Применение SWOT-анализа для определения маркетинговых стратегий

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: научиться составлять SWOT-анализ на примере предприятия и выявить пути по его улучшению.
Исходя из заданной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие маркетинговой стратегии;
2) изучить основные методы проведения стратегического анализа;

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
1. Теоретические основы SWOT-анализа.............................................................5
1.1. Понятие и классификация методов стратегического анализа.....................5
1.2. Методология проведения и построение матрицы SWOT-анализа............11
1.3. Проблемы, возникающие при составлении SWOT-анализа......................16
2. SWOT-анализ планируемой птицефабрики....................................................21
2.1. Характеристика анализируемого предприятия...........................................21
2.2. Внешняя среда предприятия.........................................................................22
2.3. Внутренняя среда предприятия....................................................................30
2.4. SWOT-анализ предприятия...........................................................................32
3. Возможные пути улучшения SWOT-анализа предприятия..........................35
Заключение.............................................................................................................39
Список использованной литературы...................

Файлы: 1 файл

КР Явкин.doc

— 640.00 Кб (Скачать)

McKinsey можно схематически представить в виде матрицы портфельного анализа, в которой по одной оси определяется уровень привлекательности конкретной отрасли для корпорации, а по другой — конкурентоспособность бизнес–единиц этой корпорации на отраслевом рынке (рис. 1.2). Такая матрица позволяет отобразить потенциал повышения стоимости компании буквально на одной странице.  Подобный подход можно использовать при разработке стратегии производства и продажи товаров или услуг [26].

Рис. 1.2. Матрица McKinsey

Правые верхние клетки соответствуют бизнесам лидеров. Основные стратегии: удерживать позиции, расширять позиции и получать максимум прибыли

Нижние левые  клетки – это бизнесы, из которых надо выходить тем или иным образом.

Преимущества:

- вводит промежуточные значения между понятиями высокая/низкая и сильная/слабая;

- девятиклеточная матрица указывает направление движения ресурсов корпорации к видам бизнеса, которые вероятнее всего достигнут конкурентного преимущества;

- более широкий набор стратегически значимых переменных, чем в матрице BCG.

 

 

1.2. Методология проведения и построение матрицы SWOT-анализа

 

Использование SWOT-анализа имеет место, как правило, для определения проблем и возможностей организации на рынке и расширения возможностей взаимодействия с внешней средой. SWOT-анализ характеризует [2]:

1.      Силы (strengths) – преимущества организации;

2.      Слабости (weaknesses) – недостатки организации;

3.      Возможности (opportunities) – факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

4.      Угрозы (threats) – факторы, которые могут потенциально ухудшать положение организации на рынке.

SWOT-анализ используется как общий инструмент на предварительных стадиях принятия решений и предшествует перспективному планированию. Принятие решения должно содержать каждый из следующих элементов:

- Формирование сил,

- Уменьшение слабостей,

- Использование возможностей,

- Противодействие угрозам.

Чтобы быть наиболее эффективно используемым, SWOT-анализ должен быть приспосабливаемым. Ситуация на рынке очень динамична, поэтому и анализ должен проводиться довольно часто, исходя из необходимости оценки рыночной ситуации. Грамотное использование SWOT-анализа может помочь предприятию в формировании рыночной стратегии развития.

Оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам внешней среды определяет наличие у предприятия стратегических перспектив и возможность их реализации, при этом будут возникать препятствии (угрозы), которые необходимо преодолевать. Отсюда следует переориентация методов управления развитием организации с опоры на ранее достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы), на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы).

Методология построения матрицы первичного стратегического анализа заключается в разделении окружения на две части внешнюю среди и внутреннюю (саму организацию), а затем явление в каждой из этих частей делят на благоприятные и неблагоприятные. В целом проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы (рис. 1.3) [11].

Рис. 1.3. Матрица первичного стратегического анализа

 

Решающими факторами успеха предприятия на рынке являются:

- динамичная система управления и маркетинга,

- высококвалифицированный персонал,

- собственная продукция компании,

- превосходное качество готовой продукции,

- более низкая цена по сравнению с датчиками этого уровня,

- имидж компании,

- постоянное совершенствование продукции,

- увеличение номенклатуры изделий.

Примерный список параметров оценки сильных и слабых сторон при  SWOT-анализе приведен в  таблице 1, возможностей и угроз - в таблице 2.

 

Таблица 1

Оценка сильных и слабых сторон предприятия при SWOT-анализе

Сильные стороны

Слабые стороны

СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

- опытные руководители - профессиональные менеджеры;

- недостаточный собственный опыт рекламы и продвижения продукции;

 

Продолжение таблицы

- наличие запасов готовой продукции;

- анализ потребностей покупателя;

- создание сети сервисных центров;

- организация обучения специалистов;

- накопление опыта работы по различным формам платежей;

-накопление опыта продаж и создание базы данных о клиентах.

- необходимость риска.

СОБСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

- возможность производства продукции в соответствии со специфическими пожеланиями заказчика;

- перспективное планирование объемов производства;

- отсутствие экологических загрязнений;

- наличие запасов комплектующих;

- получение добавленной стоимости при производстве;

- собственный инжиниринг.

- отсутствует возможность влиять на поставщиков комплектующих;

- слабая техническая оснащенность.

СОБСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

- возможность модифицировать производимую продукцию;

- сертификация продукции;

- собственное «ноу-хау»;

- оригинальные инженерные решения.

- постоянные инженерные изыскания;

- при обновлении отраслевых требований сертификация продукции;

- отсутствие международного сертификата.

СОБСТВЕННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

- финансовая независимость;

- финансовое положение компании не требует антикризисного управления.

- недостаточность оборотных активов для оперативного реагирования на повышение спроса.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

- мобильная реакция на объективность изменения формы управления предприятием;

- создание квалифицированных групп специалистов.

- высшее руководство распределяет ресурсы и кадры.

ИМИДЖ ПРЕДПРИЯТИЯ

- высокий уровень гарантийного обслуживания;

- точные сроки выполнения договорных обязательств;

- известность торговой марки предприятия-фирмы.

- выполнение сроков и принятых обязательств при минимальной или нулевой прибыли.

 

 

Таблица 2

Оценка возможностей и угроз при SWOT-анализе

Возможности

Угрозы

ОБЩЕСТВО

- расширение рынков сбыта.

- изменение политической ситуации;

 

Продолжение таблицы

 

- незастрахованность бизнеса.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА

- выход на нетрадиционный рынок модификации товарной политики;

- расширение услуг сервиса.

- принятие новых стандартов.

КОНКУРЕНТЫ

- демпинговые цены нового поколения;

- ухудшение позиций некоторых конкурентов из-за неудовлетворительного менеджмента и качества продукции.

- производство продукции нового поколения;

- снижение цены конкурентов.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

- растущая потребность в данной продукции;

- подъем экономики, увеличение спроса;

- активный рост числа предприятий желающих стать дилерами.

- высокая коррумпированность чиновников, ответственных за принятие решений при закупках;

- риск при оценке платежеспособности потребителей.

ПОТРЕБИТЕЛИ

- выход на новые сегменты рынка;

- производство продукции на уровне международных стандартов.

- принятие решения о централизованных закупках продукции у определенного производителя.

ТЕХНОЛОГИЯ

- производственная модификация;

- расширение НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

- преодоление морального устаревания продукции;

- отсутствие инвестиций.

СОДЕРЖАНИЕ

- выход на частичное производство собственных комплектующих;

- создание запасов комплектующих.

- нестабильность, не ритмичность поставок.

 

Конечным результатом проведения SWOT-анализа является сопоставление сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами рынка. Эта дискуссия позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса [10]:

- как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные и слабые стороны организации;

- какие слабые стороны организации могут в этом помешать;

- за счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы;

- каких угроз, усугубленных слабыми сторонами организации нужно больше всего опасаться?

Стратегия организации определяется исходя из сопоставления (корреляции) описанных ранее характеристик среды и организации для четырех зон матрицы (таблица 3).

Таблица 3

Матрица корреляционного SWOT-анализа

Характеристика

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

Как воспользоваться возможностями?

За счет чего можно снизить угрозы?

Слабые стороны

Что может помешать воспользоваться возможностями?

Какие самые большие опасности для организации?

 

Для каждой зоны матрицы получаем свои базовые стратегии [11]:

- для левой нежней зоны матрицы характерны стратегии, направленные на использование сильных сторон организации, для нейтрализации угроз внешней среды. Организация имеет значительные внутренние силы, но внешняя среда таит в себе много угроз. Здесь наиболее эффективными будут стратегии, направленные на смягчение внешних угроз на рынке при помощи диверсификации (освоение новых товаров и рынков) и интеграция бизнеса;

- для верхней правой зоны характерны стратегии, направленные на компенсацию слабых сторон организации за счет хороших возможностей, представляемых внешней средой (создание совместных организаций для активной работы на перспективном рынке);

- для левой верхней зоны матрицы лучшей стратегией станет упор на рост и увеличение продаж;

- для правой нижней зоны самым разумным становится либо концентрация на узком сегменте рынка,  либо уход с рынка.

 

 

1.3. Проблемы, возникающие при составлении SWOT-анализа

 

При применении SWOT-анализа существует риск, как недооценки, так

и переоценки некоторых факторов, что, в свою очередь, приводит к трудностям при реализации стратегии компании. При анализе внутреннего потенциала особенно велик риск, создаваемый субъективизмом сотрудников фирмы. Просчеты при анализе или недооценка любой из составляющих бизнеса могут в дальнейшем повлиять на выполнение всего стратегического плана.

Проблемы с первичной информацией состоят в том, что она достаточно дорогая и чтобы ее получить необходимы большие затраты труда и времени, а в связи с этим появляется опасность получить не полную, не достаточно достоверную и не актуальную информацию.

Первичная информация – данные, собранные впервые для конкретной цели.

Сбор необходимой информации – трудоемкий этап маркетинговых исследований, так как большая часть требуемой информации носит коммерческий характер и не публикуется [3].

Методами сбора первичной информации являются:

- наблюдения: мониторинг продаж, тестирование магазинов, технические методы наблюдения;

- эксперименты: полевые и лабораторные;

- опросы: личное интервью, анкетирование по почте, телефонные интервью.

Источниками первичной информации могут быть:

1) потребители продукции;

2) каналы распределения продукции, включая оптовую и розничную сеть;

3) поставщики сырья, материалов, деталей, агрегатов и т.п.;

Информация о работе Применение SWOT-анализа для определения маркетинговых стратегий