Методика аудита кассовых операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:16, реферат

Краткое описание

В условиях рынка организации, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций.
Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Файлы: 1 файл

Аудит товарных операций.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Введение

 

Торговля является одной из основных отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Главной и значительной частью оборотных средств в торговле являются товарные запасы.

Если приобретение товаров - начало и основа деятельности торговой организации, то реализация - финансово-экономический  смысл ее существования. Разница  между продажной и покупной ценой  реализованных товаров является основным финансовым источником жизненного цикла торгового предприятия.

В рыночных условиях залогом  выживаемости и основой стабильного  положения фирмы служит ее финансовая устойчивость. Она отражает такое  состояние финансовых ресурсов, при  котором организация, свободно маневрируя денежными средствами, способна путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс реализации товара.

Недостаточная финансовая устойчивость может привести к отсутствию у компании средств для развития, ее неплатежеспособности.

Для оценки финансовой устойчивости предприятия необходим анализ его хозяйственно-финансовой деятельности.

Если фирма финансово  устойчива, платежеспособна, она имеет  преимущество перед другими организациями  того же профиля в привлечении  инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров.

Ежедневно для эффективного руководства деятельностью торговой организации необходимо располагать  полной, точной, объективной, своевременной  и достаточно детальной оперативной  информацией. Это достигается ведением хозяйственного учета.

Управление торговым процессом рассматривается как  сложная совокупность решений, вырабатываемых менеджерами с учетом конкурентной позиции торгового предприятия  на потребительском рынке, стадии его  жизненного цикла, имеющегося потенциала трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

В условиях рынка организации, кредитные учреждения, другие хозяйствующие  субъекты вступают в договорные отношения  по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций.

Доверительность этих отношений  должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

 

 

 

 

1. Методика аудита кассовых операций

1.1. Нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета товарных операций

Основные требования, предъявляемые к документальному  оформлению движения, хранения и отражения  товарных операций в бухгалтерском  учете и отчетности, определены следующими законодательными и нормативными документами:

1) Гражданский кодекс РФ;

2) Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

3) приказ Минфина РФ  от 28.07.94 г. № 100 «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия»;

4) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, которая утверждена приказом Минфина РФ от 19.12.91 г. № 56 с учетом внесенных изменений и дополнений;

5) приказ Минфина РФ от 12.11.96 г. № 97 «О годовой бухгалтерской отчетности предприятий»;

6) приказ Минфина РФ от 21.11.97 г. № 81н «О формировании годовой бухгалтерской отчетности»;

7) письмо Комитета  Российской Федерации по торговле от 10.07.96 г. № 1-794/32-5 «Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли»;

8) альбом форм первичной  учетной документации в торговле  и общественном питании, утвержден  приказом Минторга РСФСР от 28.11.88 г. № 229.

 

1.2 Перечень учетных  документов, которыми оформляется бухгалтерский учет товарных операций

 

Все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) товарных запасов должны оформляться  первичными учетными документами.

Первичные документы  по приходу (поступлению) товаров. Для  учета прихода (поступления) товаров применяются, в частности, следующие документы:

– доверенность (формы № М-2 и № М-2а). Составляется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению. Форма № М-2а применяется в организациях, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдача доверенностей по форме № М-2а регистрируется в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей. Типовые межотраслевые формы № М-2 и № М-2а утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а;

– акт по форме № ТОРГ-1. Составляется при оформлении приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора (контракта);

–акт по форме  № ТОРГ-2. Составляется при оформлении приемки отечественных товарно-материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика. Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю;

– акт по форме  № ТОРГ-3. Составляется при оформлении приемки импортных товарно-материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика. Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю;

– акт по форме № ТОРГ-4. Составляется при оформлении приема и оприходования фактически полученного товара, поступившего без счета поставщика, а также в случаях, когда документы поставщика имеют различное конструктивное исполнение;

– акт по форме № ТОРГ-5. Составляется при оформлении приема и оприходования тары, не указанной в счете поставщика, а также для оформления приема и оприходования упаковочных материалов, полученных при распаковке товаров в том случае, когда они не показываются отдельно в счетах поставщиков и их стоимость включена в цену товаров;

– акт по форме № ТОРГ-6. Составляется при оформлении приемки и списания завеса тары. Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику;

– журнал регистрации товарно-материальных ценностей, требующих завеса тары (форма № ТОРГ-7). В журнале ведутся записи данных о завесе тары;

– приходный групповой отвес (форма № ТОРГ-17). Составляется при приемке товара плодоовощными базами, складами, холодильниками.

Первичные документы  по расходу (реализации) товаров. Для  учета расхода (реализации) товаров применяются, в частности, следующие документы:

– товарная накладная (форма № ТОРГ-12). Составляется при оформлении продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации;

– расходно-приходная накладная (для мелкорозничной торговли) (форма № ТОРГ-14). Составляется при оформлении отпуска товаров лоточникам, продавцам с тележек, разносок и т. п., которые не составляют товарные отчеты;

– товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т). Составляется при оформлении учета движения товарноматериальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля;

– заказ (форма № ТОРГ-26). Составляется при оформлении продажи товаров по предварительным заказам с доставкой по указанному адресу или без доставки по адресу на конкретные дату и время;

– журнал по форме № ТОРГ-27. В журнале ведется учет выполнения заказов покупателей, принятых к исполнению;

– товарный чек. Выписывается при оформлении продажи (отпуска) штучных товаров покупателям за наличный расчет. В чеке указываются: наименование, количество в штуках, продажная цена и продажная стоимость всего количества реализованного за наличный расчет товара, включая НДС и др.

Первичные документы для учета товаров на складе(ах). Для учета товаров на складе(ах) применяются, в частности, следующие документы:

– заказ-отборочный лист (форма № ТОРГ-8). Составляется для отбора товаров, тары оптового склада, на основании которого может быть выписана товарно-транспортная накладная (ТТН). Форма № ТОРГ-8 позволяет вести расчеты по отдельным группам товаров (например, вычислять торговую скидку по группам товаров);

– упаковочный ярлык (форма № ТОРГ-9). Выписывается при упаковке товара на каждое отдельное место (ящик, тюк и т. п.);

– спецификация к фактуре (форма № ТОРГ-10). Выписывается на упакованный товар. Применяется в том случае, когда отфактурованная партия товара упаковывается в ящики, бочки и т. п.;

– товарный ярлык (форма № ТОРГ-11). Составляется для учета товарно-материальных ценностей. Оставляется на хранение вместе с товарно-материальными ценностями по месту их нахождения. Заполняется на каждое наименование товара. Данные товарного ярлыка применяются для заполнения инвентаризационной описи товарноматериальных ценностей (форма № ИНВ-3);

– накладная по форме № ТОРГ-13. Составляется для учета движения товарно-материальных ценностей (товара, тары) внутри организации между структурными подразделениями и между материально ответственными лицами;

– акт по форме № ТОРГ-15. Составляется при оформлении возникающего по тем или иным причинам боя, порчи, лома товарно-материальных ценностей, подлежащих уценке или списанию;

– акт по форме № ТОРГ-16. Составляется при оформлении возникающей по тем или иным причинам порчи, потери качества товаров, не подлежащих дальнейшей реализации;

– журнал учета движения товаров на складе (форма № ТОРГ-18). В журнале ведется количественный учет движения и остатков товаров и тары у материально ответственных лиц складов (кладовых);

– расходный отвес (спецификация) (форма № ТОРГ-19). Составляется при отпуске всех видов товаров, как приложение к товарно-транспортной накладной (ТТН);

– акт по форме № ТОРГ-20. Составляется при обнаружении понижения качества и порчи товаров на основании приказа руководителя организации о перетаривании, сортировке, подработке, перетрафаречивании испорченных товаров;

– акт по форме № ТОРГ-21. Составляется при оформлении переборки, сортировки картофеля, овощей, фруктов, а также отходов, выявленных при переборке на плодоовощных базах (складах);

– акт по форме  № ТОРГ-22. Составляется при оформлении результатов контрольной (выборочной) проверки яиц;

– товарный журнал работника мелкорозничной торговли (форма № ТОРГ-23). В журнале ведутся записи данных об отпуске товаров в мелкорозничную сеть и получении выручки. Журнал выдается торговой или иной компетентной организацией работникам мелкорозничной торговли (киосков, ларьков и т. п.);

– акт по форме № ТОРГ-24. Составляется для учета излишков (недостач) в магазинах при перемеривании тканей по всем или отдельным группам в необходимых случаях до выпуска в продажу. Перемеривание производится членами комиссии в составе товароведа, представителя общественности и материально ответственного лица;

– акт по форме № ТОРГ-25. Составляется при оформлении уценки мерного лоскута, образующегося в торговой сети при розничной продаже тканей по мере накопления лоскута;

– карточка количественно-стоимостного учета (форма № ТОРГ-28). Заполняется при ведении в организациях торговли аналитического учета на складах, базах товаров, которые учитываются в количественно-суммовом выражении;

– товарный отчет (форма № ТОРГ-29). Составляется для учета товарных документов в организации торговли за отчетный период, утвержденный руководителем организации;

– отчет по таре (форма № ТОРГ-30). Составляется для сверки данных, предоставленных материально ответственным лицом организации торговли за отчетный период, утвержденный руководителем организации;

– сопроводительный реестр сдачи документов (форма № ТОРГ-31). Составляется на приходные и расходные документы по операциям за отчетный период.

Первичные документы  по продаже товаров в кредит. Для  учета торговых операций по продаже  товаров в кредит применяются, в  частности, следующие документы:

– справка для покупки товаров в кредит (форма № КР-1). Составляется при оформлении продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит (с рассрочкой платежа) в организациях розничной торговли. Бланкисправки по форме № КР-1 должны иметь типографскую нумерацию и подлежат хранению и учету наравне с документами строгой отчетности. Учет указанных бланков ведется в бухгалтерии организации по месту работы (учебы, назначения пенсии);

– поручение-обязательство (обязательство) (форма № КР-2). Составляется при оформлении учета покупки товаров в кредит;

– ведомость-опись по форме № КР-3. Ведется для учета в организациях торговли поручений-обязательств (обязательств), оформленных покупателями за товары, проданные в кредит, для учета первоначальных взносов стоимости товаров, процента за кредит, комиссионных сборов;

– распоряжение (форма № КР-4). Составляется для учета выдачи покупателю товара при оформлении учета покупки товара в кредит;

– ведомость учета по форме № КР-5. Ведется для учета поступления сумм денег в расчетную кассу организации торговли от покупателей в погашение задолженности за товары, проданные в кредит;

Информация о работе Методика аудита кассовых операций