Основные принципы рационального размещения сети магазинов в городах

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Есть известное утверждение, что для успеха магазина важны две главные вещи: первая — место, и вторая — место. И это действительно так. Локация магазина определяет больше половины успеха в целом. В современное время, когда потребитель старается найти необходимый ему продукт с наименьшими временными затратами, когда в нашу жизнь все больше и больше входит интернет, позволяющий делать приобретения не выходя из дома, магазины с удобным расположением, конечно же будут выигрывать у своих конкурентов. Этот факт наиболее очевиден в крупных мегаполисах, в которых концентрация торговых сетей гораздо выше , а конкуренция острее. И особенно борьба за лучшее месторасположение.

Оглавление

Введение — стр.2
Понятие розничной торговой сети, ее виды и значение — стр.3
Розничные сети (Retail) – стр.6
Развитие розничных сетей в России — стр.8
5. Принципы размещения розничной торговой сети — стр.12
6. Основные типы торговых пространств города и размещение розничных торговых предприятий — стр.14
7. Критерии и принципы размещения предприятий розничной торговли — стр.22
8. Вывод — стр.25
9. Список литературы — стр.26

Файлы: 1 файл

Организация предприятия_курсовая работа_2011г.docx

— 25.89 Кб (Скачать)
 

Содержание

  1. Введение — стр.2
  2. Понятие розничной торговой сети, ее виды и значение — стр.3
  3. Розничные сети (Retail) – стр.6
  4. Развитие розничных сетей в России — стр.8

      5.  Принципы размещения розничной торговой сети — стр.12

      6. Основные типы торговых пространств города и размещение розничных торговых предприятий — стр.14

     7. Критерии и принципы размещения предприятий розничной торговли — стр.22

8. Вывод —  стр.25

9. Список литературы  — стр.26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Есть известное  утверждение, что для успеха магазина важны две главные вещи: первая — место, и вторая — место. И  это действительно так. Локация  магазина определяет больше половины успеха в целом. В современное  время, когда потребитель старается  найти необходимый ему продукт  с наименьшими временными затратами, когда в нашу жизнь все больше и больше входит интернет, позволяющий  делать приобретения не выходя из дома, магазины с удобным расположением, конечно же будут выигрывать у  своих конкурентов. Этот факт наиболее очевиден в крупных мегаполисах, в которых концентрация торговых сетей гораздо выше , а конкуренция  острее. И особенно борьба за лучшее месторасположение.

  Не смотря на бурное развитие сетевого ретейла в России (особенно в докризисные годы), насыщенность торговыми площадями сетевых магазинов в крупнейших городах России еще не достигло уровня таких европейских стран, как Англия, Германия, Франция. Тем не менее, развитие продолжается.

Существующие  сети открывают новые филиалы, на рынке страны появляются новые сети с российским и импортным капиталом. Рынок нашей страны по прежнему является привлекательным для иностранных  инвесторов сетевого бизнеса. А следовательно, борьба за лучшее место и за своего покупателя будет только ужесточатся. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие розничной торговой сети, ее виды и значение

Розничный торговец – это любая коммерческая организация, основная часть прибыли которой  образуется за счет розничных продаж. 
Существует множество различных типов организаций, занимающихся торговлей в розницу, постоянно появляются все новые и новые формы продаж. Однако, на современном этапе наиболее общей схемой классификации организаций, занимающихся торговлей в розницу являются розничная торговля через магазины и внемагазинная розничная торговля. 
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров) 
Она составляет основу материально-технической базы торговли. В розничной торговой сети завершается процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей. Рациональное построение розничной торговой сети страны, выбор правильного направления ее развития определяется социальными, экономическими и организационными предпосылками. Наблюдающиеся в последние годы со времени перехода к рынку, сдвиги: увеличение объема производства, повышение уровня занятости трудоспособного населения, рост социального обеспечения, расширение внешнеэкономической деятельности предъявляют качественно новые требования к торговому обслуживанию покупателей. 
Именно хозяйственная деятельность торговых предприятий является привлекательным объектом для организации малого и среднего бизнеса, отсюда развитие торговой сети является необходимым условием нормализации экономики, снижения издержек потребления, повышения культуры торговли. 
Розничная торговая сеть классифицируется по многим признакам
 
 

Таблица 1 
Классификация розничной торговой сети

 
№ п/п 
Признаки классификации  розничной торговой сети Виды розничной  торговой сети
1 По видам  и особенностям устройства Магазины, магазины, склады, павильоны, палатки, авто магазины и др.
2 В зависимости  от ассортимента реализуемых товаров Универмаги, универсамы, продовольственные и др.
3 По формам обслуживания покупателей Магазины самообслуживания, магазины, торгующие через прилавок, 
Магазины, торгующие по заказам покупателей и др.
4. С учетом типа здания и особенности его объемно-планировочного решения Предприятия розничной  торговли отдельно стоящие встроенные, пристроенные, торговые комплексы
5 По функциональным особенностям предприятия Стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные

Примерно 80 % сети предприятий розничной торговли приходится на долю магазинов. Они располагают  набором помещений и оборудованием, необходимым для выполнения разнообразных  торгово-технологических операций. Размещаются магазины в стационарных капитальных зданиях. 
Магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций:

  • изучение покупательского спроса на товары;
  • составление заявок на завоз товаров;
  • формирование ассортимента товаров;
  • реклама товаров и услуг;
  • продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетно-кассовых операции);
  • прием поступивших товаров по количеству и качеству;
  • обеспечение хранения товаров;
  • выполнение операций, связанных с выкладкой и размещением товаров в торговом зале.

Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с  оказанием покупателям дополнительных услуг.  
В качестве дополнений к сети магазинов создается сеть мелких сезонных пунктов продажи товаров (палатки, киоски, ларьки). Это мелкорозничная сеть может заменять или дополнять магазины. Населенные пункты с небольшим числом жителей, где нецелесообразно строить магазины, а также специальные контингенты трудящихся, которые ведут работы в отдалении от населенных пунктов, обслуживаются средствами передвижной торговли: авто магазинами, судолавками, вагономагазинами и др. 
Как видно, из вышеуказанного существуют разнообразные виды розничной торговой сети. Выбор конкретных их видов для организации бизнеса зависит от знаний, интересов хозяйственного предпринимателя, его финансовых возможностей и местных рыночных условий.
 
 
 
 

  1. Розничные сети (Retail)

Розничные сети— относительно новая форма российского бизнеса, получившая бурное развитие на территории всей страны в течение последних 10-15 лет.

Наибольшее количество розничных сетей сконцентрировано в Москве. На долю столицы приходится более 30% общероссийского объёма розничного товарооборота. Общее количество супермаркетов  и гипермаркетов, принадлежащих  различным розничным сетям, в  Москве на данный момент значительно  превышает цифру в тысячу магазинов. В Москве продолжают развиваться  существующие розничные сети, возникают  новые. Строятся торговые площади. Также  на столичный и российский рынок  приходят зарубежные игроки. На рынке  розничных сетей идет процесс  слияния и поглощения, усиленный  кризисными явлениями в экономики.

Розничные сети функционируют на всех рынках, в  частности, на рынке продовольственных  товаров, бытовой техники, лекарств, алкогольных напитков, одежды, парфюмерии и косметики, строительных материалов, товаров для дома, подарков. Среди  ведущих розничных сетей, работающих на различных рынках, следует упомянуть  следующие: X5 Retail Group, Копейка, Globus, Metro, Ашан, Billa, Азбука вкуса, Патэрсон, Гудвин, Утконос, Мосмарт, Рамстор, Седьмой  континент, Доктор Столетов, 36,6, STOCKMANN, Детский Мир, 12 месяцев, Bon joli, Л’этуаль, Ile de Beaute, Эльдорадо, Техносила, MediaMarkt, Красный  куб, Леруа Мерлен и другие.

Поскольку розничные  сети существуют в России сравнительно недавно, игроки взаимодействуют между  собой, чтобы обеспечить цивилизованное и прозрачное функционирование рынка, выполнение и усовершенствование законодательства, регулирующего их деятельность. Крупнейшие розничные сети являются членами  Ассоциации Компаний Розничной Торговли (АКОРТ).

3. Развитие розничных сетей в России

Большое значение выбору местоположения розничного торгового  предприятия придавалось в России в период развития капиталистических  отношений до революции 1917 г. В «Практических  советах по торговой практике», изданных в 1912 г., говорилось, что если купец  открывает какой-либо магазин или  лавку, то делает он это для того, чтобы торговать, чтобы сбывать  как можно больше товаров, чтобы  получать как можно больше пользы и на эту пользу жить. Это основа каждого торгового предприятия, разумная цель его существования. Размер успеха предприятия розничной торговли зависит от величины капитала купца, его работоспособности и места, в котором расположен магазин.

В дореволюционной  России выбор местоположения магазина определялся прежде всего его  типом. Розничная торговля в 1900 г., несмотря на разнообразие, включала три основных типа:

  1. Торговля предметами роскоши: губернские центры, центры городов, посещаемые богатыми людьми.
  2. Торговля предметами первой необходимости: крупные и небольшие города, населенные пункты.
  3. Торговля продукцией крестьянских хозяйств: ярмарки, базары, вразвоз.

Характерной особенностью локализации розничной торговли являлись городские рынки и центральные  районы и улицы. Например, размещение «Апраксина Двора» в Санкт-Петербурге или ГУМа вМоскве. Это относится  и к российским городам. Так, в  Екатеринбурге главной коммерческой улицей считалась Уктусская (ныне ул. 8 Марта). Она была одной из центральных  и пересекала весь город от края до края. На нее выходили Гостиный двор, Зеленый рынок, Хлебная площадь (теперь дендрарий). Здесь же находились лавки  и магазины Сысертских заводов и  крупных мельниц. Например, здание Дома политпросвещения (в настоящее время  — Театр эстрады) было построено  на месте торгового заведения  Буракова.

Условия для  развития розничных сетей на рынке  России на настоящем этапе, в связи  с вышеизложенным, могут показаться просто идеальными. Кто же сегодня  начинает диктовать условия на розничном  рынке страны, а не только в крупных  городах или определенных регионах?

Это, прежде всего, такие сети, как «Эльдорадо», «Евросеть», «Магнит», «М.ВИДЕО», «Дикси», «Перекресток», «ИКЕА», «Рамстор», «Метро», «Копейка», «Пятерочка», «Седьмой континент».

Уверенно развиваются  «Ашан», «Мосмарт», «Квартал» и «Виктория», «Реал», ВШа и некоторые другие.

Объявили о  своем слиянии сети «Перекресток»  и «Пятерочка», в ближайшие два  года они намереваются выйти на уровень  ведущих розничных ритейлеров, а  возможно и стать номером один на розничном рынке. Число торговых точек у некоторых сетей превышает 1500, к таковым относится «Магнит», а количество магазинов «Евросети» и вовсе составляет 3000.

У крупных сетевых  супермаркетов число торговых точек  пока не превышает 400, но темпы их развития позволяют прогнозировать достижение ими новых показателей уже  в ближайшее время. 

Рис.1 Структура рейтинга "Топ-100 российской розничной торговли - 2008" (% от общего количества сетей)

Сегодня, чтобы  оставаться конкурентоспособным на рынке, темпы роста должны быть не менее 35 % в год, а иногда и 50 %.

При этом существенным ограничением в укреплении сетевого бизнеса в России является отсутствие развитой инфраструктуры в регионах, складов класса А, низкий уровень  логистики, ограниченное количество необходимых  торговых площадей или их высокая  стоимость, что, например, наблюдается  в московском регионе. Все это  может приводить не только к замедлению темпов роста той или иной сети, но и ее отставанию в развитии ввиду  нехватки на это выделенных бюджетов и отсутствия необходимых площадей.

Не надо думать, что любая компания, которая приходит или открывается в нашей стране, обречена на успех. Например такая розничная  немецкая сеть, как «Маркткауф», которая  открыла в московском регионе  один магазин и по истечении нескольких лет работы приняла решение о  сворачивании розничного бизнеса в  России. Сеть «ЮНИКОР», имевшая в  Москве большое количество магазинов  и полностью прекратившую свое существование  много лет назад.

Закрывается достаточно большое количество небольших розничных  сетей, которые не выживают в условиях сегодняшнего рынка и конкуренции  со стороны более сильных компаний. Такие сети поглощаются, перекупаются или попросту уходят в небытие, нанося серьезные убытки поставщикам продукции.

Даже такой  лидер рынка, как Wal-Mart, столкнулся с  серьезными проблемами в Индонезии, где в течение двух лет терпел существенные финансовые убытки и вынужден был приостановить там свое развитие. Большие проблемы были у компании и при экспансии на немецкий рынок. По оценкам многих экспертов, по деятельности Wal-Mart можно написать учебное пособие  «Как не надо выходить на иностранный  рынок».

Однако в развитии нашей сетевой торговли можно  отметить и такие новшества, как  управление одним юридическим лицом  разноформатными магазинами: скажем, «магазином у дома», супермаркетом  и гипермаркетом. По своей сути –  это полный нонсенс, поскольку менеджмент не может одновременно эффективно управлять  таким количеством форматов. Именно такая ситуация наблюдается сейчас в компании «Седьмой континент», торговые точки которой, не имея своего распределительного центра, разведены внутри сети на различные  виды форматов («7 шагов», «7 шагов+», «Универсам», «Универсам+», «5 звезд», «5 звезд+», «Гипермаркет»). Для каждого вида формата создается  своя ассортиментная матрица, которая  формируется зачастую без учета  особенностей магазина, а только исходя из его торговой площади.

Информация о работе Основные принципы рационального размещения сети магазинов в городах