Планирование и прогнозирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение методологии и методов экономических обоснований предстоящих действий, а также рассмотрения эффективности планирования на одном из предприятий Сахалинской области.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ..………………….5
1.1 Предмет, метод и задачи планирования……………………………....5
1.2 Виды и типы планирования…………………………………………....8
1.3 Функции и структура плановых служб предприятия……………….12
2. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «САХАЛИНМОРНЕФТЕМОНТАЖ»…………………………………..17
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия......17
2.2 Оценка производственного планирования на предприятии…….......23
2.3 Планирование производственной деятельности «СМНМ» на будущий период……………………………………………………….25
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ….………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………..31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……...……………………………....33
ПРИЛОЖЕНИЯ….……………………………………………………….....35

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 377.50 Кб (Скачать)


1

 

                     Негосударственное (частное) образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Сахалинский Институт Экономики Права и Информатики»

 

 

                                                    

 

                                                Кафедра экономики и логистики

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Курсовая работа

               по дисциплине: экономика предприятия

    по теме: Планирование и прогнозирование на предприятии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель: ст. преподаватель

Пономаренко Р.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Южно-Сахалинск,

                                                               2010г.


                                                 СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

1.      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ..………………….5

1.1    Предмет, метод и задачи планирования……………………………....5

1.2    Виды и типы планирования…………………………………………....8

1.3    Функции и структура плановых служб предприятия……………….12

2.      ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «САХАЛИНМОРНЕФТЕМОНТАЖ»…………………………………..17

2.1   Организационно – экономическая характеристика предприятия......17

2.2   Оценка производственного планирования на предприятии…….......23

2.3   Планирование производственной деятельности «СМНМ» на будущий  период……………………………………………………….25

3.      РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ….………………………………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………..31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……...……………………………....33

       ПРИЛОЖЕНИЯ….……………………………………………………….....35


                                                        ВВЕДЕНИЕ

 

Любая работа требует от человека осмысления целей, порядка  действий и возможных результатов. С разработки образа будущего начинается  любое дело: решение о покупке товара, определение деятельности фирмы или  выбор жизненного пути. Экономические проекты и сделки, направленные на достижение поставленных целей – получение прибыли, рост рентабельности или завоевание рынка – требуют предварительного  осмысления в виде составления прогноза, плана или программы действия как непременного условия обоснования замысла и надежности получения желаемого результата.

В обществе с высоким уровнем технического, культурного и экономического развития такой инструмент, как планирование,  является неизбежным помощником в процессе управления. Рост населения, технический прогресс и увеличение по уровню и объему потребностей ставят перед управленческими инстанциями в экономике, политике и науке важные для отдельных лиц, семей, предприятий, стран, государств, а также для всего человечества проблемы. Как показывает опыт, что бы решить сложные проблемы будущего, людям нужно напряженно мыслить и активно действовать. Особенно необходимы такие проекты и концепции, при помощи которых можно было бы своевременно осознавать желаемые цели и принимать меры для их достижения. Чем меньше средств для удовлетворения потребностей, тем действеннее должны быть инструменты, с помощью которых организуется рациональное управление соответствующими процессами. Одним из таких инструментов и является планирование.

Актуальность данной работы в том, что любое управление требует научного предвидения в форме прогноза или плана. Это – аксиома управления любого уровня хозяйствования.  Однако фирме нужен не  любой план или прогноз. Ей нужен хорошо обоснованный образ будущего. И главным критерием качества будущего образа будет совпадение действительных событий с предполагаемыми. А это приблизит фирму к избранным целям хозяйствования.   

Целью курсовой работы является изучение методологии и методов экономических обоснований предстоящих действий, а также рассмотрения эффективности планирования на одном из предприятий Сахалинской области.

Субъектом исследования являются непосредственно методы планирования их их эффективное практическое применение на предприятиях.

Объектом исследование является предприятие, зарегистрированное в Сахалинской области: «Сахалинморнефтемонтаж».

В соответствии с целью исследования в курсовой работе предполагается раскрыть предназначение и структуру планирования и прогнозирования как одних из форм управления экономической деятельностью предприятия, а также рассмотреть аспекты, функции и типы планирования и прогнозирования деятельности  предприятия, как обязательных элементов системы управления предприятием. Провести анализ деятельности, рассмотреть внутрифирменное планирование, а также предложить варианты повышения эффективности деятельности предприятия «Сахалинморнефтемонтаж».


                        1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.

                             1.1. Предмет, метод и задачи планирования

 

Планирование служит началом всякой целенаправленной экономической деятельности человека как коллективной или корпоративной, в процессе производства и потребления материальных благ, так и личной, или индивидуальной, в ходе ведения своего домашнего хозяйства и собственного бизнеса. [6,с.47] Планирование на предприятии является важнейшей составной частью современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека. Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. Рыночное планирование внутренней деятельности предприятия, или производственной деятельности изучает законы, принципы, положения и методы научно обоснованного выбора и рационального использования экономических ресурсов на различных предприятиях, фирмах и организациях. [9,c.131]

Современное внутрихозяйственное планирование заключается в определении будущего желаемого состояния всего предприятия, отдельных производственных систем, экономических показателей или иных конечных результатов и тех целесообразных решений, которые необходимо осуществить, чтобы вывести объект или фирму из существующего положения в новое предполагаемое или планируемое. Механизм планирования основывается на взаимодействии процессов микроэкономического исследования настоящего состояния предприятия и моделирования прогнозируемого уровня его развития в будущем. Поэтому в сам процесс планирования входят выбор целей и установление требуемых путей их достижения. Сначала на основе анализа фактических или исходных данных определяется желаемое состояние планируемого объекта или системы, выраженное в качественных или количественных показателях и характеристиках уровня его дальнейшего развития. На этой базе затем осуществляется проектирование или непосредственное планирование комплекса технических, организационных, экономических и других мероприятий, с помощью которых в дальнейшем будет обеспечиваться их выполнение на предприятии (фирме). [7,c.201]

Процесс планирования проходит обычно несколько стадий, или этапов. Степень обоснованности любых планов во многом зависит от достоверности исходных показателей, характеризующих достигнутый уровень развития отдельной фирмы (предприятия). Поскольку каждое предприятие является лишь небольшой частью общей рыночной системы или экономики страны в целом, то для планирования его деятельности необходимо иметь как можно больше точных микроэкономических и макроэкономических показателей. В большинстве случаев общие показатели рынка или основные макроэкономические факторы, допустим темпы развития (роста), могут служить исходными данными для планирования внутрифирменной деятельности различных предприятий и их подразделений. Сложность рыночного планирования состоит в том, что некоторые макроэкономические процессы, например кризисы, забастовки, вообще не поддаются точному планированию, а также многие микроэкономические показатели, характеризующие рынок в целом, деятельность конкурентов, объемы спроса и другие, не обладают высокой степенью достоверности и точности. Отсюда вытекает, что любое внутрифирменное планирование в условиях рыночной экономики базируется на неполных данных. Это предполагает не только необходимость контроля за выполнением планов, но и возможность корректировки тех или иных плановых показателей. [6,с.105]

В современном отечественном производстве планирование внутрихозяйственной деятельности предприятий служит основой таких важнейших функций менеджмента, как целеполагание, организация, учет, контроль, регулирование и стимулирование. Очевидно, что данные функции определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности фирм и других предприятий, но и, главным образом, объект внутрихозяйственного планирования. Методология планирования деятельности предприятия в рыночных условиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов. Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана деятельности предприятия. [15,c.163]

Общим, или итоговым, предметом всякой плановой деятельности на предприятиях всех форм собственности служат проекты планов. Они имеют различные названия: комплексный план социально-экономического развития заказ-наряд, техпромфинплан, бизнес-план, стандарт-план и ряд других, которые характеризуют не только свой собственный предмет, но и определенный объект и систему конкретных показателей его дальнейшего развития. В рыночной экономике в качестве конкретного предмета завершающей плановой деятельности на тех или иных предприятиях обычно применяются разнообразные подсистемы планов, содержащие показатели по таким основным сферам или функциям, как маркетинг, проектирование, закупки, производство, труд, продажа, финансы и т.д. Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических или иных целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта служит надежным основанием для оценки не только достоверности конечных практических результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования, а также уровня развития всей современной экономической теории в целом. [6,с.106]

 

                                   1.2. Виды и типы планирования

 

Виды внутреннего планирования на предприятии могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии разработки, степень точности и др.

1. По содержанию планов – следует выделять, такие виды внутрихозяйственного планирования, как организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнес-планирование и др. Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т.д.

2. По уровню управления – в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать такие виды внутрихозяйственного планирования, как фирменное, корпоративное, заводское или иные системы планов, относящиеся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяйственной организации.

3. По методам обоснования – в современном производстве находят применение следующие системы внутрифирменного планирования: рыночное, индикативное и административное, или централизованное. На предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими формами общественной собственности преобладает централизованная, или административная, система планирования. В хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на других предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Важнейшими экономическими регуляторами или ориентирами в этих видах планирования служат соответственно механизмы свободных рыночных отношений.

4. По времени действия внутрифирменное планирование бывает: краткосрочным, или текущим; среднесрочным, или годовым; долгосрочным, или перспективным. Долгосрочное планирование обычно осуществляется на период от 3 до 10 лет, среднесрочное – в пределах от 1 до 3 лет, а краткосрочное – в течение одного планового года, квартала, месяца, декады или недели.

5. По сфере применения внутрихозяйственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное, их объектом служит соответствующая производственная система или подразделение предприятия.

6. По стадиям разработки внутрипроизводственное планирование бывает предварительное и окончательное. На первом этапе обычно разрабатываются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают затем силу законов.

7. По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, а также, главным образом, от уровня профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей.

8. По типам целей, учитываемым в планировании, оно может быть определено как оперативное, тактическое, стратегическое или нормативное. В процессе планирования преследуется три основных типа целей: задачи, которые необходимо достичь в пределах планируемого периода; цели, или вехи, к которым предполагается приблизиться в рамках планируемого периода или которые могут быть достигнуты позднее; идеалы, которые не считаются достижимыми, но к которым предусматривается приближение в планируемом периоде или за его пределами. [17,c.200]

Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия, например распределение выпуска продукции по объему, номенклатуре и срокам, установленным вышестоящим руководством. Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач.

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Например, тактическая цель завоевать лидерство на рынке в ближайшие пять лет может быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел должен разработать пятилетний план по сокращению разрыва между предприятием и существующим лидером на рынке. Далее выбираются необходимые средства достижения поставленных целей в будущем.

Информация о работе Планирование и прогнозирование на предприятии