Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 16:47, курсовая работа
Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. В частности, целями аудита могут быть: оценка состояния бухгалтерского учета, проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, подтверждение проспекта эмиссии ценных бумаг, проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и подготовка рекомендаций по укреплению финансового состояния клиента.
1. Организация аудита банков 4
1.1 Цель и задачи банковского аудита 4
1.2 Внешний аудит как элемент банковского надзора 8
1.3 Внутренний аудит как условие улучшения качества управления банками 11
2. Методика аудита банковской деятельности 18
2.1 Организация внутрибанковского контроля и аудита 18
2.2 Аудиторская проверка кассы и кассовых операций 20
2.3 Аудит бухгалтерского учёта 26
Заключение 28
Список литературы 29
Заключение
Аналитический учёт в банках ведётся на основании денежно-расчётных документов. Они поступают в коммерческие банки от хозяйствующих субъектов, от других банков, а также составляются в самих банках и содержат необходимую информацию о характере операций, позволяющую проверить её законность, осуществить перечисление средств или их зачисление по поручению владельца. Совокупность документов, используемых банком для ведения бухгалтерского учёта и контроля, образует банковскую документацию. Банковская документация является предметом серьёзного и глубокого изучения аудиторами. Они позволяют проверить банковские операции с точки зрения законности, достоверности, реальности банковских технологий.
Знание банковской документации и умение её «читать» является необходимой предпосылкой успешного аудита.
Применение стандартных документов облегчает контроль аудиторов за содержанием операций и правильностью их отражения в бухгалтерском учёте.
Данные документов, раскрывающие их содержание, называются реквизитами. Основные реквизиты документов призваны обеспечить необходимую полноту отражения банковской операции в лицевых счетах и безопасность информации, заключённой в документе. Стандартные документы содержат следующие обязательные реквизиты: название документа, номер документа и дата его выписки, наименование предприятий-плательщиков и получающих средств в обслуживающих их банках, номера лицевых счетов в банке, номера корреспондентских счетов банка. Кроме того, в документах содержится информация о назначении платежа, сумме операции, подписи должностных лиц клиента и оттиск его печати, подписи работников банка, проверивших документы.
Аудиторы должны обращать особое внимание на наличие подписей клиентов и работников банка, подтверждающих факт проверки банковской операции. После подписания документа бухгалтером банка документ приобретает силу приказа и подлежит обязательному отражению на счетах клиентов и в балансе банка. При этом всю ответственность за законность информации и её безопасность для банка и клиента персонал банка берёт на себя. Отсутствие такой подписи означает, что операция по счетам проведена необоснованно, а может быть и незаконно. В этом случае аудитор должен проверить все детали проведённой операции, как с точки зрения экономического содержания, так и её юридического и документального оформления.
Реквизиты в документах отражены таким образом, чтобы облегчить контроль за содержанием операции.
Все счета в балансе должны использоваться в соответствии с их назначением, и экономическое содержание самих банковских операций должно соответствовать характеру и назначению счетов.
С особой тщательностью аудиторами проверяются кассовые документы: объявления на взнос наличными денег в кассы банков; приходные кассовые ордера; квитанции в приёме денег. Все эти документы относятся к приходным кассовым документам.
К расходным кассовым документам относятся денежные чеки на получение наличных, расходные кассовые ордера.
Проверка банковским персоналом при выдаче наличных денег, денежных чеков, а именно подписей, оттиска печати, номеров чеков, позволяет обеспечить банковскую безопасность по расходным кассовым операциям. Аудиторы должны проверить наличие на чеке подписей сотрудников банка (ответственных исполнителей, кассиров), подтверждающих факт проверки чека банковским персоналом. При совершении кассовых операций должны соблюдаться правила документооборота, в соответствии с которыми наличные деньги выдаются из кассы банка только после списания сумм с расчётного счёта клиента, а зачисление денег на счёт клиентов производится после получения их кассой.
В ходе аудиторской проверки необходимо также установить действующую в банке систему доступа к секретным сведениям и мерам безопасности. Доступ к конфиденциальным документам осуществляется на основании списка исполнителей на документе, который подписан руководителем банка или руководителем подразделения, отвечающего за охрану конфиденциальности. При этом необходимо проверить, соблюдаются ли необходимые условия охраны конфиденциальности. Из всей банковской документации должны быть выделены строго конфиденциальные и особо конфиденциальные документы. В нормативном документе банка о порядке доступа к конфиденциальным сведениям должны быть определены технологии доступа и к компьютерной информации (включая магнитные носители, программы, файлы и т.п.).
Большое место в аудите банков занимают ревизии кассы и кассовых операций. Главной особенностью проверки кассы является её внезапность. Аудиторская служба обязана произвести проверку наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой отчётности, находящиеся в кассе, в присутствии главного бухгалтера и кассира. Полный пересчёт денег обязателен. После пересчёта денег составляется акт о сумме наличных и их соответствие кассовому журналу, а также бухгалтерскому учёту. Проверяется полнота оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка (при этом сравниваются суммы, отражённые в ведомости аналитического учёта по дебету счёта «Касса», с данными журнала ордера № 2 и по кредиту счёта № 51 «Расчётный счёт»). В кассовых документах не допускается никаких подчисток.
Кассовые операции по списанию денег в расход проверяются по документам, приложенным к кассовым отчётам. При проверке используются следующие документы: кассовый ордер № 1 «Приходной кассовый ордер»; кассовый ордер
№ 3-А – журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов; документы без ордерного оформления приёма и выдачи денег; учётные регистры по счёту 50 «Касса»; Главная книга; балансы на соответствующую дату.
Аудитор также должен удостовериться в следующем:
К сожалению, не во всех банках кассовые помещения изолированы, некоторые банки (редко) не имеют сигнализации. Наличные деньги и другие денежные документы должны храниться в несгораемом шкафу. В помещении для пересчёта денег клиентами обязательно должен находиться представитель банка.
Аудиторам необходимо проконтролировать, проводились ли внезапные проверки кассы, производилась ли ежедневная сдача в бухгалтерию кассовых документов кассирами и есть ли на них расписка главного бухгалтера или его заместителя, имелись ли случаи подписки руководителем или главным бухгалтером незаполненных чеков и выдача их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке. Обращается внимание на наличие журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, а также кассовой книги, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью, а все листы заверены подписями руководителя и главного бухгалтера.
Следует иметь в виду, что в кассовой работе не может быть неточностей и ошибок. Даже мелкий просчёт в кассе приносит помимо материальных потерь страдания лицам, их допустившим.
К большому сожалению, аудиторами выявляются многочисленные нарушения в кассовой работе: хранение денег в неисправных шкафах, которые по окончанию работы не опечатываются, отсутствие охранной сигнализации, дубликатов ключей от сейфов, всевозможные подчистки в кассовых книгах. Нередко в помещениях для пересчёта денег клиентами – нет представителя банка. Выявлены факты, когда к работе с ценностями в банках допускаются лица, находящиеся в родственных отношениях.
В ходе аудиторской проверки аудиторы не только выявляют недостатки в деятельности банка, но и по возможности дают свои рекомендации по улучшению работы.
В обязанности аудитора входит проверка последовательности осуществления кассовых операций. Общий принцип, на котором базируется осуществление кассовых операций в коммерческом банке, состоит в том, что кассир выполняет операции по приёму и выдаче наличных денег только на основании распоряжения учётно-операционного работника, оформленного приходными и расходными кассовыми документами.
Именно
в обязанности учётно-
При проверке правильности организации и оформления кассовых операций по поступлению наличных денег аудитор должен иметь в виду следующее:
Основной акцент аудитор делает на анализ банковских документов.
В зависимости от объёма кассовых операций и количества аудиторов первичные документы подвергаются либо сплошной проверке, либо выборочной проверке. Если проводится выборочная проверка, то желательно охватить все документы хотя бы за один квартал.
Осуществляя проверку документов, аудитор обращает внимание на соблюдение установленных правил заполнения кассовых документов, наличие всех необходимых реквизитов и подписей, соответствие указанных в документах сумм цифрами и прописью, выявляет случаи подчисток в кассовых документах.
Опыт показывает, что в ряде случаев клиенты неправильно заполняют объявление и тем не менее бухгалтерские работники беспрепятственно оформляют их.
Следует проверить, имеются ли подписи ответственных исполнителей на справках кассиров приходных касс об общей сумме принятых денег, составляемых по окончанию операционного дня. Сами суммы, отражённые в справках, выписываются аудиторами и сопоставляются с записями в приходных кассовых журналах. Кассовые обороты, указанные в справках, должны совпадать с суммой принятой денежной наличности, отражённой в кассовой книге, и соответствовать записям в приходных кассовых журналах. Аудитору необходимо убедиться в том, что в приходном кассовом журнале за каждый день имеется подпись не только главного бухгалтера, но и заведующего кассой.
При проверке правильности организации и оформления кассовых операций по выдачам наличных денег аудитору следует обратить внимание на следующее:
Следует иметь в виду, что главным расходным кассовым документом является денежный чек. Аудитор должен проверить, не выдавались ли деньги на основании каких-либо других документов. Экземпляры денежных чеков и других расходных кассовых документов, подшитые за каждый день, должны храниться в помещении расходной кассы банка.
Аудитор
визуально проверяет