Основные принципы рационального размещения сети магазинов в городах

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Есть известное утверждение, что для успеха магазина важны две главные вещи: первая — место, и вторая — место. И это действительно так. Локация магазина определяет больше половины успеха в целом. В современное время, когда потребитель старается найти необходимый ему продукт с наименьшими временными затратами, когда в нашу жизнь все больше и больше входит интернет, позволяющий делать приобретения не выходя из дома, магазины с удобным расположением, конечно же будут выигрывать у своих конкурентов. Этот факт наиболее очевиден в крупных мегаполисах, в которых концентрация торговых сетей гораздо выше , а конкуренция острее. И особенно борьба за лучшее месторасположение.

Оглавление

Введение — стр.2
Понятие розничной торговой сети, ее виды и значение — стр.3
Розничные сети (Retail) – стр.6
Развитие розничных сетей в России — стр.8
5. Принципы размещения розничной торговой сети — стр.12
6. Основные типы торговых пространств города и размещение розничных торговых предприятий — стр.14
7. Критерии и принципы размещения предприятий розничной торговли — стр.22
8. Вывод — стр.25
9. Список литературы — стр.26

Файлы: 1 файл

Организация предприятия_курсовая работа_2011г.docx

— 25.89 Кб (Скачать)

За рубежом  управление разными форматами магазинов  представляет собой отдельные направления  бизнеса. Поэтому в группе «Метро»  форматы мелкооптовой торговли имеют  название Metro, а гипермаркеты, занимающиеся розничной торговлей,– Real, и подчинены  они разным структурам. Для управления каждым из форматов требуется своя система подходов, бизнес-процессов, программного обеспечения, планограмм размещения товара в магазинах и  расположения торгового оборудования в торговых залах, своя ценовая политика, система BTL, схема маркетинговых  мероприятий и т. д.

В настоящее  время, рынок строительного ритейла  демонстрирует тенденции возобновления  роста, как в докризисном 2008 году. В 2011 году ожидается увеличение продаж строиетельного ритейла на 8%, а в  следующие три года этот показатель прогнозируется на уровне 15%. Основной причиной роста рынка будет служить  возобновление ипотечного кредитования, которое уже в 2011 году увеличилось  по сравнению с предыдущим в 2,5 раза.

Такой прогноз  делает ИА КредИнформ, после проведения маркетингового исследования «Рынок строительных материалов и товаров для ремонта  в России и регионах: состояние, тенденции  и перспективы его развития».  В данном исследовании утверждается, что до второй половины 2008 года ситуация на российском розничном рынке товаров для ремонта и строительства уверенно развивалась в пользу сетевого ритейла: расширяли территорию охвата как международные, так и отечественные сети.

Однако под  действием кризисных явлений  количество операторов сетевого ритейла  сократилось по итогам 2009-2010 годов  более чем на 10%. Причём кризис продемонстрировал  особые преимущества магазинов формата DIY («Сделай сам») по сравнению с  другими розничными сетями. В условиях нестабильного спроса значение широкого ассортимента и низких цен повышается. В 2011 г. ожидается дальнейшее повышение  спроса и усиление конкуренции между  сетевыми ритейлерами в регионах.1 

4. Принципы размещения розничной торговой сети

Важнейшим условием эффективной работы розничной торговой сети и высокой культуры обслуживания населения является оптимальное  размещение магазинов на территории города.

Принципы  размещения торговых предприятий на территории городов. Следует отметить, что существуют особенности в размещении торговых предприятий на территории поселений городского типа в зависимости от их размера (крупнейшие, крупные, средние, малые города и поселки городского типа). Конкретные типы магазинов по их размеру и специализации должны быть «привязаны» к районной планировке и особенностям различных городов и поселений, характеру распределения и состава населения и т.д.

При определении  мест дислокации магазинов в городе также возможно выявление зон  различной коммерческой активности. Исследования показали, что в качестве ключевого показателя степени активности целесообразно использовать пропускную способность магазина (розничный товарооборот на 1 кв.м торговой площади). Но с успехом могут применяться и другие показатели: количество вновь созданных на данной территории магазинов, в том числе в неприспособленных помещениях; количество мини-рынков и стихийных рынков. Число выделенных зон составило три: повышенной коммерческой активности; средней коммерческой активности; коммерческого риска.

  1. В зону повышенной коммерческой активности вошли городской центр; ареалы основных городских магистралей; ареалы транспортных узлов (пересечения центральных улиц) и районы вокзалов; ареалы предприятий и рынков и т.д.
  2. В зону средней коммерческой активности вошли территории, прилегающие к центру и имеющие с ним хорошую транспортную связь; ареалы второстепенных городских магистралей; ареалы магистрального значения.
  3. Зона коммерческого риска включает окраинные районы города.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Основные типы  торговых пространств  города и размещение  розничных торговых  предприятий

Для успешного  выбора месторасположения розничного магазина необходимо знать основные типы торговых пространств города. Экономисты по-разному подходят к  классификации типов торговых пространств, выделяя от трех до пяти групп.

Например, одна из классификаций включает пять типов:

  1. центральный деловой район;
  2. периферийный торговый центр;
  3. главная торговая артерия;
  4. торговая улица местного значения;
  5. обособленные группы магазинов.

Традиционно сложилось  представление о том, что приближение  торговых предприятий к центральным  районам является наиболее выгодным для продавца, поскольку при этом возрастает мощность и интенсивность  покупательского потока. Между тем, новейший опыт организации розничной  торговли и размещения торговых предприятий  дает и весьма убедительные примеры  в пользу преимуществ другого  подхода к размещению розничных  торговых предприятий: на окраине, на значительном удалении их как от центра города, так  и от места проживания покупателей.

Таким образом, можно сказать, что с точки зрения размещения розничных торговых предприятий можно выделить два подхода:

    1. тяготение  к центральным районам города;

    2. размещение  крупнейших по размеру торговых  предприятий на окраине. 

Первый подход получил название торговли «потоков», второй — торговли типа «траффик».

Отличительными  особенностями траффик-торговли являются расположение дискаунтеров в гипермаркетах  на периферии города. Обязательными  условиями являются:

    1. наличие  хорошо организованной парковки: «Без парковки нет бизнеса»;

    2. самый широкий  товарный ассортимент, когда в  одном месте можно купить все; 

    3. низкие цены, что возможно за счет реализации  эффекта масштаба торговли.

    Другой подход предусматривает три основных типа торговых пространств:

    1. Деловой  (торговый) центр. 

    2. Торговая  артерия. 

    3. Специализированная  функциональная территория.

Факторы размещения торговой сети — это совокупность многочисленных, разнокачественных  условий, ресурсов, предпосылок, влияющих на выбор месторасположения торгового  объекта с точки зрения его  особенностей, избранных критериев  и поставленной цели.

При размещении магазинов необходимо учитывать  следующие факторы:

  • градостроительные — величина города, функциональное зонирование его отдельных частей (центр города, промышленная зона и др.), плотность населения, размещение административных и культурных зданий и т.д.;
  • транспортные — основные направления и интенсивность транспортных потоков, рост численности индивидуального транспорта, наличие остановок общественного транспорта;
  • социальные — демографический состав населения, снижение затрат времени на приобретение товаров, создание условий для высокой культуры обслуживания;
  • экономические — обеспечение эффективности использования торговых и складских помещений, повышение доходности магазинов и материальных стимулов их персонала.

Основными задачами рационального размещения розничной торговой сети на современном этапе развития торговли являются:

  • максимальное приближение розничной торговой сети к покупателям, оптимальное соотношение ее различных видов;
  • обеспечение необходимого ассортимента товаров в магазинах, его реализация;
  • гарантирование каждому предприятию необходимого объема товарооборота и должного уровня рентабельности;
  • четкое разграничение районов деятельности однотипных магазинов, рационализация торговых процессов за счет внедрения прогрессивных форм обслуживания.

Дополнительные  факторы, определяющие выбор месторасположения розничного торгового предприятия. Наряду со специализацией и размером торгового предприятия на выбор места его дислокации оказывают влияние:

  • зона притяжения, или радиус действия магазина и его рынок сбыта;
  • потенциальные покупатели — их число, возрастной состав, уровень доходов, социальная структура и его особенности (студенческий городок, воинская часть, предприятия с женским составом работников);
  • конкуренты — их число, размер, особенности;
  • транспортные и пешеходные потоки;
  • наличие подъездных путей и автостоянок;
  • криминогенное состояние в зоне притяжения и т.д.

Другим важным фактором размещения торговых предприятий  являются типы товарных групп.

От того, насколько  качественно выявлены, проанализированы и учтены факторы размещения сети, зависит эффективность принимаемых  управленческих решений, дальнейшее состояние  и направление развития и оптимизации  торговой сети, наиболее эффективное  всестороннее удовлетворение потребностей населения в товарах  и услугах.

Переход торговли к рыночным отношениям требует повышенного  внимания к проблемам размещения розничной сети теоретических исследований и практики, так как это ведет  к расширению влияния всех основных слагаемых, в том числе и факторов пространственного размещения розничной  торговой сети (состав городской территории, размещение жилых районов, транспортных путей, деловых и культурных центров  и т.д.), на экономические показатели деятельности торговых объектов.

Построение  и локализация городской торговли с точки зрения отечественных  специалистов зависит от того, какая  концепция ее организации используется.

Существует несколько  принципов размещения розничной  торговой сети.

Важнейшим является принцип равномерного размещения розничной торговой сети. Он заключается в следующем: на каждый район города с определенной численностью населения приходится определенное количество магазинов, позволяющее удовлетворить спрос покупателей. Так, в районах жилой застройки при таком размещении покупатель должен тратить не более 7—10 минут на дорогу в магазин. Это значит, что радиус обслуживания должен быть около 500 метров. Данный принцип применим к однотипным магазинам и прежде всего к продовольственной торговле.

Принцип децентрализованного, или рассредоточенного, размещения сложился в городах исторически, когда магазины открывались в отдельных районах города без комплексного плана, по мере застройки.

В данном случае торговое предприятие максимально  приближено к жилой застройке  и обслуживает ограниченное количество населения, проживающего в радиусе  его обслуживания. Это позволяет  избежать большого скопления покупателей  и перекрещивающихся потоков  их движения, что характерно для  больших универмагов.

Основной недостаток такого размещения заключается в  том, что рассредоточение в определенной мере препятствует специализации торговой сети, так как основным типом магазина в этом случае должен быть магазин  смешанного ассортимента.

Функциональное  (ступенчатое или концентрическое) размещение розничной торговой сети обусловлено характером спроса на товары: товары массового спроса, первой необходимости и предметы периодического спроса. В этом случае вся торговая сеть города делится на две группы: магазины жилой зоны (микрорайон, жилой район, квартал) и общегородского значения.

Торговая площадь  распределяется между этими группами магазинов неодинаково. В жилой  зоне должно быть размещено до 75 % торговой площади продовольственных магазинов  и :’5 % — непродовольственных, т.е. продовольственная  сеть максимально приближена к покупателю.

Для централизованного, или группового, размещения характерна группировка всех торговых и бытовых предприятий в виде торговых центров, преимущество которых заключается прежде всего в комплексном удовлетворении спроса населения к: а к на товары, так и услуги. Строительство торговых центров значительно дешевле, позволяет лучше организовать подъездные пути, рациональнее использовать территорию и инженерные коммуникации, транспорт, механизировать погрузочно-разгрузочные работы. Их эксплуатация значительно снижает текущие затраты (расход электроэнергии, газа, воды, уборка помещений и т.д.) и повышает эффективность капитальных вложений. Вместе с тем групповое размещение приводит к увеличению радиуса обслуживания населения, что особенно нежелательно при его низкой плотности.

Информация о работе Основные принципы рационального размещения сети магазинов в городах