Планирование и прогнозирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение методологии и методов экономических обоснований предстоящих действий, а также рассмотрения эффективности планирования на одном из предприятий Сахалинской области.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ..………………….5
1.1 Предмет, метод и задачи планирования……………………………....5
1.2 Виды и типы планирования…………………………………………....8
1.3 Функции и структура плановых служб предприятия……………….12
2. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «САХАЛИНМОРНЕФТЕМОНТАЖ»…………………………………..17
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия......17
2.2 Оценка производственного планирования на предприятии…….......23
2.3 Планирование производственной деятельности «СМНМ» на будущий период……………………………………………………….25
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ….………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………..31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……...……………………………....33
ПРИЛОЖЕНИЯ….……………………………………………………….....35

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 377.50 Кб (Скачать)

Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. В качестве стратегических идеалов предприятие может выбрать экономический рост, непрерывное развитие человеческого потенциала, периодическое обновление выпускаемой продукции, выход на мировой рынок и т.п. Такое планирование, как правило, бывает долгосрочным.

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы.

Рассмотренные четыре вида планирования по типам целей имеют весьма широкое распространение как на отечественных предприятиях, так и на зарубежных фирмах. Все эти виды планирования позволяют учитывать внутренние и внешние изменения в производственной деятельности предприятия и способствуют повышению уровня развития его экономического потенциала и качества жизни работников. [18,c.123]

В зарубежной науке и практике планирования будущего корпораций принято также выделять четыре основных вида временной ориентации или типологии составления планов. По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным. У одних плановиков преобладает ориентация на прошлое (реактивная), у других – на настоящее (инактивная), у третьих – на будущее (преактивная). Четвертый вид ориентации предполагает взаимодействие (интерактивизм) прошлого, настоящего и будущего как различных, но неразделимых видов планирования.

Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат.

Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.

Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз».

Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Поэтому оно скорее сосредоточивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей. [9,c.159]

 

               1.3. Функции и структура плановых служб предприятия

 

Планирование и управление экономической деятельностью предприятия тесно связаны между собой следующими общими функциями производственного менеджмента: выбор целей, определение ресурсов, организация процессов, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала, оплата труда и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала – руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов.

Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входят также анализ внутренней и внешней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т.д. Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляет общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью.

Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии фирмы, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности. Вместе с менеджерами плановики участвуют в составлении прогнозов развития производства, обучении персонала предприятия новым методам разработки различных планов, проведении консультаций в линейных подразделениях и функциональных органах фирмы, участвующих в составлении общих планов или их отдельных разделов.

В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. [13,c.92]

Основой для выбора организационных структур на предприятиях служат обычно перспективные планы их развития, объемы производства продукции, нормативы численности и соотношений различных категорий персонала и многие другие факторы. Структура управления предприятием может строиться по принципам как линейной, так и функциональной подчиненности различных подразделений. При линейных структурах управление осуществляется вышестоящим руководителем по отношению ко всем нижестоящим сотрудникам применительно к выполняемым функциям. Примером линейного подчинения экономических служб на крупных предприятиях могут быть названы последовательные структурные звенья: генеральный директор – главный экономист – планово-экономическое управление – планово-финансовый отдел – планово-расчетное бюро. При функциональной подчиненности право принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет (рис. 1.1).

 

 

 

 

 

 

                                         

Рис. 1.1. Линейная структура управления.

Существуют также смешанные структуры управления и их различные разновидности.

В настоящее время на отечественных предприятиях наиболее распространенной является линейно-функциональная структура управления организацией, построенная по признакам функциональной специализации служб или подсистем (рис. 1.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1.2. Линейно – функциональная структура управления.

 

По каждой подсистеме формируется состав служб или иерархия организации, пронизывающая все предприятие «сверху донизу». Работа персонала каждой службы оценивается по результатам, характеризующим реализацию ими поставленных целей и задач, выполнение своих функций или обязанностей. [14, c.90]

Основным внутренним фактором, вызывающим необходимость совершенствования организационных структур, является выбранный принцип централизации или децентрализации управления, связанный с объемом полномочий, которыми наделяется каждый руководитель или менеджер. В планово-экономических службах почти на всех отечественных и зарубежных предприятиях эти подходы, как правило, тесно взаимодействуют между собой в процессе планирования внутрифирменной деятельности. На крупнейших американских фирмах, как подтверждается мировой практикой, вся работа по планированию делится между многими исполнителями на следующие функции, этапы и сроки:

1.  Центральный плановый отдел формулирует цели (30 ноября). Высшее руководство рассматривает вопросы прибыли, капиталовложений и расширения сбыта.

2. Затем оно рассылает для ориентации производственным подразделениям записки, содержащие предполагаемые финансовые показатели, объемы сбыта, величины прибыли и затрат на предстоящие пять лет.

3.  Производственные подразделения выдвигают свои показатели (31 января). Они либо принимают полученные предложения, либо выступают со своими новыми планами. Подразделения представляют финансовый план на ближайшие годы и отчет о результатах работы по прогнозированию спроса, действиях конкурентов, развитию науки и техники. Представители высшего руководства за это время посещают каждое подразделение и знакомятся с ходом работ.

4.  Центральный плановый отдел утверждает цели и основные финансовые показатели (28 февраля). К этому времени отдел определяет соответствие реальных возможностей достижения подразделением предложенных советом директоров плановых показателей.

Производственные подразделения пересматривают план на второе полугодие (31 марта), при необходимости также изменяется финансовый бюджет на этот период.

5. Центральный отдел планирования утверждает пересмотренный план на второе полугодие (30 апреля). Этот план включает уточненные показатели на оставшийся период года.

6. Производственные отделы составляют планы на 2 года (30 апреля). Эта работа является продолжением четвертого этапа. Двухлетний план составляется с учетом изменения технологии, условий рынка, решений правительства и др. Подразделения составляют баланс на каждый месяц первого года и каждый квартал второго, планируют поступление наличных средств и их использование.

7.  Производственные подразделения представляют заявки на требующиеся им денежные средства (30 апреля). Эти средства распределяются только на те проекты, которые должны быть осуществлены в течение двух лет.

8.  Производственные отделы составляют прогноз на 5 лет (30 апреля). Прогнозируется сбыт всех видов выпускаемой продукции на ближайшие годы. Наряду с прогнозом сбыта намечается примерная сумма затрат и ожидаемая прибыль.

9. Производственные отделения представляют (31 мая) следующие плановые данные: сводку принятых подразделениями показателей, сведения о возможном поступлении денежных средств, заявку на требуемые инвестиции, прогноз сбыта продукции на 5 лет.

10. Высшее руководство принимает решение (30 июня) о распределении финансовых средств на проекты отделений и общефирменные.

11. Все службы составляют свои планы и бюджеты (31 августа). Составленный на первый год бюджет включается в план и получает необходимые финансовые средства.

12. Высшее руководство утверждает все планы и бюджеты (30 сентября).

К выполнению основных плановых функций на всех этапах их осуществления привлекаются менеджеры различных категорий. Приведенный полный состав выполняемых плановых работ свидетельствует не только о четком разграничении и взаимодействии основных функций планирования и управления на американских фирмах, но и о необходимости использования мирового опыта на всех отечественных предприятиях. [19,c.215]

Таким образом, можно сказать, что планирование и прогнозирование являются неотъемлемой частью организации деятельности предприятия. Современная экономическая наука вобрала в себе знания о различных типах планирования, начиная с выбора грамотного и экономически выгодного направления деятельности фирмы, заканчивая определением необходимого количества сырья на производство продукции в следующем квартале.

Планирование на предприятии позволяет грамотно управлять процессами происходящие на предприятии и влияющие на его деятельность. Для этого соответственно выбирается тип планирования, в соответствии с которым, будет происходить прогноз. Каждый тип имеет свой определенный набор целей и методов. И от того, какие цели преследует руководство предприятия, такой тип планирования будет выбран.


2. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «САХАЛИНМОРНЕФТЕМОНТАЖ»

        2.1. Организационно – экономическая структура предприятия.

 

«Сахалинморнефтемонтаж», в дальнейшем именуемое «Общество», является открытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом, действует на основании Устава и законодательства Российской Федерации. Зарегистрировано Постановлением мэра г. Охи № 203 от 01.04.1994 г.

Учредители заключили Учредительный договор,  определяющий создание общества для осуществления основных целей и задач, направленных на оказание услуг и получение прибыли от своей деятельности. Главной задачей предприятия, отраженной в Уставе, является подрядное строительство.

Основными целями и задачами деятельности организации являются:

1.                      Строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности;

2.                      Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

3.                      Проведение испытаний по контролю качества строительного сырья, материалов готовой продукции;

4.                      Добыча полезных ископаемых (щебень, песчано-гравийная смесь).

Информация о работе Планирование и прогнозирование на предприятии