Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:09, курсовая работа
Цель курсовой работы: научиться составлять SWOT-анализ на примере предприятия и выявить пути по его улучшению.
Исходя из заданной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие маркетинговой стратегии;
2) изучить основные методы проведения стратегического анализа;
Введение..................................................................................................................3
1. Теоретические основы SWOT-анализа.............................................................5
1.1. Понятие и классификация методов стратегического анализа.....................5
1.2. Методология проведения и построение матрицы SWOT-анализа............11
1.3. Проблемы, возникающие при составлении SWOT-анализа......................16
2. SWOT-анализ планируемой птицефабрики....................................................21
2.1. Характеристика анализируемого предприятия...........................................21
2.2. Внешняя среда предприятия.........................................................................22
2.3. Внутренняя среда предприятия....................................................................30
2.4. SWOT-анализ предприятия...........................................................................32
3. Возможные пути улучшения SWOT-анализа предприятия..........................35
Заключение.............................................................................................................39
Список использованной литературы...................
McKinsey можно схематически представить в виде матрицы портфельного анализа, в которой по одной оси определяется уровень привлекательности конкретной отрасли для корпорации, а по другой — конкурентоспособность бизнес–единиц этой корпорации на отраслевом рынке (рис. 1.2). Такая матрица позволяет отобразить потенциал повышения стоимости компании буквально на одной странице. Подобный подход можно использовать при разработке стратегии производства и продажи товаров или услуг [26].
Рис. 1.2. Матрица McKinsey
Правые верхние клетки соответствуют бизнесам лидеров. Основные стратегии: удерживать позиции, расширять позиции и получать максимум прибыли
Нижние левые клетки – это бизнесы, из которых надо выходить тем или иным образом.
Преимущества:
- вводит промежуточные значения между понятиями высокая/низкая и сильная/слабая;
- девятиклеточная матрица указывает направление движения ресурсов корпорации к видам бизнеса, которые вероятнее всего достигнут конкурентного преимущества;
- более широкий набор стратегически значимых переменных, чем в матрице BCG.
1.2. Методология проведения и построение матрицы SWOT-анализа
Использование SWOT-анализа имеет место, как правило, для определения проблем и возможностей организации на рынке и расширения возможностей взаимодействия с внешней средой. SWOT-анализ характеризует [2]:
1. Силы (strengths) – преимущества организации;
2. Слабости (weaknesses) – недостатки организации;
3. Возможности (opportunities) – факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
4. Угрозы (threats) – факторы, которые могут потенциально ухудшать положение организации на рынке.
SWOT-анализ используется как общий инструмент на предварительных стадиях принятия решений и предшествует перспективному планированию. Принятие решения должно содержать каждый из следующих элементов:
- Формирование сил,
- Уменьшение слабостей,
- Использование возможностей,
- Противодействие угрозам.
Чтобы быть наиболее эффективно используемым, SWOT-анализ должен быть приспосабливаемым. Ситуация на рынке очень динамична, поэтому и анализ должен проводиться довольно часто, исходя из необходимости оценки рыночной ситуации. Грамотное использование SWOT-анализа может помочь предприятию в формировании рыночной стратегии развития.
Оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам внешней среды определяет наличие у предприятия стратегических перспектив и возможность их реализации, при этом будут возникать препятствии (угрозы), которые необходимо преодолевать. Отсюда следует переориентация методов управления развитием организации с опоры на ранее достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы), на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы).
Методология построения матрицы первичного стратегического анализа заключается в разделении окружения на две части внешнюю среди и внутреннюю (саму организацию), а затем явление в каждой из этих частей делят на благоприятные и неблагоприятные. В целом проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы (рис. 1.3) [11].
Рис. 1.3. Матрица первичного стратегического анализа
Решающими факторами успеха предприятия на рынке являются:
- динамичная система управления и маркетинга,
- высококвалифицированный персонал,
- собственная продукция компании,
- превосходное качество готовой продукции,
- более низкая цена по сравнению с датчиками этого уровня,
- имидж компании,
- постоянное совершенствование продукции,
- увеличение номенклатуры изделий.
Примерный список параметров оценки сильных и слабых сторон при SWOT-анализе приведен в таблице 1, возможностей и угроз - в таблице 2.
Таблица 1
Оценка сильных и слабых сторон предприятия при SWOT-анализе
Сильные стороны | Слабые стороны |
СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ | |
- опытные руководители - профессиональные менеджеры; | - недостаточный собственный опыт рекламы и продвижения продукции; |
| Продолжение таблицы |
- наличие запасов готовой продукции; - анализ потребностей покупателя; - создание сети сервисных центров; - организация обучения специалистов; - накопление опыта работы по различным формам платежей; -накопление опыта продаж и создание базы данных о клиентах. | - необходимость риска. |
СОБСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ | |
- возможность производства продукции в соответствии со специфическими пожеланиями заказчика; - перспективное планирование объемов производства; - отсутствие экологических загрязнений; - наличие запасов комплектующих; - получение добавленной стоимости при производстве; - собственный инжиниринг. | - отсутствует возможность влиять на поставщиков комплектующих; - слабая техническая оснащенность. |
СОБСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ | |
- возможность модифицировать производимую продукцию; - сертификация продукции; - собственное «ноу-хау»; - оригинальные инженерные решения. | - постоянные инженерные изыскания; - при обновлении отраслевых требований сертификация продукции; - отсутствие международного сертификата. |
СОБСТВЕННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ | |
- финансовая независимость; - финансовое положение компании не требует антикризисного управления. | - недостаточность оборотных активов для оперативного реагирования на повышение спроса. |
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ | |
- мобильная реакция на объективность изменения формы управления предприятием; - создание квалифицированных групп специалистов. | - высшее руководство распределяет ресурсы и кадры. |
ИМИДЖ ПРЕДПРИЯТИЯ | |
- высокий уровень гарантийного обслуживания; - точные сроки выполнения договорных обязательств; - известность торговой марки предприятия-фирмы. | - выполнение сроков и принятых обязательств при минимальной или нулевой прибыли. |
Таблица 2
Оценка возможностей и угроз при SWOT-анализе
Возможности | Угрозы |
ОБЩЕСТВО | |
- расширение рынков сбыта. | - изменение политической ситуации; |
| Продолжение таблицы |
| - незастрахованность бизнеса. |
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА | |
- выход на нетрадиционный рынок модификации товарной политики; - расширение услуг сервиса. | - принятие новых стандартов. |
КОНКУРЕНТЫ | |
- демпинговые цены нового поколения; - ухудшение позиций некоторых конкурентов из-за неудовлетворительного менеджмента и качества продукции. | - производство продукции нового поколения; - снижение цены конкурентов. |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ | |
- растущая потребность в данной продукции; - подъем экономики, увеличение спроса; - активный рост числа предприятий желающих стать дилерами. | - высокая коррумпированность чиновников, ответственных за принятие решений при закупках; - риск при оценке платежеспособности потребителей. |
ПОТРЕБИТЕЛИ | |
- выход на новые сегменты рынка; - производство продукции на уровне международных стандартов. | - принятие решения о централизованных закупках продукции у определенного производителя. |
ТЕХНОЛОГИЯ | |
- производственная модификация; - расширение НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). | - преодоление морального устаревания продукции; - отсутствие инвестиций. |
СОДЕРЖАНИЕ | |
- выход на частичное производство собственных комплектующих; - создание запасов комплектующих. | - нестабильность, не ритмичность поставок. |
Конечным результатом проведения SWOT-анализа является сопоставление сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами рынка. Эта дискуссия позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса [10]:
- как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные и слабые стороны организации;
- какие слабые стороны организации могут в этом помешать;
- за счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы;
- каких угроз, усугубленных слабыми сторонами организации нужно больше всего опасаться?
Стратегия организации определяется исходя из сопоставления (корреляции) описанных ранее характеристик среды и организации для четырех зон матрицы (таблица 3).
Таблица 3
Матрица корреляционного SWOT-анализа
Характеристика | Возможности | Угрозы |
Сильные стороны | Как воспользоваться возможностями? | За счет чего можно снизить угрозы? |
Слабые стороны | Что может помешать воспользоваться возможностями? | Какие самые большие опасности для организации? |
Для каждой зоны матрицы получаем свои базовые стратегии [11]:
- для левой нежней зоны матрицы характерны стратегии, направленные на использование сильных сторон организации, для нейтрализации угроз внешней среды. Организация имеет значительные внутренние силы, но внешняя среда таит в себе много угроз. Здесь наиболее эффективными будут стратегии, направленные на смягчение внешних угроз на рынке при помощи диверсификации (освоение новых товаров и рынков) и интеграция бизнеса;
- для верхней правой зоны характерны стратегии, направленные на компенсацию слабых сторон организации за счет хороших возможностей, представляемых внешней средой (создание совместных организаций для активной работы на перспективном рынке);
- для левой верхней зоны матрицы лучшей стратегией станет упор на рост и увеличение продаж;
- для правой нижней зоны самым разумным становится либо концентрация на узком сегменте рынка, либо уход с рынка.
1.3. Проблемы, возникающие при составлении SWOT-анализа
При применении SWOT-анализа существует риск, как недооценки, так
и переоценки некоторых факторов, что, в свою очередь, приводит к трудностям при реализации стратегии компании. При анализе внутреннего потенциала особенно велик риск, создаваемый субъективизмом сотрудников фирмы. Просчеты при анализе или недооценка любой из составляющих бизнеса могут в дальнейшем повлиять на выполнение всего стратегического плана.
Проблемы с первичной информацией состоят в том, что она достаточно дорогая и чтобы ее получить необходимы большие затраты труда и времени, а в связи с этим появляется опасность получить не полную, не достаточно достоверную и не актуальную информацию.
Первичная информация – данные, собранные впервые для конкретной цели.
Сбор необходимой информации – трудоемкий этап маркетинговых исследований, так как большая часть требуемой информации носит коммерческий характер и не публикуется [3].
Методами сбора первичной информации являются:
- наблюдения: мониторинг продаж, тестирование магазинов, технические методы наблюдения;
- эксперименты: полевые и лабораторные;
- опросы: личное интервью, анкетирование по почте, телефонные интервью.
Источниками первичной информации могут быть:
1) потребители продукции;
2) каналы распределения продукции, включая оптовую и розничную сеть;
3) поставщики сырья, материалов, деталей, агрегатов и т.п.;
Информация о работе Применение SWOT-анализа для определения маркетинговых стратегий