Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 03:22, шпаргалка
Предмет, объекты, цель и задачи АХД.
Роль АХД в управлении производством.
Метод АХД, его характерные черты и особенности.
Система показателей АХД.
38. Значение, задачи, инф. база анализа обеспеченности предприятия матер-ми рес-ми (МР).
Переход РБ на новые условия хозяйст-ия, определяемые ее суверенитетом и внедрением рыночной экономики, в значит. мере обострил проблемы матер.-технич. обеспечения. В этой связи вопросы рац-го использ-ия всех видов МР приобретают важное значение.
Задачи анализа: 1) определение уровня обеспеченности предпр-ия необходимыми МР; 2) выявление сверхнормативных и дефицитных видов МР; 3) изучение своевременности заключения договоров на поставку МР; 4) анализ показателей эффект-сти исп-ия МР в произв-ве; 5)выявление потерь вследствие вынужденных замен МР; 6) оценка влияния организации матер.-технич. обеспечения на V произв-ва.
Источники информации: а) форма №3-СН – «Отчет об остатках, поступлении и расходе СиМ»; б) форма №4-СН – «Отчет об остатках и расходе основных видов топлива»; в) форма №1-П – «Отчет по продукции»; г) форма №5-З – «Отчет о затратах на произв-во продукции».
39. Анализ обеспеченности
В процессе анализа необходимо проверить, насколько увязан план пр-ва прод. с планом мат.-техн. обеспечения, т.е. насколько правильно определена потребность в мат. ресурсах, которая рассчитывается исходя их прогрессивных норм расхода на: 1) выполнение осн. пр-венной программы; 2) прирост незавершенного пр-ва; 3) ремонтно-эксплуатационные нужды; 4) опытные и экспериментальные работы; 5) освоение выпуска новых изделий; 6) капитальное строительство; 7) на образование плановых остатков мат. рес. на конец периода.
Далее исследуется обеспеченность потребности источниками покрытия, которые можно разделить на: 1)внутренние (остатки на начало анализир. периода, мат-лы собств. пр-ва, возвратн. отходы), 2)внешние (мат. ресурсы, поступившие от поставщиков, согласно заключ. договорам)
При анализе реальности плана снабжения сост-ся таблица:
Оценка реальности плана снабжения
Наимен. мат-лов |
Ед. изм. |
Потребность по плану снабжения |
Потребность, установл. во время анализа |
Завышение (+), занижение (-) в плане снабж. | |||
Всего |
В т.ч. на вып. прод. |
Всего |
В т.ч. на вып. прод. |
Всего |
В т.ч. на вып прод. |
На след. этапе анализа опр-ют степень обеспеч-я плана мат.-технич. снабж-я договорами на пост-ку. При этом сост-ся табл.: Анализ обеспеч-ти предпр-я мат. ресурсами при закл. договоров на их поставку.
Наименование материала |
Потребность по плану |
Заключено договоров |
Отклонение от плана |
Уровень обеспечения, % | |
Больше (+) |
Меньше (-) |
Уровень обеспеченности предпр. мат. ресурсами опр-ся как отношение факт. поступивших мат. ресурсов к их потребности по плану. При этом расчет корректируется на величину переходящих остатков. Кобеспеч = (Мф. + Он. – Ок.)/Мп. Мп. и Мф. – соответственно план. потребность в мат. рес. и факт. поступившие ресурсы. Он. и Ок. – остатки мат. рес. на нач и кон анал-го периода соответств-но.
40. Анализ обобщающих показателей
эффективности использования
В процессе потребления на пр-во прод. мат. рес-сы трансформируются в мат. затраты. Этим объясняется то обстоятельство, что большинство показателей, хар-щих эффективность использования мат. рес., рассчитывается исходя из величины мат. затрат.
Эффективность мат. рес-сов хар-ся системой обобщающих и частных пок-лей.
Обобщающие показатели:
Показатели |
Алгоритм расчета |
Обозначение в алгоритме |
Общая Материалоемкость (Мё), руб |
Мё = М/О |
М – общ сумма мат. затрат О – V прод. в стоим выр |
Материалоотдача (Мо), руб |
Мо = О/М |
|
Отн. экономия мат. затрат |
Эм = М0 * К - Мп |
М0 –сумма МЗ в базисн. пер. Мп – сумма МЗ в план. пер. К – коэф-т прироста V прод. |
Коэф-т соотношения темпов прироста V пр-ва и МЗ (Кс) |
Кс = По/Пм |
По – темп прироста V пр-ва товарн. прод.; Пм – темп прироста МЗ |
Частные показатели:
Коэф-т использования мат-лов (Ки) |
Ки = ЧВП/РМф |
ЧВП – чистовой вес прод. РМ – расход соотв. мат-ла |
Расходный коэф-т |
Кр = 1/Ки |
|
Коэ-т технол. отходов (Кто) |
Кто = 1 - Ки |
|
Коэф-т стоимости осн. мат-лов в общ. ст-ти предметов труда (Кс) |
Кс = Со/См |
Со – стоимость осн. мат-лов; См – общ. ст-ть предметов труда |
На Мё оказ. влияние след. факторы:
Расчет факторов 1го порядка пр-ся при помощи приема цепных подстановок.
41. Значение, задачи, источники информации
анализа финансовых
Показатели фин. результатов хар-т абсолютную эффект-ть хозяйствования предприятия по всем направлениям его деят-ти: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой, инвестиционной. Они составляют основу эконом. развития предприятия и укрепления его фин. отношений со всеми участниками коммерческого дела. На изменение прибыли предприятия оказывают влияние множество факторов: 1) изменение V; 2) ассортимента и структуры реализованной про-ции; 3) затрат на пр-во и реализацию пр-ции; 4) цен на реализованную пр-цию.
На прибыль также оказывает влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями. На изменение затрат на реализованную пр-цию оказывают влияние: изменение цен на сырье, материалы, тарифов на электроэнергию, изменение норм амортизационных отчислений, ставок и тарифов по з/п, тарифов на перевозки, цен на тару, расходов на рекламу и т.д.
Задачи: 1) оценка уровня выполнения плана и динамики показателей прибыли; 2) факторный анализ прибыли от реализации пр-ции (товаров, работ, услуг); 3) анализ фин. результатов от прочей реализации, внереализационной и фин. деят-ти; 4) изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли; 5) выявление резервов рост прибыли; 6) разработка рекомендации по эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.
Источники: 1) форма бух. отчетности № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; 2) форма № 5Ф – статистическая форма, составляется за месяц «отчет о фин. результатах»; 3) форма 1 МП «отчет о фин.- хоз. деят-ти субъекта малого предпринимательства.
42. Анализ состава, структуры и динамики прибыли предприятия
В процессе АХД испол-ся сл.показатели: 1.прибыль отчётного периода, 2.прибыль от реализации продукции, 3.операционные доходы и расходы, 4.внереализ-е доходы и расходы, 5. налогооблагаемая прибыль, 6 чистя прибыль.
Общий фин. результат деят-ти предприятия – прибыль (убыток) за отчётный период отражается в форме 2 в развёрнутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации, прибыли (убытка) от операц-х доходов (расходов), прибыли (убытка) от внереализ-х операций. Это факторы первого порядка, оказывающие влияние на прибыль текущего периода.
Анализ фин. результатов включает в качестве обязательных элементов: 1.оценку изменений по каждому показателю прибыли отчётного периода за анализируемый период по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (горизонтальный анализ); 2. оценку структуры прибыли отчётного периода и её изменение по сравнению с соотв-м периодом прошлого года (вертикальный анализ); 3.изучение динамики изменения показателей прибыли за ряд отчётных периодов (трендовый).
Оценка прибыли отчётного периода производится путём сопоставления её слагаемых с плановыми показателями и показателями прошлого года в сл. таблице.
Слагаемые прибыли |
За пред. год |
Отчётный год |
Отклонение факт-х показателей |
Темп роста в % | |||
По плану |
Факт. |
%вып. плана |
От плана |
От пред. года | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) |
|||||||
Результат от оперц-х доходов и расходов |
|||||||
Результат от внереал-х операций |
|||||||
Итого прибыль за отч. период |
В процессе дальнейшего анализа нужно определить причины убытков.
При анализе структуры прибыли отчётного периода сопоставляется уд. вес отдельных её слагаемых с предыдущим годом и с планом.
43. Факторный анализ прибыли от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Как правило, основную часть прибыли отчетного периода составляет прибыль от реализации пр-ции. На изменение этой прибыли оказывают влияние следующие факторы первого порядка: 1) изменение V и стр-ры реализованной пр-ции; 2) изменение цен на реализованную пр-цию; 3) изменение с\с реализованной пр-ции.
V реализации пр-ции может оказывать как положительное так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение V продаж рентабельной пр-ции приводит к росту прибыли, и наоборот. Стр-ра прибыли также может оказывать как положительное так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов пр-ции в общем V ее реализации, то сумма прибыли увеличиться, и наоборот. С\с пр-ции и прибыль нах-ся в обратной зависимости: снижение с\с приводит к увеличению прибыли. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли нах-ся в прямой зависимости. Расчет этих факторов производится при помощи приема цепных подстановок. Для расчет нужна следующая исходная информация.
Показатели |
За пред. год |
Факт. V реализации в ценах и с\с предыдущего года |
За отчетный год |
А |
1 |
2 |
3 |
Выручка от реализации пр-ции (за вычетом налогов и отчислений из выручки) |
|||
С\с реализованной пр-ции (полная) |
|||
Прибыль от реализации пр-ции |
Графа 1 и 3 – из формы № 2. Графа 2: определяется индекс изменения цен: Iц=∑К1*Ц1/ ∑К1*Ц0 (К, Ц – кол-во и цена соответственно фактического и предыдущего года); определяется выручка по графе 2=выручка про графе 3 / Iц; определяется с\с= с\с по графе 3 / I с\с (I с\с=∑К1*с\с1 / ∑К1*с\с0 – индекс изменения с\с).
Расчет факторов, повлиявших на прибыль от реализации пр-ции производится в след. таблице.
Факторы |
Расчет факторов |
Результат вл-я |
1.Изменение цен на реализовнную пр-цию |
V1*C1-V1*C0 (графа 3 – графа 2) |
|
2.Изменение с\с реализованной пр-ции |
V1*c\c1 – V1*c\c0 (графа 3 – графа 2) (-) |
|
3.Изменение V реализованной пр-ции |
1.(V1*Ц0/V0*Ц0)*100%=(гр2/гр1) 2. гр1стр3*(изм-еV – 100%) |
|
4.Изменение стр-ры реализованной пр-ции |
гр2стр3 - гр1стр3 - изм-е приб за счет изм-я V реал-й прод-ции |
1) Расчет влияния на прибыль от реализации изменения цен на пр-цию производится следующим образом: фактически реализованная пр-ция в ценах отчетного года сопоставляется с факт. реализованной пр-цией в базисных ценах; 2) При определении влияния на прибыль от реализации пр-ции изменения полной с\с пр-ции фактическая с\с реализованной пр-ции отчетного период сопоставляется с затратами фактического V реализованной пр-ции по с\с базисного периода; 3) При определении влияния на прибыль изменения V реализованной пр-ции базисная прибыль от реализации пр-ции умножается на индекс изменения V реализации; 4) Для расчета влияния на прибыль изменения стр-ры реализованной пр-ции необходимо из прибыли, рассчитанной при фактическом V реализации в базисных ценах и с\с вычесть прибыль базисного периода и вычесть влияние на прибыль V реализованной пр-ции.
Информация о работе Шпаргалка по "Анализу хозяйственной деятельности"