Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:37, курсовая работа
Цель работы – проанализировать проблемы возникновения кредиторской задолженности.
Объект исследования – кредиторская задолженность как элемент заемного капитала.
Предмет исследования – сущность, состав и эффективное управление кредиторской задолженностью.
Задачи, решаемые в ходе работы:
۷ дать понятие кредиторской задолженности предприятия;
۷ определить необходимость в управлении КЗ;
۷ проанализировать состояние КЗ ОАО «Газпром»;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ…………………………………………….….5
1.1. Экономическая сущность кредиторской задолженности……………...5
1.2 Виды кредиторской задолженности……………………………………..6
1.3 Управление кредиторской задолженностью…………………..…...……9
1.3.1 Эффективное управление кредиторской задолженностью…..……....9
1.3.2 Стратегический подход………………………………………….…….10
1.3.3 Тактические особенности………………………………..……………11
1.3.4 Структурные показатели………………………………………..….….15
1.4. Управление банковскими овердрафтами…………………………….. 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ОАО «ГАЗПРОМ» КАК ЗАЕМЩИКА ПО МЕТОДИКЕ СБЕРБАНКА РОССИИ……………..………19
2.1 Информационно-аналитическая характеристика ОАО «Газпром»..19
2.2 Анализ финансового положения и эффективности деятельности ОАО «Газпром»…………………………………………………………………..…..22
2.3 Анализ кредитоспособности заёмщика по методике Сбербанка России……………………………………………………………………….……32
2.4 Анализ ликвидности………………………………………………..…….35
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ………………….…………….……..37
3.1. Пути улучшению состояния расчетов…………………………………37
3.2. Итоговая оценка финансового положения и результатов деятельности ОАО "Газпром"……………………………………………………………..…..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….42
Принято считать, что
предприятие, которое использует в
процессе своей хозяйственной
С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть:
1. размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения);
2. источники финансирования бизнеса.
Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач:
максимизация прибыли компании;
минимизация издержек;
достижение динамичного развития компании (расширенное воспроизводство);
утверждение конкурентоспособности - которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании.
Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль - наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.
1.3.3 Тактические особенности
Следующим этапом в ходе разработки политики использования кредитных ресурсов является определение наиболее приемлемых тактических подходов.
Существует несколько потенциальных возможностей привлечения заемных средств:
1. средства инвесторов (расширение уставного фонда, совместный бизнес);
2. банковский или финансовый кредит (в том числе выпуск облигаций);
3. товарный кредит (отсрочка оплаты поставщикам);
4. использование собственного "экономического превосходства"
1.Средства инвесторов. Так как, процесс привлечения дополнительных финансовых ресурсов для целей собственного бизнеса рассматривается нами с точки зрения максимизации безопасности данного процесса, то следует остановиться на двух наиболее важных, в данном аспекте, характеристиках этого способа займа. Первая - относительная дешевизна: как правило, инвесторы, обменивающие свои средства на корпоративные права (доли, акции) рассчитывают на дивиденды, которые фиксируются в учредительных документах (или устанавливаются на собрании участников) в виде процентов. При этом, в случае отсутствия прибыли на предприятии, вложенный в дело капитал может быть "бесплатным". Вторая особенность - возможность инвесторов влиять на процессы управления в созданном хозяйственном обществе (право голоса на собрании акционеров или участников). Поэтому следует позаботиться о сохранении контрольного пакета. Иначе ваш, изначально собственный капитал, может превратиться в капитал, переданный в займы новому инвестору. Отсюда следует вывод о явной ограниченности размеров привлекаемых средств корпоративных инвесторов: в общем случае их не должно быть больше ваших первоначальных инвестиций: даже если акции (паи) "распылены" между несколькими держателями, то все равно остается риск (особенно если речь идет об успешном предприятии) сосредоточения корпоративных прав под единым контролем.
2.Финансовый (денежный) кредит, как правило, предоставляется банками. Это один из наиболее дорогостоящих видов кредитных ресурсов. Ограничивающие факторы:
а)высокий процент,
б)необходимость надежного обеспечения,
в)"создание" солидных балансовых показателей.
Не смотря на "дороговизну"
и "проблематичность" привлечения,
возможности банковского
3.Товарный кредит. Основной положительной отличительной чертой данной разновидности получения заемных средств является наиболее простой (не заформализированный) способ привлечения. Товарный кредит, как правило, не требует (в отличие от финансового) привлечения залога и не связан со значительными расходами и продолжительностью оформления (в отличие от инвестиций). В отечественных условиях товарный кредит между юридическими лицами чаще всего представляет собой поставку товаров (работ, услуг) по договору купли-продажи с отсрочкой платежа. При этом, на первый взгляд, может показаться, что данный "кредит" предоставляется бесплатно, так как договор не предусматривает необходимости начисления и уплаты процентного (или какого-либо иного) дохода в пользу поставщика. Однако следует заметить, что поставщики прекрасно понимают принципы изменения стоимости денег во времени, а также способны достаточно точно оценивать размеры "упущенной выгоды" от торможения оборачиваемости активов, замороженных в дебиторской задолженности предприятия. Поэтому компенсация таких потерь закладывается в цену товаров, которая может колебаться в зависимости от сроков предоставленной отсрочки.
Там, где контроль за недополученной прибылью значительно ослаблен потери, связанные с товарным кредитованием зачастую компенсируются за счет "неформальных" платежей руководству или служащим компании.
4.Экономическое превосходство. Очень часто строится и на отношениях товарного кредита и на других разновидностях кредитования. Суть использования преимуществ, связанных с собственным экономическим превосходством, заключается в возможности диктовать и навязывать поставщику (кредитору) собственные "правила" игры на рынке и характер договорных отношений, или, как это зачастую происходит - нарушать эти самые договорные отношения без "особых" последствий для собственного "превосходящего" бизнеса.
Экономическое превосходство заемщика пред кредитором может возникать в силу следующих обстоятельств:
а) монопольное положение покупателя на рынке (монопсония);
б) различия в экономических потенциалах совокупные активы покупателя значительно превосходят активы поставщика;
в) маркетинговые преимущества (например, мелкий или начинающий производитель, стремящийся продвинуть свою продукцию (торговую марку) в сеть крупных супермаркетов или элитных магазинов не в "состоянии" диктовать свои условия или требовать выполнения "всех" обязательств, так как может оказаться без "нужного" заказчика);
г) покупатель "обнаружил" организационные недостатки в управлении дебиторской задолженностью у кредитора ("пробелы" в учете и контроле, юридическая "несостоятельность" и т. д.).
Как показывает практическая деятельность ни одно предприятие не может обойтись без, хотя бы незначительной, кредиторской задолженности, которая всегда существует в связи с особенностями бюджетных, арендных и прочих периодических платежей: оплаты труда, поставки товара без предварительной оплаты и т. д. Данный вид кредиторской задолженности нужно рассматривать, как "неизбежный". Она хотя и позволяет временно использовать "чужие" средства в собственном коммерческом обороте, но не имеет принципиального значения, если такие платежи будут осуществлены в установленные сроки.
Менеджеры компаний в своем стремлении максимально использовать возможности всех доступных кредитных средств, в том числе и в виде задержек по зарплате, нарушения сроков плановых платежей поставщикам и т. д., должны оценивать "возможности" каждого отдельного вида платежей индивидуально, так как последствия таких "отсрочек" могут иметь различные последствия, не только в зависимости от вида платежа, но и в зависимости от конкретного "невольного" кредитора.
1.3.4 Структурные показатели
Как мы уже сказали выше, для того чтобы оптимизировать кредиторскую задолженность необходимо определить ее "плановые" характеристики:
1. коэффициент ликвидности, который рассчитывается как отношение величины оборотного капитала к краткосрочным долговым обязательствам;
2.коэффициент "кислотного теста", который представляет собой отношение разницы между текущими активами и стоимостью товарно-материальных активов к текущим обязательствам.
И первый и второй показатели должны характеризовать способность предприятия покрывать свои обязательства перед кредиторами.
Эти коэффициенты обладают
двумя существенными
они оперируют такими понятиями как "краткосрочные" или "текущие" обязательства, срок которых может колебаться от одного дня до одного года. Поэтому не учитывается более детально соотношение сроков платежей в составе кредиторской задолженностей;
расчет производится, как правило, на дату баланса, или какой либо иной фиксированный момент, что не может в полной мере говорить о действительном состоянии ликвидности компании. Это связано с влиянием множества различных (в том числе и случайных) обстоятельств в какой-то определенный момент (например, на дату баланса предприятие получило "грант" или "дотацию", что не ведет к увеличению кредиторской задолженности, а на следующий день возвратило их).
Устранить подобные "недочеты" в системе анализа состояния предприятия позволяют:
1. проведение расчетов с использованием более дискретных значений (распределение задолженностей по месячным периодам или недельным периодам);
2. определение среднемесячное или среднегодовое значение коэффициента ликвидности и других аналогичных показателей.
Для того, чтобы определить степень зависимости компании от кредиторской задолженности необходимо рассчитать несколько следующих показателей:
1.Коэффициент зависимости предприятия от кредиторской задолженности. Рассчитывается как отношение суммы заемных средств к общей сумме активов предприятия. Этот коэффициент дает представление о том, насколько активы предприятия сформированы за счет кредиторов.
2.Коэффициент
3.Баланс задолженностей. Определяется как отношение суммы кредиторской задолженности к сумме дебиторской задолженности. Данный баланс следует составлять с учетом сроков двух этих видов задолженностей. При этом желательный уровень соотношения во многом зависит от той стратегии, которая принята на предприятии (агрессивная, консервативная или умеренная).
Описанные выше экономические показатели дают, в основном, количественную оценку кредиторской задолженности. Для более полного анализа состоя кредиторской задолженности, следует дать и качественную характеристику данных пассивов.
4.Коэффициент времени. Определяется как отношение средневзвешенного показателя срока погашения кредиторской задолженности к средневзвешенному показателю срока оплаты по дебиторской задолженности. При этом средний срок погашения кредиторской задолженности необходимо удерживать на уровне не ниже, чем те усредненные сроки, которые должны соблюдать дебиторы предприятия.
5.Коэффициент рентабельности
1.4 Управление банковскими овердрафтами
Информация о работе Проблемы возникновения кредиторской задолженности