами базируется на трех принципах [4, с.341]:

  • обоснованность (целесообразность) затрат;
  • целевое использования ресурсов;
  • эффективность использования выделенных ресурсов.

     Целесообразность  затрат обеспечивается на стадии планирования, подтверждается финансовыми расчетами. Данное требование соблюдается даже в части расходов, не обеспечивающих прямого экономического эффекта, имеющих социальную и экологическую направленность.

     В этом случае рассчитывается косвенный  экономический эффект, определяющий либо дополнительную прибыль, либо предотвращенные потенциальные потери по результатам фактически проведенных затрат:

  • затраты на социальную поддержку персонала предупреждают финансовые потери от забастовок или уходе квалифицированных специалистов;
  • своевременное обновление очистных сооружений позволяет избежать штрафов.

     Обоснованность  затрат инвестиционного характера  определяется сроками их окупаемости: Затраты/прибылъ = срок окупаемости. Необходимо просчитать несколько вариантов  осуществления инвестиции. Критерием выбора является минимальный срок окупаемости.

     Целевое и эффективное использование  выделенных ресурсов обеспечивается в  процессе непосредственного осуществления  конкретных задач.

     Результаты  текущего контроля позволяет принимать  оперативные решения направленные на корректировку управляемого процесса.

     Основным  концептуальным требованиям управления затрат в условиях переходного периода  является ориентация на рациональную минимизацию всех видов затрат.

     Затраты делятся в этой связи на три группы [4, с.343]:

  • необходимые для осуществления уставной деятельности и подлежащие сокращению лишь при уменьшении текущей производительной загрузки (затраты на сырье, материалы, аренду, зарплата персонала);
  • подлежащие рациональной минимизации при любых результатах финансово хозяйственной деятельности (налоговые платежи, административно-хозяйственные расходы);
  • подлежащие сокращению лишь при улучшении финансового положения или при основании их объективной необходимости для сохранения его конкурентности на соответствующем рынке (маркетинговые исследования, рекламная компания, инвестиционные проекты).

     Управление  затратами предполагает:

  • введение и постоянную корректировку инфляционных коэффициентов;
  • отказ от инвестиционных программ с длительными сроками окупаемости;
  • корректное сокращение налоговых и приравненных к ним платежей, рационально используемых затрат, дающих право на налоговые льготы;
  • сокращение финансовых рисков.

     Издержки  производства и реализации необходимо контролировать по местам возникновения, центрам затрат, центрам ответственности. Места возникновения – это структурные подразделения, осуществляющие производственный процесс или обслуживание. Различают центры затрат по изделиям и центры затрат по услугам. Центры затрат по изделиям производят изделие в целом или его часть (ткацкий, прядильный, красильно-отделочный цеха). Центры затрат по услугам обслуживают центры затрат по изделиям (транспортный, ремонтный цеха на предприятии). При отнесении затрат на изделие затраты сначала определяют по центрам затрат, потом относят на изделие.

     Центры  затрат представляют собой производственные и структурные подразделения, характеризующиеся  единообразием функций и производственных операций, а также организацией труда. Они позволяют детализировать учет затрат, усилить контроль за расходами и повысить точность калькулирования [4, c.107].

     Центр ответственности – организационное  подразделение, возглавляемое управляющим, который обеспечивает контроль плановых, нормативных и фактических затрат. Центры ответственности делятся  на основные и функциональные. Основные центры ответственности контролируют затраты в местах их возникновения [1, c.43].

     Функциональные  центры ответственности распространяют затраты на многие места их возникновения  при условии, что данный центр  обслуживает несколько центров  затрат.

     Центры  затрат позволяют более обоснованно  подходить к распределению косвенных  расходов.

     В управлении затратами особо подчеркивает роль сбора и обработки управленческой информации: эффективное управление затратами на предприятии немыслимо  без грамотно построенной системы сбора и анализа управленческой информации. Именно она является базой для расчета показателей эффективности деятельности, а также информация о затратах предприятия в различных срезах и группировках позволяет с разных сторон взглянуть на резервы их снижения.

     Сегодня все чаще управление издержками рассматривается  в увязке со стратегическим управлением  предприятием. Это связано с тем, что предприятию приходится находиться в нестабильной обстановке, учитывать  множества факторов. Конкуренция имеет тенденцию к усилению, поэтому для успешного функционирования и обеспечения прибыльности компании обязаны разрабатывать стратегии поведения. Внутренние процессы на предприятии должны быть подчинены генеральным целям компании, что обеспечит возможность достигнуть долгосрочных ориентиров, не потеряв стабильности.

     Необходимо  обязательно обеспечить стратегическую направленность принятия решений в  области управления издержками. Снижение издержек является одной из основных составляющих стратегического плана развития бизнеса. Должны быть четко определены объекты управления. Не зная причин появления тех или иных видов издержек, мы не можем говорить об управлении ими. Управление должно быть поставлено на системную основу, а не осуществляться время от времени.

Информация о работе Совершенствования системы управления затратами, сокращению издержек и повышению эффективности производства