Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Планирование и прогнозирование финансов осуществляется в привязке к подразделениям предприятия: можно, например, распределить денежные ресурсы и запланировать затраты каждого отдельного подразделения предприятия, проконтролировать исполнение и превышение выделенных лимитов. Планы отдельных подразделений автоматически собираются в единый план всего предприятия.

Оглавление

1. Теоретические аспекты финансового прогнозирования…………………..….3

2. Анализ финансового планирования и прогнозирования на

предприятии ООО «СКФ» города Волгодонска………………………………..19

3. Пути улучшения финансового планирования и прогнозирования
на предприятии……………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………………………......

Файлы: 1 файл

финансовое планирование и прогнозирование на предприятии.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

1. Теоретические  аспекты финансового  прогнозирования…………………..….3

2. Анализ финансового  планирования и прогнозирования  на 

предприятии ООО «СКФ» города Волгодонска………………………………..19

3. Пути улучшения  финансового планирования и прогнозирования

 на предприятии……………………………………………………………………32

Список литературы……………………………………………………………......37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теоретические аспекты финансового  прогнозирования. 

     Переход к рыночным отношениям требует определенных изменений  и дополнений уже существующих функций управления предприятиями. Приватизация предприятий способствовала их преобразованию в самостоятельные хозяйствующие субъекты, несущие полную ответственность за результаты своей деятельности. Одновременно нарушились сложившиеся между предприятиями связи, которые ранее поддерживались централизованно, ухудшились условия обновления производственного потенциала, обеспечения конкурентоспособности продукции. Выяснилось, что сама по себе смена формы собственности не гарантирует повышения эффективности работы предприятий. Сегодня руководителям предприятий необходимо принимать решения, которые бы способствовали выживанию и закреплению позиций в условиях жесточайшей конкурентной борьбы.

     В современных рыночных условиях эффективность  реализации продукции залог успешной деятельности товаропроизводителей. Особенно это сказывается в сельском хозяйстве, где производство продукции имеет ряд специфических особенностей. Поэтому правильно спланировать сбыт с определением наиболее выгодных каналов реализации наиважнейшая задача стоящая перед руководством предприятий.

     Финансовые  отношения - это прежде всего, распределительные  отношения, и они во многом сложились  у нас в стране в 1929-1931гг. Введение нового гражданского законодательства существенно расширило их круг. В самом общем виде финансовые отношения можно разделить на четыре группы: с другими предприятиями и организациями; внутри предприятий; внутри объединений предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга; с финансово-кредитной системой - бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.

     Прогнозирование – разработка планов по достижению стратегических целей ПОП.

     Планирование  – процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.

     В зависимости от результатов планирование делится на нормативное, стратегическое и оперативное. Стратегическое планирование нацелено не просто на увеличение объемов  производства и улучшение качества продукции, а на изучение запросов и потребностей конкретных групп потребителей.

     Важным  аспектом деятельности предприятия является выбор методов прогнозирования и планирования.

     Общими  методами как для прогнозирования, так и для планирования являются расчетно-аналитический, экономико-статистический методы и экономико-математическое моделирование. Специфическими методами для планирования являются балансовый, нормативный и индексный методы, а для прогнозирования – метод прямого расчета.

     Финансовое планирование и прогнозирование - это удобный «инструмент» для работы руководителей, финансовых директоров, менеджеров небольших предприятий, который позволяет:

    • планировать деятельность предприятия на месяц, квартал, год вперед;
    • осуществлять хозяйственную деятельность в соответствии с планом;
    • контролировать исполнение намеченного плана;
    • оценивать достигнутые результаты, делая выводы на будущее.

     Планирование  и прогнозирование финансов осуществляется в привязке к подразделениям предприятия: можно, например, распределить денежные ресурсы и запланировать затраты каждого отдельного подразделения предприятия, проконтролировать исполнение и превышение выделенных лимитов. Планы отдельных подразделений автоматически собираются в единый план всего предприятия.

     Предпринимательская деятельность в любой сфере регулируется государством через механизм финансовой системы (через налоги, кредиты, страхование и т. п.). В то же время она опирается на правовую базу независимо от видов предпринимательской деятельности и от форм собственности.

     В современных условиях предпринимательская  деятельность – это средство не только дохода, заработка, но и самовыражения. Отсюда огромное стремление многих людей  начать свое дело.

     В условиях рыночной экономики целесообразно:

  • усиление стратегического планирования и прогнозирования;
  • усиление контроля за качеством продукции на всех этапах от разработки до
  • серийного выпуска;
  • придание приоритетного значения информатике и экономическому анализу
  • деятельности на основе ЭВМ;
  • придание большего, чем раньше значения вопросам производства и управления
  • персоналом;
  • привлечение работников к участию в акционерном капитале;
  • поощрение работников за новые идеи в области совершенствования технологии,
  • создания и внедрения новой продукции;
  • усиление внимания к социально-психологическим аспектам управления;
  • усиление внимания в области маркетинговой деятельности, повышение 
  • эффективности затрат на проведение маркетинга.

     В условиях рынка банки, прежде всего, нуждаются в широкой и оперативной  информации о состоянии экономики, ее отраслях, группах предприятий, отдельных предприятиях, обращающихся в банк за кредитом и другими услугами. Для оценки кредитоспособности клиентов, экономического и делового рынка, для консультирования предприятий и населения, управления имуществом клиента банки нуждаются в подробной информации.

     Увеличение  числа субъектов рыночного хозяйства, объема выполняемых банками операций поставили перед банками и  задачи перехода на новые каналы связи, более высокого уровня технического обслуживания при совершении банковских операций.

     При переходе экономики страны на основы рыночного хозяйствования потребность  в финансово-экономическом планирование не утрачивается. Оно по-прежнему необходимо для обеспечения финансовыми  ресурсами расширенного кругооборота производственных фондов, достижения высокой результативности финансово-хозяйственной деятельности, создания условий, обеспечивающих платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия. Рынок даже ещё более требователен к качеству финансово-экономического планирования, чем прежняя система директивного планирования, так как при рыночных отношениях за все неблагоприятные последствия своей деятельности, в том числе и за просчеты в финансово-экономическом планировании, ответственность несет непосредственно предприятие. Именно оно в случае неспособности учесть неблагоприятно складывающуюся рыночную конъюктуру оказывается банкротом и подлежит ликвидации со всеми вытекающими последствиями для его учредителей.

     Сохраняя  и в новых условиях хозяйствования свою огромную роль, финансово-экономическое планирование вместе с тем должно быть коренным образом перестроено. Его содержание и формы выражения должны претерпеть существенные изменения в связи с новыми экономическими условиями хозяйствования и социальными ориентирами. Если прежде низовое финансово-экономическое планирование опиралось в основном на плановые показатели производственного и социального развития предприятия, которые в свою очередь определялись исходя из планов экономического и социального развития народного хозяйства страны, то сегодня эта база перестала существовать, поскольку предприятия не получают директивных указаний «сверху». Даже сохранившийся государственный заказ утратил свое прежнее директивное значение и рассматривается предприятием лишь как одна из возможных сфер реализации его продукции (работ, услуг).В этих условиях финансово-экономическое планирование должно ориентироваться на конъюнктуру рынка, учитывать вероятность наступления определенных событий (особенно в долгосрочной перспективе) и одновременно вырабатывать модели поведения предприятия при изменении ситуации с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

     В условиях финансовой и хозяйственной  самостоятельности предприятие  само разрабатывает свои планы, руководствуясь единственной целью – достижением высокой эффективности хозяйствования. Именно поэтому в ходе финансового планирования большое внимание уделяется более полному выявлению внутренних резервов предприятия, эффективному использованию производственных мощностей, рациональному расходованию материальных, трудовых и денежных ресурсов, лучшей организации производства и т.п.

     Финансово-экономическое  планирование ориентируется на реальное получение финансовых источников, как  собственных, так и привлекаемых, и возможности их превращения  в производственный капитал. Для этого в ходе планирования заранее предусматриваются реальные каналы приобретения основных и оборотных фондов, найма производственного персонала, создания ему необходимых условий работы и удовлетворение социальных запросов. Отсюда огромное значение придается процессу определения размеров и направлений использования денежных фондов, необходимых для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства и материального стимулирования работающих.

     Переход к рынку сказывается на методах финансового планирования. Если в отношении ближайшего времени конъюктура рынка и связанное с ней поведение предприятия могут быть довольно чётко просчитаны, то перспективные, долгосрочные процессы – лишь прогнозироваться. Поэтому финансово-экономическое планирование сводится, с одной стороны, к точным расчетам финансовых показателей на ближайшее время и их балансовой увязке в соответствующем финансовом документе, а с другой – к прогнозным расчетам, носящим вероятностный и многовариантный характер.

     Финансовые процессы, охватываемые рамками одного года, находят свое отражение в финансовом плане предприятия, который как и прежде, строится в форме баланса доходов и расходов. В этом состоит специфика финансовых планов предприятий, функционирующих на коммерческих началах.

     В балансе доходов и расходов в  денежной форме отражаются все стороны  финансово-хозяйственной деятельности предприятия, получаемые им доходы и  накопления, расходование средств. Составление  баланса требует использования  плановых расчетов, разрабатываемых по всем аспектам деятельности предприятия – производственной, сбытовой, инвестиционной, социальной и т.д. Лишь опираясь на них можно точно рассчитать общий финансовый результат (прибыль, убыток) и его составляющие в разрезе разных видов деятельности, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, величину резервных фондов (фондов риска), чистую прибыль, остающуюся непосредственно в распоряжении предприятия, финансовые ресурсы и направления их использования.

     Составляя баланс доходов и расходов необходимо руководствоваться некоторыми общими принципами, соблюдение которых обязательно в условиях рыночной экономики. Так, определяя конкретные направления использования финансовых ресурсов, следует учитывать различия в уровне получаемой отдачи и выбирать затраты, обеспечивающие предельно высокую рентабельность при этом финансовые затраты необходимо соотносить со сроками их окупаемости. При выборе долгосрочных затрат нужно предусматривать наиболее экономичные методы их финансирования.

     Критерий  инвестирования: вкладывать средства в производство, в ценные бумаги и т.п. целесообразно, если:

  1. чистая прибыль от данного вложения превышает чистую прибыль от помещения средств на банковский депозит;
  2. рентабельность инвестиций выше уровня инфляции;
  3. рентабельность данного проекта с учетом фактора времени выше рентабельности альтернативных проектов;
  4. рентабельность активов предприятия после осуществления проекта увеличится (или, по крайней мере, не изменится), и в любом случае превысит среднюю расчетную ставку по заёмным средствам;
  5. рассматриваемый проект соответствует генеральной стратегической линии предприятия с точки зрения формирования ассортиментной структуры производства, сроков окупаемости затрат, наличия финансовых источников покрытия издержек, обеспечения стабильных поступлений.
  6. Финансовый менеджмент далеко не безразличен к маркетинговой функции предприятия, ведь мудрость ценовых решений, правильная ориентация на те или иные сегменты рынка, интенсивные усилия по продвижению товаров, контроль над реализацией и своевременная коррекция маркетинговой политики является одним из важнейших слагаемых финансового успеха предприятия.

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии